Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Номадизм и пасторализм в круге балтийско-понтийских ранних аграрных культур:
5000 – 1650 гг. до Р.Х.

Сборник. Poznan 1994 (B-P S, vol. 2) ISBN 83-86094-01-X, ISSN 1231-0344.

1. Александр Кошко, Виктор И. Клочко «Номадизм и пасторализм – рамки программы для дисскуссии» – с. 1-4

Редакционная вступительная статья. В ней рассмотрены методологические и терминологические проблемы изучения раннескотоводческих обществ Европы (в том числе, различия и расхождения в англо- и русскоязычной теминологии) и предложены такие тематики для изучения и обсуждения:

  • реконструкция ранних форм подвижного скотоводства;
  • раскрытие в его развитии позиции расторализма (включая дефиницию критерия отделения «действительного пасторализма»);
  • раскрытие стадий пространственного распространения его форм в культуре.

Территория пограничья Восточной и Запной Европы играет особую роль в программе исследований и это вытекает из особого положения этого региона в главных концепциях о «посторальном повороте» – «критическом моменте» истории континента. Коллеция работ, представленных в этом томе должна привести к пересмотру многих мнений и открыть широкий форум для дисскуссии.

2. Михаил Ю. Видейко «Триполье – «пасторальные» контакты. Факты и характер взаимодействий: 4800 – 3200 гг. до Р.Х.» – с. 5-28

В статье рассмотрены:

1. Абсолютная хронология и культуры Северного Причерноморья в медном веке;

2. Триполье и распространение производящей экономики в Северном Причерноморье;

3. Трипольские протогорода и «степные» племена.

Основной вывод: подвижные формы скотоводства возникают в степной зоне (Средний Стог) под влиянием культур Триполье и Болград-Алдени. Распространение этих форм скотоводства после 3000 гг. до Р.Х. связано с концом атлантического и началом суббореального периодов, и в то же время это было концом комплекса экономики трипольского типа и концом трипольской культуры. После 3500 гг. до Р.Х. некоторые группы трипольского населения приняли участие в создании новых культурных типов в степи – таких как Усатово и другие. Только после этих событий появились степные пасторалисты.

3. Юрий Я. Рассамакин «Основние этапы развития ранних пасторальных обществ в Северном Причерноморье: 4500 – 2450 гг. до Р.Х. (доямные культуры и ямная культура)». – с. 29-70

В статье рассмотрены: 1. Культурное и хронологическое развитие ранних скотоводов (коровопасов); 2. источники для реконструкции экономики; 3. вопросы палеоэкологии; 4. проблемы палеодемографии; 5. проблемы реконструкции типов «коровопасов» и способов существования степного населения в энеолите – раннем бронзовом веке.

4. Славомир Кадров «От номадизма к оседлому способу жизни. Развитие обществ позднего неолита и раннего бронзового века в юго-восточной Польше: 2900 – 1650 гг. до Р.Х.». – с. 71-85

В статье рассмотрены: 1. состояние проблемы; 2. энеолитический период; 3. межановицкая стадия; 4. тшинецкая стадия (вкратце).

5. Сергей Ж. Пустовалов «Економика и социальная организация скотоводческого населения степной и лесостепной зон Северного Причерноморья: 2750-2000 гг. до Р.Х. (катакомбная культура)». – с. 86-134

В статье рассмотрены:

1. Археологические источники

1.1. Курганы

1.1.1. катакомбное стадо

1.1.2. ремесленники

1.2. Синхронные памятники катакомбной общности на территории Северного Причерноморья

1.2.1. Матвеевка-1

1.2.2. Михайловка

1.2.3. крепость на острове Байда

2. Окружающая среда в Северном Причерноморье: 2750-2000 гг. до Р.Х.

2.1. Современная модель

2.2. Окружающая среда в катакомбный период

3. Реконструкция демографической структуры катакомбного населения Северного Причерноморья.

4. Реконструкция скотоводческого способа ведения хозяйства катакомбного населения Северного Причерноморья.

4.1. производство продуктов питания

4.2. ремесло и торговля

4.3. выводы

5. Этно-социальный организм катакомбного общества Северного Причерноморья.

6. Виктор И. Клочко «Металлургия пасторальных обществ на пути от производства меди к бронзе в степной и лесотепной зонах Северного Причерноморья: 4500 – 2350 гг. до Р.Х.» – с. 135-166

В статье рассмотрены:

1. Состояние изученности проблемы

2. Металлургия энеолитических племен

2.1. Раннее и среднее триполье

2.2. Металлургия энеолитических степных племен

2.3. Выводы

3. Металлургия раннего бронзвого века

3.1. Позднее триполье

3.2. Степные племена

3.3. Выводы

4. Металлургия среднего бронзового века

4.1. Культура шнуровой керамики

4.2. Катакомбная культура

4.3. Культура многоваликовой керамики

4.4. Выводы

5. Основные этапы развития технологии и организации производства

7. Виктор И. Клочко «Вооружение пасторальных обществ в контексте вооружения степных – лесостепных племен: 5000 – 2350 гг. до Р.Х.». – с. 167-195

В статье рассмотрены:

1. Неолитический период: 5000-3150 гг. до Р.Х.

1.1. Степные племена

1.2. Трипольская культура

2. Ранний бронзовый век: 3150-2350 гг. до Р.Х.

2.1. Трипольская культура

2.1.1. Усатовская группа

2.1.2. Софиевская группа

2.2. Культура шаровидных амфор

2.3. Постмариупольские погребения

2.4. Ямная культура

2.5. Катакомбная культурно-историческая общность

2.6. Культуры шнуровой керамики

2.6.1. Культура шнуровой керамики Прикарпатья, Подолии и Волыни

2.6.2. Среднеднепровская культура

3. Отличия вооружения земледельцев и скотоводов (неолит – ранний бронзовый века)

8. Виктор И. Клочко, Сергей Ж. Пустовалов «Военное дело степных и лесостепных скотоводческих обществ Северного Причерноморья: 2750-2000 гг. до Р.Х. (Катакомбная культура)». – с. 196-215

В статье рассмотрены:

1. Характеристика и хронология катакомбного оружия

1.1. Вооружение ингульской культуры

1.2. Вооружение восточно-катакомбных племен

2. Этно-социальные характеристики

3. Военная организация северопричерноморского общества

4. Война и катакомбное общество

5. Выводы