Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

1.4. Характеристика банковских систем

Бритченко И. Г.

Экономическая система может быть разделена на следующие основные микросистемы:

1. Системы, производящие сырье, материалы и готовую продукцию (производственные системы).

2. Системы, осуществляющие распределение сырья, материалов, готовой продукции среди производственных систем и населения страны.

3. Системы, занимающиеся подготовкой кадров.

4. Транспортные системы.

5. Системы, обеспечивающие развитие банковских систем.

6. Системы, обеспечивающие функциональные связи с окружающей средой.

7. Системы распределения материальных благ.

8. Системы, обеспечивающие удовлетворение духовных потребностей народа и др.

Сложная динамическая система имеет следующие характерные черты:

1. Составляется из меняющихся элементов.

2. Имеет систему отношений между элементами.

3. Сложность системы определяется обилием связей между элементами и между системой и средой.

4. Система проявляет свойства, не присущие ни одному из ее элементов.

5. Система обладает способностью удерживать существенные переменные в допустимых пределах (адаптация системы).

6. Система ассимилирует разнообразные воздействия среды.

7. Система обладает динамической устойчивостью.

8. Система включает в себя: вещественный субстрат, совокупность структур внутренних отношений, функциональные связи с окружающей средой.

9. К структуре организации относятся: структура образования элементов в систему, структура внутреннего процесса системы, структура упорядочения элементов в системе.

10. Структура поведения системы в среде складывается из уравновешивания системы со средой и упорядочения системы в данной среде.

11. Система может действовать лишь тогда, когда изменения системы соответствуют изменениям среды.

12. Между системой и средой существует определенная отграниченность, которую можно измерить энтропией.

13. В системе большое изменение претерпевает вещественный субстрат, а структура остается неизменной.Банковская система состоит из элементов (вещественный субстрат), между которыми существуют определенные связи (структура внутренних отношений), и включает в себя функциональные связи с окружающей средой (см. табл. 4).

Таблица 4

Характеристика составных частей банковской системы

Вещественный субстрат Совокупность структур внутренних отношений Функциональные связи с окружающей средой
1. Территория банка. Здания, сооружения, постройки Производственная структура. Материальный поток основного производства с учётом времени. Взаимодействие труда и оборудования в основном производстве География поставщиков. Спрос. География потребителей. Трудовые ресурсы
2. Машины, оборудование Обеспечение производственного процесса Научно-практические успехи в области техники и науки
3. Рабочая сила Планирование работ и расчёт их результатов. -----------
4. Предметы труда Инструмент. Регулирование процесса в рамках плана Стоимостные показатели родственных банков в стране и за рубежом
5. Вспомогательные материалы Обслуживание банков Развитие транспорта и снижение стоимости перевозок
6. Энергия, топливо Изменение системы внутренних структур Связи с Национальным банком. Связи с министерством. Климатические условия

Устойчивость систем сложного динамизма, их свойство сохранять устойчивость своей качественной определённости, несмотря на изменения в среде, определяется их способностью эффективно, быстро и в достаточном объёме усваивать информацию из среды, а также быстро и правильно реагировать на неё. Поэтому одним из путей совершенствования банковских систем является повышение эффективности усвоения информации. Применение ЭВМ позволяет обеспечить заранее готовые, хранящиеся в памяти ответы на уже известные изменения среды и поиски ответов на новые изменения среды.

Трудовые ресурсы регионов характеризуются наличием трудоспособного населения и его квалификацией. Большое значение имеет подготовка населения к осуществлению определенных видов работ. Чем выше удельный вес трудоспособного населения в общей численности, тем больше возможностей развития экономической системы.

Задача управления банковской системой сводится к регулированию поведения этой системы в окружающей среде.

Под системой или целью регулирования мы понимаем совокупность связанных величин, которые находятся в такой функциональной зависимости друг от друга, что изменение одной из этих величин влечёт за собой изменения одной или нескольких последующих величин.

При анализе систем отношений в первую очередь определяется назначение системы и её элементов, а уже затем производится выбор исполнителей.

Для банка такой анализ позволяет определить возможные варианты замены исполнителей для отдельных операций и процессов. Система отношений будет зависеть от масштаба назначения системы и её элементов: чем больше масштаб назначения, тем сложнее будут отношения между элементами. Здесь следует учитывать и вторую сторону взаимосвязи назначения и отношений: чем больше масштаб значения, тем больше свобода выбора в выполнении отдельных функций, тем устойчивее данная система. Однако следует оговориться, что это правело подходит к случаям «или-или»; для случаев «и» масштаб назначения не будет увеличивать свободу выбора и, следовательно, будет снижать устойчивость системы. Для анализа отношений в банке следует различать отношения данного элемента к банковскому процессу в целом, которые делятся на три основные группы:

1. Основные – непосредственно относящиеся к основному банковскому процессу.

2. Обслуживающие – обеспечивающие ход банковского процесса.

3. Управляющие – планирующие, контролирующие и регулирующие ход банковского процесса.

Под связью банковской системы со средой следует понимать влияние среды на цели и результаты банковской деятельности и влияние последних на состояние среды. Так, действие объективного закона экономии рабочего времени будет оказывать влияние на банковскую систему таким образом, что с течением времени затраты живого труда должны снижаться. Технический прогресс будет оказывать влияние на качество и количество элементов банковской системы. Таким образом, банковская система отличается сложностью, большим количеством возмущающих воздействий внутри системы.

Банковская система проявляет свойства, не присущие ни одному из ее элементов. Отличительной, характерной чертой этой системы является ее собирательность: сведение всех свойств отдельных элементов в единую меру измерения – стоимость, позволяющую дать оценку результатов работы системы. Банковская система обладает (при высоком уровне организации труда) способностью удерживать существенные переменные в допустимых пределах. К существенным переменным этой системы относятся количественные показатели в стоимостном выражении. Выявление системы отношений можно произвести на основе анализа связей между элементами системы. Связи в банковских системах можно классифицировать по следующим группам:

1. Связи между составными банковских услуг, характеризующие возможность расчленения банковской услуги на отдельные составляющие.

2. Связи между банковскими операциями, обусловленные выбором методов обработки информации.

3. Связи между инвестиционной деятельностью и предоставлением услуг.

4. Связи между отделениями и их метрополиями.

5. Связи между сотрудниками.

6. Связи с окружающей средой.По виду связи могут подразделяться на:

1) информационные связи;

2) производственные связи:

3) экономические связи;

4) социальные связи;

5) обратные связи.

Под информационными связями понимаются все виды сообщений и сигналов, вырабатываемых, передаваемых, обрабатываемых и получаемых элементами банковской системы.

Под экономическими связями понимаются связи, характеризующиеся стоимостными показателями.

Социальные связи характеризуют связи работающих в банковском процессе и с окружающей средой.

Обратные связи – это такие связи, которые обеспечивают контроль за результатом воздействия управляющей информации на управляемый объект.

Случайными величинами оказываются обычно количество банковских услуг, обладающих в данный момент времени заданными свойствами, некоторые числовые параметры процесса (чаще временные), отклонения температуры, размеров и т. д. Для каждой переменной банковского процесса определяются вероятности появления (для событий) и законы распределения (для величин). Иногда можно ограничиваться их числовыми характеристиками: средними значениями, среднеквадратичными отклонениями (или дисперсиями) и корреляционными моментами (для нескольких случайных величин). Наиболее часто потребуется определить разброс погрешности какой-либо операции для различных операторов и среднее время настройки устройства каждым оператором.

Для этого фиксируются значения:

времени начала операции t0;

времени окончания операции t1;

величины Δх1 – в момент окончания операции.

Математическое ожидание (среднее значение) времени окончания операции определяем по формуле

(1)

Где ti0 и t1 – соответственно моменты начала и конца операции операторов;

n – количество операторов, выполняющих данную операцию, или количество замеров для одного оператора.

Математическое ожидание погрешности времени обработки определяется по формуле

(2)

Среднюю погрешность (дисперсию погрешности) времени операции определяют по формуле

(3)

В этом случае нужно накапливать лишь значения суммы х.

Исходя из этого устойчивость системы будет во многом зависеть от устойчивости элементов, составляющих эту систему. Следовательно, возникает вопрос об оценке не только отдельных элементов банковской системы, но и системы в целом с учётом влияния окружающей среды. Нужно знать не только результаты анализа банковской деятельности за определённый промежуток времени, но и связь этих результатов с состоянием всей системы.

Для этого необходимо исследовать, насколько устойчивы существующие функциональные связи системы с окружающей средой во времени и в какой степени соответствуют структура внутренних отношений и вещественный субстрат окружающей среды. Здесь имеется в виду динамичность системы по отношению к динамичности окружающей среды.

Таким образом, банковские системы обладают всеми свойствами сложных динамических систем:

1. Имеется вероятностная зависимость между вещественным субстратом, структурой и функцией.

2. Имеют место законы организации элементов в целое – законы порядка.

3. Менее заметно, но существуют законы движения в меняющейся среде – законы поведения.

4. Наиболее характерны законы движений элементов внутри системы.

5. Обладают бесконечным числом подвижных, гибких, многомерных связей.

6. Развиты системные свойства, не присущие ни одному из этих элементов.

7. Представляют замкнутый контур в среде, обменивающийся с ней веществом, энергией и информацией.

Разработка и внедрение систем управления банковской системой вызывают необходимость более точного определения понятия «управление».

В настоящее время имеется несколько формулировок понятия «управление» в экономических и в производственных системах.

Управление обычно трактуют как целенаправленное информационное воздействие одной системы (или подсистемы) на другую, стремящееся изменить поведение этой системы (подсистемы) в определённом направлении. Таким образом, рассматриваемое со стороны содержания управление призвано обеспечивать функционирование организованной системы, её воспроизводство и изменения в соответствии с критериями цели (эффективности).

Однако следует учитывать, что существует управление физическими процессами и отдельными людьми или коллективами.

Управление физическими процессами основывается на использовании обратной связи при возможности создания контрольной и регулирующей аппаратуры в непрерывных или дискретных производствах, когда протекание процесса имеет строгие закономерности (автоматические линии, машины с программным управлением и т. п.).

Рабочий также управляет физическим процессом, используя машину, инструменты и предметы труда. Чем больше уровень механизации труда, тем больше у рабочего функций управления и меньше его собственного труда. При автоматизации производства труд рабочего состоит полностью из функций управления физическим процессом.

Следовательно, механизированный труд отличается от труда с применением автоматов тем, что в последнем полностью устраняется физический труд и ограничивается сфера применения умственного труда рабочего путём узкой специализации в пределах сложности функционирования автомата.

Управление физическими процессами основано на логике жестких граней и вследствие незначительных отклонений от заданного ритма существенно снижает роль человека в регулировании производственного процесса. В этом случае наибольшее значение приобретает обслуживание и ремонт механизмов и автоматов.

Теория автоматического управления механизмами достаточно хорошо разработана и успешно применяется на практике.

Наиболее сложной частью является управление людьми и коллективами при большом количестве наименований сложных изделий, изготовляемых на разнообразной технике с большим количеством различных операций.

Эта сложность в большей степени обуславливается необходимостью использования суммы знаний и профессиональных навыков человека в сочетании с его психологическим, физическим и моральным состоянием. Человек по своей природе не может точно воспроизводить движения и действия в течение длительного периода (смена, месяц, год). Большое значение в труде человека в условиях всё большего разделения труда занимает заинтересованность, чувство коллективизма и другие факторы, ещё недоступные науке для их точного описания. Поэтому процессы с применением человеческого труда носят вероятностный характер и требуют достаточно большой и чёткой системы регулирования. Исследование сущности управления следует начинать с определения его составных частей и взаимосвязей между ними. При этом следует различать управление функционированием системы в заданных условиях и управление развитием системы.

В первом случае управление имеет целью ликвидацию внутренних и внешних возмущений без изменения выходных параметров системы, а во втором случае целью управления является изменение входных и выходных параметров системы в соответствии с изменением окружающей среды.

Некоторые учёные дают понятие управления как определение каждого значения переменной нормы регулирования, которая определяется как функция определённого параметра, называемая критерием управления. В зависимости от критерия различают следующие типы управления:

1. Программное управление, если параметром служит время.

2. Следящее управление, если параметром является ведущая величина, определяемая каким-либо иным процессом вне системы регулирования.

3. Адаптационное управление, если параметром является прежнее состояние выхода системы регулирования.

4. Экстремальное управление, если параметр определяется условием экстремизации (max или min).

Критерий управления является многопараметрическим и можно говорить о комплексном управлении.

Регулирование состоит в достижении такой деятельности системы, при которой выравниваются все отношения состояния выхода системы по заданному значению этого состояния, то есть по его норме (см. рис. 2).

Схема взаимосвязей между частями…

Рис. 2. Схема взаимосвязей между частями управления.

Следовательно, главная задача управления состоит в определении заданного состояния системы при её функционировании.

Заданные состояния функционирования банковской системы определяются планированием как упреждающим управлением, основанным на нормировании отдельных финансовых процессов . Это подчёркивает необходимость улучшения нормативной базы в банковских системах при совершенствовании системы управления.

Основными элементами управления следует считать:

1. Нормирование – основу планирования.

2. Планирование – упреждающее управление.

3. Контроль – средство сопоставления нормы и фактического результата.

4. Регулирование – приведение системы в заданное состояние.

5. Изменение состояния системы – совершенствование системы при изменении внутренних условий и окружающей среды.

Сложность управления в большой степени определяется количеством изменений в системе и в окружающей среде.

Изменения в банковской системе можно подразделить на следующие основные типы:

1. Изменение свойств элемента (качества услуг, применяемых технологий и т.п.).

2. Изменение функции элемента.

3. Изменение связей между элементами системы.

4. Изменение структуры элементов.

5. Изменение элементов структуры.

6. Изменение элемента.

Все эти изменения чаще всего не имеют определённой закономерности, что обуславливает возникновение большого количества отклонений фактических результатов от нормы и вызывает необходимость увеличения системы регулирования.

Не следует путать понятие «управление» и понятие «организация управления».

Если управление является целенаправленным информационным воздействием (при управлении коллективами людей), то организация управления выражает систему выработки и передачи этого целенаправленного воздействия. Организацию управления, как и любую организацию, можно выразить через её основные характеристики:

1. Содержание.

2. Структура.

3. Связи.

4. Способ принятия решения.

Поскольку управление осуществляется с помощью информации, то по существу организация управления будет выражать порядок и методы образования и переработки информации. В свою очередь, информацию в инвестиционном процессе можно по характеру участия в управлении разделить на три основных вида:

1. Описывающая информация, или информация о наличии и состоянии элементов системы и её функционировании с учётом фактора времени.

2. Инструкция – информация, оказывающая целенаправленное воздействие на управляемый объект.

3. Мотивация – критерий выбора данного целенаправленного воздействия.

Взаимодействие управления, его организация и информация раскрывают сущность процесса управления в банковских системах.

Организация управления, или организация выработки целенаправленного воздействия, возникает только в том случае, когда имеет место цель и объект управления. Поэтому эффективность организации управления будет в значительной степени зависеть от чёткости формирования цели управления.

Однако в сложных системах чаще всего трудно выразить всю систему управления одной целью.

Количество целей будет зависеть от числа необходимых целенаправленных воздействий при функционировании управляемого объекта.

Следовательно, организация управления начинается с описания регулируемых процессов в управляемом объекте и нахождения их закономерностей. Это осуществляется с помощью информации. Обработка описывающей информации на базе мотивации позволяет выработать целенаправленные воздействия в виде инструкций. Сложность и частота обработки описывающей информации определяют содержание организации, то есть выбор состава людей и машин.

Структура организации управления будет зависеть от способа обработки описывающей информации. Чем выше уровень разделения умственного и физического труда в управлении, тем проще и эффективнее структура организации. Или – чем больше число операций по обработке информации осуществляется в каждом элементе управляющей системы, тем проще структура организации.

Связи в организации управления выполняют роль увязки локальных целей с главной целью управления при помощи мотивации. Процесс принятия решений есть сочетание структуры и связей организации для выработки инструкций, выполняющих роль целенаправленного воздействия.

Управление включает в себя описание состояний объектов во времени, выдачу их в виде упреждающих целенаправленных воздействий, контроль за выполнением этих инструкций и регулирование функционирования управляемого объекта на основе контроля.

Особой составной частью управления следует считать управление развитием системы, которое включает в себя изменение составных частей управляемого объекта, их организацию и функционирование в соответствии с изменениями окружающей среды. Оно также включает в себя описание новых состояний объектов во времени, выдачу их в виде упреждающих целенаправленных воздействий, контроль за изменением системы и регулирование изменения системы на основе контроля.

В общем виде процесс управления может быть представлен следующей суммой операций или действий:

1. Сбор информации о состояниях управляемого объекта (описательная информация).

2. Нормирование состояний управляемого объекта.

3. Определение места и количества целенаправленных воздействий (выбор возможных инструкций).

5. Планирование – определение упреждающих целенаправленных воздействий.

6. Контроль – механизм сравнения (сопоставления) плановых и фактических состояний системы во времени.

7. Регулирование или компенсирование величины рассогласования между плановыми и фактическими состояниями системы.

8. Передача дополнительного управляющего воздействия на объект управления.

Планирование, контроль и регулирование в значительной степени зависят от структуры, связей и процесса принятия решения данной организации управления.

Однако организация этого процесса будет в значительной степени зависеть от уровня развития техники и квалификации исполнителей, участвующих в управлении банковской системой.

В настоящее время вследствие использования малого количества вычислительной техники требуется разделение управления на многочисленные функции.

Применение математических методов и электронно-вычислительных машин для решения проблемы руководства финансовыми процессами, протекающими в банковской системе, вызывает всё больший интерес. Стремление освободить руководителей от поиска уже найденных организационных решений, вооружить их научно обоснованными методами управления вызвало необходимость более полного и глубокого изучения понятия «управления».

Изучение управления процессами с использованием понятий кибернетики и общей теории систем позволяет применять достижения теории решений, теории информации, моделирования, математического программирования и исследования операций.

С возникновением кибернетики как общей науки об управлении и регулировании систем представилась возможность конструировать процессы, аналогичные процессам, реально происходящими в банковских системах.

В современных условиях при изучении управления делаются попытки использовать синтез технических, математических и общественных наук с тем, чтобы заменить существующий эмпиризм современным научным мышлением.

В кибернетике и в исследовании систем особое значение придаётся динамическому характеру управления. Действия, подлежащие координации и регулированию, а также люди, участвующие в них, рассматриваются как системы внутри единого целого промышленного предприятия, которое в свою очередь представляет один из элементов экономической, технической и общественной системы страны.

Банковская система есть результат мышления и опыта человечества, построенная для обеспечения растущих потребностей людей. Это стало возможным не только благодаря техническому прогрессу, но и благодаря совершенствованию самой банковской системы. Имеется пять основных типов процессов, встречающихся в банковских системах:

1. Процессы создания и хранения ресурсов.

2. Процессы распределения.

3. Процессы обслуживания.

4. Процессы замены.

5. Состязательные процессы.

По каждому из этих видов процессов разработан математический аппарат, позволяющий производить многовариантные расчёты с помощью ЭВМ.

Следует остановиться еще на различии задач управления в зависимости от его уровня.

Эти задачи могут быть стратегическими и тактическими. К стратегическим задачам управления относится учёт изменения ограничительных условий работы банковской системы и изменения её основы в перспективном планировании.

К тактическим задачам управления относится обеспечение оптимального функционирования системы при изменяющихся внешних и внутренних условиях в течение такого промежутка времени, когда основа и ограничительные условия системы остаются неизменными.

Под управляемостью системы следует понимать способность её органов управления обеспечивать функционирование системы при изменении внешних, внутренних и ограничительных условий, а также при изменении её основы.

Трудность в создании эффективной системы управления чаще всего обуславливается отсутствием возможностей описания системы на уровне, необходимом для управления.

Значительно усложняет управление отсутствие обоснованных норм на вспомогательные и обслуживающие процессы, что вызывает дополнительные отклонения от запланированного хода управления банками.

Этим и определяется низкая организация управления, потому что в одной системе существуют управляемая и неуправляемая части, которые тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому задача совершенствования управления заключается в расширении связей управления во всей банковской системе.

Участие человека в банковском процессе определяется сложностью связей между элементами системы и вероятностными зависимостями количественных характеристик процесса. Основная сложность заключается в большом количестве информации, которая вызывает последовательную смену состояний элементов системы во времени. Участие человека сводится к накоплению и выбору информации для управления и обеспечения расчетного хода банковского процесса.

Функционирование банковских систем носит динамический характер и тесно связано с окружающей средой. Важной чертой этих систем является неустойчивость элементов структур внутренних отношений. Даже при условии отсутствия изменений в окружающей среде, вследствие трудностей расчета отдельных взаимодействий, между элементами системы будет наблюдаться неустойчивость структур внутренних отношений.

Исходя из этого, следует различать регулирование структур внутренних отношений и регулирование поведения системы в окружающей среде.

Особенность банковских систем состоит в том, что гибкость системы регулирования должна соответствовать многообразию состояний реальной системы, а скорость уменьшения разнообразия последней должна быть достаточно большой для эффективного управления. В противном случае управление не сможет удержать существенные переменные в пределах пороговых границ. Качество работы системы зависит не только от скорости, с которой управление выдает «хорошие» решения, но также от чувствительности этих «хороших» решений к изменениям в окружающей обстановке.

Поэтому при организации структур внутренних отношений и функциональных связей с окружающей средой потребуются ограничительные предположения относительно целей организации, характера изменения окружающей обстановки, представленной в переменных о перспективе и возможностях перестройки механизма управления системой.

Одна из наиболее характерных трудностей совершенствования организации и управления банковской системой, которая стала особенно заметной с появлением ЭВМ, заключается в том, что в процессе управления очень трудно предусмотреть общие правила принятия решений почти в любой ситуации, не говоря уже о всех возможных ситуациях.

Изучение информации банковской системы имеет важное значение потому, что управление осуществляется с помощью информации, сохраняет ограниченность системы от среды и в то же время обеспечивает взаимосвязь с нею, сохраняя при этом качественную специфику системы.