Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Безверхие церкви

Фомин П.

В настоящее время, располагая громадным церковно-архитектурным материалом нашей харьковской старины, имеющимся в Епархиальном церковно-археологическом музее, мы имеем полную возможность определить древнейший тип наших «черкасских» деревянных храмов и уяснить себе его отношение к установившемуся типу западной Малороссии.

Правда, ни один из первоначальных сельских храмов, устроенных черкасами в XVII в., не дошел до нас. Не дошли до нас ни планы, ни снимки их.

Из городов Харьковского края сохранился древнейший вид только одного Харькова на плане Харьковского Наместничества 1787 года: здесь имеются миниатюрные рисунки существовавших тогда в Харькове храмов. Но из них в это время сохранилась от XVII в. только одна Благовещенская церковь на торговом Подоле Харькова. Она была построена около 1655 года и стояла в своем первоначальном виде до 1789 года, когда вместо первоначального была заложена новая каменная, освященная в 1794 году. Благовещенская первая церковь была однопрестольная и деревянная: на картине города Харькова она изображена трехглавою по продольной линии с востока на запад: средний корпус церкви состоял из трех, кверху суживающихся квадратных срубов, увенчанных шатровым с перехватом у основания куполом. Два соседних купола были ниже и уже. Колокольня церкви была также деревянная, рубленная. Вместо ограды церковь была обнесена тыном [Е.К. Редин. Материалы к изучению церковных древностей Украины. Церкви города Харькова. Харьков. 1905 г., с. 46-47.].

Но предания и довольно точные описания первоначальных черкасских храмов нашего края сохранились в известном труде Архиеп. Филарета: «Историко-статистическое описание Харьковской епархии».

Самою первобытною деревянного церковью отмечена Архиеп. Филаретом в сл. Котельве, Ахт. у., некогда бывшая здесь – Покровская. Она имела вид молитвенного дома, находилась вблизи луга на Песках. Неподалеку от Ворсклового потока, называемого «Рубижне», построена была большею частью из ольхового дерева и покрыта камышом; над алтарем был небольшой шпиль с малым крестом. Эта была первая церковь с начала населения Котельвы. Следов, где стоял этот деревянный храм, ныне уж нет.

Этот примитивный тип храмов встречается в древности западной Малороссии. Точно такой же храм сохранился до последнего времени в селе Старо-Шарково, Дисненского уезда, Виленской губернии. Устроен он был в 1639 году: характерную особенность в нем составляла маленькая фронтальная на столбах открытая звонница над закрытою папертью и внутри – хоры в трапезной части в виде открытого балкона [Известия Импер. Археол. Комиссии. Вып. 20. СПб. 1908 г., с. 3-5.].

К этому типу принадлежала также, по свидетельству Архиеп. Филарета, первоначальная Покровская церковь в сл. Межириче, Лебед. у: она была лубяная и построена была прежде всех других в Межириче.

Дальнейшую ступень в развитии этого типа составляли наши первоначальные деревянные храмы, соединявшие в себе план дома с куполом. Они приспособлялись в тревожное время татарских нашествий к боевым целям. Так, первый деревянный храм в сл. Савинцах, Изюмск. у., в XVII в. во имя Успения Богоматери стоял в крепости и устроен был применительно к опасностям военным. Он сделан был в виде дома с узкими окнами, с потолком жилого здания, с куполом над алтарем и с гонтовою крышею. Ограда же около церкви была обширная, состояла из часто поставленных остроконечных дерев весьма значительной вышины. По углам ограды сделаны были башни; со внешней стороны ограда окопана была рвом, а по насыпи рва стояли рогатки; внутри ограды устроен был погреб для хранения пороха.

Все это называлось городком, куда, во время тревоги, жители уходили для безопасности.

Крепостной характер имел первоначальный храм и в сл. Верхней Дуванке, Купянск. у., во имя Благовещения Пресвятые Богородицы. Храм был обнесен высоким валом в виде крепости, и в окопе находилась высокая башня. Эта последняя служила и наблюдательным и оборонительным пунктом против татар, которые, производя грабежи по разным местам, обыкновенно по условленным знакам в виде поднятия на высоком месте фонаря, – на кургане доселе называемом караульным, сходились к реке Дуванке для дележа своих промыслов, от чего и произошло татарское название реки (дуванить-делить). Такой же характер имел и Предтеченский храм в с. Меловатке, Куп. у. По местной памяти он был деревянный, но уже с тремя главами, вместо ограды был обнесен высокими остроконечными надолбами, а по углам укрепления были раскаты, на которых стояли железные пушки.

Наиболее интересные архитектурные сведения Архиеп. Филарет сообщает о первых деревянных храмах древнейшей в крае сл. Котельвы, Ахтыр. уезда.

Так, первый здесь Троицкий храм, после которого ныне существующий есть уже четвертый, существовал не более 12 лет, был построен в виде небольшой храмины с небольшим куполом об одной главе, покрыт был соломою и сгорел от происшедшего вблизи его пожара. На месте его в 1632 году был устроен другой. Этот был также деревянный, небольшой низенький, с одним престолом, но уже о трех главах, покрыт гонтою. Он просуществовал до 1783 г.

Первоначальный Преображенский храм здесь – деревянный – был с одним престолом с тремя главами, с гонтовою крышею, небольшой и низенький. Архитектурную особенность его составляли крытые переходы вокруг храма – «опасание». Храм этот стоял до 1780 г. и пришел в такую ветхость, что когда нужно было разбираться его, то никто не решался, из опасения за жизнь, взлезть наверх, а потому среднюю главу или купол, зацепивши канатом, свалили на землю. Также и первоначальный Николаевский храм в Котельве и во второй постройке Покровский – были деревянные, небольшие, крытые гонтою и с «опасанием» вокруг. Это «опасание» в то время, очевидно, было обычною архитектурною принадлежностью наших первоначальных храмов. Не только оно было в Котелевских храмах. По свидетельству Архиеп. Филарета с «опасанием» был устроен и первый храм во имя Рождества Богородицы в сл. Михайловке, Лебед.у.

Уже по этим кратким описаниям первых наших церквей, данным архиеп. Филаретом на основании устных преданий, видно, что первобытный тип их был чисто украинский. Мы узнаем в них все характернейшие черты этого типа. Хотя храмы эти не дошли до нас, но подобные им сохранились и уже изучены в Западной Малороссии. Кроме этого первообразы эти со всею точностью отразились в позднейших воспроизведениях: в деревянных храмах нашего края XVIII в., дошедших до нас. Как домовидные храмы воспроизводили подобные храмы Виленской губернии, так и храмы однокупольные с «опасаннями» вполне напоминают нам такие же современные храмы Подолии и Киевщины. Так как первые Котелевские храмы – трехкупольные – были низенькие, то, очевидно, они были односрубные – типа Георгиевской церкви в Старых Хуторах г. Винницы, Подольской губернии, т.е. широкие, приземистые о трех односрубных и осьмигранных корпусах, с более высоким средним, с широкими осмигранными куполами и луковичными главами и с «опасанием» вокруг [Древности Украины. Киев. 1905 г., таб. VI, рис. 2.]. Первоначальные же у нас домовидные храмы с куполами становятся вполне понятными по тем немногим храмам этого рода, которые от XVIII в. дошли до наших дней.

К числу памятников этого рода надобно отнести еще существующий Воскресенский храм села Хорошева, Харьковского уезда. Здание этого храма устроено в 1776 году старанием прихожан. Первоначальный же храм здесь был уже в 1696 году. Нам неизвестно, воспроизводит ли нынешний храм вид первоначального, или же этот последний был другого типа. Во всяком случае оригинальное устройство настоящего храма говорит за глубокую древность его архитектурного типа. Это продолговатое квадратное здание, имеющее вид дома с двускатной крышей и с двумя боковыми низенькими крытыми крыльцами. Снаружи посредине на крыше сделан небольшой глухой четырехугольный фонарь с четырехгранной приплюснутой крышей и поверх его на небольшой главке четырех конечный крест. Над алтарем же на конце крыши небольшой крест на главке. Оригинальную особенность этого примитивного здания составляет колокольня, пристроенная к нему спереди. Она состоит из двух срубов: нижний четырехугольный в вышину храма, но несколько уже его, а на нем верхний осьмигранный с широкими квадратными отверстиями на четырех сторонах для колокольного звона. Эта колокольня покрыта красивым невысоким осьмигранным куполом с легким перехватом у основания, а поверх купола на осьмигранной шейке луковичная глава с крестом. Церковная паперть пред колокольней покрыта фронтальным навесом на двух колоннах. Все здание храма ошелевано и крыто железом.