Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Андреевская церковь

Ирина Бекетова

Андреевская церковь по праву считается гордостью и украшением древнего и всегда молодого Киева. Храм воспринимается как неотъемлемая часть естественной природы в целом и окружающего сложного ландшафта в частности. Он поражает изысканностью линий, легкостью и необычайной гармонией. Расположенная на границе двух основных частей города — Старокиевской горы и Подола, Андреевская церковь зрительно соединяет их, создавая единую пространственную композицию.

Сувенирная плакетка «Святой апостол…

Сувенирная плакетка «Святой апостол Андрей Первозванный
и церковь в его честь».
Медь. Серебрение. Гальванопластика. Авторы А. Жернов и В. Жернов.
Киев, 2003 г. 250:250 мм (без обрамления).

По преданию, оставленному потомкам Нестором-летописцем, один из первых христианских проповедников апостол Андрей Первозванный остановился на берегу Днепра и сказал сопровождавшим его ученикам: «Видите горы эти? На этих горах воссияет благодать Божья. И будет город великий, и много церквей Бог здесь воздвигнет».

И взошел святой Андрей на гору, и поставил на ней крест. С тех пор в честь этого легендарного события гора носит название Андреевской. В 1086 году на ней была построена деревянная Андреевская церковь и при ней — женский Янчин монастырь, названный в честь первой игуменьи внучки князя Ярослава Мудрого Янки (Анны). Вблизи монастыря в 1212 году сооружена Крестовоздвиженская церковь как символ основания города.

В 1240 году при взятии Киева ханом Батыем всё построенное было разрушено. Но со временем на этом месте как память о давней легенде строились, сменяя друг друга, деревянные церкви с традиционным названием Крестовоздвиженских. Последняя из них, уже совсем обветшавшая, была разобрана в 1725 году. Андреевская церковь, возведенная в XVIII веке на месте прежней деревянной, обязана своим появлением российской императрице Елизавете Петровне (1709–1761). В конце лета 1744 года государыня прибыла в Украину — на родину своего фаворита Алексея Григорьевича Разумовского (1709–1771), выходца из казацкой семьи села Лемеши Козелецкого уезда Черниговской губернии. Романтические отношения дочери Петра Великого и красавца-певчего Петербургской капеллы увенчались тайным бракосочетанием, и эта поездка стала своеобразным свадебным путешествием на родину любимого.

Андреевская церковь. Почтовая…

Андреевская церковь. Почтовая открытка. Начало ХХ ст.

Потратив на дорогу из Санкт-Петербурга целый месяц, государыня 25 августа добралась до Киева и оставалась здесь до 12 сентября. Заботясь об укреплении своего авторитета среди украинской знати, она посещала святые места, делала щедрые пожертвования церквям и монастырям, распорядилась разработать проект укрепления комплекса Киево-Печерской лавры. Тогда же Елизавета Петровна решила основать в Киеве свою летнюю резиденцию и построить дворец с придворной церковью. Местом сооружения дворца она выбрала район виноградного сада на Печерске, а дворцовой церкви — Андреевскую гору. 9 сентября 1744 г. состоялась церемония закладки церкви. Елизавета Петровна собственноручно положила в основание престола «первый камень», и как символ будущего строительства на этом месте был установлен деревянный крест.

Разработка проекта церкви была поручена архитектору Большой колокольни Киево-Печерской лавры Иоганну Готфриду Шеделю (1680–1752), а земляные работы должен был проводить инженер-подполковник Д. Дебоскет. В начале 1745 года Шедель отправил в Петербург план и фасад церкви, но проект был отклонен, а со временем и чертежи потерялись.

К составлению нового проекта был привлечен придворный архитектор Франческо-Бартоломео Растрелли (1700–1771), работавший в то время над одним из самых крупных заказов императорского двора — проектом Смольного монастыря. Как считают исследователи творчества Ф.-Б. Растрелли, архитектор никогда не бывал в Киеве и для разработки проекта Андреевской церкви использовал проект из раннего варианта Смольного монастыря.

Ф.-Б. Растрелли — один из выдающихся архитекторов середины ХVIII века. В его творчестве блестяще соединились достижения архитектурной мысли Западной Европы и национальные традиции. Растрелли оставил богатое творческое наследие и в значительной мере повлиял на формирование и развитие стиля отечественной архитектуры середины XVIII ст. — барокко. Безудержная фантазия соединилась в творчестве мастера с тонкостью расчета, изысканность художественного мастерства — с чуткостью к народным традициям. Не копировать, не повторять, а видоизменять, переплавлять в новое художественное целое — вот творческое кредо Ф.-Б. Растрелли.

Родился великий зодчий в семье архитектора, скульптора и художника Карло-Бартоломео Растрелли — итальянца по происхождению, состоявшего на службе при дворе короля Людовика XIV. В 1716 году по приглашению Петра I отец и сын переехали в Петербург, где во время интенсивной застройки столицы будущий великий архитектор делает свои первые шаги в строительном деле. В 1722 году молодой Растрелли получил первый самостоятельный заказ. В этот период он дважды выезжает за границу с целью совершенствования опыта в проектировании и строительстве. 10 ноября 1730 г. Франческо Растрелли назначают оберархитектором императорского двора. Он возводит в Петербурге большой царский каменный дворец, строит дворцы для Бирона в Курляндии, в 1741 году получил заказ на строительство Смольного монастыря. Одновременно Растрелли работает над проектами Андреевской церкви в Киеве и Большого Петергофского дворца, в 1749 году сооружает новый Кремлевский дворец в Москве, 1753-ом реконструирует Зимний дворец в Петербурге, в 1755-ом строит Строгановский, а в 1758-ом — Воронцовский дворцы. Почерк великого мастера богатством форм, свободой и изысканностью отображал могущество и величие Российской империи послепетровской эпохи.

Вид на Андреевскую церковь. Почтовая…

Вид на Андреевскую церковь. Почтовая открытка. Начало ХХ ст.

13 августа 1747 г. Елизавета Петровна издала указ о возведении в Киеве церкви по подготовленному Растрелли проекту и об откомандировании из Петербурга для руководства строительством полковника И.М. Власьева со столичной командой Канцелярии от строений, а из Москвы — архитектора И. Ф. Мичурина (1700–1763). Андреевская церковь строилась за счет казны и предназначалась для обслуживания «дома ее императорского величества». Архивные документы свидетельствуют, что все время строительства между Киевом и Петербургом велась интенсивная переписка по всем организационным и техническим вопросам. Детальная разработка всех рабочих чертежей вменялась в обязанность И. Ф. Мичурину, но при этом каждый чертеж необходимо было согласовывать с Ф.-Б. Растрелли. 27 июля 1748 г. в Киев были отосланы копии эскизных проектов Ф.-Б. Растрелли, утвержденных императрицей, а 27 сентября И. Ф. Мичурин докладывал в столицу о готовности приступить к разработке рабочих чертежей и сметы. Вместе с Мичуриным работали архитекторы его мастерской А. Свиридов, С. Карин, Я. Трубников, А. Квасов, Т. Невский, М. Сальников. Строительные работы начались в 1749 году, а в 1752-ом приступили к наружной и внутренней отделке. Среди работников были и мастера лаврской школы каменщиков, в том числе будущий зодчий Кловского дворца Степан Ковнир.

Основные строительные работы были завершены в 1755 году. Но полное их окончание затянулось. Смерть Елизаветы Петровны в 1761 году, борьба за престол и приход к власти Екатерины II, а в связи с этим смена внутренней и внешней политики империи — все это привело к тому, что церковь была исключена из списков дворцовых сооружений, лишилась средств на содержание и находилась в бесхозном состоянии. Лишь хлопотами митрополита киевского Арсения и генерал-губернатора Воейкова храм был 19 августа 1767 г. освящен и службу в нем начали отправлять монахи Софийского кафедрального монастыря.

Андреевская церковь стоит на горе, возвышающейся на 87 метров над уровнем Днепра. Однокупольный храм с пятиглавым завершием имеет в плане форму четырехконечного креста, в углах которого расположены декоративные башни на массивных столбах, играющие роль контрфорсов. Общая высота сооружения — 60 метров (без стилобата — 46), длина с востока на запад — 32 м, ширина — 23 м, диаметр купола — 10 метров. Четкий массивный прямоугольник врезанного в гору двухэтажного основания подчеркивает легкость ажурного силуэта церкви. К входу в церковь ведет широкая парадная лестница: вначале она была деревянной, а позже построили чугунную с 53 ступенями и тремя площадками. Цокольное здание, предназначенное для священнических покоев, никогда не использовалось по назначению. В XIX веке здесь размещались странники и богомольцы во главе с Иоанном Расторгуевым, по прозвищу «Босой», пещерная церковь св. Сергия Радонежского, церковь святых Захарии и Елизаветы. В 1949–59 гг. в помещениях работала Киевская духовная семинария, затем — проектные организации, а с 1992 года цокольное здание передано Духовной академии и семинарии Украинской православной церкви Киевского патриархата.

Андреевская церковь. Почтовая…

Андреевская церковь. Почтовая открытка. Начало ХХ ст.

Фасады Андреевской церкви по замыслу архитектора богато украшены сложным рельефным декором, лепными наличниками окон, ниш и входных дверей, чугунными литыми позолоченными капителями пилястр и колонн, картушами кокошников и наличников. Нарастая снизу вверх, пышность убранства восхищает разнообразием цветовой гаммы, богатством позолоты рельефных деталей. Силуэт храма четко вырисовывается на фоне неба. Бирюзово-белый цвет стен, изящные декоративные купола, далеко отстоящие от центрального купола; маковки, увенчанные ажурными позолоченными крестами — все это и создает образ легкости, изящества, высокой гармонии с окружающей природой.

Внутреннее убранство Андреевской церкви исполнено по образцу сооруженных Ф.-Б. Растрелли дворцовых церквей Петергофа и Царского Села: тут все наполнено пышной светской декоративностью, свободой, театральностью.

В 1752 году была исполнена большая часть работ по иконостасу. Столярные мастера и резчики по эскизам и шаблонам, изготовленным собственноручно Ф.-Б. Растрелли, резали из липового дерева роскошное обрамление икон, пышные украшения царских ворот, кронштейны, коринфские капители, фронтоны, раковины, гирлянды из цветов и плодов, листья аканта, фигуры ангелов и святых. Это подлинные образцы искусства резьбы по дереву, в котором гармонично соседствуют позолоченная и полихромная скульптура, рельефная, плоская и горельефная резьба. В сочетании с богатым лепным позолоченным орнаментом на светлоголубых стенах, куполе и сводах храма они создают атмосферу праздничного жизнеутверждающего настроения.

Роскошный иконостас сразу же притягивает взор входящего в церковь. Он состоит из трех частей: верхний ярус достигает самого свода, ярусы разделены карнизами, а по вертикали — пилястрами. В трактовке архитектора иконостас, как главный акцент интерьера, играет роль сияющих золотом и пурпуром театральных кулис. Кафедра проповедника имеет вид театральной ложи.

Частью декоративного оформления храма была хрустальная люстра-паникадило, отлитая на заводах Петербурга. Укрепленная на металлическом кольце в куполе, она имела сложную конструкцию, украшенную хрустальными подвесками, чашами, гирляндами, цепями, розетками. Это был настоящее произведение искусства стиля барокко. Паникадило неоднократно позже заменялось.

Роспись центрального купола церкви.…

Роспись центрального купола церкви. 1747–1753 гг.

Живописное оформление интерьера является ярким образцом религиозного искусства середины XVIII века в жизнерадостном стиле барокко. Фигуры библейских и евангелических персонажей объемны, поданы в движении и экспрессии, их лица наполнены радостью жизни и здоровьем. Живопись храма пышная, скорее декоративная, а не условно-иконописная, насыщенная яркими вишнево-красными, темно-зелеными, синими красками. Большинство икон для иконостаса выполнены в Петербурге в 1751–52 гг. «живописной командой» Канцелярии от строений во главе с известным русским художником И. Я. Вишняковым (1699–1761). Исследователи считают, что непосредственно его кисти принадлежит образ Богоматери с младенцем из нижнего ряда иконостаса. В 1752 году в Киев для монтажа иконостаса был направлен «живописный подмастер» из команды И. Я. Вишнякова — А. П. Антропов (1716–1795), проявивший неординарные организаторские способности, самостоятельность и яркий талант. Вместе с помощниками Антропов расписал купол, своды притвора, алтаря, кафедру, часть икон для иконостаса. Кисти Антропова принадлежит главная композиция алтаря — запрестольный образ «Тайная вечеря».

Неотъемлемой частью интерьера храма являются два больших живописных полотна XIX века на тему летописных свидетельств о начале христианства на Руси — «Выбор веры князем Владимиром» неизвестного художника и «Проповедь Андрея Первозванного на берегу Днепра» работы украинского художника П. Т. Бориспольца (1805–1880).

На протяжении всего почти 250-летнего существования Андреевская церковь неоднократно ремонтировалась и реставрировалась, что было следствием прежде всего сложных гидрогеологических условий местности. Для борьбы с оползнями в 1860-е годы была сооружена система водоотводных труб и колодцев, в 1923–26 гг. построено обводное кольцо дренажной системы, а в 1970–72 гг. склоны укрепили полукольцом железобетонных свай доглубины 20 метров. К сожалению, все эти меры не принесли желаемых результатов и церковь продолжает находиться в аварийном состоянии.

Время не пощадило и пышный декор, и живописное оформление выдающегося памятника. В 1974–88 гг. была проведена комплексная реставрация церкви на основе найденных в музее «Альбертина» в Вене (Австрия) авторских чертежей Ф.-Б. Растрелли, датированных 1753 годом. Славному творению великого архитектора, осуществленному благодаря добросовестному талантливому труду многих мастеровстроителей, художников, оформителей возвращен первоначальный облик.

Плакетка «Андреевская церковь».…

Плакетка «Андреевская церковь». Скульптор Е. Сергиенко.

В 1918 году Андреевская церковь была поставлена на государственный учет как памятник архитектуры и до 1936 года находилась в составе «музейного городка» древнего Киева на правах филиала. В 1939 году в храме был размещен филиал Киевского Софийского антирелигиозного музея. В 1968 году в Андреевской церкви создан архитектурно-исторический музей, вошедший в состав Национального заповедника «София Киевская» как его филиал.

Опубликовано : Купола (Киев), 2005 г., вып. 1, c. 17 – 21.