Логотип Мысленного древа

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

НАУКА

ОБРАЗО
ВАНИЕ

ЛИТЕРА
ТУРА

Письмо на сайт
Версия для печати
Лента новостей (RSS)
Наука / История / Купола : исторический альманах / Купола, вып. 2 (2005 г.) / Украинское барокко в архитектуре Киева

Украинское барокко в архитектуре Киева

Татьяна Старостенко

Музей истории Киева

Замечательным феноменом в европейском искусстве XVII–XVIII веков было независимое существование различных стилей, и один из них – барокко. Это то направление, что возникло в Италии в XVI столетии под влиянием последних работ Микельанджело, достигло господства в Европе в XVII-ом и перешло в первой трети XVIII столетия в стиль рококо. Барокко характеризовалось напыщенной передачей форм эпохи Возрождения, более вычурной резьбой, активным использованием элементов живописности, что привело к исчезновению прямых линий и применению в архитектуре закруглённых форм. Вторая половина XVII–cередина XVIII столетия – один из интереснейших периодов в развитии культуры города Киева, связанный с формированием величественно-духовного стиля барокко. Мирового уровня достигли украинская архитектура, музыка, живопись, граверное, ювелирное и резное искусство. Мастера широко использовали нестандартные формы декора и богатую орнаментику, в которой отображались местные растительные мотивы – детально исполненные цветы барвинка, василька, гвоздики, плоды малины и шиповника, виноградные грозди. В архитектурных формах украинского барокко использовались лепные орнаменты, цветные керамические розетки, головки ангелов и другое. Именно в этот период мастерами отечественного зодчества создавались величественные образцы многоярусных культовых сооружений. Было в основном завершено строительство комплексов Киево-Печерской лавры, Софийского, Выдубецкого, Братского, Михайловского, Никольского и Кирилловского монастырей.

Новые церкви этого периода по принципам своего архитектурного решения подразделяются на две основные группы, отличающиеся одна от другой композиционными приемами. Центрическое решение применялось преимущественно при строительстве приходских церквей (трёх- и пятикупольные сооружения), а осевой приём использовался при возведении монастырских храмов (шестистолпные постройки). Яркими образцами шестистолпных храмов конца XVII–начала XVIII столетия были соборы киевских монастырей – Никольского на Печерске и Братского на Подоле.

Комплекс Братского монастыря был одновременно и религиозным, и образовательным центром. Он занимал целый квартал на северовосточной стороне Магистратской площади и начал формироваться с конца ХVІ столетия. Основные строительные работы в монастыре производились в конце XVII– XVIII столетий. В этот период на месте прежней деревянной Богоявленской церкви на средства гетмана Ивана Мазепы был построен большой каменный пятикупольный шестистолпный храм – Богоявленская соборная церковь с приделом во имя рождества Ивана Крестителя.

Военный Никольский собор в Киеве. 1918 г. Богоявленский собор Братского монастыря в Киеве. 1870-е годы.
Военный Никольский собор. 1918 г. Богоявленский собор Братского монастыря. 1870-е годы.

Как считают некоторые исследователи, Богоявленский собор и строившийся одновременно с ним Никольский собор Пустынно-Николаевского монастыря возводились по проекту воспитанника Киево-Могилянской коллегии архитектора Ивана Зарудного. Окончив коллегию, он совершенствовался в университетах Италии, служил в канцелярии Мазепы в Батурине, Ромнах и Киеве, затем по рекомендации гетмана его забрал Петр I в Москву. Там Зарудный строил храмы, триумфальные арки, проектировал и изготовлял иконостасы для церквей всей Российской империи.

В 1693 году Иван Мазепа пригласил в Киев московского зодчего Осипа Старцева. Крупные объёмы, большие плоскости, внушительная и доступная восприятию чёткая композиция – вот те особенности, которые воплотил Осип Старцев в своих киевских творениях – Богоявленской церкви и Никольськом соборе. Декоративность и праздничность отличали эти величественные сооружения.

Богоявленская церковь являлась характерным образцом шестистолпного храма, тип которого в то время был распространён в Украине. Композиция сооружения имела ярко выраженную ось, подчёркнутую двумя башнями на западном фасаде с сильно развитым и богато прорисованным порталом. Северные и южные порталы были решены в одинаковых формах и, повидимому, являлись одним из немногих первоначальных фрагментов церкви. Композиция порталов проста: арочный проем обрамлён круглыми приставными колонками, покрытыми богатым и хорошо прорисованным орнаментом из виноградной лозы, украшенной листьями и гроздьями. Колонки увенчаны коринфскими капителями, состоявшими из волют и одного яруса листьев. Толстый астрагал был украшен орнаментом, простой тонкий абак венчал капитель. Сверху колонки объединялись антаблементом классического профиля. Композиция венчалась разорванным в вершине треугольником.

По всей видимости, порталы Богоявленской церкви были сделаны из камня. Отдельно стоявшая круглая колонка, приставленная к стене, могла быть выполнена только из единого куска камня, так как из кирпича такую форму конструктивно трудно выполнить. Орнаменты капители и колонки, отличавшиеся сильным рельефом и тонкой модулировкой, были, несомненно, вырезаны из твердого материала.

Расположенные сверху на фронтоне скульптурные группы ангелов значительно отличались от резной орнаментики колонок. Скорее всего, эти группы появились при позднейшей переделке соборной церкви в 1732–1740 годах. Это подтверждается характером повторявшихся мотивов лепки на сооружениях середины XVIII столетия, а также отличающейся от других элементов портала трактовкой деталей, которые выделялись более крупной прорисовкой и мягкими контурами. На этом же основании к позднейшим переделкам отнесли и лепное заполнение фронтона портала северного фасада.

Западный портал был значительно изменён в середине XVIII столетия. Весьма вероятно, что перестройка западной паперти произошла в период обновления собора с 1732 по 1740 год. Портал сплошным ковром покрывался лепным убранством. Архитектурные элементы служили своеобразной границей, отделявшей одну орнаментальную тему от другой. Тематика была самая разнообразная: наряду с бытовыми мотивами в виде свисающих рушников и цветочных гирлянд были широко применены оригинальные комбинации стилизованных листьев и бесчисленные головки ангелов. Религиоз ная тематика в данном случае использовалась как мотив для орнаментального убранства. В украшении портала была также применена тематическая роспись.

На ровной поверхности стен в два яруса были расположены узкие высокие окна с богато украшенными наличниками. Всё это придавало собору характерные для украинской архитектуры XVII–XVIII столетий стройность и живописность.

После пожара 1730-х годов фронтон притвора был украшен лепным орнаментом, схожим с орнаментами «Брамы Заборовского». В 1853 году купола церкви были позолочены, но в сентябре следующего года западные и, частично, большой были повреждены пожаром.

Главную святыню монастыря составляла помещавшаяся в Богоявленской соборной церкви икона Братской (Вышгородской) Божией Матери: она находилась в особом киоте на возвышении и была покрыта серебряной вызолоченной ризой.

Первоначальный барочный иконостас церкви сгорел во время пожара на Подоле в 1811 году. Его заменил ампирный иконостас, датируемый 1825 годом и считавшийся одной из луч ших работ Андрея Меленского. Живописные работы производил киевский художник Иван Квятковский, который перед этим расписывал церковь на Дальних Пещерах в Лавре. Одновременно с ним работал итальянский мастер Антонио Скотти, но его роспись рано утеряна. Среди исторических ценностей церкви были серебряная чаша – дар игуменьи Магдалины, матери гетмана Ивана Мазепы, и Животворящий Крест в иконостасе над царскими вратами. Кипарисный крест – греческой работы, резной, с 32 изображениями и надписью, сообщавшей, что крест был дан иерусалимскому патриарху Феофану волошской царицей в 1600 году. Этим крестом патриарх Феофан в 1620 году благословил Богоявленское братство и утвердил в нем ставропигию. В ризнице сохранялся также серебряный крест Петра КонашевичаСагайдачного с надписью: «Року 1622-мъ дал сей крест рабъ Божій Петръ Конашевичъ Сагайдачный, гетманъ войска его к. м. запорозского до церкви светого Богоявленія Господня въ домъ братскій на отпущеніе грехов своихъ».

«Грехопадение». Иконостас Вознесенской церкви в селе Березна Брама Заборовского в Киеве. Почтовая открытка. 1913 г.
«Грехопадение». Иконостас Вознесенской церкви в селе Березна. XVIII ст. Брама Заборовского. Почтовая открытка. 1913 г.

На Печерске, там, где прежде были монастырские виноградники, в 1690–1696 годах гетман Иван Мазепа на свой счёт построил новый собор Никольского монастыря. Он расположился на высоком холме над Днепром, недалеко от Киево-Печерской лавры.

Собор был в плане шестистолпным, продольная ось подчёркивалась сильно развитым центральным нефом и двумя башнями по углам западного фасада, а также развитой западной папертью, в то время как южный и северный входы были обрамлены относительно скромными порталами. Детали этих порталов полностью повторяли элементы Братского монастыря.

Между двумя башнями западного фасада на слабо расчленённой стене прекрасно читался богатый по силуэту и тонко прорисованный портал. Первоначально он имел более скромную композицию, но при реконструкции в середине XVIII столетия орнамент получил мотивы, которые широко применялись в то время.

Никольский собор имел уникальный семиэтажный барокковый иконостас, сооружённый в 1696 году коштом киевского мещанина Созонта Балыки. Это был редчайший образец украинской художественной резьбы по дереву XVII столетия: 15,5 м в высоту, 22 м в ширину, семь рядов икон, статуи ангелов.

Святыней собора была византийского письма древняя чудотворная икона св. Николая. Из старинных церковных вещей, находившихся в соборе, особое внимание современников привлекали три иконы святителя Николая греческого письма. Одна из икон висела над царскими вратами и считалась чудотворной. В числе крестов, принадлежавших монастырю, был восьмиконечный кипарисовый крест, покрытый серебряным вызолоченным окладом.

В 1831 году, во время перестройки киевской крепости, собор Большой Никола оказался на её территории цитадели и перешёл в военное ведомство. С того времени его стали называть Военно-Никольским собором.

Украинская культовая архитектура второй половины XVII-начала XVIII столетия развивалась в стилистическом направлении барокко, которое своими особенностями отличалось от устоявшихся рамок западноевропейского стиля.

К сожалению, 1930-е годы оказались роковыми для большинства киевских культовых сооружений. В тот период были разрушены и многие памятники украинского барокко.

Опубликовано : Купола (Киев), 2005 г., вып. 2, c. 19 – 22.

Предыдущая статья | Перечень статей | Следующая статья

Понравилась страница? Помогите развитию нашего сайта!

© 1999 – 2018 Группа «Мысленного древа», авторы статей

Перепечатка статей с сайта приветствуется при условии
ссылки (гиперссылки) на наш сайт

Сайт живет на

Число загрузок : 13066

Модифицировано : 17.01.2016

Если вы заметили ошибку набора
на этой странице, выделите
её мышкой и нажмите Ctrl+Enter.