Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Территориальное членение

Талах Виктор

К середине XIV века Улуг Улус представлял собой объединение нескольких феодально-кочевых образований. Основными из них были:

– правое крыло, баругнгар или унг икул, орда на правобережье Волги, в северокавказских и причерноморских степях;

– левое крыло, джунгар или сул икул, орда, расположенная между Аральским морем и Иртышом, вассальная по отношению к западной.

Названия «правое крыло», «левое крыло» указывали на место по отношению к полководцу, которое военные формирования этих орд занимали в общем построении войска.

В русских летописях и сочинениях иранских авторов орды правого и левого крыла часто имеют цветовые обозначения: Ак-Орда (Белая Орда) и Кок-Орда (Синяя Орда). При этом, однако, в русских летописях Западная Орда называлась Белой, а Восточная – Синей, в то время как у иранских историков – наоборот: правобережная Орда обозначалась как Синяя, а левобережная – как Белая. А. Кононов и А. Григорьев объясняют это различие следующим образом:

«Для космогонических обозначений у тюркских народов использовалась цветовая символика: белый цвет обозначал запад, синий – восток. Следовательно, Западная орда называлась в тюркоязычных источниках Белой ордой, а Восточная орда – Синей ордой. От тюрок эти названия попали в русские летописи.… У иранцев существовала своя, отличная от тюрок, семантика цветообозначений. Для них синий цвет обозначал запад, а белый – восток. Именно эти обозначения мы и наблюдаем в ираноязычных источниках – у Муинеддина Натанзи, Кази Ахмеда Гаффари, Хайдера Рази» [6].

В дальнейшем мы будем использовать обозначения тюркской традиции, как более близкие к воззрениям жителей самого Улуг Улуса: Ак-Орда – западная, правого крыла, и Кок-Орда – восточная, левого крыла.

Мавзолей Джучи, XIII век.

Мавзолей Джучи, XIII век. Казахстан, Карагандинская область.

Первоначально владения Джучидов были разделены на уделы-улусы царевичей-огланов. Во времена Бату их насчитывалось, по всей видимости, 18 [7], включая удел главы дома Джучи; при этом пять относились к левому крылу, остальные – к правому. Трудно, правда, сказать, оставалось ли это число неизменным вплоть до упразднения большинства огланских уделов при Узбек-хане [8]. Во всяком случае, и после него сохранялись два огланских удела младших потомков Джучи, вассальные Кок-Орде:

– Шибанов улус (Серая Орда, Боз-Орда), занимавший территорию между Яиком и Эмбой и далее по северу Дешт-и-Кипчака вплоть до западной Сибири. Его столицей был Сарайчук в нижнем течении Яика,

– улус Тука-Тэмура на полуострове Мангышлак (известный в некоторых источниках как Йуз-Орда).

Кроме того, некоторое время сохранялся удел ханов Кок-Орды, потомков Орду, хотя к XIV в. он переместился из Верхнего Прииртышья и Северного Прибалхашья, где кочевал сам Орду-эджен, на Сырдарью.


Примечания

6. Григорьев А. Золотоордынские ханы 60–70-х годов XIV в.: хронология правлений // Историография и источниковедение стран Азии и Африки», вып VII. – Л., 1983. – С.13.

7. А. Галенко на основании анализа записок Дж. де Плано Карпини выделяет для середины XIII века шесть огланских уделов, границами которых, по его мнению, служили крупнейшие реки (Галенко О.I. Монгольський перелам. – С. 259-261).

Однако Плано Карпини упоминает только те уделы, через которые он проезжал, потому его сведения не могут считаться исчерпывающими. Так, он не упоминает удел Берке на Северном Кавказе, о котором говорит Г. де Рубрук (Джованни дель Плано Карпини. История Монгалов. Гильом де Рубрук. Путешествие в Восточные страны. – М.,1957. – С. 115). В то же время, участник папского посольства к монголам 1245 – 1247 гг., доминиканец Симон де Сент-Кантен, пишет: «у Батота есть, оказывается, восемнадцать баронов-братьев, каждый из которых имеет десять тысяч или менее воинов в своем подчинении» (Simon de Saint-Quentin. Histoire des Tartares / Publieé par J. Richard. – Paris, 1965. – XXXII, 34); по всей видимости, речь идет об удельных владетелях Джучиева улуса.

Ж. Сабитов считает, что «в эпоху Бату улус Джучи был поделен на 19 улусов» (Сабитов Ж. Улусы джучидов в 1242-1266 годах // Национальная история татар: теоретико-методологические проблемы. Выпуск 2. Казань. 2011. – С. 59), полагая, что улус самого Бату не включался в перечисленные Сент-Кантеном, однако, другие авторы указывают на 17 братьев Бату, являвшихся главами улусов.

8. Утемиш-хаджи сообщает об упразднении Узбек-ханом уделов потомков семнадцати сыновей Джучи (Утемиш-хаджи. Чингиз-наме. – С.105), но это не обязательно указывает на то, что и самих упразднённых уделов было 17. Ибн-Баттута упоминает 17 эмиров, участвовавших в соревнованиях по стрельбе из лука во время курилтая (Тизенгаузен В. Г. Сборник… Том I. – С. 299), которые, по всей видимости, заменили в придворном церемониале прежних глав улусов из огланов, однако, неясно, было ли это числом исходных уделов, учрежденных Бату, или же их количеством на момент упразднения.

Г. Федоров-Давыдов, Е. Мыськов и Р. Почекаев, основываясь на сведениях о переводе Бату своих родственников из одного удела в другой, считают, что до XIV века наследственных огланских улусов у Джучидов не существовало, следовательно, улусы, имевшиеся у братьев Бату не обязательно сохранялись у их потомков (Федоров-Давыдов Г. А. Общественный строй Золотой Орды. М., 1973. – С.93; Мыськов Е. П. Политическая история Золотой Орды (1236-1313 гг.). – Волгоград, 2003. – С. 47; Почекаев Р.Ю. Батый, хан который не стал ханом. М., 2006. – С.156), хотя Е. Мыськов и замечает, что «крупные, основные улусы оставались более или менее постоянными».