Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

1. Письменные свидетельства

Каргер М.К.

Развалины Десятинной церкви в Киеве уже более ста лет привлекают к себе внимание исследователей культуры и искусства Киевской Руси. Древнейший памятник каменного зодчества и монументальной живописи на Руси, Десятинная церковь вместе с тем представляла крупнейший центр древнего Владимирова города, вокруг которого била ключом яркая, беспокойная жизнь столицы Киевской Руси в эпоху ее расцвета.

Окруженная княжескими дворцами, холопскими ремесленными мастерскими, Бабиным торжком, Десятинная церковь была в Х – начале XI в. крупнейшей и несомненно наиболее пышно оформленной постройкой Владимирова города.

Эта роль крупного городского центра несколько уменьшилась в 30-х годах XI в. после расширения городской территории при Ярославе и, в частности, после постройки в новом городе Софийского собора и княжеских Георгиевского и Ирининского монастырей. Но и тогда роль Десятинной церкви все еще оставалась очень значительной.

Летописцы сообщают о постройке церкви и о ее дальнейшей судьбе немногочисленные факты:

«В лето 6497. Посемь же Володимер живяше в законе хре[с. 9]стьянсте, помысли создати церковь пресвятыя Богородица и послав приведе мастеры от Грек. И наченшю же здати, и яко сконча зижа, украси ю иконами, и поручи ю Настасу Корсунянину и попы Корсуньскыя пристави служити в ней, вдав ту все еже бе взял в Корсуни: иконы, и съсуды, и кресты» [Лавр. лет. 6497 (989) г.; под тем же годом о закладке храма сообщает Лет. Авр. Однако то же известие повторено в этой летописи еще раз под 6500 (992) г.].

Различные списки Повести временных лет относят закладку церкви к различным датам. В Лаврентьевской летописи об этом событии повествуется под 6497 (989) г., в Ипатьевской летописи тот же текст читается под 6499 (991) г. К 991 г. закладку церкви относят также Летописец Переяславля-Суздальского, Софийская I, Ермолинская, Львовская, Типографская, Воскресенская, Густынская летописи и Рогожский летописец. В Никоновской летописи закладка храма отнесена к 993 г., в III Новгородской летописи – к 990 г.

Составитель «Памяти и похвалы Владимиру» Иаков Мних относил закладку храма на четвертое лето после крещения князя («… на четвертое лето церковь камену святыя Богородицы заложи») [А.И.Соболевский. Памятники древнерусской литературы, посвященные св. Владимиру. ЧИОНЛ, кн. II, Киев, 1888, отд. II, стр. 23]. Поскольку крещение Владимира тот же автор относил за 28 лет до смерти князя (в 1015 г.), т. е. к 987 г., постройку храма он, очевидно, связывал с 990 г. Ту же дату находим в древнем житии Владимира (по списку XVI в.) [там же, стр. 16].

А.А.Шахматов полагал, что составитель «Памяти и похвалы Владимиру использовал древнюю летопись, существенно отличавшуюся от дошедших до нас летописных сводов, а самый памятник относил к глубокой древности [А.А.Шахматов. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб. 1908, стр. 23, 28]. Может быть, дата закладки храма, сообщаемая этим памятником (990 г.), является наиболее близкой к истине.

В 996 г. постройка была закончена и торжественно освящена [О дате окончания и освящения церкви согласно сообщают под 6504 (996) г. Ипат., Воскр., Льв., Тип., Густ. лет., Лет. Авр., Рог. лет. и Лет. Пер.-Сузд. А.А.Шахматов, опираясь на данные «Памяти и похвалы Владимиру», относил освящение церкви и дарование ей десятины к 6503 (995) г., указывая на то, что по показанию проложной статьи освящение церкви Богородицы имело место 12 мая, а 12 мая приходилось в воскресение именно в 6503, а не в 6504 г. Шахматов считал не подлежащим сомнению, что освящение нового храма было приурочено к воскресному дню (А.А.Шахматов, Разыскания…, стр. 25)]. Князь «створи праздник велик в тъ день бояром и старцем градским и убогим раздая именья много» [Лавр. лет. 6504 (996) г.]. Владимир поручил церковь Анастасу Корсунянину, даровав ей «десятину», отчего она и получила свое наименование, более распространенное, чем собственное имя церкви, по поводу которого существуют различные мнения. Древние источники обычно называют церковь «Богородицей Десятинной», не определяя, какому богородичному празднику она была посвящена. [с. 10]

В несторовом «Чтении о Борисе и Глебе» Десятинная церковь названа «кафоликани иклисиа», что обозначало «кафедральный собор» (καθολική έκκλησία) [Д.И.Абрамович. Жития св. муч. Бориса и Глеба и службы им. Памятники древнерусской литературы, вып. 2, Пгр., 1916, стр. 19].

Митрополит Иларион в «Слове о законе и благодати» называл Десятинную церковь «святаа церкы святыя Богородица Мария» [А.И.Пономарев. Памятники древнерусской церковно-учительной литературы, вып. I. СПб., 1894, стр. 74].

Под 1039 г. в летопись занесено известие о вторичном освящении храма, ошибочно трактуемое некоторыми исследователями как относящееся к собору Софии [об этом см. ниже, в главе, посвященной Софийскому собору]. В действительности не может быть никаких сомнений в том, что летописное известие («священа бысть церкы святыя Богородиця, юже созда Володимер, отець Ярославль, митрополитомь Феопемптом») [Лавр. лет. 6547 (1039) г.; то же известие см. в Ипат., Новг. I, III, IV, Соф. I, Воскр. Ник., Тип., Ермол., Густ. лет. и в Лет. Пер.-Сузд. под тем же годом] относится к Десятинной церкви, а не к Софии. По-видимому, это вторичное освящение было вызвано крупными перестройками храма, которые были осуществлены в первые десятилетия XI в.

В XII – XIII в. Десятинная церковь дважды подверглась жестокому разгрому со стороны русских князей, боровшихся за киевский стол. 8 марта 1171 г. сын владимирского князя Андрея Боголюбского Мстислав, взяв Киев штурмом, подверг его сокрушительному разгрому. Летописный рассказ достаточно подробно рисует этот разгул владимирского князя:

«И грабиша за два дни весь град: Подолье и Гору, и монастыри, и Софью, и Десятинную Богородицю, и не бысть помилования никому же ниоткуду же, церквам горящим, крестьяном убиваемом, другым вяжемым, жены ведомы быша в плен… и взяша имения множьство, и церкви обнажиша иконами, и книгами, и колоколы изнесоша все Смолняне, и Суждальци, и Черниговци, и Ольгова дружина, и вся святыни взята бысть» [Ипат. лет. 6679 (1171) г.].

2 января 1203 г. такому же разгрому подверг Киев князь Рюрик Ростиславич:

«…не токмо едино Подолье взяша и пожгоша, ино Гору взяша и митрополью святую Софью разграбиша, и Десятинную святую Богородицу разграбиша, и монастыри все, и иконы одраша, а иные поимаша, и кресты честные, и съсуды священный, и книги, и порты блаженных первых князей, еже бяхуть повешали в церквах святых на память собе» [Лавр. лет. 6711 (1203) г.].

Оба эти разгрома, ограничивались, однако, грабежом и разрушением внутреннего убранства храма, накопленного за время его существования. Самое здание церкви едва ли получало при этом существенные повреждения.

В 1240 г. Киев был взят татарскими полчищами Батыя. После сдачи первой линии крепостных сооружений киевляне укрепились за валами Владимирова города (т.е. поблизости от Десятинной церкви). Массы людей, спасаясь от та[с. 11]тар, по рассказу летописца, забрались «на комары церковные и с товары своими; от тягости повалишася с ними стены церковные». Трудно согласиться с этим объяснением причины разрушения здания. Падение церкви едва ли произошло только от большого количества людей, «с товары» забравшихся «на комары церковные» (т.е. на своды). По-видимому, татары, осаждая церковь, применили здесь ту же стенобитную технику, которая описана при взятии ими городских стен Киева («пороком же беспрестани бьющим день и нощь, выбиша стены»), Но так или иначе древнейшая киевская каменная церковь, просуществовав около двух с половиной столетий, превратилась в груду развалин.