Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

2.2. Материя и сознание

Мельников В.И.

Материя в настоящее время является многозначным понятием в зависимости от сферы его применения [73].

1. В субстанциальном аспекте – то беспредельное (или чистая возможность), из чего возникают и становятся любые определенности, вещи и качества; первичный хаос, бесформенный и безвидный; материнское начало мира.

2. В субстратном плане – а) либо предельно пластичное и элементарное строительное сырье, условно-наглядно сравнимое с глиной, «первокирпичом», прахом, илом, водой, лесом, стихиями и т.п.; б) либо относительно элементарная и протяженная часть того или иного уровня мироздания (элементарные частицы, атомы, молекулы, белковые тела и пр.).

3. В феноменологическом смысле – совокупность оформленных и пространственно ограниченных объектов, твердость, упругость, непроницаемость и сопротивляемость которых внешним воздействиям обнаруживается органами чувств субъекта и запечатлевается в восприятиях; объективная реальность, независимая от человеческого сознания и данная человеку в его внешних ощущениях.

4. В восточно-мистическом смысле – майя, источник иллюзии, видимости, средство маскировки абсолюта (Брахмана) от людей и иных существ.

Среди философов разных школ и направлений не достигнуто единогласия в трактовке понятия материи, вопрос о существе материальной грани действительности всегда остается актуальной проблемой. Материалисты возводят материю в абсолют и обычно приписывают ей атрибуты несотворимости, неуничтожимости, вездесущности, неисчерпаемости, бесконечной протяженности и вечной длительности; материя определяется ими как единственная субстанция (первооснова) и всеобщий субстрат; спонтанным проявлением этого абсолюта теоретически объясняется единство мира, закономерность и многообразие вещей и духовных состояний. Марксистско-ленинский материализм воздерживается от видения материи как неизменной сущности, «первоматерии» и разъясняет понятие материальной субстанции: а) как основу духовных явлений, не тождественную субъективным состояниям человека, его сознанию; б) как общее в различных изменяющихся явлениях и процессах в мире, всеобщий субстрат взаимодействий; в) не сводит понятие материи как объективной реальности к конкретным естественнонаучным представлениям о ее структуре, чтобы объять понятием «материальное единство мира» все известные и пока не известные науке формы объективного существования, могущие быть объектом внешнего восприятия человека. В системах объективного идеализма материя понимается либо как физический мир, сотворенный нематериальной субстанцией (Богом, Абсолютным Духом, небесным миром идей) из ничего и извне, либо как эманация (истечение) идеального первоначала, бесплотного и имманентного миру, и откровение (овеществление) его в формах своего протяженного и воспринимаемого существами инобытия. Сквозь призму субъективного идеализма материя описывается как внешняя проекция (онтологизация) комплекса человеческих ощущений, сводится к свойству воспринимаемости и лишается статуса объективной реальности. Философский дуализм объясняет наличное бытие как продукт взаимопроникновения или взаимодополнения двух независимых субстанций – материи и непротяженного начала (духа, энергии, энтелехии, формы, сознания).

Материя практически всегда противопоставлялась сознанию как совокупности чувственных и умственных образов, для которой в нормальных условиях характерно в той или иной мере отчетливое знание («сопутствующее знание», «осознание») того, что я являюсь тем, кто переживает эти образы.

Сознание обладает структурой, определяемой индивидуальным микрокосмосом, благодаря которой всякое содержание тотчас же принимает свою специфическую форму и к которой в процессе взаимодействия присоединяются и другие элементы содержания. Сознание сопровождает и контролирует взаимодействие организма с окружающей средой, находясь между воздействующим извне раздражением и соответствующей этому раздражению реакцией. Действие этой контролирующей функции сознания тем сильнее, чем выше организация живого существа.

Длительная, многоплановая и противоречивая история понятий «материя» и «сознание», бесконечные по времени и бесплодные по результативности дискуссии поделили мировое сообщество философов на ряд независимых и непримиримых школ и направлений. Основным вопросом дискуссий было взаимоотношение и первичность того или иного начала. И, как известно, в соответствии с этим фундаментальным идейным водоразделом решались другие проблемы философии, естествознания и мировоззрения.

Критерием принятия того или иного миропонимания разными школами и направлениями является вопрос первоосновы мира, первичности духа (или сознания) или материи. Бесплодность тысячелетних дискуссий по этому вопросу говорит о принципиальной нерешенности каких-то глубинных, еще не поставленных вопросов, от которых зависит решение проблемы материи и сознания. Напрашивается предположение, что ощущение (или понимание) правомерности принятия той или иной первоосновы является врожденным и никакими доводами рассудка эту врожденную уверенность не удается преодолеть. Но вероятнее всего до настоящего времени не создана универсальная система описания, которая позволила бы каждой точке зрения отвести четко обозначенное и обоснованное место.

Концепция ТЗС в какой-то мере может способствовать решению этой проблемы. В табл. 1 диада материи и сознания интерпретируется как частный случай модели УЗС, состоящей из объекта – материи и антиобъекта – сознания, находящихся в состоянии одностороннего информационного взаимодействия. При этом противопоставляемые субъективное действующее начало реального процесса и объективное информационное действие в данном случае не существуют в чистом виде. Они существуют вместе, в некотором гармоничном и органичном сочетании, с частичной деконструкцией каждой из схем взаимодействия. Реальное онтологическое субъективное действие является односторонним в направлении изменения сознания при отсутствии непосредственного и одновременного изменения материи. Информационное гносеологическое объективное действие соотносится равноправно как при оценке материи, так и сознания. Гибрид одновременного сочетания реального и информационного действия может быть проиллюстрирован схемой, изображенной на рис. 1, 2.

В соответствии с этой схемой возможны два варианта процессов взаимодействия сознания и материального объекта в режимах восприятия и действия. В режиме восприятия происходит только процесс познания. При этом некоторая знаковая информация (образ материального объекта) от материального объекта О действует на сознание С, где перерабатывается с помощью заложенной в нем программы элемента ЭЗ и в мозгу формируется новое представление или корректируется прежнее. Программа может быть заложена каким-то материальным источником ΣУ или какой-то абсолютной идеей, духом, богом и т.д. В режиме действия взаимодействие сознания с материальным объектом происходит по более сложной схеме. Сформированное под действием материального объекта О новое представление в сознании С (ЭЗ) является управляющим сигналом ω2 материального потока ω3, имеющего физиологическую природу и реализуемого в движениях каких-то исполнительных органов ПЗ2 (например, рук). После наложения на поток ω1 управляющего сигнала от измененного сознания ЭЗ ЭС преобразуется в материальный поток ω2 (нервный импульс, который воздействует как управляющий сигнал с помощью исполнительного устройства ПЗ1 на материальный силовой поток ω3 (мышцу), преобразуя его поток ω4, воздействующий на исходные материальные объекты О и (-О), т.е. налицо простейшая схема автоматического управления, где задающим элементом является какая-то область мозга, а элементом сравнения – другая его область, вместе составляющие сознание.

Рис. 1. Режим действия: О – объект; (–О) – антиобъект; БС – блок сознания; ЭЗ – заданная установка, задающий элемент; ЭС – элемент сравнения; РЗ1 – управляемая разделительная зона в подсистеме О…–О; РЗ2 – управляемая разделительная зона в подсистеме П2…РЗ1; ΣУ – источник установок, программ для ЭЗ; Д – дух, абсолютная идея, бог и т.д.; П1, П2 – источники энергии для питания сознания и системы управления РЗ; М – материальная природа элемента; ωi – потоки действия

Рис. 2. Режим восприятия: О – объект; С – элемент восприятия; ΣУ – источник комплекса программ, установок; Д – дух, абсолютная идея, бог и т.д.; П – источник энергии, питания мозга (сознания); М – природа элементов системы

В приведенной схеме четко выделяются два каскада усиления. Первый каскад усиливает поток ω3, идущий от источника питания П2 к элементу РЗ1. Этот поток ω3 физически представляет силовое движение (сокращение) мышцы. Управление сокращением происходит с помощью управляющего электрического импульса (потока ω2), идущего от сознания С.

В свою очередь, во втором каскаде усиления поток ω4 является управляющим импульсом для потока взаимодействия ω5, перемещающимся между объектом О и антиобъектом (-О). Управляющим элементом потока ω2 является элемент РЗ1, а потока ω3 – РЗ2.

В переводе на терминологию ТЗС РЗ1 является управляемой разделительной зоной в системе О…(-О), а РЗ2 – управляемой разделительной зоной в системе П2…РЗ1.

Объекты О и (-О) соединяются информационными потоками ω7 с ЭС сознания С (обратная связь). При этом меняется воздействие от ЗС на РЗ2 (поток ω2) и происходит управление по вышерассмотренной схеме потоком ω5 между О и (-О). Эта схема с точки зрения теории автоматического управления является одной из простейших и, в общем, не содержит ничего нового, если бы не реальное содержание и физико-физиологическо-психологический смысл элементов схемы и циркулирующих между ними потоков. В частности, это потоки ω1ω5, где последний является потоком энергетического физиологического питания мозга (С). Все эти элементы и потоки материальные. Потоки ω7, ω8, ω9 являются информационными. Самым главным отличием является источник формирования комплекса управляющих программ ЭЗ. В соответствии с вышеприведенными противостоящими идеалистической и материалистической системами источника может быть два: духовный или материальный. В пользу первого варианта (и соответственно идеализма) говорит непознанная до настоящего времени, и, следовательно, необъясненная «работа» нашего сознания. Чисто формально, учитывая сложность структуры и функционирования мозга, состоящего из порядка ста млрд. нейронов, каждый из которых в свою очередь представляет сложнейшую биохимическую систему, можно предположить, что «духовность» мозга – это, возможно, его еще не понятая «материальность». Но это вопрос не принципа, а времени. Кроме того, анализ генома человека и амебы показывает их идентичность примерно на 50%, т.е. душа и интеллект человека закодирован в 1,56·109 символах, что также говорит о неограниченных возможностях материальной природы человека или материальной части сознания.

В пользу второго, т.е. материального, говорит вполне доказанная материальность природы корректировок «программного обеспечения». Эти программы поддаются принципиальным корректировкам при соответствующих изменениях и воздействиях окружающей среды: воспитание, обучение, экстремальные ситуации, условия жизни, работы и др. А предположить преобладающее, практически неограниченное, влияние на духовное начало сознания материального воздействия среды, вероятно, было бы неправильным.

ТЗС наряду с выявлением схемы элементарной работы системы сознание – материя говорит также о очень высокой вероятности материальной основы сознания. Иначе говоря, сознание – это, скорее всего, непознанная материя.

В указанном контексте вопрос о первичности какой-либо из сторон имеет смысл только в наименее вероятном варианте, т.е. при наличии бога, и, естественно, решается в пользу последнего. При наиболее вероятном варианте материальной сущности духовного начала, вопрос приоритета отпадает сам собой, так как нет действия без противодействия, т.е. нет объекта без антиобъекта, нет сознания без материи, они могут существовать только одновременно. Но в этом случае должно меняться и само представление, само определение материи, потому что в режиме действия объективной и независимой реальности быть не может, так же, как не может быть «того, из чего сделано все» (см. первое субстанциальное определение). Материя в ТЗС – это только какая-то часть ЗС, которая не может существовать (и действовать) без остальной части этой же ЗС. Это, конечно, только оценочное определение, но основная идея отсюда видна.

В режиме восприятия (информационном) речь идет о потенциальном, будущем действии, которое опять-таки зависит от будущего «партнера» по ЗС. Поэтому чистой объективности быть не может, т.к. любое взаимодействие зависит от свойств всех участвующих сторон, т.е. в принципе понятие материи нужно определять из понятий действия и ЗС. Но это вопрос будущего. Определение понятия сознания в его «материальном» варианте – еще более сложная задача. Определение типа «свойство высокоорганизованной материи» обладает очевидной неопределенностью. Вероятно, в будущее определение сознания должны быть заложены его функционально-структурные характеристики, которые имеют определенное отношение к вышеприведенной блок-схеме ЗС человек – среда в части сознание – материя.

Таким образом, точное определение понятий материи и сознания – это вопрос будущего, так же, как точное определение их приоритета.