Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Деревянные церкви в м. Полонном Новоградволынcкого уезда

Павлуцкий Г. Г.

[с. 97] Полонное — местечко Новоградволынского уезда Волынской губернии при р. Хоморе. Город Полонный существовал несомненно в княжеском периоде русской истории; он принадлежал Киевской Десятинной деркви Пресв. Богородицы, о чем ясно свидетелствует летопись; описывая под 1172 г. набег половцев на Киевскую область, летопись говорит: «и ехаша а Киев воевать и приехаша к Полоному к святей Богородице к граду Десятиньному и в Семьчу» [Ипатская петопись, стр. 380]. Многие исследователи древней русской топографии отождествляют этот «Десятинный град» с нышешним местечком Полонным [Погодин, Исследования, заметки и лекции, т. IV, стр. 192—193. Барсов, Материалы для историко-географического словаря России, I, ст. 164]. Не оспаривая этого мнения, мы однако не можем удержаться от некоторого сомнения: среди летописных текстов, довольно неопределенных в топографическом отношении, некоторые дозволяют предполагать, что десятинный Полонный находился ближе к Киеву и недалеко [с. 98] от степи половецкой; на это обстоятельство указывает как вышеприведенный текст, так и известие летописи под 1195 годом о том, что князь Рюрик Ростиславич выделил в удел Роману Мстиславичу «Полоный и пол тертака Корсунского» [Ипатская летопись, стр. 462]. Без всякого сомнения, к нынешнему Полонному относится известие летописи о пленении кн. Александра Всеволодовича (Белзского) Даниилом Романовичем; событие это летопись описывает следующими словами: «Олександр, убоявся злаго своего створения, поиде к тестю своему в Киев; Даниил же, уведав, изыде на не из Галича, угони и во Полоном и яша и в лузе Хоморском» [Там же, стр. 514].

Первое известное нам документальное известие о Полонном относится к 1366 году: в договоре польского короля Казимира с Любартом Гедиминовичем король уступает Любарту Луцкое княжение, в составе которого находился город Полонное с его поветом [Daniłowicz, Sbarbiec dyplomatów еtc, т. I, стр. 210]. В XV столетии Полонное упоминается под 1497 годом по поводу блестящей победы, одержанной у этого города кн. Михаилом Острожским над татарами, ограбившими Кременецкую землю и возвращавшимися домой с большим полоном [Супрасльская летопись, стр. 144].

Около 1509 года Полонное было пожаловано гетману великому литовскому, кн. Константину Ивановичу Острожскому, и Сигизмунд I в 1511 году утвердил его в этом владении, притом он освободил жителей [с. 99]всей волости от подати поволовщизны и от уплаты пошлины от соли, привозимой из Коломыи, а также разрешил кн. Острожскому перевести из Чуднова в Полонное ярмарку на св. Петра, помимо существовавшей уже ярмарки на Рождество Богородицы. В городе существовал замок [Архив Сангушков, III, стр. 70, 80, 87—88, 164, 311], в который кн. К. Острожский перевез после пожара Житомирского замка в 1522 г. оставшуюся там медь от пушек и колоколов, возврата которой требовали земяне и мещане Житомирские еще во время люстрации 1545 года [Архив Ю. З. Р. ч. VII, т. I, cтр. 137].

При дележе имений между наследниками кн. Константина Острожского, Полонное досталось на долю его внучки, кн. Гальшки Иллиничной, и поступило в управление ее матери, Беаты [Архив Сангушков, IV, 373, 375]; затем, после смерти кн. Гальшки, перешло во владение ее дяди кн. Василия Острожского; по люстрации 1577 года в городе было 98 дымов и 12 ремесленников, а по люстрации 1583 г. только 64 дыма и 7 ремесленников [Jabłonowski, Zródóa Dziejowe, т. VIII, стр. 43, 131]. После смерти кн. Василия, Полонным владел его сын. кн. Януш [Книга гродская Кременецкая 1619 г.], а после прекращения, за его смертью, рода кн. Острожских, Полоннская волость перешла во владение Любомирских. В 1640 году Станислав Любомирокий, воевода Краковский, построил в Полонном дворец и укрепил город валами и каменными стенами, снабдил пушками, гарнизоном в 400 человек и провиантом на три года [Słownik geograficzuy т. VIII, cтр. 727. Pamiętniki Alberta Radziwiłła II, 375].

Несмотря однако на эту предосторожность, во время восстания Хмельницкого казацкий полковник Максим Кривонос взял город при содействии [с. 100]местных крестьян; казаки перебили до 400 шляхтичей и более 10,000 евреев, искавших спасения под защитою Полоннской крепости. В 1658 году Полонное занимал казацкий гарнизон, удаления которого требовали поляки; здесь пребывал Волынский кастеллян Беневский, который вел переговоры с казаками, завершившиеся Гадячским договором. В декабре 1659 года в Полонном поселился гетман Иван Выговский, после удаления его от гетманства [Памятники Киевской Комиссии т. III, ч. III, стр. 204, 240, 289, 411, 418].

В 1702 году владелец, кн. Юрий Любомирский, приглашал дворян Волынского воеводства собраться в Полонном для похода против казаков Палия [Архив Ю. З. Р. ч. III, т. II, стр. 486, 489]. Во время великой северной войны Мазепа с русскими и казацкими войсками занял Волынь и на некоторое время (1704—1706) основал в Полонном главную квартиру. Русский и казацкий гарнизон занимал крепость до 1711 года под начальством полковника Кошкеля и Киевского полковника Танского; в 1710 г. сеймик Волынского воеводства обращался к русским властям с предложением возвратить крепость Речи Посполитой [Там же, ч. III, т. II, стр. 726, 745 и т. III, стр. 7]. В 1711 г. Петр I удовлетворил это требование, возвратил крепость кн. Юрию Любомирскому, взыскав вознаграждение за исправление русскими фортификаций [Otwinowski, Pamiętniki, стр. 187]. Наследниками Юрия Любомирского были князья Антоний и Франциск Любомирские; крепость считалась первоклассною, в нее сдавали на крепостные работы гайдамаков по приговорам суда [Архив Ю. З. Р. ч. III, т. III, стр. 137, 286]. Во второй половине ХVIII ст. Полонное перешло во владение кн. Каликста Понинского; при нем местечко посетили в 1780—1781 г.г. Австрийский император Иосиф II, осматривавший фортификации, и [с. 101] король Станислав Понятовский [Петрушевич, Сводная летопись т. III, 128 и Słownik geograf iczny, т. VIII, стр. 427]. В 1792 году польская армия, отступавшая перед русскими войсками, попыталась основать в Полонном свою главную квартиру; сюда перевезены были: войсковая казна, больные, багажи и отправлены инженеры для исправления крепости, но последняя оказалась настолько разрушенною, что пришлось отказаться от намерения и польская армия отступила далыше, бросив в Полонном запас провианта и несколько заклепанных пушек [Obraz Polakow i Polski w XVIII wieku. Том XVI, стр. 94—97]. В 1793 году русский главнокомандующий Кречетников созвал сюда дворян областей, перешедших под власть России по второму разделу Польши для принесения присяги на верность русскому правительству [Петрушевич, Сводная летопись III, 345].

В конце ХVIII столетия Полонное перешло от Понинских во владение Валевских, а от них в XIX ст. к Карвицким. В настоящее время от бывшей крепости осталась часть валов и одна каменная башня [Słownik geograficzny т, VIII, стр. 727 – 728]. Среди жителей Полонного значительно развиты кустарные промыслы: деревянная мебель, ящики, боченки, детские игрушки и особенно кожевельные изделия, именно приготовление желтых полушубков, которые поступают [с. 102]в продажу под именем «ярославских» и которые изготовляются более чем 120 кустарями.

В настоящее время в Полонном есть 9 православных церквей:

1) Церковь во имя св. Тройцы находится в центре местечка, среди валов бывшей крепости; она была построена в 1734 году.

2) Церковь во имя чудотворной иконы Божией Матери Почаевской; она построена вместо трех упраздненных старых церквей: Крестовоздвиженской, Георгиевской и Сретенской в 1877 году стараниями священника Стефана Хойнацкого; все три прихода бывших церквей соединены в один и бывшие в них: иконостасы, колокола, иконы, богослужебные книги и т. п. перенесены в новую церковь. Георгиевcкая церковь находилась на Старополоннском предместии, она была, по-видимому, самая древняя; по словам визиты 1778 года она тогда уже была очень ветхая и дерево в срубе ее изгнившее; в 1791 г. она сгорела и из остатков ее была построена часовня, просуществовавшая до упразднения в 1877 году. Крестовоздвиженская церковь была построена в 1721 году и существовала до 1876 г., когда на месте, где она находилась была построена новая церковь. Сретенская церковь находилась также на Старополоннском предместии, на урочище Гербовке; она была построена в 1725 году по распоряжению кн. Любомирского на месте бывшей раскольничей часовни.

3) Церковь во имя св. Петра и Павла, на «Новом месте», построена в 1775 году.

4) Церковь во имя Успения Божией Матери на урочище Карповщине или Подмонастырке была построена в 1612 году архимандритом Леонтием Полянежским, основателем Полоннского Девичьего монастыря, о чем свидетельствуют надписи: над входными дверями и на наместной иконе Спасителя; при этой церкви с 1621 г. существовал женский монастырь, который в 1868 году был перенесен в село Городище Заславского уезда; развалины зданий этого монастыря сохранились поныне на берегу р. Хомора.

5) На горе, на острове, образуемом р. Хоморой, находится старинная церковь во имя Преображения Господня; время основания этой церкви неизвестно, хранящиеся же при ней метрические записи восходят до 1786 г. [с. 103]Вблизи ее находилась недавно сгоревшая Николаевская церковь.

6) На урочище Марияне находится церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в 1720 году.

7) В предместии Бортниках есть церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в 1729 году.

Сверх того в Полонном есть две кладбищенские церкви:

8) одна на кладбище у нового места во имя Воскресения Христова, построенная в 1874 году священником Матвеем Сольским, и

9) другая на Почаево-Богородичном кладбище, во имя преподобных: Иова Почаевского и Феодора кн. Острожского, построенная в 1881 году стараниями священника Стефана Хойнацкого, устроившего под церковью погребальный склеп для свсего семейства. В эту церковь передан был старинный иконостас из упраздненной Сретенской церкви, а также антиминс, освященный в 1763 году митрополитом Арсением Могилянским [Теодорович, Историко-статистическое описание церквей Волынской епархии, т. I, стр. 236—252].

В Полонном есть также каменная католическая церковь во имя св. Анны, построенная кн. Любомирским в первой половине XVII столетия [Słownik geograficzny, т. VIII, стр. 721].

Троицкая церковь в м. Полонном Иконостас Троицкой церкви в м. Полонном
Троицкая церковь в м. Полонном Иконостас Троицкой церкви в м. Полонном

[с. 104]Точное указание о времени построения Троицкой церкви (табл. X, I), находим в надписи, которая была некогда вырезана на верхнем косяке входной двери. Надпись эта сохранилась не на своем месте: дверной косяк давно вынут и находится в числе других ненужных вещей в колокольне. Надпись гласит следующее: «Благодатию Всесвятаго и Животворящаго Духа создася храм сей Пресвятые Тройцы року от создания мира 7242, от воплощения же Бога Слова 1734, за прилежание и старание рабов Божиих (следуют имена создателей храма)… и всего о Христе стараго яко и молодаго братства».

Троицкая церковь — деревянная (дубовая), трехкупольная, крытая жестью (рис. 66 и 67). План церкви и все ее главнейшие формы в конструктивном отношении сохранились в первоначальном виде. Изменения выразились лишь в том, что церковь в 1832 году поднята на каменный фундамент, «опасание» закрыто (лет 16 назад) шелевками [«Опасание» обшелевано снаружи, так что внутри можно видеть его устройство; его аркатура представлена на рис. 68], а равно закрыты внутри храма купола: в среднем помещении отчасти, а в алтаре и западном срубе совершенно; алтарный сруб скреплен связями. В западном срубе, кроме хор, помещается клирос. Иконостас в церкви — старый, многоярусный, деревянный, позолоченный, с богатой резьбой, — представляет образец старинного иконостаса с обычным распределением икон, общий для всех церквей Юго-западного края, установившийся временем в виде типа, от которого обыкновенно не отступали. На приложенном рисунке (табл. IX, 2) вполне ясно видно изящество этого иконостаса. Отдельно от церкви находится деревянная колокольня обыкновенного старинного двухъярусного типа (табл. X, 2).

План Троицкой церкви в м. Полонном Разрез Троицкой церкви в м. Полонном
План Троицкой церкви в м. Полонном Разрез Троицкой церкви в м. Полонном
Аркатура «опасания» в Троицкой церкви Колокольня Троицкой церкви в м. Полонном
Аркатура «опасания» в Троицкой церкви Колокольня Троицкой церкви в м. Полонном

Когда построена Преображенская церковь (табл. X, 3), с точностью неизвестно. Судя по конструкции и архитектурной внешней обработке, по[с. 105]строение храма может быть отнесено к XVIII ст. Рассматриваемый храм — трехкупольный, построен из соснового дерева (толщина стен — 3½ вершка). План его (рис. 69 и 70) представляет три четырехугольных сруба, расположенных в одну линию, по направлению от востока к западу, причем алтарь имеет отрезанные углы. К западной части храма примыкает небольшой притвор. Вокруг храма идет «опасание», в настоящее время закрытое шелевкой. Устройство куполов отличается своеобразием: каждая башня имеет свою особую систему; на рис. 71 представлен вид этих куполов. Церковь Покрыта белой жестью. Отдельно от храма еще существует красивая деревянная двухъярусная колокольня, сохранившаяся в своем древнем виде (табл. X, 4). В настоящее время к северу от старой Преображенской церкви построена новая, также деревянная, вместе с колокольней; старую же церковь предположено разобрать.

План Преображенской церкви в м. Полонном Разрез Преображенской церкви в м.…
План Преображенской церкви в м. Полонном Разрез Преображенской церкви в м. Полонном
Вид сводов Преображенской церкви в м.… Колокольня Преображенской церкви в м.…
Вид сводов Преображенской церкви в м. Полонном Колокольня Преображенской церкви в м. Полонном

Приступая, наконец, к рассмотрению Успенской церкви (рис. 72, 73 и 74), мы находим в ней хорошо сохранившийся образец церковной постройки начала XVII века. Этот памятник достоин особенного внимания по своей древности. Замечательно, что уже в нем встречаются все своеобразные архитектурные особенности, свойственные зданиям следующего века. Поэтому Успенский храм может считаться образцом установившегося архитектурного стиля и невольно заставляет предполагать существование на юге России более древних зданий, которые не дошли до нас и которые могли показать как начатки этого стиля, так и постепенное его развитие. К сожалению, нам не посчастливилось встретить в Юго-западном крае церкви древнее Успенской. Изменения первоначального вида Успенской церкви заключается в следующем: а) в 50-х [с. 106]годах XIX века переделан средний восьмерик, причем весь храм покрыт белою жестью, b) в 1887 году пристроен новый южный притвор (сени) и сооружена новая колокольня при церкви вместо старой колокольни, стоявшей отдельно. Успенская церковь — деревянная (сосновая), о трех куполах. План представляет соединение трех четырехугольников. Надпись (1612), указывающая на время построения храма, находится внутри церкви на верхнем косяке южной двери.

План Успенской церкви в м. Полонном Разрез Успенской церкви в м. Полонном
План Успенской церкви в м. Полонном Разрез Успенской церкви в м. Полонном

Опубликовано: Г. Г. Павлуцкий. Деревянные и каменные храмы. – К.: 1905 г., с. 97-106.