Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Пещерные храмы

Фомин П.

Возвращаясь назад из келий, мы можем проникнуть в соседний пещерный храм или ближайшим и узким ходом с востока или же широким и самим древним с запада. Этот храм, ныне посвященный Св. Иоанну Предтече, представляет собою самое обширное помещение в скале. Это – зала квадратной формы, в 8 ½ аршин ширины и длины. Пол здесь в настоящее время деревянный, если принять этот настил, и открыт пол материковый, то высота помещения будет почти в 5 аршин. Форма этого помещения как будто не приспособлена для храма: в нем по середине имеется меловой столп в 1 кв. ар. толщины, подпирающий потолок, который от него во все стороны расходится арками; особого отделения здесь для алтаря как будто не предназначалось при первоначальном устройстве этой пещеры. Эта особенность данного помещения сразу бросается в глаза.

Сопоставляя устройство этой пещеры с древними у нас пещерными храмами Черниговскими и Киевскими XI-XII вв. и с еще более древнейшими – Крымской Инкерманской скалы II – VI вв., мы не можем не видеть, что в этих последних всегда особо выделялась алтарная абсида: она делалась возвышеннее остальной части помещения, весьма часто закруглялась и отделялась от храма каменной алтарной стеной с дверями и сквозными нишами [Это ясно можно усмотреть на моделях пещерных храмов Инкерманской скалы в церк-арх. музее Киевской дух. академии]. Между тем храмовая пещера Святогорской скалы алтарного приспособления не имеет. Изучение ее устройства приводит к заключению, что первоначально она не назначалась для храма и что она по своему происхождению древнее устроенного в ней храма.

Однако храм здесь был уже в глубокой древности. По преданию на столпе этого храма явилась чудотворная икона Свят. Николая Чудотворца, и усердие народное изгрызло столпе ради исцелений, так что позднее принуждены были обложить его камнем. С устройством в XVIII в. Николаевского храма на самой вершине скалы, пещерный храм был оставлен и запущен вместе с остальными пещерами: восстановлен же был в XIX в. Архим. Арсением. С помещением здесь в древнейшие времена храма алтарь был устроен в северо-восточном углу пещеры между столпом и наружной стеной. С двух сторон алтаря, против него и сбоку, оставалось свободное пространство для молящихся. В настоящее время в алтаре имеются ниши: в середине стены, и по бокам ее одна для жертвенника, а другая превращена в дверь для выхода к келиям. В храме сделаны два глубоких в виде небольших арок окна в сторону реки: одно в алтаре, а другое в предалтарной части. Окна имеют 1 ½ арш. высоты. В южной стене храма сделана ниша в 3 арш. высоты, 2 арш. ширины, и полуниша в 1 арш. высоты и 1 ½ арш. ширины. Трудно угадать храмовое назначение этих ниш. Они несомненно, имели значение для древнейшего помещения, когда здесь еще не было храма; тогда они могли быть лежанками или скамейками.

К этой храмовой пещере с запада примыкает рядом с коридором помещение ныне называемое «притвор». Это комната в 6 арш. длины, 4 арш. ширины и 3 ½ арш. высоты. По характеру обработки и по размерам – притвор этот позднейшего происхождения.

Из притвора короткий коридор входит в другой идущий также из храма. Этот последний представляет собой отдельный ход, исключительно связывающий храм с другим замечательным сооружением скалы, так называемой трапезой. Это – обширная зала квадратной формы по 7 арш. в длину и ширину и высотой в 4 ½ аршина. Потолок имеет вид арки. В западной стене устроены два окна в 1 арш. высоты и 12 арш. ширины. По всем четырем сторонам имеются углубления для скамей или ложь. Эта пещера с первого взгляда производит впечатление первобытнейшего сооружения. Форма ее, хотя в общем квадратная, но с грубыми неровностями линий и плоскостей. Стены и потолок не обтесаны сколько ни будь гладко, а грубо и с крупными неровностями выбиты как будто тупым орудием. Несомненно, что архаическая ее отделка впоследствии несколько не подвергалась изменениям. Серый и заплесневелый цвет стен и потолка указывает на глубочайшую давность происхождения их. Кажется, что рука человеческая мало участвовала в устройстве этой пещеры.

Из всех сооружений внутри скалы эта трапеза производит неотразимое впечатление самой глубокой и первобытной древности. Она находится в той части четвертого конуса, которая обращена назад от реки, в провал, отделяющий скалу от горы, – следовательно, в самом сокровенном и защищенном месте. Окна ее обращены в сторону вышеописанного нами наружного выхода из нижнего этажа усыпальниц. Необходимо при этом иметь ввиду то обстоятельство, что трапезная находится на одной площади с пещерным храмом и соединяется с ним были устроены две небольшие комнаты, теперь заложенные кирпичом. Здесь при восстановлении пещер Архим. Арсений нашел следы русской печи и прочие признаки, указывавшие на приспособленность этих комнат под кухню для первобытных насельников пещер. Они выходили наружу скалы, и в позднейшее время стали подвергаться опасности обвала, почему и были заложены.

Выход на верх скалы и св. Николаевская церковь, наполовину сделанная в меловой пещере, были устроены не ранее первой половины XVIII в. и потому не представляют собою памятников древнейшего периода монастыря.

Бывший подземный ход от скалы к Антоние-Феодосиевской церкви на расстоянии 250 сажен в целом своем виде не сохранился: первая его половина от скалы до нынешнего монастырского керосинового склада скрыта при устройстве площади под соборную церковь, а вторая, – прорытая в глинистом грунте, местами совершенно заваливалась и некем никогда не была исследована. Нынешний кладбищный храм преп. Антония и Феодосия Печерских устроен в пещере в 1846 г. на месте бывшего здесь когда то древнейшего храма. К сожалению, при открытии этой пещеры найденные здесь следы древнейшего периода не были изучены и описаны. Нельзя в точности определить, что из существующего здесь – древнейшее. Известный путешественник по святым местам А.Н. Муравьев в своем описании этой пещеры говорит: «нельзя определить времени ископания сей пещеры»; во всяком случае, оно гораздо позднее келий мелового утеса, потому что самая правильность внутреннего расположения церкви и отделка сводов показывают, что над ними трудились люди, искавшие не только приюта, но и благолепия в катакомбах… Обновители Святогорские ископали еще с правой стороны церкви для братии, прочее же (то именно?) осталось неприкосновенным и, кажется, не восходит далее XV или XIV века [«Святые горы». Харьков. 1860, с. 54-55.].

Что касается пещер, существующих в настоящее время в Святогорском Ските, в так называемом Святом месте, то они ископаны в 1860 году.

Кроме пещер, вырытых иноками Святогорской обители после ее восстановления, как в обители, так и в ее окрестностях оказывается, к нашему удивлению, масса других замечательных пещер с несомненными следами глубочайшей древности, так что по справедливости Святогорье можно назвать печерским Святогорьем.

Над монастырским кладбищем и Антоние-Феодосиевской церковью на вершине обнаженной горы, не так давно еще покрытой вековым лесом, существует меловой скалистый выступ небольших размеров в виде горба. В нем со стороны р. С.-Донца имеется пещера с обвалившимся выходом на реку. Это – искусственно сделанная в меловой толще квадратная комната, имеющая во все стороны по 5 арш., с аркообразным потолком. Следы первобытной обрубки стен такие же. Как и в древнейших пещерах меловой скалы. Если мысленно восстановить обвалившуюся часть мелового горба, то описываемая нами пещера окажется удаленной в глубь скалы на 10-15 арш. В таком случае выход из нее мог быть в виде или короткого коридора или другой пещеры в сторону реки.

Отсюда свободно открывается обширнейший вид на окрестности и особенно на юго-восточную сторону, куда уходил загибом Донец, каковая часть горизонта не могла быть видна с меловой скалы. В самом монастыре, выше соборной церкви в лесном овраге находится монастырский кузнечный двор: в задней части его, недалеко от теперешних построек, имеются древние пещеры в виде комнат с входным коридором, теперь засыпаны. Такие же пещеры находятся у вершин меловых гор выше Святого места к западу. Еще выше по реке за Святым местом возвышается скалистая гора с памятником на вершине: это – граница монастырской земли. Гора к реке имеет чрезвычайно крутой, обрывистый скат. В 4-х саженях ниже памятника лицом к реке расположены пещеры. Первая из них, открытая на реку, имеет 4 арш.в ширину и 3 – в глубину: стены ее носят следы грубой обделки, потолок плоский, по сторонам лежанки для сиденья. С правой ее стороны имеется узкий, круглый как дыра, ход в следующую пещеру весьма значительных размеров, как по характеру вырубания ее так и по архаическому своему виду совершенно напоминающую трапезу меловой скалы.

Пещеры мы находим и еще по течению р. Донца в границах соседнего с Святогорьем села Богородичного Изюм. у. Здесь памятником глубочайшей древности является Теплинское городище над крутым берегом р. Донца, в громадном Теплинском лесу. Это городище имеет выход на запад, по гребню его идет вал, обросший дубовыми деревьями. Тут же у самого городища находится «Гостра могила» над обрывистым берегом р. Донца. Это – высокий земляной шпиль с широким основанием. Внизу над самым Донцом возвышаются меловые утесы, совершенно напоминающие скалы Святогорья. В одном из этих утесов выдолблена пещера. Снаружи ведет в нее коридор в 1 ½ аршина длины и в 1 арш. ширины. Самая пещера представляет собою комнату в 2 аршина длины и в 3 – ширины. Вход в нее находится довольно высоко от земли и для того, чтобы взобраться туда, нужно подставлять лестницу. Если спускаться из городища к этой пещере, то на дороге указываются остатки земляных пещер.