Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Змиевский монастырь

Фомин П.

Особенно любимым народно-черкасским монастырем в эпоху колонизации края был Змиевский Николаевский монастырь, ныне не существующий. Он находился в 8 верстах от г. Змиева и в 5 от устья Гомольши на правом берегу р. Донца. И поныне, писал Архиеп. Филарет, место, где стоял монастырь, есть одно из самых прелестных мест благодатной Украины. Горы, покрытые вековым лесом, отодвинувшись от Донца, оставляют на берегу его неширокую, но довольно длинную долину. И на краю долины, так, где горы подходят к самому Донцу, под навесом скал и дубов столетних, стоял монастырь, от которого ныне остался только щебень.

Впервые в древних документах он упоминается под 1668 годом, как уже существующий. В каком году он был основан, – остается неизвестным. Несомненно только, что он основан был черкасскими казаками, потому и в актах назывался «козацким» «косацким» Змиевским монастырем. Первоначально устроен он был на вершине горы и первый главный храм в нем был во имя Св. Николая Чудотворца. В половине XVIII в. он был перенесен под горы, и здесь в нем стал главным храмом Преображенский, почему с этого времени он начинает называться Преображенским Николаевским. Чрезвычайно интересным является описание этого монастыря в описной книге 1702 года, дословно приведенное, хотя и не все целиком, проф. Д.И. Багалеем, в его «Материалах по истории колонизации и быта степной окраины Московского государства» (т. I) [Стр.174-178.]. Это описание относится к монастырю, находившемуся еще на вершине горы.

В монастырь вели святые врата с надвратною церковию во имя Преображения Господня и колокольней церковию. Церковь была деревянная об одной главе. Извнутри монастыря в эту церковь вела особая паперть, «В той церкви простие гладкие царские двери; местние иконы, образ Спасов (над царскими дверями) черкасской работи на золоте лиством». При местных образах «вибойчатая полосатая пелена ветхая». Образ Пресв. Богородицы «вызолочен серебром листовым», выше образа Спасова над царскими дверями икона Воскресения Христова «в легком окладе». Над образом Св. Николая Чудотворца «дорогой желтый завес». Вместо северных дверей – «завес дорогий, пестрий ветхий». Пред иконостасом две лампады «медние долтие резание». В алтарь при царских дверях катапетасма «выбойчатая красная ветхая». На престоле две срачицы, верхняя кумачная красная. Престол резной кипарисовый, а поверх него покров «донской шитий разных шолков». На жертвеннике одежда из ветхой рябой выбойки. На колокольне висели колокола государева жалованья. У самых проезжих ворот стояли на станках жалованные государем: железная с ядрами, свинцом и порохом и пушка турецкая. Да притом имелось еще 10 мушкетов.

В середине монастыря находилась двухэтажная церковь: нижняя во имя Свят. Николая, а верхняя в честь Благовещения Пресв. Богородицы. В нижней церкви в иконостасе царские двери и местные иконы «гладкой работы визолочений листовим золотом и серебром», да две лампады медные желтые. И здесь катапетасма была «кумачная рабая». На престоле евангелие обложено зеленым бархатом «в окладе под серебром вызолочено», «гробница сребная, а в той гробници ложица сребная».

В верхней Благовещенской церкви в притворе по правой стороне икона Спасителя, по левой – Богоматери, а над ними посредине образ Преображения Господня: «тии иконы черкасской работы визолочены двойником и сребром», «да пред теми иконами две лампады малых сребрных и лампада медная визолоченая». Посредине церкви висело паникадило медное желтое о 16 свечах весом в 4 п. «В тоей же церкви царские двери краской резбывызолочение листовым золотом и двойником и серебром и разцвечени всякими красками». В иконостасе в первом ряду с правой стороны иконы Спасителя и Благовещения, а с левой – Богоматери и св. Николая. Сверху царских врат одна над другой – икона Нерукотворенного Образа, Архиерея, Воплощение и Богоотца и Распятие. А с обеих сторон – праздники, апостолы, святители и пророки. Эти иконы сделаны «резьбою и листовым золотом, двойником и сребром и разными красками расцвечено майстерством против (подобно) царских дверей, и в тех икон прикладов, винцов червоных золотых никаких нет». Пред местными иконами висели 4 лампады медных «желтых резаных, а пред архиереем лампада сребреная».

В алтаре жертвенник облачен был в кумачную красную одежду. Здесь находились 2 серебряных позолоченных протира и 2 таких же дискоса и звездицы, 3 лжицы серебряных. К этим сосудам принадлежали четыре пары новых покровцев, а пятая повседневная: «аир и 2 воздухи на красном обире обложены строкою золотом и сребром; а на болшом воздухе вышит крест злотом и сребром; а другой воздух и покровца белие луданние обложены луданым красным. А государева жалованья воздух и покровцы обяринние красные, опушка, оберу стручковатого желтого воздуха и покровцы разных азарбатов обложены камкою рудожелтою травчатою, воздух и покровцы старые повседневные атласу рудожелтого и бархату краснаго полусастаго обложены тафтою зеленою». На престоле «евангелий две одно под красным бархатом другое под зеленым бархатом в окладе сребрном вызолочение обе московской печати».

На престоле же находилась «гробница большая о 5 главах сребрная позолоченная; да в ней два ящика визолоченных, а та гробница мастерства шлионского (силезского – немецкого). За престолом ковер турецкий прибитый к стене. На жертвеннике же еще находились 2 медных желтых креста и 2 среброзполащенных. В алтаре находились серебрянные, медные и оловяные блюда и кувшины, а также 2 кадила медных и 2 серебряных.

Затем следует такое же подробное описание образов в алтаре, разной церковной утвари в ризнице, риз – азарбатных, атласных, камчатных, тафьяных, луданных, бархатных, кумачных, подризников, епитрахилей, дьяконских стихарей, орарей, поручей, поясов, пелен.

В монастыре имелось много книг богослужебных и учительных московской печати, киевской, виленской и острожской печати (библия и книга Василия В.).

Из этой же описи видно, что Змиевской монастырь развил до очень широких размеров сельскохозяйственную и промышленную деятельность: ему принадлежало значительное количество земель и особенно угодий (рыбных ловлей, пасек и т.п.); в г.г. Змиев, Изюме, Балаклее и с. Мохначах у него были дворы с разными хозяйственными заведениями (мельницами, амбарами для хранения рыбы и т. п.); он вел довольно значительное скотоводство. Особенно замечательны были его склады. В конце XVIII в. их было 17, в том числе 1 виноградный в 4 десятины. Во второй половине XVIII в. монастырь был обнесен каменного стеною.

От всего этого былого благоденствия казацкого монастыря не осталось и камня на камне. По закрытии его храмы и ограда были разобраны. Иконостас главной церкви продан был в Воскресенский храм сл. Новой Водолаги, целый доселе, а иконостас Николаевского храма продан в церковь с. Водяного, Змиев, у., сохранившийся вместе с иконами до наших дней и представляющий в нашем крае самый ценный и художественный памятник черкасского мастерства. Ризница и все церковные вещи монастыря были взяты в Белгородскую соборную ризницу. Дальнейшая их судьба осталась неизвестной.