Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Церковь Воздвижения

Каргер М.К.

Среди немногочисленных киевских построек начала XIII в. необходимо упомянуть церковь Воздвижения, о сооружении которой известно лишь из украинского летописца XVII в. По свидетельству этого летописца, церковь была выстроена около 1215 г. князем Мстиславом Мстиславичем Галицким, который был в ней и похоронен: «Похован в церкви Воздвижения Креста честнаго, которую сам змуровал в Киеве» [С.Т.Голубев. Историко-топографические изыскания и заметки о древнем Киеве, II. О древней Воздвиженской церкви в Киеве. ТКДА, Киев, 1904, кн. XII, стр. 668].

О местоположении этого храма высказывались различные догадки и предположения. М.А.Максимович полагал, что церковь стояла на юго-восток от нынешней Андреевской церкви.

«На это указывает, – писал названный исследователь, – вышепомянутый Воздвиженский вывод земляного вала (существовавшего в XVII ст. и имевшего означенный вывод около теперешней Андреевской церкви, – М.К.), а также остатки каменного здания с гробницею, высеченною из белого камня, которые открыты были [с. 473] (помнится мне, в 1839 г.) при планировке улицы, идущей от Андреевской церкви к Михайловскому монастырю» [M.A.Максимович. О месте Киевской церкви св. Андрея. Собр. соч., т. II, Киев, 1877, стр. 129].

В противовес этой точке зрения П.Г.Лебединцев доказывал, что Крестовоздвиженская церковь находилась

«не в Старом городе, а где-то на низменном месте, вероятно на Кожемяках, близ нынешней Крестовоздвиженской церкви, ибо предки наши в редких случаях избирали новые места при постройке новых церквей вместо обветшавших» [П.Г.Лебединцев. Претензии на поземельные владения от имени униатского митрополита Вельямина Рутского, заявленные королевским люстраторам (1616 г.). КЕВ, 1873, № 12; цит. по: С.Т.Голубев. Историко-топографические изыскания…, стр. 669].

Свое предположение автор обосновывал тем, что в открытой и опубликованной им «Люстрации воеводства Киевского 1616 г.», между прочим, говорится, что «на Софийской митрополичьей слободе была церковь Воздвижения честнаго креста»; отсюда, когда обрушилась эта церковь, поп перешел на Гору [там же].

Обстоятельное исследование вопросов, связанных с историей названного памятника, произведенное С.Голубевым на основе анализа разнообразных письменных источников, посвящено в основном различным постройкам, сменявшим друг друга в течение XVI-XVIII вв. на месте руин древнего храма. Не касаясь истории этих построек, не имеющих прямого отношения к проблемам зодчества древнего Киева, остановимся лишь на вопросах, связанных с судьбой древнего храма Воздвижения.

В 1586 г. киевскому воеводе князю Константину Острожскому была представлена для снятия копии запись, сделанная в 1533 – 1534 гг. Воздвиженским попом Иваном на рукописном Евангелии, принадлежавшем названной церкви, заключающая в себе перечень земельных угодий, принадлежавших церкви. Из пространного текста этой записи для нас представляет интерес лишь одно место, непосредственно касающееся самой церкви. Среди описаний церковных угодий читаем: «У валу, где стояла церковь старая Воздвижение честнаго креста, тут нива обопол дороги по Яцкову межу» [ЦГАДА, фонд Архива Министерства юстиции, дела Киевского повытья, кн. 10, лл. 97 об.-98. Цит. по: С.Т.Голубев. Историко-топографические изыскания…, стр. 678]. Из этой записи следует, во-первых, что древняя церковь Воздвижения действительно находилась в Старом городе, у вала, и, во-вторых, что в начале XVI в. она, по-видимому, уже не существовала («где стояла церковь»).

Из приведенной записи следует, как это было установлено С. Голубевым, что упоминаемая в «Люстрации воеводства Киевского 1616 г.» церковь Воздвижения в Софийской слободе, которая обвалилась, судя по тексту «Люстрации», при ближайшем предшественнике Воздвиженского попа Филиппа Одония, известного в этом звании с начала 70-х годов, т.е. в 60-х годах XVI в., не может быть связана с древним (домонгольским) храмом Воздвижения, разрушившимся [с. 474] несколько раньше (еще до начала 30-х годов XVI в.). Эта рухнувшая в середине XVI в. церковь, находившаяся, по мнению С.Голубева, на территории нынешнего Кудрявца, была лишь одноименной с древней Крестовоздвиженской церковью, стоявшей в Старом городе у вала [С.Т.Голубев. Историко-топографические изыскания…, стр. 679].

На месте древнего храма начала XIII в., разрушившегося до начала XVI в., была выстроена новая деревянная церковь, неоднократно упоминаемая в документах XVII в. В украинском летописце XVII в. читаем: «… вшедши на гору, подле которой теперь брама Киевская (находившаяся наверху нынешнего Андреевского спуска,-М. К.) стоит от полудня и церковь Воздвижения креста святого, (апостол) благословил и крест поставил» [там же, стр. 670]. Об этом же сообщает Захарий Копыстенский в своей «Палинодии», написанной в 1621 г.: «На той горе в Киеве, где (ап. Андрей) стоял, которую зовут ныне Вздыхалною… того же часу и церков Воздвижения честнаго креста была поставлена, где и теперь есть» [Палинодия, ч. III, разд. I, артикул 1. Русская историческая библиотека, т. IV, СПб., 1878, стр. 970].

На плане Киева, составленном в 1695 г., Воздвиженская церковь изображена стоящей на холме, на месте нынешней Андреевской церкви.

О дальнейшей судьбе Крестовоздвиженской церкви известно из отчета Киевской приказной избы за 1690 г., посланного в Москву:

«В Киеве в верхнем городе, на Воздвиженском выводе, где святой апостол крест водрузил, и на том месте изстари была церковь деревянная во имя Воздвижения честного и животворящего креста господня и в прошлом во 184 (1675-1676) году, в приход неприятельских крымских людей, от пушечной стрельбы та церковь сгорела, и то церковное место с того числа пустело по 198 (1690) год; и в прошлом во 198 году в Братском монастыре церковь деревянная Богоявление Господня разобрана, и боярин и воеводы, князь Михаил Григорьевич Ромодановский с товарищи, по благословению Гедеона, митрополита Киевского, велели на том церковном месте, на Воздвиженском выводе, ту деревянную церковь построить для того, что в том Братском монастыре зачата строиться церковь каменная. И по приказу боярина и воевод, князя Михаила Григорьевича Ромодановского с товарищи, московские и киевского жилого полку солдаты и стрельцы из Братского монастыря церковь деревянную в Киев в верхний город перевезли и с местными иконами для того, что те иконы в каменную церковь не пригодились, и построили ту деревянную церковь на Воздвиженском выводе, на прежнем церковном месте, во имя св. апостола Андрея первозванного» [ЦГАДА, фонд Архива Министерства юстиции, дела Киевского повытья, кн. 20, л. 162 об. – 163. Цит. по: С.Т.Голубев. Историко-топографические изыскания…, стр. 680-690].

Долго длившаяся дискуссия по вопросу о взаимоотношении церквей Воздвиженской, Андреевской и Симеоновской, упоминаемых в различных документах [с. 475] XVII – начала XVIII в. на одном и том же месте, была убедительно разрешена С.Голубевым, доказавшим принадлежность всех этих наименований одной церкви. Построенная на холме горы Вздыхальницы, церковь, по мнению названного исследователя, носила двойное наименование – Воздвиженской и Симеоновской: первое – по неразрывной связи с одноименной своей предшественницей, второе – по своему местоположению на пляце («церковище») церкви св. Симеона. Перенесенная в 1690 г. из Братского монастыря на место сгоревшей в 1675-1676 гг. от пушечной стрельбы крымских татар деревянная церковь получила название Андреевской-Воздвиженской [там же, стр. 691-692].

В одном официальном документе от 1693 г. значится:

«… и в верхнем городе Киеве две церкве с своими преждебывшими угодьями – одна деревянная Воздвижение честнаго и животворящего креста господня и святого апостола Андрея первозванного, где Андрей крест водрузил; другая каменная, обетшалая, первозданная Трех святителей» [С.Т.Голубев. К истории Киевской Трехсвятительской церкви…, стр. 132].

Андреевская-Воздвиженская церковь просуществовала до 1724 г., когда «от великих ветров развалилась» [С.Т.Голубев. Историко-топографические изыскания…, стр. 691].