Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

4. Письменные свидетельства о Михайловском Златоверхом монастыре

Каргер М.К.

В последние годы в связи с более тщательным изучением собора Михайловского Златоверхого монастыря вопрос о связи развалин древних храмов на Михайловской горе с теми или иными постройками, упоминаемыми в летописи, осложнился постановкой нового дополнительного вопроса, не стоявшего перед старыми исследователями: является ли сохранившийся до недавних дней собор Михайловского монастыря действительно древним собором Михаила, выстроенным в 1108 г. князем Святополком Изяславичем. От решения этого вопроса в значительной мере зависит окончательная атрибуция описанных выше руин, сохранившихся на Михайловской горе.

Существовавший до недавнего времени соборный храм Михайловского Златоверхого монастыря обычно безоговорочно отождествлялся с церковью Михаила, о постройке которой киевская летопись сообщает под 1108 г.: «В лето 6616. Заложена бысть церкви святаго Михаила Златоверхая, Святополком князем, [с. 273] месяца июля в 11» [Ипат. лет. 6616 (1108) г. Под тем же годом это известие повторено в Лавр., Воскр., Ник., Ерм., Густ., Рог. лет., Лет. Пер. Сузд.; в Новг. I и IV лет. то же известие под 1109 г.]. В Никоновской летописи к известию о закладке церкви добавлено, что последняя была «о пятинадесяти версех», которые князь Святополк «позлати златом».

Летописных известий об окончании постройки нет, но под 6621 (1113) г., повествуя о смерти и погребении князя Святополка, летописец сообщает:

«Преставися благоверный князь Михаил, зовемый Святополк, месяца априля в 16 день за Вышегородом и привезоша и в лодьи Киеву и спрятавше тело его и възложиша на сане и плакашеся по немь бояре и дружина его вся и положиша в церкви святаго Михаила, юже бе сам создал» [Ипат. лет. 6621 (1113) г.; под тем же годом в Воскр., Тип., Густ. лет.].

В известии о закладке храма в 1108 г., так же как и в известии о погребении в законченном уже храме князя-строителя в 1113 г., не говорится, что при церкви был основан монастырь. О существовании Михайловского Златоверхого монастыря в древних киевских летописях вообще нет никаких упоминаний. В начале XVII в. среди киевских ученых-церковников было распространено мнение о том, что первую церковь во имя архангела Михаила будто бы выстроил на месте нынешнего Михайловского Златоверхого монастыря и при ней основал монастырь еще первый киевский митрополит Михаил, крестивший Русь при Владимире. Однако это мнение, как известно, основано не на древних источниках, а на весьма поздних легендах, не имеющих под собой исторической почвы [подробнее об этом см. в главе о Выдубицком монастыре. К существованию Михайловского монастыря, построенного митрополитом Михаилом, относились с доверием М.Ф.Берлинский (Краткое описание Киева…, стр. 175), Е.Болховитинов (Описание Киево-Печерской лавры… Изд. 2-е, Киев, 1831, стр. 2) и некоторые другие].

Церковь Михаила была выстроена, очевидно, возле церквей Дмитрия и Петра, созданных отцом и братом Святополка, и, вероятно, входила в состав Дмитриевского монастыря Изяславичей. Златоверхо-Михайловский монастырь как таковой становится известным лишь в литовскую пору. Впервые мы встречаем имя этого монастыря в конце XIV в., как свидетельствует об этом подпись «святаго Михаила Золотоверхаго игумена Стефана Переломило», под одним актом 1398 г. [КС, т. XIV, Киев, 1886, март, стр. 487] В грамоте литовского князя Александра Казимировича, данной в 1496 г. на имя киевского воеводы кн. Дмитрия Путяты, монастырь при церкви св.Михаила жаловался в пожизненное владение Григорию Поповичу [П.Г.Лебединцев. Дмитриевский монастырь…, стр. 33]. Несколько позднее грамотой 1523 г. короля Сигизмунда I воеводе киевскому Андрею Немировичу Златоверхая Михайловская церковь в Киеве была пожалована игумену Макарию с тем, чтобы он возобновил опустевший Михайловский монастырь и устроил в нем общину. Церковь Михаила называется в гра[с. 274]моте «запустелой от вынятья киевского» [АЗР, II, СПб., 1865, № 122]. В документах XVI-XVII вв. Златоверхий Михайловский монастырь упоминается неоднократно в связи с различными обстоятельствами его жизни.