Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

2. Строительство князя Рюрика Ростиславича (1199 – 1200 гг.). Зодчий Петр Милонег

Каргер М.К.

Собор архангела Михаила был выстроен на террасе высокой горы, нависшей над древним руслом Днепра. Полноводная река, год за годом разрушая лёссовый массив горы, приближалась к постройке. К концу XII столетия собор, оказавшийся у обрыва горы, угрожал падением. В 1199 г. по инициативе кн. Рюрика Ростиславича были осуществлены крупные инженерно-строительные работы по укреплению крутого берега реки, угрожавшего целости постройки.

В составе Ипатьевской летописи дошла до нас интереснейшая запись, сделанная несомненно современником, а может быть и участником событий, связанных с этой необычайной постройкой. Именно этому мы обязаны подробнейшим описанием как обстоятельств постройки, так и торжеств по поводу ее освящения.

Повествуя в приподнятом тоне о необычной постройке, по-видимому возбуждавшей глубокий интерес у современников дерзновенной смелостью техни[с. 289]ческой задачи, которую предстояло решить, летописец всячески подчеркивает при этом роль князя – инициатора и ктитора этого строительства, превращая свое повествование в подлинный панегирик князю, отличавшемуся «хотением к монастырем и ко всим церквам и любовью несытной о зданьих».

«В тое ж время благоволи бог… и вдохнув мысль благу во богоприятное сердце великому князю Рюрикови, по порожению же еже от божественыя купели духом понаречену Василью, сыну Ростиславлю: тый же с радостью приим, акы благый раб верный потщася немедленно сугубити делом, да не истязан будеть скрывший талант. Того бо лета, месяца иуля во 10 день на память святых мученик 40 и 5 иже в Никопольи мученых, суботе же имущи путь, заложи стену камену под церковью святаго Михаила у Днепра иже на Выдобычи.

О ней же мнозе не дерьзнуша помыслити от древних али на дело ятися: 100 бо и 11 лет имать отнележе создана бысть церкви, и в толико лет мнози же самодержицы придоша держащей стол княжения Киевьского, от того же боголюбиваго Всеволода, иже созда церковь ту, родов четыри, и ни един же воследова любви его к месту тому. Сей же богомудрый князь Рюрик пятый бысть от того, яко же пишеть о праведнемь Иеве от Аврама: Всеволод бо роди Володимера, Володимер же роди Мстислава, Мстислав же роди Ростислава, Ростислав же роди Рюрика и братью его. Братья же его быша добра и боголюбива, овии старейши и инии менши: нъ не благоволи бого деле стены тоя, время бо требоваше слугы своего» [Ипат. лет. 6707 (1199) г.].

Заслуги князя-строителя разделяет мудро избранный им же среди своих друзей зодчий Милонег, в крещении Петр. Летописец не скупится в похвалах этому Милонегу, называя его мастером, художником:

«Великый князь Рюрик потщившася крепко паче праотецьскым стопам воследовати трудолюбиемь ко святому архистратигу Михаилу, преже поминаемому монастырю, иже известно всим богомудрым делом показа: изобрете бо подобна делу и ходожника (художника) и во своих си приятелех именем Милонег, Петр же по крещению, акы Моисей древле оного Веселеила, и приставника створи богоизволену делу, и мастера не проста преже написания стены; и тако яться зданию не тощьно (натощьно, не тъщно) во соблюдение честнаго храма ни от кого же помощи требуя» [там же].

Стена, заложенная 10 июля 1199 г., была закончена 24 сентября следующего, 1200 г. В тот же день состоялось торжественное освящение нового сооружения, в котором приняли участие сам князь, княгиня, сыновья Ростислав с женой и Владимир, и дочь Предслава.

«В лето 6708. Сверши стену ту, месяца сентября в 24 день, на страсть святыя первомученицы Феклы. В тъ же день приеха в манастырь великый князь Рюрик, кюр Василий со христолюбивою княгинею, и со сыном Ростиславом и Володимером, и с дочерью Передъславою, и со снохою Ростиславлею, и постави кутью у святаго Михаила и молитву принесе о приятьи труда потщания своего» [Ипат. лет. 6708 (1200) г.]. [с. 290]

Вслед за кутьей князь «створи пир не мал и трапезу со приготовлениемь и накорми игумены и со калугеры всими и всякого чина церковнаго», после чего одарил всех присутствовавших «от первых даже и до последних». Во время торжества выдубицкий игумен Моисей произнес пространную благодарственную речь, обращенную к князю. Речь эта, приведенная в тексте летописи, судя по одной реплике («и нашия грубости писание прийми акы дар словесен на похваление добродетели»), была заранее написана и поднесена князю.

Не касаясь чисто литературной стороны этой речи, представляющей несомненный интерес для историков литературы, отметим лишь те части ее, которые позволяют, хотя бы до некоторой степени представить характер нового сооружения.

Игумен Моисей констатирует прежде всего огромный интерес, который проявляли киевляне к новому сооружению:

«множество верных кыян и населници их болше потщание и любовь ко архистратигу господню (т.е. к Михайловскому монастырю, – М.К.) имети начинають не токмо и ради спасения своего, но и новаго ради чюдеси (т.е. по поводу постройки новой стены, – М.К.) иже во дни царства твоего сверится (т.е. во время княжения Рюрика Ростиславича, к которому обращена речь, – М.К.)».

Из речи Моисея можно понять, что стена была довольно широка и возвышалась над уровнем монастыря, ибо посетители монастыря «утверждающе бо нестыжьно нозе свои на удобренемь ти зданьи», и, любуясь со стены Днепром и Заднепровьем, «очима си любезно смотрящи отвсюду веселие души привлагаще и мняться яко аера достигше». Что сооружение Рюрика действительно служило подпорной стеной у крутого обрыва берега, явствует также из другого выражения речи – «отселе бо не на брезе ставше, но на стене твоего создания». Выдубицкий игумен подчеркивает, что идея укрепления монастырского берега волновала умы уже давно – «мнози бо преже нас бывшей желати видити яже мы видихом и не ведеша и слышати не сподобишася» [там же].

Подпорная стена, сооруженная Милонегом, не сохранилась ни в одной своей части. Совершенно невероятно предположение, высказанное М.А.Максимовичем, что «она разрушена еще татарами, которые не жалели труда и рук, сокрушая и ниспровергая огромнейшие твердыни без помощи огня и пороха» [М.А.Максимович. Выдубицкий монастырь. Собр. соч., т. II, Киев, 1877, стр. 248]. Стена Милонега, как и восточная часть собора, рухнула вниз, подмытая весенними половодьями Днепра. По состоянию источников, очень малочисленных в литовско-польский период истории Киева, невозможно установить, когда это произошло. Высказанные различными авторами предположения по вопросу о дате разрушения собора противоречивы и необоснованны [М.А.Максимович (Выдубицкий монастырь, стр. 248) относил разрушение стены ко времени татарского разгрома Киева, Н.И.Петров (Киев, его святыни и памятники. СПб., 1896, стр. 78-79) – к XV в., Н.Закревский (Описание Киева, т. I, стр. 248) – ко времени хозяйничания униатов]. [с. 291]

Гораздо важнее установить, когда была сделана первая попытка реставрации рухнувшего храма. В ризнице Выдубицкого монастыря сохранился большой серебряный крест с подножием, на котором имеется надпись: «В лето 1642, мая 27 дня сей крест сооружен бысть повелением преосвященнаго Киевскаго Петра Могилы и данный в монастырь святаго архистратига Михаила Выдубицкаго Киевскаго».

Эта надпись, так же как надпись на Евангелии львовской печати 1636 г., хранившемся в ризнице того же монастыря («сие евангелие оковано повелением преосвященнаго Киевскаго Петра Могилы»), не говорит прямо об участии Петра Могилы в восстановлении монастыря и собора, но свидетельствует о внимании названного иерарха к Выдубицкому монастырю.

Гораздо яснее отмечает роль Петра Могилы третья надпись, находящаяся на служебнике 1629 г., хранившемся в библиотеке монастыря:

«Сей служебник… дал есть в храм святаго архистратига Михаила чудесе в монастырь Выдубицкий Киевский преосвященный архиепископ митрополит Киевский Галицкий и всея России, архимандрит Печерский, строитель же ктитор и обновитель того же святого монастыря Выдубицкого по конечном запустении и разрушении его от отступник реченных унитов… в лето 1636 месяца ноеврия 23-го дня Петр Могила архиепископ митрополит Киевский рукою власною» [М.А.Максимович. Выдубицкий монастырь, стр. 250-251].

Однако в 1636 г. Михайловский собор лежал еще в руинах, как это явствует из грамоты самого Петра Могилы царю Алексею Михайловичу от 29 октября 1639 г. Сообщая московскому царю о печальном положении разоренных униатами храмов Киева, Петр Могила наряду с Софийским собором и Успенским собором Печерской лавры упоминает и Выдубицкий храм св.Михаила, в котором, по его словам, «пол весь и верх весь каменный разрушен» [АЮЗР, т. III, СПб., 1861, № 18].

Павел Алеппский, посетивший Выдубицкий монастырь в 1655 г., писал:

«… так как основания алтарей заложены на берегу реки Днепра, столь высоком и обрывистом, сторона, обращенная к воде, на протяжении половины церкви была низвергнута в середину реки, и посему монастырь был долго в запустении, пока семнадцать лет тому назад не явился теперешний его игумен (Клементий Старушич, – М.К.), принявшийся за возобновление церкви. Он устроил алтари ближе к хоросу, выравнял камень и дополнил верхнюю часть церкви из дерева, покрыв ее известью, так что вышло очень красивое здание» [Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине 17 в., описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским, вып. 4. М., 1898, стр. 189].

По-видимому, к середине XVII в. монастырский собор был уже восстановлен.

В 1760 г. собор был сильно поврежден пожаром. Восстановление постройки, придавшее ей современный архитектурный облик, произошло в 1766-1769 гг. [с. 292] Документы, недавно обнаруженные в Центральном гос. историческом архиве УССР (фонд Выдубицкого монастыря), свидетельствуют, что эта работа была осуществлена под руководством «архитектории ученика» Михаилы Юрасова [Є.В.Тиманович. Праці архітектора Юрасова у Києві. В кн.: Питания історії архітектури та будівельної техніки України. Київ, 1959, стр. 138-139].