Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

3. Общественно-политическое движение

Быстрое разложение феодально-крепостнической системы и развитие в ее недрах капиталистических отношений в первой половине XIX в. сопровождалось подъемом общественно-политического движения на Украине, и в частности в Киеве. Основная масса участников общественно-политического движения в начале XIX в. – выходцы из дворян. Из среды господствующего класса выдвинулась большая группа либеральной молодежи, а также молодежь революционная – дворянские революционеры.

Как и во всей России, общественно-политическая жизнь Киева в это время находилась под значительным влиянием феодально-крепостнической и религиозной идеологии. Киевская митрополия, отделение «Библейского общества», основанного в 1817 г., духовная академия, многочисленные церкви вели широкую пропаганду религии. Они имели в своем распоряжении печать, большую армию высшего и среднего духовенства, верно служившего самодержавию. Однако в общественно-политической жизни города в начале XIX в. большую роль начало играть либеральное и революционное движение.

Большое место в общественной жизни города занимала борьба за сохранение городского самоуправления, существовавшего с 1499 г. В течение этого времени Киев много раз лишался его и снова получал. В конце XVIII в. Екатерина II сделала еще одну попытку лишить город магдебургского права. При Павле I киевляне возвратили себе самоуправление. С большим воодушевлением общественность Киева встретила в 1802 г. грамоту Александра I о подтверждении Киеву магдебургского права. В городе по поводу этого события состоялась торжественная церемония. Грамоту под салют из пушек перенесли из магистрата в Успенский собор, где после литургии она была зачитана. В ознаменование этого события было устроено трехдневное празднование с балами и фейерверками, а также собрано 10 тыс. руб. для сооружения новой богадельни и памятника на месте крещения киевлян в 988 г.

М.И.Кутузов

М.И.Кутузов [с. 265]

Обострение политического положения на юге (война с Турцией) заставило царское правительство приступить с 1806 г. к укреплению оборонительных сооружений Киева. В сентябре этого года военным губернатором был назначен выдающийся русский полководец М.И.Голенищев-Кутузов. Под его руководством начались работы по сооружению укреплений на Печерске. По собственной инициативе магистрат начал организовывать городское ополчение и охрану города. Особенно усилилась эта деятельность магистрата во время Отечественной войны 1812 г.

В связи с подготовкой наполеоновской Франции к войне против России царское правительство продолжало укреплять Киев, как важный центр обороны юга страны. В городе было сконцентрировано большое количество войск.

Отечественная война 1812 г. вызвала в украинском народе волну патриотических чувств и он грудью встал на защиту отечества от иноземных захватчиков. В Киеве, как и по всей Украине, формировалось народное ополчение. В Киевской губернии было сформировано три казачьих полка в количестве 3600 человек. Из лесной охраны был создан отряд «лесных казаков».

В протоколе заседания магистрата от 29 июля 1812 г. по поводу создания ополчения читаем:

«…Подражая своим предкам города Киева, сей древней всероссийских государей столицы, которые издревле… составля из между себя ополчение, одевшись во всеоружие брани, с воеводами своими от нашествий иноплеменников сей город Киев защищали и, никакими изменническими прелестями не обольстясь, врагов отечества мужественною силою поражали… И ныне граждане сего города Киева готовы уже принять оружие на отражение неприятеля и… около тысячи воинов собрать могут…» [«Український народ у Вітчизняній війні 1812 року». Зб. документів, К., 1948, стр. 42 – 43].

Далее говорится, что по обычаю для командования ополчением избрано «региментария» – именитого гражданина Петра Борщевского. Киевское ополчение, состоявшее из 600 конных и 400 пеших воинов, было своеобразной охраной города и существовало вплоть до ликвидации самоуправления. Для строительства укреплений вокруг города выделили 5500 рабочих и обеспечили их всем необходимым для работы в течение месяца [«Український народ у Вітчизняній війні 1812 року». 36. документів, К., 1948, стр. 62]. Принимая участие в обороне страны от нашествия французских захватчиков, киевляне вступали также добровольцами в армию и ополчение.

После окончания войны 1812 г. в России начало зарождаться освободительное революционное движение. Однако основная масса даже передовой дворянской молодежи не смогла найти правильного пути к решению сложных вопросов политической и общественно-экономической жизни страны. Либерально настроенные дворяне, не желавшие мириться с самодержавием, в поисках выхода из создавшегося положения увлекались распространенным в то время во всей Европе масонством.

Организованная русскими офицерами еще во второй половине XVIII в. в Киеве масонская «Ложа бессмертия» была одной из первых в России. В 1788 г. помещик Элизен создал ложу «Трех колонн». Среди наиболее распространенных масонских лож, основанных в городе в начале XIX в., следует назвать «Ложу объединенных славян», возникшую 12 марта 1818 г. Ее основателями и руководителями были либеральные помещики, поляки по происхождению, Валентин Росцишевский, Франц Харлинский и Филипп Олизар. Последний был предводителем дворянства Киевской губернии. В состав ложи входили прогрессивно настроенные офицеры, помещики и разночинцы. По данным бывшего управителя ложи полковника Шварцберга, накануне закрытия ложи в 1822 г. число ее членов составляло свыше 70 человек. Кроме польских шляхтичей, в состав ложи входили русские и украинцы. В списке членов ложи видим фамилии русских: Александра Трубецкого, за которым позже был установлен тайный надзор полиции, Ивана Кнота –  главврача госпиталя, подполковника Юлия Лебедева из главного штаба 1-й армии, коллежского асессора Александра Бакунина, учителя математики гимназии Абрамова, будущего декабриста –  генерал-майора С. Волконского и др.

В ложу входило немало украинцев: маршалок (предводитель дворянства) Переяславского уезда Василий Лукашевич, в прошлом чиновник таможни Левицкий, купец Иван Оринк, помещик Савицкий, поручик Николай Павловский и др. Следует подчеркнуть и то, что к ложе принадлежали профессор Нежинской гимназии Шетелинский, учитель гимназии Дмитрий Кульчинский, чиновники Катарович и Перро, учитель Нежинской гимназии Иван Ладрожен, купец Иван Лепогр, учитель музыки Леман, врачи со свободной практикой Фридрих Гришфельд и Лев Михельсон, доктор механики в Дерпте Гаусман [О. Багалій, Матеріали до історії декабристського руху на Україні, «Праці комісії соціально-економічної історії України», т. I, К., 1932, стр. 318 – 319].

Вокруг масонских лож группировалась и дворянская прогрессивно настроенная молодежь. В частности, в «Ложе объединенных славян» получили развитие идеи единения русского и польского народов. Декабрист С.Волконский в своих «Записках» сообщает, что в ложе поляки и русские «дружно, по-братски подавали друг другу руку» [«Записки Сергея Григорьевича Волконского (декабриста)», СПб., 1902, стр. 403]. В речи по поводу принятия его в почетные члены ложи Волконский подчеркивал, какие огромные результаты может дать согласие между поляками и русскими [Там же]. Символические знаки масонских лож сохранились до нашего времени и находятся в Киевском историческом музее.

С.Г.Волконский. [с. 267]

С.Г.Волконский. [с. 267]

М.Ф.Орлов. [с. 268]

М.Ф.Орлов. [с. 268]

В это время в Киеве был образован первый кружок прогрессивно настроенной молодежи во главе с приехавшим в 1818 г. в Киев генерал-майором М.Орловым.

«У нас, – пишет С.Волконский, – собирался кружок образованных людей, как русских, так и поляков, довольно большой по случаю съезда на контракты… Кампании 12 года и последующих 13 и 14 гг. подняли наш народный дух, сблизили нас с Европой, с установлениями ея, порядком управления и народными гарантиями; противоположность нашего государственного быта, ничтожество наших народных прав, скажу, гнет нашего государственного управления – резко выказались уму и сердцу многих и, как всякая новая идея имеет коновода, – Михаил Орлов по уму и сердцу был этим коноводом и действовал на просторе в Киеве, где ни предрассудки столичных закоренелых недвигателей, лиц высшего общества, ни неусыпный и рабски усердный надзор полиции явной и секретной – не клали помехи в широком действии, и где съезд на контракты образованных людей давал случай узнавать людей и сеять семена прогресса политического» [«Записки Сергея Григорьевича Волконского (декабриста)», СПб., 1902, стр. 400-401].

Такими были первые проявления влияния дворянских революционеров-декабристов на общественно-политическую жизнь Киева.

Влияние деятельности «Союза спасения», который был создан в Петербурге в 1816 г., и «Союза благоденствия», возникшего в 1818 г., довольно быстро распространилось и на Украине. В значительной степени это объясняется тем, что на Украине в то время было расквартировано большое количество войск, а также ссыльных, оппозиционно настроенных писателей, солдат, офицеров и генералов. Среди них был и член «Союза спасения», а позже «Союза благоденствия» генерал М.Ф.Орлов. Сосланный Александром I за свои прогрессивные идеи в Киев в «почетную» ссылку и назначенный на должность начальника расквартированного здесь штаба 4-го корпуса 1-й армии Орлов пробыл в Киеве с 1818 по 1820 г. За это время он провел большую просветительную работу. Орлов осуждал аракчеевский режим в армии. Он мечтал о том, чтобы сделать из солдата русской армии сознательного гражданина. Поэтому уже в начале пребывания в Киеве он сосредоточил свое внимание на распространении грамотности среди солдат и их детей.

Много внимания он уделял деятельности школы «взаимного обучения», в которую было набрано 40 кантонистов. Уже в 1818 г. Орлов, не жалея ни сил, ни собственных средств на создание соответствующих условий для учебы, довел количество учеников школы военно-сиротского отделения до 600 человек. В 1819 г. их уже насчитывалось свыше 800 человек. И.Мартос, бывший в Киеве в 1820 г., в своих воспоминаниях пишет, что в то время в школе обучалось 1800 человек [«Ланкастерское училище в Киеве (ок. 1820 г.). Записки Ивана Романовича Мартоса», «Киевская старина», 1897, № 7-8, стр. 66]. Большую помощь в этой просветительной деятельности Орлову оказывал командир корпуса генерал Н.Раевский.

Использовав опыт работы киевских школ и материалы, полученные по его просьбе из Парижа, Орлов составил таблицы с буквами и слогами слов. В них были использованы народные поговорки.

Эти таблицы вызвали беспокойство правительственных кругов после восстания солдат Семеновского полка в Петербурге в октябре 1820 г. и появления в Преображенском полку революционных листовок. 5 ноября 1820 г. начальник главного штаба князь Волконский объявил приказ Александра I об изъятии всех таблиц, привезенных из Киева. Коменданту Волкову приказывалось «без наименьшей огласки» изъять все таблицы, «не оставляя ни под каким предлогом ни одной в училище» [В.И.Семевский, Политические и общественные идеи декабристов, СПб., 1906, стр. 431].

Вместе с ростом популярности М.Орлова среди сторонников распространения просвещения и дворянских революционеров росла и неприязнь к нему правящих кругов. Летом 1820 г. его перевели из Киева на должность командира 16-й дивизии 2-й армии в Кишинев. Для него это была вторая ссылка.

Хотя в Киеве в период 1816-1820 гг. и не было официальных филиалов (управ) тайных обществ «Союза спасения» и «Союза благоденствия», все же среди дворянской молодежи и солдат велась значительная работа в духе программ этих обществ, в частности в духе просветительных положений устава «Союза благоденствия» – «Зеленой книги». В это время на настроение дворянской молодежи Киева значительное влияние оказывала организованная в 1818 г. Тульчинская управа «Союза благоденствия» во главе с полковником П. Пестелем. Можно предположить, что и до образования «Южного общества» декабристов в 1821 г. Киев использовался членами Тульчинской управы для собраний. Местами встреч были Контрактовый дом на Подоле, «Зеленая гостиница» (ул. Московская, 31) и помещение масонской ложи, находившееся где-то вблизи Царского дворца [В. С. Иконников, Киев в 1654 – 1855 гг., стр. 143].

Царское правительство рассчитывало высылкой из Киева Орлова ослабить группу прогрессивно настроенных дворян.

В действительности же отъезд М.Орлова в Кишинев не был концом деятельности декабристов в Киеве. Наоборот, 1821 г. стал годом довольно оживленных обсуждений политических вопросов членами тайных обществ декабристов и их единомышленников во время встреч, происходивших в доме героя Отечественной войны 1812 г. генерала Н.Раевского по улице Александровской (теперь ул.Кирова, 16). Здесь часто собирались декабристы В.Давыдов, С.Волконский, М.Орлов и др. Среди этой радикально настроенной молодежи часто бывал и сосланный царским правительством на Украину гениальный русский поэт А.С.Пушкин.

Семья Раевских была тесно связана с декабристским движением. Старшая дочь генерала Н.Раевского – Екатерина вышла замуж за декабриста М.Орлова, младшая – Мария – за декабриста С.Волконского. С ним она разделила участь сибирской ссылки. М.Волконская оставила интересные «Записки», изданные в 1904 г. [Записки княгини Марии Николаевны Волконской, с предисловием и приложениями издателя М. С. Волконского, СПб., 1904] Ее мужественный образ воспет Н.Некрасовым в поэме «Русские женщины». Дом Раевских позднее был реконструирован, обложен кирпичом и сохранился до нашего времени. На его фасаде установлены две мемориальные доски с надписями: «Здесь собирались декабристы в 20-х годах XIX в.» и «В этом доме в 1821 г. был великий русский поэт А.С.Пушкин». М.Орлов и А.С.Пушкин во время пребывания в 1821 г. в Киеве жили на квартире декабриста В.Давыдова по ул. Кловской (дом не сохранился).

Образование в марте 1821 г. «Южного общества» декабристов, имело большое значение для развития декабристского движения на Украине.

Все четыре съезда «Южного общества», состоявшиеся в течение 1822-1825 гг., собирались во время Контрактовой ярмарки в Киеве, чаще всего на квартирах В.Давыдова или С.Волконского. На съездах присутствовали такие выдающиеся декабристы, как П.Пестель, А.Юшневский, С.Волконский, В.Давыдов, С.Муравьев-Апостол, М.Бестужев-Рюмин, А.Поджио, А.Баратынский и другие члены «Южного общества».

С.И.Муравьев-Апостол. [с. 269]

С.И.Муравьев-Апостол. [с. 269]

К.Ф.Рылеев. [с. 270]

К.Ф.Рылеев. [с. 270]

На первом съезде 1822 г., кроме юридического оформления «Южного общества» и избрания П.Пестеля и А.Юшневского его председателями, были обсуждены вопросы программы. Все участники съезда поддержали основные республиканские идеи программы, выдвинутой П.Пестелем, и получили задание продумать их в течение года до очередного съезда.

Второй съезд, состоявшийся в 1823 г., создал три управы – Тульчинскую во главе с П.И.Пестелем, Каменскую во главе с В.Л.Давыдовым и С.Г.Волконским и Васильковскую во главе с С.И.Муравьевым-Апостолом и М.П.Бестужевым-Рюминым. Пестель изложил на этом съезде основные положения будущей «Русской правды», которые были одобрены всеми участниками съезда.

Съезд также согласился с мыслью об убийстве во время революционного переворота царя, а в случае необходимости и уничтожения всей царской фамилии.

На съезде 1824 г. программа «Южного общества», значительную часть которой Пестель уже написал, была в основе своей одобрена и по предложению автора названа «Русской правдой». Следовательно, в Киеве была одобрена выдвинутая декабристами республиканская программа революционного преобразования политического и общественного строя России.

На съездах решались и вопросы тактики. В частности, С.Муравьев-Апостол выдвинул план организации революционного восстания в армии (известный под названием «Бобруйского заговора» 1823 г. и «Белоцерковского заговора» 1824-1825 гг.).

Съезд «Южного общества» в 1825 г. не принял тактических решений и отверг идею немедленного восстания в армии. Однако это не означает, что в 1825 г. в деятельности декабристов наступил упадок. Наоборот, этот год был отмечен знаменательными событиями и в Киеве. Проводилась оживленная работа по подготовке к восстанию и объединению сил тайных обществ для совместного выступления против самодержавия.

Еще в 1823 г. во время встреч со своими друзьями-поляками М. Бестужев-Рюмин установил, что в Киеве имеется большая группа членов польского «Патриотического общества» во главе с С.Крыжановским и А.Хоткевичем.

[«Национально-патриотическое общество польской шляхты» было создано в 1821 г. В.Лукасинским. После ареста Лукасинского в 1822 г. С.Крыжановский возобновил работу общества, существовавшего до 1826 г. Основной программной задачей тайного общества являлась борьба против царизма за независимость Польши. Однако наряду с этой революционной целью общество имело и захватнические планы в отношении Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины.]

М.П.Бестужев-Рюмин. [с. 273]

М.П.Бестужев-Рюмин. [с. 273]

Университет. Рисунок М. Сажина,…

Университет. Рисунок М. Сажина, 1846– 1849 гг. [с. 277]

По поручению «Южного общества» М.Бестужев-Рюмин, а от «Патриотического общества» С.Крыжановский в 1824 г. заключили предварительное соглашение, в котором брали на себя обязательство сообща бороться против самодержавия, за установление в России и Польше республиканского строя, за дружбу между русским и польским народами. «В просвещенный век, в который мы живем, – говорится в изложении этого соглашения М.Бестужевым-Рюминым, – интересы всех народов одни и те же… закоренелая ненависть присуща только варварским временам…» [«Восстание декабристов», т. IX, М., 1950, стр. 73]. Позднее, в 1825 г., переговоры велись между Пестелем и Яблонским. Несмотря на то, что соглашение между обществами не приобрело силы, революционизирующее влияние «Южного общества» на «Патриотическое общество» было значительным.

Большой интерес представляют связи «Южного общества» с «Обществом объединенных славян». Это общество было организовано в Новограде-Волынском в 1823 г. артиллерийскими офицерами братьями Петром и Андреем Борисовыми и польским прогрессивным деятелем Юлианом Люблинским. В начале сентября 1825 г. оно присоединилось к Васильковской управе «Южного общества». В Киеве осенью 1825 г. находился активный деятель этого общества Яков Андриевич. Он работал в чертежной киевского «Арсенала», часто встречался с М.Бестужевым-Рюминым и С.Муравьевым-Апостолом, с которыми вел переговоры о подготовке восстания. Он проводил революционную агитацию не только среди солдат, но и среди рабочих «Арсенала».

«В октябре, – говорил он во время допроса, – я был послан в Киев в арсенал… Здесь я также время не терял и деятельно действовал в пользу общества на людей всякого состояния… Я до минуты моего ареста не переставал действовать в пользу общества…» [«Избранные социально-политические и философские произведения декабристов», т. III, M., 1951, стр. 96].

Приезжал в декабре 1825 г. в Киев и другой член «Общества объединенных славян» – Андрей Борисов. Он виделся с Я.Андриевичем, однако не смог встретиться с М.Бестужевым-Рюминым, хотя прибыл именно для переговоров с ним.

Нередко в Киев приезжали и представители «Северного общества». Часто в Киеве бывал один из будущих руководителей его К.Ф.Рылеев – пламенный патриот и революционер. Верный сын русского народа, Рылеев интересовался жизнью и историей братского украинского народа. В его думах и поэмах были воспеты подвиги лучших сынов украинского народа – руководителей крестьянских восстаний против польско-шляхетского гнета С.Наливайко и С.Палия. Поэма «Наливайко» начинается строками о Киеве. Одна из его дум посвящена выдающемуся государственному деятелю и полководцу Богдану Хмельницкому, возглавившему борьбу украинского народа против шляхетской Польши, за воссоединение с Россией.

Устами своего героя Северина Наливайко К.Рылеев провозгласил:

Мне ад – Украйну зреть в неволе

Ее свободной видеть – рай…

[«Поэзия декабристов», Л., 1950, стр. 229]

Посещали Киев и другие члены «Северного общества». Они вели переговоры с представителями «Южного общества» об объединении усилий в борьбе против царизма. Эти переговоры не прекращались в течение всего времени существования обществ. Вначале они велись в Петербурге, где длительное время жил член «Южного общества» М.Муравьев-Апостол. Он хотел склонить руководителей «Северного общества» к объединению на основе республиканских программных принципов «Русской правды». С этой же целью в 1824 г. в Петербург приезжал председатель «Южного общества» П.Пестель.

В 1825 г. в Киев приехал один из руководителей «Северного общества» С.Трубецкой, бывший с марта по ноябрь дежурным офицером штаба 4-го пехотного корпуса. Штаб в то время располагался в двух уцелевших после пожара 1819 г. флигелях Царского дворца. С.Трубецкой вел переговоры с представителями «Южного общества» С.Муравьевым-Апостолом и М.Бестужевым-Рюминым о совместных действиях. Именно в этих переговорах был согласован с Трубецким предложенный руководителями Васильковской управы план восстания во время маневров и смотра войск царем летом 1826 г. под Белой Церковью.

В июне 1825 г. С.Трубецкой устроил в Киеве встречу С.Муравьева-Апостола и М.Бестужева-Рюмина с А.С.Грибоедовым. Последний заехал в Киев по пути на Кавказ, где служил в должности дипломатического секретаря главнокомандующего войсками Кавказа генерала А.Ермолова. Находясь в Киеве со 2 по 10 июня 1825 г. [М.В.Нечкина, А. С. Грибоедов и декабристы, М., 1947, стр. 432; В.М.Базилевич, Грибоедов в Киеве, К., 1929, стр. 5], А. Грибоедов жил в «Зеленой гостинице» (ул. Московская, 31) [в конце XIX в. этот деревянный дом был разобран, а на его месте построен каменный, сохранившийся до наших дней]. В этом трактире, принадлежавшем тогда Киево-Печерской лавре, останавливались декабристы, в частности, здесь жил М.Бестужев-Рюмин, не раз приезжавший в Киев. Приехал в это время в Киев из Любара и декабрист Артамон Муравьев. Он встречал свою жену, прибывшую вместе с А.С.Грибоедовым.

Декабристы намечали во время восстания захватить в свои руки Петербург, Москву и Киев. С.Муравьев-Апостол незадолго перед восстанием предложил обер-квартирмейстеру 4-го корпуса полковнику Ренненкампфу «действовать для перемены правления» [«Восстание декабристов», т. VIII, Л., 1925, стр. 163] и «внушал подобное квартирмейстерским офицерам, при штабе 4-го пехотного корпуса находившимся» [«Восстание декабристов», т. VI, М.-Л., 1929, стр. 17].

Восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге и выступление Черниговского полка, длившееся с 29 декабря 1825 г. по 3 января 1826 г., оказали значительное влияние на общественное мнение Киева и очень напугали местные органы власти. Восстание Черниговского полка началось выступлением 5-й роты полка в с.Трилесах 29 декабря 1825 г. Во главе с С.Муравьевым-Апостолом восставшие к вечеру 30 декабря вступили в г.Васильков. На их сторону перешло больше половины солдат Черниговского полка, причем к восставшим присоединялись все новые группы солдат со своими офицерами. Казалось, что восстание быстро распространится, поскольку в течение двух дней в него были вовлечены солдаты всех восьми рот полка. Однако на самом деле вышло не так.

Не решаясь со сравнительно небольшими силами черниговцев идти на Киев, С.Муравьев-Апостол послал в город 31 декабря 1825 г. прапорщика А.Мозалевского с унтер-офицером И.Харитоновым и рядовыми А.Федоровым, Я.Софроновым и П.Прокофьевым с заданием распространить среди солдат гарнизона и населения революционную прокламацию «Православный катехизис». Ему поручалось также установить связь с офицером Курского полка майором Крупенниковым. Последнему С.Муравьев-Апостол предлагал идти со своим батальоном к г.Брусилову на соединение с восставшими.

Прапорщик Мозалевский не был членом общества, однако сразу же после прихода восставших в г.Васильков присоединился к ним. В ночь с 30 по 31 декабря на одной из застав, высланных С.Муравьевым-Апостолом, он задержал жандармских офицеров, намеревавшихся арестовать С.Муравьева-Апостола. Этим он и обратил на себя внимание С.Муравьева-Апостола, решившего именно его послать с таким важным поручением в Киев. Вместе с унтер-офицером и солдатами А.Мозалевский почти всю ночь искал место расквартирования Курского полка и майора Крупенникова, которого в полку не было. Эта неудача очень обеспокоила прапорщика. Других связей он не мог установить, ибо в это время в Киеве не было ни одного члена тайного общества. Единственным, к кому Мозалевский мог обратиться, был член общества Я.Андриевич, с октября работавший на «Арсенале». Но такого поручения Мозалевский не имел и, наверное, об Андриевиче ничего не знал.

Мозалевский приказал солдатам подкинуть прокламации в подворотню суконной фабрики и в частные дворы на Подоле. Власти без труда 1 января 1826 г. арестовали Мозалевского и его солдат в с.Борщаговке. Прокламации «Православный катехизис» были собраны и переданы военному губернатору.

Военные и гражданские власти, напуганные восстанием, приняли все меры для подавления выступления черниговцев. Командующий 4-м корпусом князь Щербатов, опасаясь как бы восставшие не захватили Киев, отдал приказ об усилении гарнизона и бдительно следил через своих агентов за продвижением Черниговского полка. Конспиративную разведку организовали также губернатор Ковалев, губернский прокурор Каменский, а также васильковская уездная администрация. Однако решительных действий против восставших князь Щербатов не предпринимал. Высланный по приказу командира 3-го корпуса генерала Рота отряд во главе с генерал-майором Гейсмаром встретился с восставшими 3 января 1826 г. на возвышенности около сел Установки и Ковалевки, Васильковского уезда. Отряд открыл по черниговцам огонь картечью. Восстание Черниговского полка было подавлено.

Восстание декабристов 1825 г. в Петербурге и на Киевщине явилось первым вооруженным революционным выступлением против русского царизма. «В 1825 году, – писал В.И.Ленин, – Россия впервые видела революционное движение против царизма» [В.И.Ленин, Соч., т. 23, стр. 234].

Своим выступлением декабристы положили начало революционному освободительному движению в России, которое, как писал В.И.Ленин,

«прошло три главные этапа, соответственно трем главным классам русского общества, налагавшим свою печать на движение: 1) период дворянский, примерно с 1825 по 1861 год; 2) разночинский или буржуазно-демократический, приблизительное 1861-по 1895 год; 3) пролетарский, с 1895 по настоящее время.

Самыми выдающимися деятелями дворянского периода были декабристы и Герцен» [В.И.Ленин, Соч., т. 20, стр. 223].

В.И.Ленин, высоко оценивая деятельность декабристов, подчеркивал классовую ограниченность, узкодворянский характер их движения. «Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа» [В.И.Ленин, Соч., т. 18, стр. 14]. Вместе с тем эти малочисленные «лучшие люди из дворян помогли разбудить народ» [В.И.Ленин, Соч., т. 19, стр. 295]. После поражения восстания декабристов начались жестокие репрессии. Расправами и преследованиями Николай I надеялся запугать Россию и уничтожить малейшее проявление антикрепостнического движения. Местные органы власти в Киеве стремились наиболее тщательно проводить в жизнь политику Николая I. Длительное время в тюремных казематах Киева томились солдаты Черниговского полка, которые хотя и не принимали участия в восстании, но по приказу С.Муравьева-Апостола переписывали прокламацию «Православный катехизис». Только в 1828 г. по распоряжению командира 3-го корпуса генерала Рудзевича черниговцы были освобождены из тюрьмы [КОГА, ф. Канцелярии киевского губернатора, оп. 1, 1828, д. 4, л. 4].

До 1827 г. тянулась переписка военных властей по поводу того, куда девались экземпляры «Православного катехизиса», разбросанные прапорщиком А.Мозалевским в Киеве по ул. Кирилловской [КОГА, ф. Канцелярии киевского губернатора, оп. 1, 1828, д. 25, л. 1-21]. За два года после восстания в связях с декабристами было заподозрено и арестовано только в Киевской губернии 22 человека [Там же, д. 11, л. 6-7], а за женами арестованных установлен тайный надзор [Там же, д. 12, л. 1-42]. Они не имели права выезжать из своих имений.

Сохранилась переписка киевского губернатора Ковалева с васильковским городничим Девилерсом по поводу просьбы коллежского регистратора Кржишковского выдать ему 2000 руб. на поездку в Варшаву с целью разоблачения известных ему тайных обществ [Там же, д. 1, л. 1-5]. Губернатор так увлекся делами преследования декабристов и тех, кто имел с ними связи, что, как писал в рапорте назначенный на пост военного генерал-губернатора Киевской, Волынской и Подольской губерний генерал П.Желтухин, допустил большие упущения по службе [Там же, д. 7, л. 1].

Однако жестокий режим, введенный Николаем I по всей стране, не смог воспрепятствовать распространению идей декабристов как в центре России, так и на Украине. В 1827 г. в Харьковском университете был раскрыт студенческий кружок, в котором читались революционные стихи К.Рылеева и других декабристов, а также написанные участниками кружка стихи «Рылеев в темнице» и «Прощание с морем». Среди участников кружка были и киевляне. Уже в этот период революционные идеи декабристов начали проникать в среду разночинной молодежи.

Активным участником харьковского кружка был вольный слушатель университета П.С.Балабуха – сын именитого гражданина г.Киева купца Балабухи. Хотя на допросе 25 января 1828 г. П.Балабуха и заявил, что у него никаких революционных стихов нет и что «одно из этих стихотворений под названием «Рылеев в темнице» он сжег, а другого не имел и не читал», все же в доме его отца был произведен обыск. Во время обыска среди бумаг П.Балабухи были найдены переписанные от руки произведения К.Рылеева «Войнаровский», «Наливайко», А.С.Пушкина «Бахчисарайский фонтан» и другие произведения. Балабуха говорил на допросе, что стихотворение под названием «Рылеев в темнице» он получил от студента университета Владимира Сошальского и давал это произведение другим студентам, в частности Ивану Гибнеру, Павлу Бельцову, Семену Стажинскому, а после приезда в Киев – воспитаннику Нежинского лицея Андрею Божку [Там же, оп. 1, д. 7, л. 12, 13, 29].

Принимали участие в кружке и другие студенты, интеллигенты и офицеры. 22 мая 1827 г. в Киеве был задержан бывший студент Харьковского университета Дмитрий Бутовский. Во время обыска в его чемоданах среди книг нашли десять произведений в стихах и прозе, которые он получил от революционно настроенного студента Сошальского и своего брата, а часть переписал сам из произведений Рылеева и Пушкина [Там же, л. 36]. В июле 1827 г. в Киев приезжал и встречался с П.Балабухой и поручиком Ламским еще один член харьковского кружка – Николай Богаевский. Члены этого кружка были арестованы и наказаны. Однако революционные идеи не были уничтожены.

Острый кризис феодально-крепостнической системы во второй четверти XIX в. сопровождался дальнейшим усилением классовой борьбы, ростом антикрепостнического крестьянского движения, зарождением в общественно-политическом движении России революционно-демократического движения, отражавшего интересы угнетенного крестьянства.

Развитие общественно-политического движения на Украине, в частности в Киеве, в 30-х годах XIX в. происходило под влиянием революционного движения в Петербурге и Москве и польского освободительного движения. Под влиянием французской революции 1830 г. 17 ноября 1830 г. вспыхнуло пламя национально-освободительного народного восстания в Польше. Оно было направлено против гнета самодержавия и быстро распространилось на Правобережную Украину.

В Киеве также начались волнения. Еще до начала восстания, как пишет современник событий Михаил Чайковский, в январе 1830 г. в Киеве «допускали возможность восстания, хлопотали о том, чтобы столковаться, прийти к соглашению; это настроение было особенно заметно среди киевских горожан. В числе этих горожан… были в то время Киселевские и Балабухи, оба семейства были казацкого происхождения» [«Записки Михайла Чайковского», «Русская старина», 1896, № 3, стр. 633-634]. Далее он говорит, что среди киевлян царил такой подъем, какого ему «нигде не приходилось видеть» [Там же, стр. 634]. Когда началось польское восстание, обстановка еще более накалилась. Во время Контрактовой ярмарки в январе-феврале 1831 г. в Киеве состоялись тайные совещания. В варшавских газетах даже появились сообщения, будто в Киеве под предводительством войта Г.И.Киселевского началось восстание и что восставшие захватили Киевскую цитадель [В.С.Иконников, Киев в 1654-1855 гг., стр. 168]. Позже эти слухи были опровергнуты, ибо на самом деле подавляющее большинство русских и украинских помещиков, проживавших в Киеве, а также местное купечество выступило против польских повстанцев.

Верноподданический магистрат выделил для борьбы с восставшими отряды милиции, насчитывавшие 1000 человек. В городе начались аресты лиц, заподозренных в сговоре с повстанцами. Была создана специальная губернская «Комиссия для рассмотрения дел бунтовщиков», выносившая приговоры о ссылке участников восстания в Сибирь на каторгу.

После подавления польского восстания в стране еще более усилилось наступление реакции.

В 1834 г. в Киеве было упразднено магдебургское право. Царя не удовлетворял даже верноподданический магистрат. Магистрат был заменен городской думой [«Киевское представительство прежнего времени», «Киевская старина», 1882, № 5, стр. 191-192]. Была ликвидирована и киевская военизированная милиция. Приказ царя Николая I об упразднении магдебургского права вызвал недовольство киевлян. В написанном современником событий – магистратским писарем – сатирическом стихотворении «Скорбь киевлян о потере магдебургского права (1835 г.)» отразились гнев и скорбь населения [«Скорбь киевлян о потере магдебургского права (1835 г.)»; «Киевская старина», 1882, № 5, стр. 352-357]. В нем говорится:

«…Пропили права не в дяку

Кисиль в карты прогуляв

Чи проїли на кульбаку

Де й самих їх дідько взяв» [Там же, стр. 353]

Киев в это время стал центром реакционной русификаторской политики на Правобережной Украине, проводившейся главным образом через Киевский учебный округ и через открытый в 1834 г. университет. По реакционным установкам министра Уварова университет должен был стать твердыней самодержавия в Юго-Западном крае. Университет – это «умственная крепость, которая строится вблизи военной», говорил он, имея в виду Печерскую (Николаевскую) крепость. Все же надежд царского министра университет не оправдал. Передовые студенты быстро примкнули к демократическому антикрепостническому движению.

В городе, как и прежде, распространялись демократические идеи. В 1837 г., по сообщению попечителя учебного округа Брадке, «были найдены… четыре рукописи с возмутительными выходками против всех правительств, с положительным революционным оттенком» [«Автобиографические записки Егора Федоровича Брадке», «Русский архив», кн. I, 1875, стр. 285-286]. Одновременно с появлением этих листовок на стенах университетских зданий появились прозаические и стихотворные антиправительственные надписи [В.С.Иконников, Киев в 1654-1855 гг., стр. 220].

Организованное губернатором Гурьевым расследование дела показало, что революционные листовки распространяли студенты-поляки Буяльский, Богданович и Рутковский [Там же]. Со временем в университете было раскрыто тайное политическое общество, возглавлявшееся студентом Гордоном. Члены этого общества «вербовали приверженцев не только между своими соотечественниками (поляками.- Ред.), но и между русскими и не всегда безуспешно» [М.Ф.Владимирский-Буданов, История императорского университета св. Владимира, т. І, К., 1884, стр. 164-165]. Это свидетельствует о том, что и в 30-х годах XIX в. продолжалось общение демократически настроенной русской и польской молодежи в борьбе против самодержавия. Гордон успел бежать за границу, а четыре его соратника были арестованы и отданы в солдаты. Один из них, не выдержав издевательств, вскоре умер в Оренбурге [Там же, стр. 166].

Впоследствии стало известно, что антиправительственной агитацией была охвачена значительная часть просвещенной молодежи всей Правобережной Украины и Киева.

Еще в конце 1835 г. один из руководителей основанной в г.Берне (Швейцария) политической организации «Молодая Польша» Шимон Конарский создал на Правобережной Украине тайную революционную организацию «Союз польского народа». Ячейка этого союза действовала также и в Киевском университете. В состав тайного общества вошло 37 студентов-поляков.

Вокруг него сгруппировалась прогрессивно настроенная польская молодежь города. Среди руководителей общества был владелец мужского пансиона Боровский, «пользовавшийся огромным авторитетом в обществе и немалым авторитетом в глазах начальства». В его доме происходили тайные заседания членов общества. Активное участие в работе общества принимали врач Бопре и помещик Михальский [М.Ф.Владимирский-Буданов, История императорского университета св. Владимира, т. I, стр. 171-172].

В 1838 г. «Союз польского народа» был раскрыт. Его руководителей, в том числе и Шимона Конарского, арестовали. Попытка русского офицера Н.Кузьмина-Караваева организовать Конарскому побег потерпела неудачу. Конарский был расстрелян в г.Вильно 15 февраля 1839 г. В марте 1839 г. царские власти окончили расследование дела раскрытой в университете организации «Союз польского народа». По приговору военного суда троих главных деятелей тайной организации – Боровского, Бопре и Михальского – после «политической казни» сослали на каторгу [В.Шульгин, Юго-Западный край в последнее двадцатипятилетие (1838-1863), К., 1864, стр. 39]. Всех студентов, членов «Союза польского народа», отдали в солдаты.

Немало студентов, заподозренных в связях с тайным обществом, перевели в Казанский университет [М.Ф.Владимирский-Буданов, История императорского университета св. Владимира, т. I, стр. 172].

Киевский университет был закрыт на год. Распространились слухи о том, что якобы университет будет совсем закрыт, ибо исключен 191 студент [В.Шульгин, Юго-Западный край в последнее двадцатипятилетие, стр. 191]. Однако через два месяца занятия возобновились.

Царское правительство укрепляло свои позиции в Киеве и путем замены значительной части местных чиновников. Генерал-губернатора Гурьева заменил ярый монархист генерал Бибиков, либерально настроенного попечителя Киевского учебного округа Брадке – генерал С.И.Давыдов.

Генерал-губернатор Д.Бибиков, проводя политику русификации местного населения, принудительного привлечения польско-шляхетской молодежи к обязательной службе, ограничений в отношении к еврейскому населению края и города, стремился искоренить в Киеве свободомыслие и тайную революционную деятельность [ЦГИА УССР, ф. Киевского, подольского и волынского генерал-губернатора, оп. 788, д. 138, л. 1].

Вместе с генерал-губернатором за политическими настроениями в городе очень тщательно следил митрополит Филарет. Даже политически умеренная речь профессора Иванишева на тему об идее личности в древнем праве богемцев и скандинавов, произнесенная профессором 15 июля 1841 г., вызвала гнев митрополита. Упоминание о конкубинате (внебрачное сожительство) как об одной из распространенных в древние времена форм классового и экономического неравенства и бесправия женщины было причиной того, что Филарет прервал речь и добился у министерства отказа Иванишеву в должности ординарного профессора университета. Однако жестокий режим не мог остановить развития общественно-политического движения в сторону его демократизации и все более широкого вовлечения в него разночинной молодежи.

Освободительное движение, начатое декабристами, в конце первой половины XIX в. приобрело новые черты. Круг борцов против самодержавия и крепостничества расширился, наметился переход от первого – дворянского, ко второму – революционно-демократическому этапу революционной борьбы.

Первым из революционеров-демократов был великий русский критик В.Г.Белинский, предшественник полного вытеснения дворян разночинцами в революционном движении. Одновременно с ним в начале 30-х годов выступил А.И.Герцен, выдающийся русский революционер и мыслитель.

На Украине активная роль в борьбе против самодержавия и крепостничества в 40-х годах принадлежала Т.Г.Шевченко, гениальному украинскому поэту-революционеру. Шевченко был последователем Белинского и Герцена и с величайшим уважением относился к декабристам. Он стремился поднять угнетенные массы украинского народа на совместное с русским и другими народами России восстание против царизма и установить на Украине демократическую республику.

Поэтическое творчество Шевченко этого периода («Гайдамаки», «Сон», «Кавказ», «И мертвым и живым…», «Завещание» и др.) выросло из самых глубин революционной борьбы украинского народа. Его укрепила русская революционная мысль, оно стало острым оружием крестьянской революции и нашло горячий отклик на Украине.

Шевченко выступал против царизма и помещиков, в том числе и против украинских панов. Он боролся за укрепление неразрывного единства украинских трудящихся масс со всеми народами России. Он ненавидел польских панов – исконных врагов украинского народа, польский же народ был близок и дорог поэту как брат украинского и русского народов в борьбе против угнетателей. Поэт отстаивал идею тесного единения всех славянских народов, призывал к тому,

…Чтобы стали все славяне

Братьями-друзьями.

В [18]40-х годах, как и прежде, Киев оставался центром общественно-политического движения на Украине.

Главным пунктом, где сосредоточивалось общественно-политическое движение, являлся Киевский университет. Еще в начале [18]40-х годов группа студенческой молодежи и преподавателей организовала нелегальный кружок, главной целью которого являлись ликвидация крепостного права, просвещение крестьянства и национальное освобождение украинского народа.

В начале 1846 г. кружок прекратил свое существование, положив начало тайной организации, называвшейся «Кирилло-Мефодиевское общество», которая также преследовала антикрепостническую цель и стремилась к национальному освобождению не только украинского, но и всех других славянских народов и созданию из них федерации славянских республик.

Общество было организовано сторонниками либерально-реформистских взглядов – преподавателем истории в Киевском университете Н.Костомаровым и В.Белозерским, к которым присоединились П.Маркович и некоторые другие украинские либералы, а также П.Кулиш, принадлежавший к либерально-помещичьему лагерю и придерживавшийся наиболее правых взглядов.

Весной 1846 г. в Киев приехал Т.Г.Шевченко [в доме, где жил Шевченко (переулок Т.Г.Шевченко), теперь мемориальный музей]. В апреле он познакомился с Костомаровым и, узнав от него о программных требованиях кирилло-мефодиевцев, вступил в общество. Под влиянием революционно-демократических убеждений Шевченко в обществе находились Н.Гулак, окончивший Дерптский университет, и студенты Киевского университета А.Навроцкий, И.Посяда и Г.Андрузский.

У кирилло-мефодиевцев не было единых взглядов на претворение в жизнь основного требования их программы – освобождения крестьян. Костомаров и его приверженцы стояли за реформистский путь отмены крепостного права, Шевченко был решительным сторонником крестьянской революции.

У «Кирилло-Мефодиевского общества» имелись программные документы – «Устав и правила общества» и так называемые «». Основным автором первого документа являлся Белозерский, второго – Костомаров. Подобно Кулишу они хотели, чтобы общество расширялось и крепло как легальная научно-просветительная организация, проповедующая всеславянское объединение на основе православной религии.

Кулиш, Костомаров и их единомышленники считали возможным признание необходимости предоставления воли крепостным либеральными помещиками и царем под влиянием идей общества. Отбрасывая революционную тактику, они искали соглашения с монархическим лагерем.

В «Уставе» и «Книгах бытия» провозглашалась прогрессивная идея национального освобождения угнетенных славянских народов, и в том числе украинского. Кирилло-мефодиевцы (либералы) толковали эту идею в духе украинского буржуазного национализма, который только еще зарождался. Отражая стремления возникающей украинской буржуазии, начинавшей борьбу за свой национальный рынок, за расширение политических прав, либералы хотели выдать интересы буржуазии за общенациональные.

Маскируя свои классовые позиции, они писали в «Книгах бытия», что украинская нация якобы проникнута духом равенства и братства. Этот дух они считали извечным свойством украинской национальности. Либералы замалчивали классовые антагонизмы, имевшие место внутри украинской нации, которая не была и не могла быть исключением из общего закона. Считали, что ей будто бы предстоит повести за собой славян к объединению. Так была провозглашена буржуазно-националистическая идея о «бесклассовости» украинской нации, ставшая исходным пунктом для враждебных исторической науке фальсификаций относительно «безбуржуазности» украинской нации.

На собраниях кирилло-мефодиевцев при обсуждении программы и тактики велась борьба [они собирались на квартире Гулака в доме около Андреевской церкви]. Против Кулиша, Костомарова и Белозерского выступал Шевченко, который стоял за общенародное восстание и за республиканский строй. Поэтому документы кирилло-мефодиевцев, вообще не получившие целостного и окончательного оформления, не представляли собой единой программы. Кроме либеральных взглядов и националистических извращений исторической действительности, в них имелись положения, проникнутые республиканскими тенденциями, требования уничтожения у славянских народов сословий, объединения русского, украинского, польского, чешского, словацкого, хорутанского (словенского), иллиро-сербского и болгарского народов в федеративную республику с парламентским строем и с предоставлением каждой народности равных прав и широкой автономии.

Эти программные положения, являясь продолжением республиканской традиции декабристов, оказались в «Книгах бытия украинского народа», листовках и «Уставе», очевидно, под влиянием Шевченко и его единомышленников, придерживавшихся республиканских убеждений. В стихотворении, написанном 25 декабря 1845 г., незадолго до вступления в «Кирилло-Мефодиевское общество», поэт завещал:

Схороните и вставайте,

Цепи разорвите,

Злою вражескою кровью

Волю окропите.

И меня в семье великой,

В семье вольной, новой,

Не забудьте – помяните

Добрым, тихим словом.

По убеждениям Шевченко – идеолога крепостного крестьянства, земля ничья и нужно уничтожить законы, разрешающие торговать землей и крепостными. Народ должен освободиться, а земля стать общим достоянием народа.

Во взглядах членов общества, находившихся под влиянием передовых идей, отразился переход от дворянской революционности к разночинной демократии, происходивший тогда в освободительном движении.

Гулак (один из наиболее близких к Шевченко кирилло-мефодиевцев) считал необходимым, чтобы члены общества проводили агитацию среди крестьян за народное управление в стране. Он верил, что просвещение народа приведет к восстанию – если не сразу, то в будущем. Республиканская федерация славянских народов, по его мнению, должна была возникнуть после победного восстания русского и всех славянских народов против монархических правительств. В случае, если бы после революционного переворота царь не пожелал сложить с себя верховную власть, Гулак считал нужным уничтожить царскую фамилию.

Навроцкий распространял революционные произведения Шевченко («Сон», «Кавказ» и др.), а также читал их на собраниях общества. Он заявлял, что кирилло-мефодиевцы должны «представлять народу с наиболее невыгодной стороны все распоряжения правительства и, вызвав тем самым ненависть, побуждать к перевороту». Тем самым Навроцкий сближался с Гулаком, который считал революционную агитацию среди народа одной из наиболее важных мер для свержения царизма.

Посяда называл дворян-помещиков главными носителями зла на земле, потому что они – притеснители крепостных, и считал борьбу за полное освобождение крестьянства важнейшей задачей «Кирилло-Мефодиевского общества». Он высоко ценил Богдана Хмельницкого за воссоединение Украины с Россией. Посяда говорил на допросе: «Хмельницкий, по-моему, понимал хорошо этот (украинский) народ и потому по-братски соединил его с Россией. Хмельницкий заслуживает в моем сердце наибольшей благодарности, ибо он своим воссоединением сохранил, а не погубил народ украинский».

К республиканским взглядам пришел также и Андрузский, который писал, что «наилучшее управление – республика». Он был за уничтожение привилегированных сословий и установление «равных прав государственных для всех лиц». Со временем, когда Андрузский находился в ссылке, жандармы произвели у него обыск и нашли написанный им проект республиканского устройства славян, за что царское правительство заключило Андрузского в Соловецкий монастырь.

Шевченко разоблачал буржуазный национализм, зарождавшийся на Украине, и утверждал, что украинский народ может освободиться только путем восстания угнетенных масс против царизма и помещиков. Залог победы народа он видел в революционном единстве всех славян и в первую очередь в единстве действий русского и украинского народов. Шевченко отрицательно относился к религии, которую поддерживали правые кирилло-мефодиевцы, он был также не согласен и с идеей о мессианской роли Украины среди славян.

Т.Г.Шевченко. Автопортрет, 1840– 1841…

Т.Г.Шевченко. Автопортрет, 1840– 1841 гг. [с. 279]

Н.И.Гулак. [с. 282]

Н.И.Гулак. [с. 282]

Весной 1847 г., по доносу предателя студента Петрова, царские власти разгромили «Кирилло-Мефодиевское общество». В конце мая Николай I утвердил предложенный III отделением приговор каждому из членов общества. Наиболее жестокому наказанию подвергся Шевченко, у которого во время ареста нашли тетрадь с революционными стихами. «Художника Шевченко, – говорилось в приговоре, – за сочинение бунтарских и чрезвычайно наглых стихотворений, как наделенного крепким телосложением, назначить рядовым в Оренбургский отдельный корпус с правом выслуги, поручив начальству строжайший надзор, чтобы у него ни коим образом не могли выходить бунтарские и пасквильные произведения». Прочитав этот приговор, Николай I собственноручно дописал: «Под суровейший надзор с запрещением писать и рисовать».

Гулак, упорно молчавший на следствии, под конец заявил, что автором «Устава и правил общества» и «Книг бытия украинского народа» является он, между тем как в действительности он не составлял этих документов. Его приговорили к трехгодичному заключению в Шлиссельбургскую крепость, а затем к ссылке «в отдаленную губернию под суровейший надзор». Остальные члены общества, особенно те, кто принадлежал к либеральной группе, вскоре были отпущены на свободу.

В России и на Украине нашла отклик буржуазно-демократическая революция 1848 г., охватившая Францию, Германию, Италию и Австрию. Известия о ходе революционных событий проникали в Россию из периодической печати, частных писем из-за границы, а также о них рассказывали очевидцы.

На Правобережной Украине в это время распространялись листовки, выпускавшиеся деятелями польского национально-освободительного движения. Одна из них весной 1848 г. была обнаружена в Киеве. Листовка призывала народ к выступлению против царизма.

Революция оказала влияние на настроение части интеллигенции, особенно студенчества. В университете студенты и профессора широко обсуждали политические события.

Царское правительство прибегло к репрессивным мерам, направленным против распространения революционных настроений в России. В марте 1848 г. в Польше, Белоруссии, Бессарабии, на Правобережной и Южной Украине было введено «чрезвычайное положение». В апреле частям киевского гарнизона были розданы боевые патроны, а полиции приказано следить за движением населения в городе. Генерал-губернатор Бибиков отдал распоряжение посылать с 10 апреля ежедневно в «Арсенал» 250 солдат.


По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 1, с. 264 – 283.