Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

7. Изобразительное искусство

Коммунистическая партия, направляя советских художников на путь служения народу, всегда нацеливала их на борьбу против антинародных, формалистических и натуралистических влияний буржуазного искусства, против буржуазного национализма. Именно в борьбе против этих враждебных влияний развивалось и крепло на позициях реализма творчество киевских художников.

В середине [19]20-х годов в Киеве существовали три, самые большие на Украине, творческие объединения и ассоциации художников: АХЧУ («Асоціація художників Червоної України»), АРМУ («Асоціація революційного мистецтва України») и ОСМУ («Об’єднання сучасних митців України»). Впоследствии возникли еще ОММУ («Об’єднання мистецької молоді України») и УМО («Українське мистецьке об’єднання»), В этих творческих организациях были художники различных художественных направлений и взглядов.

Реалистические традиции передвижников в наибольшей степени были представлены творчеством художников, входивших в состав АХЧУ, которая имела тесный контакт с русской АХРР («Ассоциация художников революционной России»). Однако наряду, с реалистами в АХЧУ у руководства стояли также модернисты и символисты.

Руководящая группа АРМУ состояла в большинстве из художников, принадлежавших к формалистической школе профессора М.Бойчука. Они боролись против реалистических традиций украинского, русского и мирового искусства, считая источником развития украинского советского искусства традиции византийской монументальной живописи, выдвигая на первый план именно те элементы, которые неминуемо сковывали творчество художников канонами средневековья и приводили его к схематизму. Плоскостность, дематериализация форм, даже обратная перспектива, свойственные религиозному искусству, были несовместимы с эстетическими принципами и задачами молодого советского искусства.

Художники, объединенные в ОСМУ, считали единственно верным и перспективным направлением развития советского искусства современное им формалистическое искусство буржуазного Запада. Повторяя внешние приемы экспрессионистов, дадаистов и других «новаторов», они выдавали свои произведения за якобы новое «пролетарское искусство».

Бойчукисты из АРМУ и «новаторы» из ОСМУ солидаризировались с символистами из АХЧУ в полном отрицании украинского, русского и мирового наследия художников-реалистов, т.е. отказывались именно от того, что было положено в основу развития советского искусства художниками-реалистами из АХЧУ, что считали своим девизом также художники реалистического направления, входившие в состав АРМУ, ОСМУ и других творческих организаций.

Историческое постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. о перестройке литературно-художественных организаций и создание единой организации советских художников, а также установки партии о социалистическом реализме как творческом методе советского искусства коренным образом изменили направление творчества советских художников, в том числе киевских, приблизив его к жизни народа.

Еще до этого в Киеве формалистическим упражнениям М.Бойчука, В.Седляра, Ю.Михайлова, В.Пальмова противостояло реалистическое творчество Ф.Кричевского (картина «Довбуш»), М.Козика («Портрет матери»), К.Трохименко (картина «На Днепрострое»), портреты Ф.Красицкого, пейзажи Г.Светлицкого, иллюстрации И.Ижакевича, гравюры В.Касияна и др.

К.Д.Трохименко. [с. 373]

К.Д.Трохименко. [с. 373]

Б.Н.Иванов. «Валерий Чкалов» (1939…

Б.Н.Иванов. «Валерий Чкалов» (1939 г.). [с. 374]

В 1928 г. в Киеве открылась выставка гравюры и рисунка киевских художников АРМУ с участием мастеров графики Москвы, Ленинграда, Минска, Тбилиси и Еревана. В 1929 г. была организована передвижная выставка произведений графики, в которой приняли участие художники-реалисты – члены АРМУ и ОСМУ.

Переломным моментом на пути к искусству социалистического реализма стала Шестая украинская художественная выставка, открытая в Киеве в 1935 г. На ней уже почти не было работ формалистического характера. Из произведений киевских художников выделялись картины Ф.Кричевского – «Победители Врангеля», Г.Светлицкого – «Колхоз в цвету», В.Костецкого – «Прокламации в казармах интервентов» и скульптура «Снайпер» Б.Иванова.

С перенесением столицы Украины в Киев была реорганизована система высшего художественного образования в республике. На базе Киевского, Харьковского и Одесского художественных институтов в столице Украины был создан единый Киевский государственный художественный институт, преподавателями в который были приглашены ведущие украинские художники-реалисты Ф.Кричевский, Н.Самокиш, А.Шовкуненко, М.Шаронов, П.Волокидин и художники П.Котов и М.Шервуд, которые перед этим работали в Москве. Основой идейно-творческого роста киевских художников, как и всех советских художников, упорно овладевавших методом социалистического реализма, была тесная связь искусства с народом, с жизнью, с практикой социалистического строительства, на что ежечасно направляла их Коммунистическая партия. Таким образом, в республике было обеспечено воспитание новых кадров в духе принципов социалистического реализма.

Овладение методом социалистического реализма требовало глубокого творческого усвоения лучших традиций украинского, русского и мирового реалистического наследия. В связи с этим в Киеве были устроены выставки произведений И.Е.Репина, В.И.Сурикова, И.Н.Крамского, создан Государственный музей украинского искусства, пополнилась экспозиция музея русского искусства.

Начали выходить журнал «Малярство и скульптура» и ежегодный альманах «Образотворче мистецтво».

В Киеве была организована большая выставка украинского народного творчества, в результате чего стали широко известными имена мастера керамики Ивана Гончара, мастеров декоративной росписи Татьяны Паты, Прасковьи Власенко, Наталии Вовк и др. Впервые в тесном содружестве художников и народных мастеров были вытканы тематические гобелены.

К.Д.Трохименко. «Кадры Днепростроя»…

К.Д.Трохименко. «Кадры Днепростроя» (1937 г.). [с. 375]

И.С.Ижакевич. [с. 376]

И.С.Ижакевич. [с. 376]

Дальнейшим шагом на пути социалистического реализма была Седьмая украинская художественная выставка, которая открылась в 1937 г. в Киеве как юбилейная выставка «Цветущая социалистическая Украина». К произведениям киевских художников, имевшим серьезное значение для развития украинского советского искусства, принадлежали картины В.Костецкого («Допрос врага»), Ф.Кричевского («Веселые доярки»), К.Трохименко («Кадры Днепростроя»), И.Штильмана («Днепр одевается в гранит») и серия акварелей А.Шовкуненко «Днепрострой». Выделялись статуи «Моряки» Б.Иванова, «Материнство» М.Гельмана, «Портрет художника И.Северина» работы И.Макогона. В графике привлекали внимание иллюстрации И.Ижакевича к «Кобзарю» Т.Шевченко, цветные автолитографии о Молдавии и виды Днепра Г.Пустовойта, лирические рисунки карандашом и литографии берегов Днепра и видов Канева И.Плещинского, тональные гравюры на дереве с видами Киева К.Козловского.

И.С.Ижакевич. «Тарас Шевченко – …

И.С.Ижакевич. «Тарас Шевченко –  пастух» (1928 г ). [с. 377]

В.Н.Костецкий. «Допрос врага» (1936…

В.Н.Костецкий. «Допрос врага» (1936 г.). [с. 377]

В 1937 г. в ознаменование 100-летия со дня смерти А.С.Пушкина в Киеве была открыта юбилейная художественная выставка. Осенью 1938 г. в Киеве состоялся I республиканский съезд художников, на котором был создан Союз советских художников Украины.

Заметных творческих успехов в реалистическом оформлении спектаклей в киевских театрах достигли художники А.Петрицкий, В.Меллер и др.

В оформлении павильона Украинской ССР на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве принимали участие киевские скульпторы и мастера народного искусства. Бригада в составе Е.Белостоцкого, Г.Пивоварова и Э.Фридмана создала скульптурные группы «Передовики социалистической индустрии» и «Передовики сельского хозяйства», которые украшали вход в павильон. По эскизам П.Власенко был выполнен витраж фасадной стены павильона. В павильоне Поволжья экспонировалась статуя работы киевского скульптора Б.Иванова «В.Чкалов».

В связи с юбилеем Т.Г.Шевченко в 1939 г. в Киеве был сооружен памятник великому поэту революционеру-демократу, а также организована художественная выставка, которая стала основой для создания в Киеве Государственного музея Т.Г.Шевченко.

Киевские художники показали на этой выставке немало произведений, в том числе картины «Шевченко и Энгельгардт» К.Трохименко, «Шевченко в казарме» В.Костецкого, автолитографии, посвященные пребыванию Шевченко в Моринцах и Каневе, работы И.Плещинского, гравюры на дереве К.Козловского, юбилейный плакат Г.Пустовойта. Тогда же состоялся первый выпуск студентов Киевского государственного художественного института. Лучшими дипломными работами были картины «Г.И.Котовский ликвидирует банду Матюхи» Ф.Кличко, «Наши пришли» М.Иванова, «Проводы партизана» А.Нестеренко.

А.К.Нестеренко. «Проводы партизана»…

А.К.Нестеренко. «Проводы партизана» (1940 г.). [с. 378]

А.С.Пащенко. «Половодье на Трухановом…

А.С.Пащенко. «Половодье на Трухановом острове» (1937 г.). [с. 379]

Значительных успехов добились киевские художники и в развитии графического искусства, в частности станковой и книжной графики.

Над иллюстрированием произведений классиков украинской литературы успешно работал И.Ижакевич. Значительное достижение представляли собой выполненные им в 1937 г. иллюстрации к повести М.Коцюбинского «Fata morgana». Основное внимание Ижакевич уделял эпизодам, раскрывающим идейное, социальное содержание произведения. Глубокое знание народной жизни помогло художнику с большой силой и проникновенностью отобразить беспросветную жизнь украинского трудящегося крестьянства, его борьбу за лучшую долю во время революции 1905 г.

В иллюстрациях к «Лесной песне» Леси Украинки, выполненных в этот же период, И.Ижакевич создал ряд полных глубокой лирики рисунков, в которых мастерски передал конфликт Мавки с прозаической Килиной. Позднее художник иллюстрирует повесть Ивана Ле «Наливайко» (1940), русскую повесть Г.Квитки-Основьяненко «Пан Халявский» (1941). Иллюстрации к «Пану Халявскому» являются выдающимся творческим успехом художника. В них, тонко прочувствовав характер повести, он правдиво отобразил ее юмор и сатиру.

Над иллюстрированием книг работали и другие киевские художники-графики: Г.Пустовойт (иллюстрации к роману Гончарова «Обломов»), А.Резниченко (к произведениям Н.Островского «Как закалялась сталь», «Рожденные бурей»), З.Толкачев (к повести М.Горького «Мать»); они создали ряд психологически выразительных образов героев литературных произведений.

В творчестве киевских мастеров станковой графики преобладали пейзажные мотивы. Наиболее удачные решения были найдены в цветных линогравюрах А.Пащенко («Вид с Владимирской горки», «Половодье на Трухановом острове»), в гравюрах на дереве К.Козловского («Социалистический Киев») и многочисленных рисунках карандашом Г.Пустовойта, выполненных во время творческой поездки по западным областям Украинской ССР.

Заметных успехов добились в довоенный период киевские скульпторы. Из монументальных произведений того времени большой популярностью пользовались у зрителей статуи «В.Чкалов», «Г.Котовский», «Снайпер», выполненные Б.Ивановым, «Испанская женщина» – работы Г.Петрашевич и др.

В Триполье был сооружен памятник комсомольцам, погибшим в боях с бандитами. В пяти бронзовых рельефах скульпторы Белостоцкий, Пивоваров и Фридман рассказали о жизни и гибели молодых героев (памятник был разрушен фашистами и восстановлен в послевоенные годы в иной редакции).

Ряд психологически выразительных скульптурных портретов создали скульпторы Г.Пивоваров (Ивана Франко, Александра Довженко), И.Макогон (Тараса Шевченко) и др.

Произведения киевских художников с успехом экспонировались на республиканских и многих всесоюзных художественных выставках, в частности на выставках «Индустрия социализма», «Новые произведения графики СССР», «Лучшие произведения советских художников», на выставке произведений группы украинских графиков в Москве, где были показаны работы В.Аверина, И.Дайна, М.Дерегуса, В.Касияна, К.Козловского, К.Ковтурмана, А.Пащенко, И.Плещинского, З.Толкачева (1938 – 1940 гг.)

За годы восстановления народного хозяйства и предвоенных пятилеток художники Киева, как и всего Советского Союза, добились значительных достижений в живописи и скульптуре, в книжной и станковой графике. Художники-киевляне уже твердо стояли на позициях социалистического реализма.


По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 2, с. 372 – 380.