Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

6. Театр

Великая Отечественная война нарушила мирную творческую жизнь киевских театров. В ответ на призыв Коммунистической партии работники искусства столицы Украины, охваченные чувством патриотизма, направили все свои усилия на борьбу с ненавистным врагом. Одни из них вступали в ряды Действующей армии или в партизанские отряды и с оружием в руках защищали свободу и независимость Родины. Другие, находясь в тылу, становились бойцами идеологического фронта.

В чрезвычайно тяжелых условиях большинство киевских театров не прекратило своей деятельности. С первых же дней войны театры развернули огромную художественно-массовую работу по обслуживанию населения, бойцов и командиров Красной Армии. Актеры выступали в воинских частях, военкоматах, на призывных и сборных пунктах, на вокзалах у эшелонов, отъезжавших на фронт, на аэродромах, у речных переправ, в госпиталях, пламенным патриотическим словом призывая к борьбе с врагом.

Театр им.И.Франко война застала в Москве во время гастролей. Оттуда он выехал вначале в Тамбов, а затем в Семипалатинск и Ташкент. В Тамбове собралась почти вся труппа, за исключением призванных в Красную Армию. За короткое время благодаря огромным усилиям всего коллектива театр смог изготовить новые, облегченные декорации (все декоративное оформление осталось в Киеве и частично в Москве) и показать некоторые из своих постановок: «» И.Франко, «Суета», «Бесталанная» И.Карпенко-Карого, «В степях Украины», «Платон Кречет» А.Корнейчука, «Маруся Богуславка» М.Старицкого.

В тот же период театр дал около 100 шефских концертов и представлений в воинских частях, госпиталях, на предприятиях. По инициативе артисток Н.Ужвий и Ф.Барвинской тогда был организован силами артистов женский хоровой ансамбль, который принимал активное участие в выездных концертах и просуществовал почти до возвращения в Киев.

В Семипалатинске (с ноября 1941 по июль 1942 г.) театр им.И.Франко продолжал плодотворную общественно-политическую и художественную работу. Открыв сезон 4 декабря 1941 г. пьесой М.Старицкого «Ой не ходи, Грицю…», театр одну за другой возобновляет лучшие свои постановки: «В степях Украины», «Правда», «Платон Кречет», «Банкир», «Богдан Хмельницкий» А.Корнейчука, «Шел солдат с фронта» В.Катаева (в новой редакции), «Страшный суд» В.Киршона, «Украденное счастье» И.Франко, «Маруся Богуславка» М.Старицкого, «Суета», «Бесталанная» И.Карпенко-Карого, «Последние» М.Горького, «Ревизор» Н.Гоголя, «Последняя жертва» А.Островского, «Много шума из ничего» В.Шекспира, «Мирандолина» К.Гольдони. Но старые постановки, хотя и осуществленные на высоком художественном уровне, не удовлетворяли театр. Он искал произведения, которые отражали бы грозные события Отечественной войны, раскрывали бы духовную красоту советского человека, его беззаветную преданность Отчизне.

Сцена из пьесы «Фронт» в постановке…

Сцена из пьесы «Фронт» в постановке театра им.И.Франко (1942 г.). [с. 541]

Сцена из пьесы «Суета» в постановке…

Сцена из пьесы «Суета» в постановке фронтовой бригады театра им.И.Франка (1942 г.). [с. 544]

Работая с большим напряжением, коллектив в максимально короткое время подготовил новые постановки: «Партизаны в степях Украины» и «Фронт» А.Корнейчука, «Русские люди» К.Симонова, «Петр Крымов» К.Финна, которые постоянно пользовались огромным успехом.

Интересно были решены музыкально-драматические спектакли театра: «Назар Стодоля» Т.Шевченко, «Наталка Полтавка» И.Котляревского и «Запорожец за Дунаем» С.Гулака-Артемовского, а также водевили: «По ревизии» М.Кропивницкого, «Бывальщина» А.Велисовского, «На первой гулянке» С.Васильченко.

Переехав в Ташкент, франковцы наладили тесные творческие связи с узбекскими театрами – драматическим им.Хамзы, музыкальным им.Мукими, оперным – и их талантливыми мастерами. Актеры театра им.И.Франко А.Бучма и И.Юра помогли узбекскому театру им.Мукими поставить на своей сцене на узбекском языке «Наталку Полтавку» И.Котляревского. Эта творческая дружба взаимообогащала искусство актеров двух братских республик.

Неотъемлемой частью работы театра во время войны были военно-шефские концерты. В их программы включались сцены из постановок текущего репертуара, произведения украинских и русских поэтов (Т.Шевченко, В.Маяковского, М.Рыльского, К.Симонова, П.Тычины и др.), политические скетчи, сатирические юморески, украинские песни.

В период войны театр дал свыше 880 концертов и постановок для бойцов и командиров Красной Армии, а также свыше 300 концертов для рабочих и колхозников.

В Семипалатинске, например, актеры, разбившись на бригады, выезжали во время уборочной и посевной кампаний на колхозные поля, где давали концерты, а подчас помогали убирать урожай. В Ташкенте украинские мастера также принимали активное участие в сборе хлопка, строительстве Салоргэс, оперного театра. Работая в выходные дни, коллектив собрал 250 тыс. руб. в фонд обороны.

Актеры театра русской драмы им.Леси Украинки почти полтора года работали в различных театрах страны [артисты театра эвакуировались из Киева отдельными группами]. Их имена всегда можно было встретить среди исполнителей концертных программ на стройках оборонных предприятий Казахстана и Узбекистана, заводах Башкирии и Урала, пограничных заставах Дальневосточного края, в воинских частях, училищах, госпиталях, призывных пунктах Перми, Фрунзе, Уфы, Свердловска и Алма-Аты, в составе фронтовых бригад.

В конце 1942 г. по решению ЦК КП(б)У и СНК УССР коллектив театра им.Леси Украинки был собран в Караганде и получил возможность продолжать свою деятельность. К 25-летию Украинской ССР 25 декабря 1942 г. театр выступил со специальной программой «Слово об Украине», рассказав о культуре и истории Украины, о героической борьбе ее народа. «Слово об Украине», провозглашенное К.Хохловым, произведения Леси Украинки, Т.Шевченко, М.Рыльского, П.Тычины, А.Корнейчука, М.Бажана, Л.Первомайского, прочитанные актерами театра, темпераментные украинские танцы и «» («Завещание») Шевченко, исполненный всем составом труппы, нашли горячий прием у местных зрителей.

21 января 1943 г. театр им.Леси Украинки открыл сезон пьесой Н.Погодина «Кремлевские куранты». В Караганде были также возобновлены спектакли «Дети солнца» М.Горького, «Живой труп» Л.Толстого и осуществлены новые постановки: «Нашествие» Л.Леонова, «Жди меня» К.Симонова и «Синий платочек» В.Катаева. Особенно значительным событием явилась постановка «Нашествия» Л.Леонова (режиссер К.Хохлов, художник Н.Духновский). Это был волнующий, эмоционально-возвышенный спектакль о суровых событиях Великой Отечественной войны, о героизме и величии простых советских людей.

«Театру удалось ярко показать, как в сердцах советских патриотов закипает священная ненависть к немецким оккупантам, как она поднимает русских людей на защиту Отчизны… Спектакль воспитывает чувство жгучей ненависти к врагу. В этом его огромное значение», – писала газета «Социалистическая Караганда» 31 марта 1943 г.

В Грозном, куда театр переехал в июле 1943 г., его общественно-художественная деятельность еще более расширилась. Актеры с успехом выступали перед бойцами воинских частей, курсантами военных училищ, рабочими нефтяной промышленности, в госпиталях. Среди новых постановок, осуществленных в Грозном, особое место принадлежит глубоко драматической пьесе Б.Лавренева «Песнь о черноморцах», воспевающей героизм советских моряков при обороне Севастополя.

В Караганде и Грозном театр много выступал по радио, осуществив ряд чрезвычайно интересных патриотических передач: монтаж пьес «Нашествие» и «Песнь о черноморцах», музыкально-драматические постановки к 130-летию со дня смерти М.И.Кутузова – «Отчизна», «1812 год», а также «Радуга» (по повести В.Василевской); провел литературные вечера, посвященные творчеству М.Горького, Т.Шевченко, В.Маяковского. Коллектив собрал и внес на строительство танковой колонны «За Советскую Украину» 150 тыс. руб.

Охваченные единым патриотическим чувством, желанием помочь своим искусством воинам Красной Армии в их священной борьбе за победу, театры отправляли на фронт актерские бригады, которые несли на передовую линию пламенное слово народа, его боевую песню, горячую поддержку и любовь. Концерты проходили в самых разнообразных условиях – на аэродромах, в окопах, блиндажах, в лесу, на полянах.

Театр им.И.Франко отправил на фронт четыре художественные бригады, которые находились там по нескольку месяцев и дали 206 концертов. Бригада во главе с И.Юрой обслуживала воинские части Южного фронта, бригада, возглавляемая А.Бучмой, – Донского, бригада А.Ватули выезжала на Юго-Западный фронт, группа Д.Милютенко дошла вместе с советскими войсками до Румынии, Болгарии и Венгрии.

Выступления украинских мастеров всегда находили горячий прием у военного зрителя. «Везде и всюду, – вспоминал позже А.Бучма, – мы встречали сердечную приветливость фронтовиков, которым наше искусство придавало бодрость и воодушевляло на новые героические подвиги в боях» [«Радянське мистецтво» от 4 февраля 1953 г.].

Огромную и полезную работу в этот период проводил Киевский драматический театр Красной Армии. В начале войны он находился на гастролях во Львове. По приказу командования театр вернулся в Киев и уже в июле был реорганизован в походный театр Юго-Западного фронта. Боевое крещение он получил на Бориспольском военном аэродроме, куда труппа выехала с пьесой «Ключи Берлина» К.Финна и М.Гуса. Это был первый спектакль, сыгранный в фронтовых условиях. Сценой служили четыре грузовые автомашины.

Но даже в сложных фронтовых условиях театр продолжал интенсивную творческую работу, хотя готовил свои постановки на ходу. За время войны были возобновлены постановки: «Пархоменко» В.Иванова, «Неспокойная старость» Л.Рахманова, «Полководец Суворов» М.Бахтерева и О.Разумовского, «Собака на сене» Лопе де Вега, «Гроза» А.Островского, «Продолжение следует» А.Бруштейн, «Свадьба Фигаро» П.Бомарше и показаны новые пьесы: «Партизаны в степях Украины», «Фронт» А.Корнейчука, «Русские люди», «Жди меня» К.Симонова и другие.

Постановку пьесы «Партизаны в степях Украины», например, театр осуществил за 18 дней в дороге. «Фронт» готовили на линии фронта. В пути создавалось и портативное оформление, которое легко можно было приспособить в любом месте.

В годы Великой Отечественной войны театры Киева создавали волнующие патриотические спектакли о героической борьбе советского народа, его непоколебимом единстве и преданности родной Отчизне и Коммунистической партии.

Особое звучание в этот период приобретали и постановки на исторические темы, возрождавшие героику далекого и недавнего прошлого нашего народа. Пьесы «Полководец Суворов», «Фельдмаршал Кутузов», «Богдан Хмельницкий», «Пархоменко», «Гибель эскадры» и др. напоминали о величии подвига во имя Отчизны, вызывали чувство патриотической гордости за свой народ, который никогда не склонял голову перед иностранными захватчиками, воспитывали священную ненависть к врагу, вдохновляли на борьбу до победного конца.

Возвратись в родной город в 1944 г., театры им.Леси Украинки и им.И.Франко сразу же включились в общественную жизнь. Артисты почти ежедневно выступали с военно-шефскими концертами и в то же время продолжали свою непосредственную творческую работу, показав киевлянам лучшие пьесы своего репертуара довоенных и военных лет.

Значительный интерес представляет последняя работа военного периода театра им.Леси Украинки – театрализованный концерт «Дорога побед», посвященный разгрому фашистской Германии и показанный в День победы (режиссеры В.Нелли и М.Соколов).

Спектакли театров как на фронте, так и в глубоком тылу всегда воспринимались с большим подъемом, иногда даже стихийно превращались в митинги, на которых давалась клятва приложить все усилия к тому, чтобы быстрее очистить советскую землю от захватчиков.

Так с разным оружием в руках, но к единой цели – победе шли дорогами войны плечом к плечу с бойцами Красной Армии мастера киевских театров.


По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 2, с. 540 – 545.