Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Добрый домовой

Н. А. Маркевич

Ночью, как в избе всё спало,

Добрый домовой

С казака снял покрывало,

Грудь закрыл рукой.

Поутру полна вся хата,

Батраки пришли,

И за соль, за рыбу злата

Много принесли.

Ночью, как в избе всё спало,

Добрый домовой

Тянет с деда покрывало,

Грудь закрыл рукой.

Утро. старика толкают;

Вот проснулся он.

И о чём же возвещают?

Внук ему рождён.

Ночью, как в избе всё спало,

Добрый домовой

Тихо сдёрнул покрывало

С девы молодой.

Он косматою рукою

Грудь у ней закрыл,

И кивая бородою,

Взора не сводил.

Словно волны волновались,

Под его рукой

Белы груди подымались…

Добрый домовой!

Он исчез. Стучат у хаты,

Сонную зовут:

Кто? Зачем? – Красавца сваты

Жениха ведут.

Как я был дитя, всё спало,

Добрый домовой

Снял с дитяти покрывало,

Грудь закрыл рукой.

Ранним рано, чуть зарёю

Стал восток алеть,

Я бандуру взял и строю,

Стал играть и петь.

Примечания Н. А. Маркевича

Воображение простонародное чрезвычайно изобильно в Малороссии. Везде вы найдёте поверья, в Германии, во Франции, в Испании, в России, но сколько в Малороссии, вы с трудом найдёте где-либо. Многие из них суть останки идолопоклонства, иные, быть может, рождены внезапным страхом одного, и переходя к другому, стали народными.

Можно полагать два начала предрассудкам и поверьям.

Воображение поэта, одушевив многое неодушевлённое, населило земной мир существами отдельными от человечества. Пустыни, человеком редко посещаемые, несчастье, страх, помешательство в той степени, когда оно имеет сходство с вдохновенностью – были, быть может, причиною других поверьев.

Несчастная любовь приводит молодого человека к самоубийству. Его отделяют от тех, кого бог сам к себе призвал. Воображение девушки, которая была причиной смерти, видело над могилой погибшего огонь, или это, быть может, был только метеор весьма обыкновенный. Она призвала свидетелей; решили что это виновная душа неискуплённая.

Но как искупить её? Черта между телом и душой, между живыми и мёртвыми так неизмерима. Год целый оставили томиться душу несчастного. Многие из презрения, другие из подражания, кидали палки на могилу самоубийцы.

В назначенный день пришли со священником, чтобы отпеть ему панихиду, чтобы помолиться об отпущении грехов его. Находят кучу сухих прутьев и палок, набросанных на холме. Воображение велит их сжечь, чтоб огнём земным очистить душу и избавить её от огня вечного. Быть может, таково было начало этого обычая.

Ночью проходящий через лес видел в скважине дерева глаза блестящие филина. Испуганный он бросился назад, воображение прибавило к блестящим глазам не человеческие ноги, а что-то подобное ногам коня или козла, и рога превысокие. В довершение всего они видит на обратном пути вдали огонёк. Он спешит туда. Метеор приводит его в болото.

Это не с одним случилось. Собирают голоса, советуются, изыскивают причины. Ни физика, ни естественная история им не знакомы. Это верно существа, которые сильнее человека. Решили, что в лесу был леший, а в поле ведьма.

Вдохновение, всегда изображающееся, к унижению гениального вдохновения, на лице и во взорах помешавшихся, заставило, вероятно, иметь какой-то род почтения к этим несчастным. Мы видим всегда в простом народе истину моих слов. Их видения и грёзы наяву, уверенность в них, голос, речь, странные телодвижения, всё это действует на присутствующих, и многие из слов их остаются не только в памяти, но и в вере народной.

Доверчивость к тому, что нас пугает, или к тому, чего мы желаем, есть слабость каждого. Воображение любит играть человеческим умом до такой степени, что даже и математик ему невольно платит дань необходимую. Страх есть одна из страстей, которая так же скоро переходит от одного к другому, как искра электричества проникает во мгновение целую цепь соприкасающихся.

Всё это очень располагает душу человека к предрассудку, к суеверию. Ибо суеверие, всякое, какое бы оно ни было, откуда бы оно ни проистекало, составлено страхом и воображением, а укреплено доверчивостью.

Взойдёт ли в голову неграмотному крестьянину, что вчерашнее привидение ночное есть ничто иное как давление крови. Он не знает, что значит давление. Но сегодня пришли к нему с хорошей вестью или с деньгами. Это добрый домовой явился к нему.

Моя мелодия основана на предрассудке, что если домовой сдёрнет с нас одеяло и закроет нам грудь косматою своею лапою, то будет добро. Это ясно, что вместо домового нам на грудь наляжет кровь, и мы, кидаясь от неприятного чувства, сами с себя сдёрнем одеяло. Но дело поэзии принять предрассудки своего отечества, ибо и покойный Гомер принимал поверья своих соотчичей.

Я говорю, что моему казаку батраки много принесли золота за соль и за рыбу. Это два главных промысла наших чумаков. Они ездят в Крым за солью и на Дон за таранью.

По изданию: Маркевич Н. А. Украинские мелодии. – М.: 1831 г., кн. 3, с. 67 – 68 (текст), 138 – 141 (примечания).