Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

4. Развитие культуры в Киеве

В 1701 г. Петр I превратил Киево-Могилянский коллегиум в Киевскую академию, которая, однако, сохранила элементы средневековой богословской школы. До основания Московского университета в 1753 г. Киевская академия – эта «Аполлонова житница» – имела значение высшей школы не только для Украины, но и для России и Белоруссии. Роль Киевской академии была особенно большой в первой половине XVIII в. Сюда приезжали учиться юноши из Москвы, Петербурга и других городов России, а также из Молдавии, Польши и Белоруссии.

Киевская академия сыграла заметную роль в развитии национальной культуры. Прогрессивное направление академии возглавил с 1704 по 1716 г. сподвижник Петра I Феофан Прокопович. Став ректором академии, он резко осудил латино-польское направление академической науки, утвердившееся здесь в XVIII в. [? хіба в 17 ст. – М. Ж., 9.01.2021 р.], и провел реформу преподавания, призывая профессоров

«не итти только по дороге протоптанной другими учеными, но следовать самостоятельным научным воззрениям, которые, рождая солидную ученость, образуют знатоков, а не торгашей науки. Такого рода самостоятельные научные воззрения никогда не стыдились являться пред обществом, хотя просвещенному миру уже опротивела до тошноты… та наука, которая не истекает из первоначальных источников, но капля на капле в испорченном виде течет сквозь пожелтевшую бумагу из болот неискусных потешных учителей… и не оставляет в умах человеческих ничего, кроме глупого убеждения в собственной мудрости, какого-то мрака, сновидения и призрачности» [«Письма Ф. Прокоповича, писанные в царствование Петра Великого», «Труды Киевской духовной академии», т. I, 1865, стр. 158].

Он призывал учиться на произведениях Гомера, Овидия, Вергилия, Горация и выступал за тесную связь поэзии с жизнью народа.

Феофан Прокопович. [с. 205]

Феофан Прокопович. [с. 205]

Г.С.Сковорода в годы учения в Киевской…

Г.С.Сковорода в годы учения в Киевской академии. [с. 206]

Новое направление в преподавании Феофан Прокопович облек в старые, средневековые организационные формы. Одногодичный первый курс назывался «фара», «аналогия». Далее шли низший, средний и высший грамматические классы, в которых преподавались чистописание, правописание, русская и латинская грамматика, «о должности человека и гражданина», латинская поэзия. На старшем курсе (также одногодичном) «пиитики» и «риторики» изучались русская и латинская риторика, чтение и перевод произведений русских и латинских авторов. На старшем двухгодичном курсе «философии» ученики занимались физикой, философией, греческим, древнееврейским, немецким и польским языками. На низшем, среднем и старшем курсах преподавались также «чистая и смешанная математика», рисование, музыка, география и история [Д. Вишневский, Киевская Академия в первой половине XVIII столетия, К., 1903, стр. 95, 105, 122, 126, 173, 175 – 185].

Из студентов-русских в первой половине XVIII в. в Киевской академии завершал образование основоположник русского документального источниковедения (дипломатики) и палеографии Андрей Денисов, автор «Поморских ответов» [Денисов приехал в Киев в 1718 г. При поступлении в Академию ему предложили сдать экзамен. Темой диспута Денисов избрал библейский текст «сотове медовии, словеса добра, сладость же их – исцеление души»]. В 1733 г. в Киевской академии изучал рукописные произведения М.В.Ломоносов. В 1744 г. здесь учился философ и странствующий учитель Г.С.Сковорода. Он был также талантливым певцом, виртуозом игры на многих музыкальных инструментах и выдающимся композитором. Сковорода создал несколько трехголосных кантат и песен, многие из которых стали народными: «Сирота», «Був Грицько мудрий», «Стоит явор над водой» [С.Карпенко, Васильковский – соловей Киевской Украины. Альбом для одноголоса, СПб., 1864, стр. 124-125, 128-129] и др. Одновременно с Г.С.Сковородой в 1744-1750 гг. здесь обучался и другой известный украинский философ Я.П.Козельский, завершивший образование в Петербурге.

С [17]60-х годов начался упадок Киевской академии в связи с основанием Московского университета и учительской школы в Петербурге. Киевские студенты стали ездить в Москву и Петербург «для надлежащего приготовления к учительской должности» и для подготовки «к высшим художествам» [В.Аскоченский, Киев с древнейшим его училищем Академией, ч. 2, К., 1856].

Однако и во второй половине XVIII в. Киевская академия воспитала ряд выдающихся писателей, государственных деятелей и ученых. Так, в то время ее окончили П.В.Завадовский – министр народного просвещения, А.А.Безбородько – государственный канцлер при Павле I, Д.М.Трощинский – министр юстиции в начале царствования Александра I, Нестор (Амбодик) Максимович – доктор медицины, который первым начал печатать на русском языке труды по медицине, автор первого оригинального произведения по русской «геральдике», Киршак Кондратович –  поэт и переводчик Академии наук, который перевел «Российский ботанический словарь», Г. Козицкий –  лектор философии в Академии наук, издатель журнала «Всякая всячина», Ф. Эмин –  издатель «Адской почты» и автор «Российской истории», В. Рубан –  издатель журналов «Ни то ни се» (1769 г.), «Трудолюбивый муравей» (1771 г.), «Старина и новизна» (1772– 1773 гг.), автор «Краткой летописи Малой России с 1506 г. по 1775 г.», П. Симановский –  автор «Краткого описания Малороссийского козацкого народа… по 1761 г.». Полиглот Л. Сечкарев после окончания Киевской академии учился в Российской Академии наук. Бывший воспитанник академии П. Сохацкий впоследствии стал профессором римской и греческой словесности в Московском университете, издателем трех журналов [П. Житецкий, «Энеида» И. П. Котляревского и древнейший список ее, «Киевская старина», 1889, № 11, стр. 132 – 133].

Свыше сорока студентов, окончивших Киевскую академию в течение XVIII в., завершали образование за границей – в университетах Кракова, Кенигсберга, Пешта, Токая, Пресбурга. Значительная часть их стала профессорами Киевской академии, учителями главных народных школ в Киеве и других городах.

Содержалась Киевская академия на государственные средства и добровольные пожертвования. По указу Екатерины II на содержание Академии отпускалось из казны ежегодно 8400 руб.

Начальные киевские школы были такими же, как и в других городах Украины того времени. Мальчики, а в отдельных случаях и девочки, обучались в них грамоте и счету. В Нежинском полку насчитывалось 217 школ, в Лубенском – 172, Черниговском – 154, в Переяславском – 119, Полтавском – 98, Прилуцком – 69, в Миргородском – 37. В 1740-1748 гг., по данным ревизских реестров, на Украине было 866 полковых школ. Вблизи церкви обычно строилась и школьная хата, где жил «пан дяк» – учитель, избранный приходом. Дьякон учил грамоте, чтению часослова и псалтырей. Применялось своеобразное «наглядное обучение» азбуке. Так, дьякон, взявшись за бока, изображал собой букву «ф» – ферт. Подняв руку вверх, вторую опускал вниз – вот и буква «х». Опустит руки, расставит ноги – вот и буква «л» – люди. За изучение букваря родители учеников платили от 50 коп. до 1 руб., за прохождение часослова –  1– 2 руб. и псалтыря –  от 2 до 5 руб. [И. Ф. Павловский, Приходские школы в старой Малороссии и причины их уничтожения, «Киевская старина», 1904, № 1, стр. 5 – 12].

Такие приходские школы имелись на Подоле при церквах, а на Печерске и в Старом Киеве – при монастырях.

1 мая 1789 г. в Киеве открылось главное народное училище – предшественник 1-й Киевской гимназии [в главном народном училище обучалось: в 1789 г – 99 мальчиков и 35 девочек, в 1790 г. соответственно 161 и 62, в 1792 г. соответственно 103 и 19, в 1795 г. соответственно 50 и 8, в 1800 г. 114 мальчиков и 21 девочка]. На торжественном открытии присутствовало 3000 киевлян. После молебна дали залп из магистратских пушек, учителя произнесли речи о пользе науки, после чего магистратский оркестр исполнил «приятнейшие концерты». Училище сначала находилось на Подоле в здании бывшего ассигнационного банка, а впоследствии – в двухэтажном каменном доме генерала Б.И.Нилуса на Рождественской улице.

Преподавателями в училище работали историк и географ М.Берлинский, математик и физик И.Карбановский, а также М.Громницкий и С.Стефанович, которые преподавали русский и латинский языки. Они окончили Киевскую академию и Петербургскую учительскую семинарию.

Русские чиновники, составлявшие проект организации университета в Батурине, отмечали тягу украинского народа к образованию: «В склонности народа малороссийского к учению и наукам ни малого сумнения нет, потому что в Малой России от давнего времени заведенные школы, не имея никакого в себе содержания, а учащиеся и по силе уже обученные никакого одобрения, не токмо по сие время не ослабевают, но еще по временам число учеников более оказывается» [В.Игнатов, Училища и народное образование в Черниговской губ.,«Журнал Министерства народного просвещения», 1864, № 1, стр. 5]. После неудачи с организацией Батуринского университета генерал-губернатор Румянцев в 1765 и 1767 гг. хлопотал об открытии университетов в других городах Украины. Об этом в 1764 и 1767 гг. также просило украинское дворянство. В 1765 г. Румянцев составил записку «О усмотренных в Малой России недостатках и неустройствах», в которой писал: «В обучении юности, здесь хотя и есть школы и так называемая в Киеве Академия, однако же они отнюдь не на тех правилах основаны, каковы ее императорскому величеству угодно подавать к исправлению народа» [В.Г.Авсеенко, Малороссия в 1767 г., К., 1864]. Однако проекты открытия университетов в Глухове, Чернигове и Киеве не были осуществлены.

Значительных успехов достигло в Киеве в этот период и музыкальное образование. Еще в 1786 г. магистрат основал музыкальную школу, просуществовавшую до 1852 г. По ее уставу те дети, которые прошли курс обучения, обязывались всю жизнь служить в магистратском оркестре, игравшем во время праздничных церемоний. Среди выпускников ее было немало отличных музыкантов. В это время возникла и другая музыкальная школа для обучения пению и игре на гуслях и бандуре, а также «скрипице». На Украине в течение XVIII в. набирались певчие – басы, тенора, «альцест» и «дишкантовые» для придворной капеллы и хоров сановников-меценатов.

В 1738 г. был издан указ об организации вокальной школы на Украине «из оставшихся за отсылкою сюда певчих, оставить одного регента, который бы в пении четвероголосном и партесном был совершенно искусен, и учредить небольшую школу, в которую набирать со всей Малой России из церковных, також из козачьих и мещанских детей и прочих и содержать всегда в той школе до 20 человек, выбирая, чтобы самые лучшие голоса были… велеть… оных учеников обучать на скрипице, на гуслях и на бандуре, дабы могли на оных инструментах с нот играть. И с тех по вся годы лучших присылать ко двору… человек по 10, а на те места паки снова набирать». Вначале школа находилась в Глухове, затем Румянцев перевел ее в Переяслав, а впоследствии – в Киев [регент этой школы получал 50 руб. в год, ученики по 3 коп., а отличники – по 10 коп. в месяц].

Киевские бандуристы имели большой успех при царском дворе. Императрица Елизавета, например, слепому бандуристу Григорию Михайловичу за виртуозную игру пожаловала дворянство. Бандуристы из Киева были у князя Голицына, сановников Нестерова и Давыдова в Петербурге. Киевская музыкальная школа выпускала регентов, певцов, скрипачей, бандуристов и музыкантов, игравших на духовых инструментах. Многие из них входили в состав придворных оркестров и хоровых ансамблей графов Шереметевых, Строгановых и Воронцовых, князей Белосельских-Белозерских и др. Из Киева вышли такие выдающиеся композиторы, как Дилецкий, Березовский, Ведель, Голень и др.

Студенты около здания Киевской…

Студенты около здания Киевской академии. Гравюра И.Щирского, 1704 г. [с. 208]

Типография Киева-Печерской лавры.…

Типография Киева-Печерской лавры. [с. 211]

Киев в XVIII в. был крупным центром издания книг. По подсчету В.Семенникова, в XVIII в. лаврская типография издала 32 книги [В.Семенников, Библиографический список книг, напечатанных в провинции по 1807 г., СПб., 1912, стр. 2-21], однако этот список далеко не полный. Так, в нем нет напечатанного в лаврской типографии «Панегирика» Петру I, написанного Феофаном Прокоповичем спустя две недели после Полтавской битвы. Здесь напечатана также «Книга путешествий» Григоровича-Барского. Издана была «Песнь об измене Мазепы» [«Киевская старина», 1899, № 10, стр. 9-15]. В 1788 г. вышла книга Нарушевича «Таврия, или Известия древнейшие и новейшие о состоянии Крыма». В 1789 г. был издан труд Ф.Гартмана «Разсуждение о воде, как всеобщем врачестве». В 1791 г. вышла в свет польская грамматика М.Селигиновского, печатались «Киевские месяцесловы» на 1796-1799 гг., здесь же в 1798 г. изданы «Начальные правила сочинения латинского для начинающих обучаться латинскому языку» М.Селигиновского. В 1796 г. были напечатаны «Достопамятнейшие древности в Киеве», а еще ранее, в 1795 г., «Краткое известие о Киеве» – первые исторические труды по истории Киева [В.Семенников, Библиографический список книг, напечатанных в провинции по 1807 г., стр. 6-21].

Быт феодальной верхушки Киева в XVIII в. имел, конечно, свои характерные черты. Киевское дворянство и высшее чиновничество устраивали званые обеды, вечера. На балах наряду с экосезом, мазуркой и полонезом танцевали малороссийскую метелицу, голубец и казачок. Кроме бандуры, появились клавесины, гитары и флейты, наряду с украинской песней звучали сентиментальные романсы итальянских, французских и немецких композиторов.

Сохранились также сведения бытового характера о жизни монахов многочисленных киевских монастырей, в частности самого большого из них – Киево-Печерской лавры. Обирая в виде разных «добровольных» пожертвований многочисленных верующих, посещавших монастыри, священники одновременно глумились над их человеческим достоинством. Богомольцы-простолюдины при посещениях Киево-Печерской лавры должны были ползти на коленях от главных ворот до Успенского собора, креститься и целовать «священную» землю лавры, в то время как дворяне и купцы этот унизительный обычай не соблюдали. Они въезжали на монастырский двор в фаэтонах и тарантасах.

Однако и сами монахи не отличались благочестием, что видно из характеристик, которые им вынуждено было давать епархиальное начальство в донесениях синоду. Вот некоторые из них:

«Иеромонах Макарий, 35 лет, совести худой, нравом развратен, тайно из монастыря бродит, по селам и шинкам пьянствует и к похищению чужого добра склонен», «монах Иассон, 32 лет, состояния совсем худого, всегда пьянствует, многие в монастыре воровства поделал, днем и ночью с монастыря ходит, по селам и шинкам соблазны делает, страха Божия и стыда лишился и ко исправлению оного не предвидится надежды».

Киевские мещане очень пышно проводили свои праздники. 19 августа пышно отмечался общецерковный праздник – «Маковеев день». Ремесленники с букетами осенних цветов и маковок ходили в цеховые церкви, где эти цветы освящались. Танцы и пиры длились три дня. В первые дни петровок праздновался женский день – «брыкса», когда женщины и девушки освобождались от всех работ. Украшенных цветами и разноцветными лентами девушек и женщин мужчины носили на руках или возили их. Торжественно проходили рождество, пасха, а также приемы послов, проезжавших через Киев. Все эти праздники сопровождались парадом магистратского вооруженного корпуса, состоявшего из конницы «общества золотой хоругви», куда входили преимущественно купцы и другие богачи. В 1796 г. в коннице насчитывалась 140 человек, в пехоте – 1996 человек. Каждый парад начинался с выступления конницы. Впереди шли два трубача, за ними несли литавры и небольшое знамя. Всадники были в светло-зеленых кунтушах, обшитых золотым шнуром, с длинными, с прорезью, рукавами, откинутыми назад. Под кунтуш надевали фиолетовый кафтан. За конницей следовал магистратский оркестр, а за ним две колонны цеховой пехоты. Каждый цех возглавлял цехмистр. За ним несли большую хоругвь, по сторонам каждой колонны – меньшие хоругви, а далее шли цеховые мастера, подмастерья и ученики в простых одноцветных кунтушах.

После обедни конница и пехота обходили гостиный двор и выстраивались возле Контрактового дома – конница слева, пехота справа, вдоль Братского монастыря. Во время провозглашения многолетия цех цирюльников давал залп из девяти магистратских пушек, взлетала трехфунтовая ракета, войско салютовало выстрелами из пистолетов и ружей. Начинался праздничный перезвон в подольских церквах. После парада «общество золотой хоругви» направлялось в магистрат на торжественный завтрак, а сапожники, портные, кузнецы, резники, коновалы, скорняки, ткачи, шаповалы и другие – в цеховые светлицы.

Культура и быт Киева в XVIII в. достигли высокого уровня. Однако в то время как господствующая верхушка стремилась во всем подражать западноевропейским образцам, народные массы в своей жизни сохраняли и развивали самобытные черты украинской национальной культуры.


По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 1, с. 205 – 212.