Предисловие
Киев – один из древнейших городов мира – возник в эпоху формирования славянских народов. Через несколько столетий, став политическим центром могущественного государства средневековой Европы – Древней Руси, он сыграл важную роль в политической и духовной жизни русского, украинского, белорусского и других славянских народов, внес большой вклад в мировую цивилизацию.
Ныне Киев – город-герой, столица Советской Украины, один из крупнейших политических, экономических и культурных центров страны.
К 1500-летию основания Киева Академия наук Украинской ССР предпринимает настоящее издание, состоящее из трех томов (четырех книг). Первый том – «Древний и средневековый Киев» освещает историю города от его возникновения до вхождения в состав Русского государства в результате освободительной войны украинского народа 1648-1654 гг.; второй – «Киев в эпоху позднего феодализма и капитализма» – посвящен истории Киева со второй половины XVII в. до Великого Октября. Третий том – «Советский Киев» – состоит из двух книг. Первая – «Социалистический Киев» – повествует о развитии города в послеоктябрьский период до начала 60-х гг.; вторая – «На пути к образцовому коммунистическому городу» – расскажет о достижениях трудящихся Киева в период развитого социализма.
Авторский коллектив издания руководствовался основополагающими принципами марксистско-ленинской методологии, решениями партийных съездов и пленумов ЦК КПСС и ЦК Компартии Украины. Основное внимание было обращено на всестороннее освещение классовой борьбы трудящихся, которая является движущей силой развития общества. Использованы результаты археологических раскопок, летописные своды, упоминания о городе в зарубежных хрониках. Проанализирован огромный документальный материал, хранящийся в государственных архивах СССР и УССР. Авторы учли все достижения советской исторической науки, в частности исследования, где освещается жизнь Киева с древнейшего времени до наших дней. [с. 5 / 6]
Древней и средневековой истории Киева посвящены труды В.Н.Татищева, Н.М.Карамзина, Д.Н.Бантыш-Каменского, Н.А.Маркевича, С.М.Соловьева, М.А.Максимовича, А.Я.Ефименко, Н.В.Закревского, В.С.Иконникова, И.М.Каманина, В.В.Хвойки и др. Много работ, посвященных истории Киева, создали советские ученые Б.Д.Греков, М.Н.Тихомиров, Б.А.Рыбаков, В.В.Мавродин, Б.Н.Пономарев, И.И.Минц, Н.И.Супруненко, К.К.Дубина, А.К.Касименко, П.М.Шморгун, К.Г.Гуслистый и др. На Украине были подготовлены также синтетические труды по истории города.
Используя широкую источниковую и историографическую базы, авторский коллектив стремился отразить не отдельные факты, а весь исторический процесс в его полноте и многообразии.
Авторы верны ленинскому принципу историзма – этому важнейшему методу выявления закономерностей исторического процесса. В.И.Ленин призывал «не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь» [Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 39, с. 67]. Это вернейший путь к объективной оценке исторических явлений, исторических деятелей, гарантия от модернизации прошлого, от произвольного перенесения сегодняшних оценок на прошедшие периоды истории без учета конкретной ситуации, в которой те или иные события совершились, те или иные исторические личности действовали. При этом авторы издания следовали той непреложной истине, что объективность в освещении исторических событий не отрицает, а предполагает классовую определенность исторической науки, которая была и остается наукой партийной.
Значительное внимание в трехтомнике уделено обоснованию времени возникновения Киева. Длительные исследования историков, археологов позволяют сегодня определить его относительно точно – 1500 лет тому назад. Это был период, когда в Восточной Европе происходил переход от родо-племенного строя к раннему феодальному. Именно тогда и возникали первые города. Ф.Энгельс образно писал об этом процессе: «Недаром высятся грозные стены вокруг новых укрепленных городов: в их рвах зияет могила родового строя, а их башни достигают уже цивилизации» [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. (далее ссылки даются на это издание), т. 21, с. 164].
Археологические раскопки свидетельствуют, что на территории современного Киева люди жили еще на рубеже нашей эры. Но историческая наука датирует время возникновения городов лишь на основании материалов, воссоздающих непрерывный процесс исторического развития. Археологические данные свидетельствуют, что племена, чьи поселения возникли здесь до нашей эры, достигли высшего развития во II-III ст. н.э., после чего начался их упадок. Появление в конце V в. на территории Киева жилищных и хозяйственных комплексов свидетельствует о стационарности поселений. К этому же периоду относится и обнаруженное древнее городище: ров и вал его ограждали северо-восточный выступ Старокиевской горы. Археологические находки подтверждают, что именно с этого времени на территории города славянское население проживало постоянно. Следовательно, начало непрерывной истории Киева положили поселения, нижний хронологический рубеж существования которых относится к концу V в.
В книге приводятся и письменные источники, свидетельствующие, правда косвенно, о том же. Следовательно, факт возникновения Киева в середине первого тысячелетия нашей эры – 1500 лет тому назад – наука считает доказанным.
В IX в. завершился процесс превращения города в крупный торгово-ремесленный и административный центр Восточной Европы. Киев становится политическим центром могущественного восточнославян[с. 6 / 7]ского государства – Киевской Руси – колыбели русского, украинского, белорусского народов.
Население восточнославянских земель видело в Киеве символ своей этнической принадлежности к единой древнерусской народности. В тяжелые времена феодальных междоусобиц, угрозы закабаления со стороны внешних врагов Киев оставался для древнерусского общества воплощением единства и целостности государства.
Древнерусское государство с центром в Киеве сыграло важную роль в истории Западной Европы, Византии, Востока. Авторы издания прослеживают его широкие торговые, политические и культурные связи со многими странами, особенно со славянскими: Болгарией, Польшей, Чехией, способствовавшие этническому и культурному единению славян, неизменно прочному и жизненному, несмотря на тяжелые испытания, выпавшие на долю славянских народов.
Киевская Русь была передовым государством своего времени. В Киеве трудились талантливые ремесленники, ученые, поэты, художники. Здесь Ярослав Мудрый основал первую на Руси библиотеку. Нестор-летописец, выступая за объединение Руси, против междоусобной борьбы, создал первый труд по истории нашей Родины – «Повесть временных лет». Используя опыт Византии и других стран, а также местных мастеров, древнерусские зодчие создали такие архитектурные шедевры, как Софийский собор, Десятинная церковь, Печерская лавра, Золотые ворота и др. Являясь одним из крупнейших экономических и культурных центров средневековой Европы, Киев внес значительный вклад в развитие мировой культуры.
В 988 г. на Руси в качестве официальной религии было введено христианство, способствовавшее укреплению нового, феодального строя и централизации государства. Проблема введения христианства на Руси принадлежит к числу мало разработанных. Авторы «Истории Киева», давая оценку этому событию, подчеркивают, что введение христианства на Руси было крупным историческим событием, знаменовавшим важный этап в развитии феодализма, оно означало победу феодальных отношений над отживающим родовым строем, сыграло положительную роль в развитии древнерусской культуры. Однако, служа упрочению феодального строя, христианство укрепляло власть феодалов над крестьянством, препятствовало развитию классовой борьбы.
В 1240 г. к стенам города подошли орды Батыя. Трудовой люд Киева мужественно встал на его защиту, город был взят дорогой для врага ценой. Сопротивление киевлян, как и жителей Владимира-на-Клязьме, Рязани, Суздаля и других древнерусских городов, значительно ослабило войска монголо-татарских завоевателей. Самоотверженная, героическая борьба жителей древнерусских городов спасла Западную Европу от тяжкого ига.
В период феодальной раздробленности начался процесс формирования трех восточнославянских народностей. С XIV- XV вв. русская, украинская и белорусская народности выступают как самостоятельные, но близкие по этническому составу общности, сложившиеся на основе единой древнерусской народности. Центром формирования украинской народности стали районы, примыкавшие к Днепру в его среднем течении. Немалая роль в этом исторически прогрессивном процессе принадлежала Киеву.
В период агрессии литовских, а затем польских феодалов народные массы Украины все чаще обращали взоры на Северо-Восточную Русь, где быстрыми темпами шел процесс консолидации земель вокруг Москвы и где на рубеже XV-XVI вв. образовалось могучее Русское централизованное государство.
Тенденция к единству русского и украинского народов ярко проявилась в период освободительной войны 1648-1654 гг. под руководством Б.Хмельницкого. В войне против польско-шляхетских угнетателей, которую вел украинский народ, принимали участие тысячи киевлян. В декабре 1648 г. население города торжественно встречало своих освободителей – казацко-крестьянское войско во главе с гетманом Б.Хмельницким. Очевидец отмечал, что горожане радовались приезду гетмана «и [с. 7] почести отдавали вдвое, а может в десять раз больше, чем когда бы то ни было воеводам» [Памятники, изданные Киевской комиссией для разбора древних актов (далее – Памятники…). Киев, 1898, т. 1-2, с. 322].
Б.Хмельницкий считал Киев «городом нашим столичным». Находясь в Киеве, он установил непосредственные контакты с русским правительством, отсюда в Москву выехало его первое полномочное посольство. Представители Киева участвовали в исторической Переяславской раде, которая закрепила вековые мечты и устремления украинского народа, вывела его на новые рубежи развития. Отмечая большой вклад киевлян в освободительную борьбу украинского народа и в связи с 300-летием воссоединения Украины с Россией, Советское правительство наградило город орденом Ленина. Яркой демонстрацией плодотворности и нерушимости братской дружбы украинского и русского, всех народов нашей страны стали торжества в честь 325-летия воссоединения Украины с Россией.
Воссоединение открыло широкие перспективы развития производительных сил России и Украины, экономического, политического и культурного прогресса в жизни братских народов. После воссоединения Киев стал одним из крупнейших административно-политических и культурных центров не только Украины, но и всей страны.
Важнейшим следствием воссоединения стала открывшаяся возможность совместной борьбы трудящихся Украины и России против феодально-крепостнического и капиталистического гнета.
В борьбе против классовых угнетателей крепли узы братства украинского, русского и других народов нашей страны, вызревали социальные силы, способные добиться полного социального и национального освобождения всех трудящихся.
Киев стал одним из центров развернувшегося освободительного движения в России на всех трех его этапах. Освещая славную борьбу трудящихся Киева, авторы анализируют и подвергают аргументированной научной критике антинародную деятельность городской верхушки, буржуазно-националистических партий, позиции промежуточных слоев городского населения.
Первый этап ознаменовался выступлением дворянских революционеров – декабристов. В марте 1821 г. на Украине возникло Южное общество, четыре съезда которого состоялись в Киеве. В работе съездов принимали участие П.И.Пестель, С.Г.Волконский, В.Л.Давыдов, С.И.Муравьев-Апостол, М.П.Бестужев-Рюмин и др., на одном из них была одобрена «Русская Правда» – республиканская программа революционного преобразования России. Сюда, в Киев, к друзьям-декабристам приезжали А.С.Пушкин и А.С.Грибоедов.
Восстание декабристов в 1825 г. в Петербурге и восстание Черниговского полка на Киевщине – грозные вооруженные выступления против царизма. Потерпев поражение, они, как подчеркивал В.И.Ленин, способствовали пробуждению народных масс, переходу ко второму этапу освободительной борьбы – революционно-демократическому.
Первыми его идеологами стали выдающиеся русские революционеры В.Г.Белинский и А.И.Герцен, а их сподвижником – гениальный украинский поэт-революционер Т.Г.Шевченко. Он мужественно боролся против царизма и помещиков, за братство всех народов России, и прежде всего украинского и русского. Его политические взгляды оттачивались в остром противоборстве с либерально-реформистскими взглядами членов Кирилло-Мефодиевского общества, созданного в Киеве. Влияние революционных демократов на Украине усилилось в связи с распространением идей Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова, звавших крестьянскую Русь к борьбе.
Идеи русских революционных демократов были поддержаны выдающимися украинскими писателями И.Я.Франко, Лесей Украинкой, M.M.Коцюбинским, которые в разное время жили и творили в Киеве.
Научная и культурная жизнь города того времени тесно связана с творчеством [с. 9 / 10] выдающихся деятелей науки и культуры России – Н.И.Пирогова, М.И.Глинки, Н.В.Гоголя, Д.И.Менделеева. Важную роль в развитии образования, науки, революционных идей сыграл Киевский университет, основанный в 1834 г.
В 70-х гг. XIX в. вслед за революционерами-демократами активную борьбу против самодержавия, гнета помещиков развернули народники. Центром их движения на Украине стал Киев. Сюда приезжали и вели работу почти все деятели народнического движения. В истории освободительного движения оставили след народнические кружки «Киевская коммуна», «Южные бунтари», которые имели тесные связи с подпольными организациями в других городах страны. Оценивая этот период революционной борьбы, В.И.Ленин подчеркивал:
«шире стал круг борцов, ближе их связь с народом. «Молодые штурманы будущей бури» – звал их Герцен. Но это не была еще сама буря. Буря, это – движение самих масс. Пролетариат, единственный до конца революционный класс, поднялся во главе их и впервые поднял к открытой революционной борьбе миллионы крестьян» [Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 21, с. 261].
Со времени выхода рабочего класса на арену открытой политической борьбы начался третий период национально-освободительного движения – пролетарский, завершившийся победой социалистической революции в нашей стране. Этот период неразрывно связан с деятельностью В.И.Ленина – пламенного революционера, создателя первого в мире социалистического государства.
Созданный В.И.Лениным в Петербурге «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» впервые поставил задачу соединить научный социализм с рабочим движением. Он положил начало подлинно революционной марксистской партии в России. В марте 1897 г. все марксистские кружки и группы города объединились в Киевский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», киевские социал-демократы одни из первых на Украине стали переходить от пропаганды марксистских идей в кружках к массовой политической агитации среди рабочих.
Большую школу политической борьбы проходили рабочие Киева, как и всей Украины, в рядах всероссийского пролетариата. В ожесточенных классовых боях, в непримиримых схватках с оппортунистами они готовили почву для создания партии нового типа – РСДРП. В Киеве революционную деятельность вели известные искровцы Ф.В.Ленгник, П.А.Красиков, Н.Э.Бауман, M.M.Литвинов, А.Г.Шлихтер и др. Важным событием в революционной жизни города стал приезд осенью 1903 г. членов семьи Ульяновых. Они направили энергичные усилия на расширение и укрепление связей ЦК РСДРП с местными партийными организациями, на борьбу против меньшевиков, пропаганду решений II съезда РСДРП, распространение работ В.И.Ленина.
В период революции 1905-1907 гг. руководимые большевиками пролетарии Киева выступили против царизма и буржуазии. В летопись революции героические страницы вписали рабочие Южнороссийского машиностроительного завода, главных мастерских Юго-Западной железной дороги, защитники легендарной «Шулявской республики», руководимые подпоручиком Б.П.Жадановским, солдаты расположенной в Киеве саперной бригады и присоединившиеся к ним военные телеграфисты и понтонеры. В городе действовал Совет рабочих депутатов.
В революционных битвах с царизмом, помещиками и капиталистами складывался единый фронт трудящихся разных национальностей .
Вместе со всем пролетариатом страны рабочие Киева принимали активное участие в забастовочном движении в период нового революционного подъема и в годы империалистической войны. На массовых митингах и демонстрациях трудящиеся Киева приветствовали свержение царизма, выражали поддержку борьбе пролетариев столицы.
В октябре 1917 г., вслед за вооруженным восстанием пролетариата Петрограда, в Киеве против войск Временного прави[с. 9 / 10]тельства выступили рабочие и революционные солдаты. Киевское октябрьское вооруженное восстание оказало значительное влияние на усиление революционной борьбы во многих районах Украины, однако власть Советов в городе не была установлена. Буржуазно-националистическая Центральная рада, стянув сюда кулацко-националистические отряды, захватила власть, пытаясь распространить ее на всю территорию Украины. Большую роль в разоблачении контрреволюционной сущности Центральной рады и организации трудящихся на борьбу против нее сыграл написанный В.И.Лениным в декабре 1917 г. «Манифест к украинскому народу с ультимативными требованиями к Украинской раде».
Коммунисты Украины, сплотив вокруг себя широкие массы трудящихся, возглавили их борьбу за установление Советской власти. Первый Всеукраинский съезд Советов, проходивший в Харькове 11 – 12 декабря 1917 г., принял решение об образовании Украинской Советской Республики. Вскоре Советская власть победила в большинстве городов и сел Украины.
В Киеве трудящиеся решительно выступили против буржуазно-националистической контрреволюции: восстал легендарный «Арсенал». В борьбе за освобождение города вместе с киевскими рабочими принимали участие части Червоного казачества, красногвардейские отряды из Харькова и городов Донбасса, а также из Петрограда и Москвы. 26 января 1918 г. после ожесточенных боев в город вступили советские войска. 30 января сюда из Харькова переехало Советское правительство Украины.
Однако советское строительство в республике было прервано нашествием войск немецко-австрийских оккупантов, призванных на украинскую землю предателями из Центральной рады. Борьбу против оккупантов возглавили коммунисты. Киевская организация большевиков была в числе инициаторов образования всеукраинского партийного центра. Еще в декабре 1917 г. в Киеве состоялся областной (краевой) съезд партийных организаций, а в Харькове – партийная конференция Донецко-Криворожского бассейна, которые стали важным этапом на пути к созданию республиканской партийной организации. I съезд КП(б)У, состоявшийся в Москве в июле 1918 г., завершил процесс объединения большевистских организаций во всеукраинском масштабе и образовал Коммунистическую партию Украины – составную часть единой РКП(б).
Украинский народ при братской помощи великого русского народа изгнал со своей земли немецко-австрийских оккупантов, смел контрреволюционную буржуазно-националистическую Директорию. Окончились крахом и попытки деникинцев восстановить старый режим. В результате героической борьбы трудящихся республики и всесторонней военной, экономической и политической помощи со стороны Советской России в конце 1919 – начале 1920 г. Украина была освобождена от белогвардейской и буржуазно-националистической контрреволюции.
Однако вскоре мирная жизнь Страны Советов нарушилась вторжением войск буржуазно-помещичьей Польши, вылазкой из Крыма белогвардейских войск барона Врангеля. 6 мая 1920 г. польские интервенты захватили Киев. На помощь Украине пришла вся страна. ЦК РКП(б), лично В.И.Ленин большое внимание уделяли Польскому фронту. Сюда были направлены 1-я Конная армия, 25-я Чапаевская дивизия, Башкирская бригада и другие части. 12 июня 1920 г. войска Красной Армии освободили Киев.
Победа Советской власти на Украине положила начало подлинной истории Киева – социалистического города.
Отгремели бои, закончилась гражданская война и иностранная военная интервенция. Трудящиеся Киева, опираясь на братскую помощь русского я других народов нашей страны, к середине 20-х гг. восстановили народное хозяйство, перевели его на рельсы социалистической индустриализации. Рабочие города оказывали значительную помощь крестьянам в осуществлении коллективизации сельского хозяйства республики.
С 1920 г. столицей Советской Украины был Харьков. Важное значение для даль[с. 10 / 11]нейшего развития Киева имело решение о перенесении сюда в соответствии с постановлением XII съезда КП(б)У столицы УССР. 24 июля 1934 г. из Харькова – славного пролетарского центра – в Киев – исторический центр Украины – переехали все республиканские органы партийного и государственного руководства.
В Киеве в то время плодотворную партийную и государственную работу вели С.В.Косиор, Г.И.Петровский, Д.З.Мануильский, П.П.Постышев, В.Я.Чубарь и др.
Социалистические преобразования в корне изменили весь облик города. Древний Киев обрел вторую молодость. В годы довоенных пятилеток гигантами индустрии стали заводы «Арсенал», «Ленинская кузница», «Большевик», им.М.Горького. Невиданными темпами развивались наука и культура.
Мирный, созидательный труд киевлян прервала Великая Отечественная война. Грудью принял город удары отборных сил гитлеровской армии. В 1941 г. в боях под Киевом враг потерял больше 100 тыс. солдат и офицеров. Фашисты захватили город, но не покорили его. К лету 1943 г. в Киеве и области действовало 169 подпольных партийно-комсомольских организаций, 54 партизанских отряда, 30 диверсионных групп. В их рядах вели самоотверженную борьбу с фашистами 33,7 тыс. советских патриотов, возглавляемые подпольным обкомом, основным и запасным горкомами, подпольными райкомами партии.
Славной, героической страницей войны стало форсирование советскими войсками Днепра и освобождение Киева 6 ноября 1943 г. Около 2,5 тыс. воинов, особенно отличившихся в ходе этой операции, были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. За великий подвиг в Отечественной войне Киеву присвоено высокое звание города-героя.
В письме трудящихся Киева к русскому народу, принятом на митинге, посвященном освобождению города, говорилось:
«Сегодняшний день – исторический день. На высоких киевских горах, увенчанных красным стягом, стоим и смотрим на восток. Там земли великого русского народа. Оттуда пришла свобода. И в освобожденном от немецко-фашистских захватчиков Киеве от полного сердца славим вечную дружбу и союз бессмертных народов – русского и украинского.
Мы всенародно утверждаем – воля и счастье Украины – в непоколебимом союзе с русским народом я всеми советскими народами-братьями. Всенародно клянемся крепить этот священный и благотворный союз. И клятву свою завещаем нашим детям, нашим потомкам во веки веков» [Визволена Київщина. Зб. документів. К., 1944, с. 19].
Вся страна восстанавливала столицу Советской Украины. Сюда шли эшелоны со станками, металлом, цементом, машинами, радиоаппаратурой, изделиями из цветных металлов, средствами связи. Обращаясь к трудящимся Украинской ССР на торжественном заседании, посвященном вручению городу-герою Киеву медали «Золотая Звезда», Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л.И.Брежнев подчеркивал: «Украину вместе с вами восстанавливали Москва и Ленинград, Урал и Сибирь, Кавказ и Средняя Азия, Казахстан и Дальний Восток – вся наша страна» [Брежнев Л.И. Ленинским курсом. Речи и статьи. М., 1970, т. 1, с. 240].
Неузнаваемо изменился Киев в наши дни. Он стал крупным центром машино- и приборостроения, производства электронной и вычислительной техники, разнообразной химической продукции, энергетики, строительной индустрии, легкой и пищевой промышленности. Ныне предприятия города-героя производят тысячи видов различной промышленной продукции, в том числе самолеты, экскаваторы, рыболовные траулеры, мотоциклы, электронно-вычислительные машины, башенные краны, станки-автоматы, радиоприемники, телевизоры, фотоаппараты, сельскохозяйственные машины и запасные части к ним, технологическое оборудование для легкой, пищевой и мясо-молочной промышленности, одежду, обуви и многие другие изделия.
Во все отрасли народного хозяйства Киева активно внедряются достижения [с. 11] научно-технического прогресса. Продукцию с маркой киевских предприятий знают не только во всех советских республиках, но и далеко за их пределами: она экспортируется в 60 стран мира.
Бурное развитие промышленного производства Киева в значительной мере определяется большим научным потенциалом города. «В Киеве, – подчеркивал член Политбюро ЦК КПСС, первый секретарь ЦК Компартии Украины В.В.Щербицкий, – сосредоточены большие силы, которые в значительной степени определяют научную политику и уровень исследований в республике, а по некоторым направлениям – и во всей стране. Наука стала в столице по существу крупной отраслью, в которой занят почти каждый десятый работающий киевлянин» [Правда Украины, 1976, 25 января]. Здесь находится Президиум Академии наук УССР, трудится четвертая часть всех ученых Украины.
Дальнейшее развитие получило в Киеве высшее и среднее образование. Ныне в городе работают 18 вузов, 302 общеобразовательные школы всех видов, 40 средних специальных учебных заведений, 38 профтехучилищ. В год в среднем разными видами учебы охвачено около 1 млн. человек, из них 270,6 тыс. обучается в общеобразовательных школах, свыше 26 тыс.- в профтехучилищах, около 61 тыс.- средних специальных заведениях, 146, 5 тыс.- в вузах.
Киев – город искусства. Мировую известность приобрели творческие коллективы Государственного академического ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени театра оперы и балета Украинской ССР им.Т.Г.Шевченко, Киевского государственного ордена Ленина академического украинского драматического театра им.И.Я.Франко, Киевского государственного ордена Трудового Красного Знамени академического русского драматического театра им.Леси Украинки, Государственного украинского народного хора им.Г.Веревки, Государственной заслуженной академической капеллы УССР «Думка», Государственного заслуженного ансамбля народного танца УССР им.П.Вирского. Среди музеев, картинных галерей города – Киевский филиал Центрального музея В.И.Ленина, Мемориальный комплекс «Украинский государственный музей истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», Киевский государственный исторический музей, Киево-Печерский государственный историко-культурный заповедник, Государственный архитектурно-исторический заповедник «Софийский музей», музеи украинского, русского, западного и восточного искусства и др.
В столице Украины расположены руководящие органы творческих организаций писателей, композиторов, кинематографистов, художников, деятелей театра, журналистов.
В Киеве работает 16 издательств, 310 массовых библиотек с книжным фондом свыше 13 млн. экземпляров, 26 государственных музеев, свыше 70 кинотеатров и 150 киноустановок, радиотелевизионный центр. К услугам трудящихся города 18 стадионов, 380 спортивных залов, десятки бассейнов, водных станций и других спортивных сооружений.
У Киева есть ряд городов-побратимов – Краков (ПНР), Лейпциг (ГДР), Братислава (ЧССР), Тампере (Финляндия), Тулуза (Франция), Флоренция (Италия), Киото (Япония). Трудящиеся столицы Советской Украины неизменно выступают под знаменем пролетарского интернационализма, мира и братства народов всех стран.
Интенсивно растет население города. В 1897 г. в нем жило 247 тыс. человек, в 1926 г.- 513,6 тыс., накануне Великой Отечественной войны – свыше 846 тыс. На 1 января 1980 г. население города составляло 2144 тыс. человек. Сегодня это третий по величине город в СССР. Согласно переписи 1979 г. 1508,5 тыс. киевлян – люди с высшим и средним (полным и неполным) образованием. На каждую тысячу работающего населения приходится 943 человека с высшим и средним образованием.
В условиях все большей интернационализации экономической и общественно-[с. 12 / 13]политической жизни население Киева, как и других городов страны, пополняется представителями всех национальностей нашей Родины. Следует отметить также, что русский язык считают своим родным 961,3 тыс. киевлян, и, кроме того, 911,3 тыс. жителей города назвали его вторым языком, которым свободно владеют.
В столице Советской Украины широкими масштабами осуществляется жилищное строительство. По сравнению с довоенным 1940 г. жилищная площадь города увеличилась почти в пять раз. За последние десять лет свыше 1 млн. киевлян получили новые благоустроенные квартиры. Только в 1980 г. около 130 тыс. человек переехали в новые квартиры, а за десятую пятилетку введено 6,1 млн. кв.м жилой площади, что дало возможность улучшить жилищные условия 600 тыс. жителей города.
Активно развиваются городской транспорт, торговля, общественное питание, средства связи, медицинское и бытовое обслуживание.
Под руководством партийных организаций ведется большая работа по превращению Киева в город высокопроизводительного труда, высокой культуры и образцового общественного порядка, а в перспективе – в образцовый коммунистический город.
Авторы настоящего издания осветили экономическую, общественно-политическую и культурную жизнь Киева в теснейшей связи с историческими процессами, происходившими на территории нашей Родины. Они убедительно показали единые корни происхождения трех братских народов – русского, украинского, белорусского, общность их судеб, нерушимую дружбу и братство, получившие дальнейшее развитие в созданном В.И.Лениным первом многонациональном социалистическом государстве. [с. 13 / 14]