Логотип Мысленного древа

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

НАУКА

ОБРАЗО
ВАНИЕ

ЛИТЕРА
ТУРА

Письмо на сайт
Версия для печати
Лента новостей (RSS)
Наука / Памятники / Деревянные и каменные храмы / Предисловие

Деревянные и каменные храмы

Предисловие

Павлуцкий Г. Г.

[с. I]Малороссия испытала много перемен в своем прошлом, которое оставило немало вещественных следов, имеющих важное значение для изучения истории края. Несмотря на то, до конца XIX века не было сделано попыток к правильному собиранию и сохранению остатков местной старины, что отразилось крайне печально на самих памятниках, которые частью оовершенно изчезли, частью находятся в очень грустном состоянии: старинные здания в руках некультурных людей вандальски уничтожались или искажались «ремонтами» до неузнаваемости, многие памятники пропали бесследно, некоторые попали в руки промышленников, а иные перешли за пределы государства и украшают собою частные и общественные музеи западной Европы. Только в 1899 году, во время ХI-го Археологического Съезда в Киеве, когда было указано на печальное положение памятников местной старины, был дан толчек к возбуждению внимания и изучения остатков родного прошлого Малороссии.

Благодаря неутомимой энергии председателя Съезда и Императорского Московского Археологического Общества графини П. С. Уваровой, была составлена комиссия из членов Исторического Общества Нестора-летописца при Университете св. Владимира, с целью обследования и описания памятников старины в пяти южно-русских губерниях: Киевской, Подольской, Волынской, Черниговской и Полтавской. На ученые экспедиции членов Общества Нестора-летописца и на издание «Древностей Украины» были обращены пожертвованные Н. А. Терещенко три тысячи рублей.

Комиссия начала с того, что выработала программу распределения материалов для изучения памятников украинской старины. Материалы были распределены по следующей схеме: А) Памятники церковные: 1) Архитектура каменных и деревянных церквей и колоколен, 2) Иконостасы, 3) Иконопись, 4) Резьба по камню и по дереву, 5) Церковная утварь, 6) Шитье и материи, 7) Рукописные и старопечатные богослужебные книги, 8) Нагробные памятники. В) Памятники светские: 1) Архитектура, 2) Внутреннее устройство жилищ, 3) Мебель и домашняя обстановка, 4) Предметы домашнего обихода, 5) Одежда и оружие, 6) Портреты и картины, 7) Музыкальные инструменты, 8) Орудия передвижения и упряжь, 9) Рукописи.

Затем комиссия обратилась в Императорскую Археологическую Комиссию с просьбой выслать ей метрики церквей пяти южных гу[с. II]берний, составленные священниками по предложению Академии Художеств, а в апреле 1901 года обратилаоь ко всем городским и сельским священникам, а равно и народным учителям названных губерний с просьбой дать краткие ответы на вопросы о местных древностях. С полученными сведениями члены Общества Нестора-летописца, И. М. Каманин, О. И. Левицкий, В. И. Щербина, прот. Е И. Сецинский, Н. Е. Беляшевский, В. Н. Доманицкий и М. П. Истомин, летом 1901 года предприняли экскурсии, каждый в избранные им уезды, для осмотра и описания сохранившихся памятников. Отчеты об этих экскурсиях были напечатены в «Чтениях» Общества Нестора-летописца.

Так как гг. экскурсанты ограничились лишь составлением кратких путевых заметок о своих экспедициях, то, по предложению Председателя Общества Нестора-летописца, проф. Н. П. Дашкевича, я был призван Московским Археологическим Обществом к изучению памятников малорусского искусства. Вследствие моей просьбы, Университет св. Владимира командировал меня летом 1903 года для исследования малорусских древностей, назначив денежную субсидию и тем самым дав мне возможность продолжать задачу, впервые намеченную комиссией из членов Общества Нестора-летописца. Находя более удобным вести описание предметов древности не по уездам, а по характеру самих древностей, я решил прежде всего остановить свое внимание на деревянных церквях XVII и XVIII вв., как на памятниках более других обреченных на погибель. С этою целью мною были обследованы некоторые села, местечки и города в трех губерниях: Киевской, Подольской и Волынской, сделаны обмеры, планы и разрезы церквей, а равно и фотографические снимки.

Сгруппировав таким образом для I-го выпуска «Древностей Украины» те данные, которые собраны мною по христианским памятникам края и одобрены были Редакционным Комитетом Московского Археологического Общества, я предпослал им общее исследование, рисующее характер, происхождение, степень самобытности, а также зависимости от посторонних влияний, церковных сокровищ, которые сохранились еще во многих местах Малороссии. Вторая часть моей работы, посвященная обзору отдельных памятников, составлена мною совместно с проф. В. Б. Антоновичем, который сделал историческое описание местностей, заключающих в себе описываемые памятники. При описании церкви в м. Ярышеве Могилевского уезда я воспользовался текстом, присланным мне прот. Е. Сецинским. Имея в своем распоряжении удачные фотографии церквей, сделанные некоторыми из моих предшественников-экскурсантов, я счел лишним делать новые снимки, и таким образом о. Е. Сецинскому я обязан фотографическими снимками Сутковецкой церкви и церквей, изображенных на рис. 2, 3, 14 и 15. Г. Беляшевскому принадлежат фотографические снимки церквей в м. Ходорове и Трипольи. Нако[с. III]нец, от В. Шербаковского, который совершил экскурсии в 1093 и 1904 гг. в Сквирский, Радомысльский, Таращанский и Уманский у. с целью иэучения памятников украинской старины и в частности малорусских деревянных церквей, я получил фотографии некоторых церквей и архитектурных деталей (рис. 4, 5, 7—11), приложенные мною для иллюстрации моего исследования.

В заключение я должен сказать, что Украинские Древности издаются на средства Императорского Московского Археологического Общества и что схема распределения материалов, выработанная комиссией из членов Исторического Общества Нестора-летописца, должна быть принята к руководству при издании будущих выпусков, так как она в общих чертах верно намечает программу обзора Украинских Древностей и по мере необходимости может быть расширена включением в нее таких памятников, как уцелевшие еще кое-где старинные деревянные синагоги, которые брали себе за образец светские постройки и могут дать понятие об исчезнувшем уже теперь шляхетском доме XV и XVI вв., или каменные и деревянные костелы, и т. п.

Г. П.

Опубликовано: Г. Г. Павлуцкий. Деревянные и каменные храмы. – К.: 1905 г., с. I-III.

Предыдущий раздел | Содержание | Следующий раздел

Понравилась страница? Помогите развитию нашего сайта!

© 1999 – 2017 Группа «Мысленного древа», авторы статей

Перепечатка статей с сайта приветствуется при условии
ссылки (гиперссылки) на наш сайт

Сайт живет на

Число загрузок : 2121

Модифицировано : 18.08.2012

Если вы заметили ошибку набора
на этой странице, выделите
её мышкой и нажмите Ctrl+Enter.