Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Содержание романов

Николай Сиротюк

Крупной творческой победы достиг М. Старицкий в освещении предвоенного десятилетия (роман «Перед бурей»). Писатель взял на себя важную и сложную задачу – опровергнуть и развеять как несостоятельные и антиисторические вымыслы польских националистических историков о так называемом «золотом покое» и художественными средствами утвердить настоящую историческую истину, показать, что же в действительности происходило на Украине во время этого «покоя», чем тогда жил и что думал украинский народ, его различные общественные прослойки. Несмотря на отдельные недостатки романа, писатель с этой задачей справился, в основном, успешно.

Известно, что в тридцатых годах XVII столетия на Украине широкой волной прокатилось казацко-крестьянское освободительное движение. Ценой огромных усилий и потерь Польше удалось подавить это движение, и она перешла в решительное наступление, стремясь навсегда искоренить надежду украинского народа на свое освобождение от иноземного владычества. После разгрома восстаний Сулимы и Павлюка польский сейм в 1638 году утвердил так называемую «Ординацию войска запорожского реестрового». Эта «Ординация» принадлежит к числу наиболее жестоких постановлений польской короны, направленных на порабощение украинской земли. Осуществление «Ординации» должно было совершенно обессилить или просто искоренить запорожское казачество, особенно голытьбу, постоянно возбуждавшую и призывавшую народные массы к сопротивлению оккупантам и угрожавшую польскому господству на Украине.

«Ординация войска запорожского реестрового» установила, реестр в шесть тысяч казаков, ликвидировала право выборности старшины и казацкого суда: старший комиссар казацкого войска, полковники и есаулы назначались сеймом из числа шляхты, они полностью подчинялись комиссару. Предвиделось восстановление Кодака – польской крепости на Днепре, разрушенной повстанцами Сулимы. Время, наступившее после введения «Ординации» и длившееся до самого начала освободительной войны (1648), польские историки обычно называли «золотым покоем»: тогда, мол, на Украине царила полнейшая тишина и оккупанты жили себе привольно.

Это, конечно, досужий вымысел, не имеющий ничего общего с реальной действительностью. И, очевидно, он в какой-то мере способствовал рождению другого, тоже не менее досужего вымысла: будто освободительная война возникла чуть ли не случайно, без серьезных причин общественного порядка – лишь потому, что Чигиринский подстароста Чаплинский напал на хутор казацкого сотника Богдана Хмельницкого, избил его малолетнего сына и отнял любимую женщину, а сейм встал на защиту грабителя…

В действительности же дело обстояло не так. Десятилетие после введения «Ординации» характеризовалось углублением противоречий между оккупантами и оккупированными, назреванием причин освободительной войны, накапливанием сил для победоносного осуществления ее (вспомним хотя бы возникшее через несколько месяцев после введения «Ординации» казацкое восстание под руководством Якова Острянина и Карпа Скидана, в котором активное участие принимали и донские казаки).

Всем ходом повествования писатель опровергает измышления о «золотом покое», показывая, что этот «покой» был только кажущимся, иллюзорным, что после разгрома восстаний Сулимы, Павлюка, Острянина, Скидана, Гуни, после введения «Ординации» борьба украинского народа против захватнических действий польских магнатов и шляхты не прекращалась ни на минуту. Она лишь видоизменилась, осложнилась, обогатилась новыми формами, продиктованными своеобразием исторического момента. Мы видим эти новые формы борьбы в их сюжетно-образном проявлении. Жители Золотарева уничтожают отряд жолнеров, пытавшийся забрать церковный колокол. В днепровских плавнях действует грозный для панов отряд народных мстителей, возглавляемый Максимом Кривоносом. Разъезжая по Украине, «собирает ватаги» Богун и т. д.

Напряженная, сложная борьба идет также по другим линиям – политической, дипломатической. Тактику этой борьбы разрабатывает сотник Богдан Хмельницкий, уволенный, согласно «Ординации», с поста генерального войскового писаря реестровых казаков. Он советует Кривоносу, Богуну, Чарноте пока что не раздражать корону, прикинуться покорными, даже принять участие в ее военных авантюрах и таким путем возвратить казачеству отобранные «Ординацией» права, создать мощные вооруженные силы для успешного изгнания оккупантов из украинской земли. Эту гибкую тактику чрезвычайно тонко осуществляет сам Хмельницкий: много раз клянется он в верноподданической преданности королю Владиславу IV, коронному канцлеру Оссолинскому, организует поход запорожцев в Крым, обещает мобилизовать казаков на польско-турецкую войну и т. д., а между тем советует казакам собирать силы, укреплять Запорожскую Сечь.

Нелегко проводить эту тактику, она требует огромных усилий, изворотливости и настойчивости: упрямая корона не хочет уступать; народные массы решительно рвутся в бой за свободу, а эгоистическая часть казацкой старшины (Барабаш, Пешта) выслуживается перед оккупантами, помогает укреплению их владычества на Украине. Но Хмельницкий остается непреклонным в своих действиях: преодолевая все преграды и трудности, он последовательно добивается осуществления поставленной цели.

Роман заканчивается эпизодом, который по его характеру и идейно-сюжетной функции поднимается до уровня многозначительного символа: он знаменует конец предвоенного десятилетия и наступление нового периода – периода смертельной схватки угнетенного народа с его поработителями, периода большой общественной бури.

…Прошло семь лет со времени введения «Ординации». У Богдана Хмельницкого – его верные друзья, лучшие представители казацкой старшины: Кривонос, Богун, Чарнота. Сотник рассказывает им, что Владислав IV дал казакам грамоту, на права, ранее отобранные у них. Эта грамота (в романе – привилеи) сохраняется пока у хитрого полковника Барабаша, который припрятал ее и не хочет обнародовать казакам, но он, Богдан, обещает любой ценой отобрать ее у полковника. Друзья Богдана радуются. «Объятия, поцелуи и клятвы, – говорит писатель, – смешались, с радостными слезами. И никто из присутствующих не мог и подумать в это мгновение о той страшной буре, которая уже подымалась над их головой».

Величественный образ этой бури, то есть отечественной войны украинского народа 1648 – 1654 гг., нарисован М. Старицким во второй и третьей частях трилогии «Богдан Хмельницкий».

Роман «Буря» охватывает небольшой исторический период, всего несколько месяцев (1647 – май 1648 года), но это время очень важно по своей исторической значимости, а по внутреннему содержанию – сложное и бурное. В романе довольно обстоятельно показаны такие известные события, как нападение Чаплинского на хутор Субботово, поездка Хмельницкого в Варшаву с жалобой на Чигиринского подстаросту, бегство сотника на Запорожье, подготовка восстания, переход реестровых казаков на сторону повстанцев, сражения на Желтых Водах и под Корсунем.

Во второй части трилогии «Богдан Хмельницкий» четко намечены еще две важные сюжетные линии, которые правдиво отражают историческую действительность периода войны, ее коренные тенденции. Речь идет об украинско-татарских и украинско-русских взаимоотношениях. Писатель убедительно показывает, что крымский хан не был честным и искренним союзником Богдана Хмельницкого, что, посылая свои отряды к гетману, он думал не о Помощи, а о том, чтобы нажиться на горе украинского народа, побольше нахватать ясыря. Еще накануне желтоводской битвы Тугай-бей хитрит и обманывает Хмельницкого: он не только не спешит на призыв гетмана, но и задерживает Богданового посланца Морозенко на целый день. Лишь после разгрома польского войска казаками татарская орда вступает в бой и существенной роли в нем не играет. Грабеж, ясырь – вот единственная цель крымчаков. Именно ради ясыря Тугай-бей устраивает кровавую бойню побежденным полякам у Княжьих Байраков.

Коварное, предательское поведение татар во время войны еще ярче вырисовывается в романе «У пристани», завершающем трилогию. В битве под Зборовом, показывает писатель, Хмельницкий вынужден был по требованию хана, подкупленного короной, приостановить окончательный разгром польской армии и согласиться на мирный договор, который ничего не давал основной движущей силе повстанческой армии – посполитому крестьянству. Уже здесь, под Зборовом, Богдан убеждается, что он ошибся в выборе союзника. К этому выводу он бесповоротно приходит после битвы под Берестечком, где хан-изменник не только самовольно вышел из боя, но и пленил на несколько дней гетмана, чем обрек казаков на трагическое поражение. Наконец хан Ислам-Гирей предает казаков во время сражения под Жванцем.

Так, в полном соответствии с исторической правдой изображая поведение хана, писатель показывает, что в ходе войны украинско-татарские отношения заходили в тупик, что из-за коварства ордынского главаря противоречия между Крымом и Украиной не только не сглаживались, но еще более обострялись.