Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Ильинская церковь в селе Субботове Чигиринского уезда

Павлуцкий Г. Г.

[с. 111]Субботов — село Киевской губ. Чигиринского уезда, при реке Тясьмине. Местность, где ныне находится Субботов, не была заселена до начала XVII столетия; она входила в состав земель Черкасского староства, а после выделения староства Чигиринского, принадлежала последнему. Только в 1616 году староста Ян Данилович предоставил пользование пустым урочищем казацкому сотнику и подстаросте чигиринскому, Михаилу Хмельницкому; последний основал здесь хутор и построил мельницу. В 1620 году Михаил Хмельницкий погиб в битве на Цецоре и сын его, Богдан, попал в плен к туркам; возвратившись через два года на родину, Богдан принял во владение отцовский хутор и развел в нем обширное хозяйство; но права его на владение Субботовым были шатки; по существовавшим законам, отдача земли в частное пользование старостою, была действительна только при жизни того старосты, который ею [с. 112]распорядился, так как сам он был лишь пожизненным владелцем староства; в виду этого обстоятельства, Богдан Хмельницкий выхлопотал у короля Владислава IV грамоту, утверждавшую его во владении Субботовым и присоединявшую к хутору значителный участок степи. На последнем Богдан основал поселение — Субботовскую слободку и развел в ней доходное хозяйство.

Впрочем оказалось, что королевская грамота не составляла достаточного обеспечения прав на владение Хмельницкого; ему указали на то, что король не имеет права отчуждать в частное владение государственного имущества без разрешения сейма и новый староста, Александр Конецпольский, передал Субботов во владение своему любимцу, чигиринскому подстаросте, Чаплинскому; когда Богдан отказался отдать свою «батьковщину», Чаплинский занял Субботов насильно, присвоив себе притом движимое имущество, и избил сына Хмельницкого, протестовавшего против насилия. Хмельницкий искал удовлетворения судебным порядком, но и староста и суд отклонили его жалобу; даже король признал себя бессильным оказать ему помощь; между тем Чаплинский, раздраженный его протестом, взвел на него обвинение в политической неблагонадежности и приказал его арестовать. Бежав из тюрьмы при помощи чигиринского казацкого полковника Кричевского, он отправился в Запорожие и там организовал грозное восстание против Польши.

Овладев Украиною в 1648 году, Хмельницкий вступил во владение Субботовым; хутор преобразился в богатое и многолюдное местечко; Богдан построил в нем обширный дом, обнесенный двойным валом и две церкви: Михайловскую и Ильинскую. Развалины дома Богдана Хмельницкого, близ Ильинской церкви, существовали до второй половины XIX столетия; в это время были разобраны на фундаменты Медведовского монастыря. Хмельницкий часто пребывал в Субботове и, после женитьбы сына Тимофея на дочери Молдавского господаря Лупула, предоставил субботовский дом новобрачным; у них некоторое время гостил Василии Лупул, а после смерти Тимофея в субботовском дворе жила его вдова Розанда. В 1653 году [треба – 1656] антиохийский патриарх Макарий, посетивший Чигирин, на обратном пути остановился в Субботове; посещение это Павел Алеппский описы[с. 113]вает следующими словами:

«2 августа… мы прибыли в селение, по имени Субботов, где обыкновенно жил покойный Тимофей, сын гетмана. Жители вышли нам навстречу крестным ходом и повели нас в большую новую церковь во имя св. Михаила. В ней собраны сокровища армянских церквей, которые были разграблены и разрушены покойным Тимофеем в Сучаве… В этой церкви гробница Тимофея. Жена его, дочь Василия, господаря Молдавии, несколько раз посетила нашего владыку патриарха… В воскресение утром после утрени, мы совершили в ее присутствии поминовение по ее супруге, над гробницею которого, по их обычаю, висит большая хоругвь, на которой написан весьма схожий портрет героя верхом на коне, с мечем в правой руке и с булавою в левой и с изображением на переднем плане Молдавии, как страны, которую он пошел завоевывать. Его бедная жена… живет во дворце своего супруга, кругом которого он выстроил укрепление с окопами, а теперь гетман, его отец, чтобы увеличить пышность дворца, строит насупротив него, на возвышенности, каменную церковь св. Илии пророка. Мы заметили в ее строении несколько громадных камней, величина которых возбудила в нас изумление. На вопросы наши нам сообщили, что камни эти привезены из города, принадлежавшего татарам, в пяти милях отсюда, где татары имели большую мечеть. Гетман разрушил ее и увез камни для сооружения из них этой церкви» [Павел Алеппский. Путешествие Макария, перев. Муркоса. Вып. IV, стр. 193—194].

В 1657 году в Субботове был погребен Богдан Хмельницкий, но гробница его не уцелела. В 1664 году польский военачальник Чарнецкий [с. 114]быстрым набегом овладел Субботовым, сжег и ограбил местечко и, разорив гробницы как Богдана, так и Тимофея Хмельницких, приказал тела их выбросить на рынок [Черниговская летопись, изд. Белозерским, стр. 30].

После разорения Чигирина турками в 1678 году, южная полоса Украины совершенно запустела, и Субботов временно перестал существовать; только в начале ХVIII столетия жители стали здесь вновь селиться. В 1738 и 1751 гг. село подвергалось грабежам гайдамаков. В 1765 г. люстрация нашла в нем 89 дворов; поселение считалось местечком (до 1808 года) и в нем собирались довольно значительные ярмарки [Архив Ю. З. Р. Ч. III, т. III стр. 287 и 607. Słownik geograficzny т. XI, стр. 525].

Ильинская церковь в с. Субботове с… Ильинская церковь в с. Субботове с…
Ильинская церковь в с. Субботове с северо-востока Ильинская церковь в с. Субботове с северо-запада

Из старых церквей Субботова в настоящее время уцелела только одна, Ильинская, каменная, сооруженная Богданом Хмельницким в 1653 году (табл. XI, 1 и рис. 79). В ХVIII веке Ильинская церковь (по словам визиты 1741 года) плохо поддерживалась и была очень бедна, хотя к ней причислялся отдельный приход; в 1820 году последний был присоединен к Михайловской церкви, Ильинская же церковь зачислена кладбищенской; в настоящее время она снова составляет самостоятельный приход. Ильинская церковь представляет пример оригинальной церковной постройки. Тип ее очевидно взят с западных образцов, например, каменных костелов, подобного рода, каких в то время было (да и теперь еще есть) немало в Юго-западном крае. Действительно, церковь, по общему своему расположению, носит обыкновенный характер тогдашних католических церковных построек, т. е. имеет условную форму бази[с. 115]лики или продолговатого четыреугольника, алтарь помещается в полукруге или абсиде, имеющей внутри и снаружи шесть граней (рис. 80 и 81).

План Ильинской церкви в с. Субботове Разрез Ильинской церкви в с. Субботове
План Ильинской церкви в с. Субботове Разрез Ильинской церкви в с. Субботове

Церковь покрыта коробовым сводом и имеет двускатную крышу с фронтонами [Ильинская церковь с. Субботова может служить указанием того, как следует реставрировать Троицкую каменную церковь в м. Зинькове Подольской губ., описание которой мы дали на стр. 61. В Троицкой церкви в новейшее время устроен деревянный купол, (фонарик и главка его уничтожены молнией). В Троицкой церкви м. Зинькова были коробовые своды, в таком роде, как в Субботовской Ильинской церкви]. Внутри церкви к северной и южной стенам, между окнами, приставлены два столба; на них перекинута арка, поддерживающая и укрепляющая свод; широкая арка также ведет из церкви в алтарную абсиду. Эти поперечные арки так же, как и коробовые своды — круглые. С севера и юга церковь имеет по два окна; в алтаре — четыре небольших круглых окна. Над дверью западной стены имеется также круглое окно, освещающее хоры; последние поддерживаются двумя столбами и выходят в храм тремя арками.

Перед входной дверью — длинная, узкая и низкая пристройка (паперть), соединяющая церковь с колокольней; эта пристройка, равно как и самая колокольня выстроены в 60-х годах XIX века священником Орловским, ремонтировавшим разрушавшееся здание. Наружный вид храма представляет интерес своими двумя высокими фронтонами, [с. 116]западным и восточным, обделка которых (с уступами в виде буквы S) напоминает как некоторые католические храмы Юго-западного края (например, костел в г. Летичеве Подольской губ. или боковой корпус монастыря иезуитов в Виннице), так и фасады домов и других зданий эпохи Возрождения и XVII века во Франции, Германии и Бельгии [См. Caumont, Abécédaire ou rudiment d’archéologie. Architectures civile et militaire. Caen, 1869, p. 354. Lübke—Semrau, Die Kunst der Renaissance in Italien und im Norden. Stuttgart, 1903, Fig. 107].

Алтарь на фасаде выражен тем, что он уже главной части здания и имеет полукруглую или, лучше сказать, многогранную крышу. Глава над алтарем — новейшее добавление; первоначально она находилась над срединой церкви, как видно на нашем рисунке 82 (снимок этот дан Н. Д. Бентышем-Каменским в его «Истории Малороссии») и на рисунке Т. Шевченко [Искусство и худож. промышленность, декабрь 1900 г.].

Ильинская церковь в 1825 г. Древние кресты на погосте Ильинской…
Ильинская церковь в 1825 г. Древние кресты на погосте Ильинской церкви

Ильинская церков стоит на горе, господствуя над селом. На церковном погосте, который весь зарос травой и кустарниками, разбросаны старинные надгробные памятники — низкие массивные кресты, сделанные из известняка, разнообразной формы с полуистертыми надписями (см. рис. 83). Такие кресты составляют особенность весьма многих малороссийских церквей, сообщая какую-то совсем особенную красоту вековой уютности церковных погостов.

Опубликовано: Г. Г. Павлуцкий. Деревянные и каменные храмы. – К.: 1905 г., с. 111-116.