Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

1073 г.

Берлинский М. Ф.

Во время четырехлетнего царствования Святослава прибыли к Антонию и Феодосию из Греции по чудесному провидению каменосечцы с планом и великим количеством денег для построения каменной церкви Успения пресвятой Богородицы, которая тогда же в присутствии великого князя, начавшего своеручно копать для нее ров, и была заложена при епископе Михаиле в отсутствие митрополита Георгия.

По смерти [преподобный Антоний преставился в том же году, когда и церковь заложена, а Феодосий на другой. См. Патерик или вышеупомянутое описание лавры] Антония и Феодосия старанием печерского игумена Стефана строение церквн приведено к окончанию в тот самый год, когда Изяслав возвратился на киевский престол [1077]. Украшение [о украшении церкви в Синопсисе повествуется тако: «Сия церковь преизящным благолепием вне уду и внутрь уду украшена бысть вся от злата мусиею, сиречь каменьми позлащенными и узорами и пестротами различными предивно бяше испещрена и иконами прекрасно выписана, помост церковный весь такожде от различных шаров камениями и всякими узорами бысть насажденный. Главницы же позлащены бяху, а крест на верее церкви великий ваги от самого злата соделаянный поставлен бысть. Самый монастырь окрест каменными стенами обведен бысть на два стрельбища, в толстоту же или широту каменная стена бяше на сажень, а врата каменные, что все Батыем разорено было»] сей церкви златом, муссиею и другими утварями было столь великолепно и изобильно, что она превосходнейшею в Киеве почиталась и, по словам пр.Нестора, была подобна небеси. Около сего времени и весь большой монастырь был огражден каменною стеною [залишки цієї стіни виявлено розкопками В.Богусевича в 1951 р.], в которой старательный оный игумен перевел большее число иноков из ветхого монастыря, что над Дальнею пещерою, и устроил многие кельи.

Между тем Изяслав, будучи в Польше, послыхав о скоропостижной смерти Святослава, отправился с Болеславом [помилка М.Берлинського; Болеслав Сміливий особистої участі в поході 1077 р. не брав] к Киеву, но Всеволод, встретивший их с войсками на реке Горине, без сражения уступил Изяславу великокняжеский престол, а сам на черниговский возвратился.

На другой год Святославли дети Олег и Борис, племенники Всеволожи, пришед из Тмутараканского княжества, выгнали Всеволода из Чернигова. Благосердный Изяслав, позабывая собственную обиду, принял и просьбу и защищение своего брата. Вышед с войсками к Чернигову, где как неприятелей его войски, так и половецких князей на одном сражении победил, но сия победа стоила ему самому жизни. [1078] Почему Всеволод Ярославич, оставив сыновцам своим Чернигов, вторично сел на киевском престоле. Тело великого князя привезено от Чернигова по Десне в Киев и положено при гробе его отца в церкви св.Софии [в літописах є дві версії про місце поховання Ізяслава – в Софії та в Десятинній церкві. Версія М.Берлинського підтверджується, поміж іншим, «Словом о полку Ігоревім»].

Царствование Всеволода всегда почти было возмущаемо недовольными племянниками, которые попеременно стужали ему с оружием в руках за неравномерный раздел их княжений. С другой стороны, половцы, приглашаемые недовольною стороною, умножали сие беспокойство грабежами и разорением.

[1082] К пущему несчастию народа случился весьма страш[с. 46]ный неприятель – моровая язва, которая свирепствовала не только на Руси, но и в странах польских. Собственные земли великого княжения весьма умалились через необыкновенную раздачу многих городов и поместьев, которые великий князь уступал с намерением, чтобы только удовольствовать властолюбие молодых князей.

Племянник великого князя Ярополк князь владимирский [мається на увазі, звісно, Володимир-Волинський], по прекращении междоусобий возвращаясь в Киев, был у города Звенигорода [город в Киевской губернии близ Екатеринополя, теперь поветовый [місто Звенигородка Черкаської області. Літописний Звенигород, одначе, був розташований північніше, ближче до Києва. Досідники ототожнювали з ним Китаївський комплекс, городище в с.Віти Поштова та ін. Але в нашому випадку йдеться, мабуть, не про київський, а про волинський Звенигород]] злодеянием некоторых убит, [1087] привезенный в Киев, погребен в церкви св.Петра [местоположение сей церкви неизвестно, ежели не на Берестове], им самим созданной.