Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

996 г.

Берлинский М. Ф.

По освящении же сего храма и украшении иконами и всякими благолепными утварьми, привезенными из Херсона, перенесены в оную мощи бабы его св.Ольги [в XVIII столетии во время киевского митрополита Гавриила при случае починки Десятинной церкви усмотрены у самого фундамента за олтарем под землею два каменные гробы княжеские], перенесенные из села Берестова.

Одержанная славная победа над печенегами на Трубеже, где русский поединщик переял славу побеждением хвастливого печенежина, была случаем основания города Переяславля. Во время же его путешествия по Днестру положено основание [992] Владимиру на Волыне [жодних відомостей про мандри Володимира по Дністру не маємо].

Святый митрополит Михаил, трудящийся со князем о распространении благочестия, заложил на горе деревянную церковь архистратига Михаила противо места, где идол Перун низвержен был в реку Днепр [от сего обстоятельства урочище оное прозвано было Чертово Беремище], и определил к оной привезенных с собою греческих иноков, чем положил первое основание Михайловского монастыря [Михайлівський монастир був заснований на початку XII ст. князем Святополком – Михайлом Ізяславичем]. Построение же каменной Преображения Господня церкви [церква Спаса на Берестові. Будівля, яка збереглася до наших днів, споруджена не Володимиром Святим, а Володимиром Мономахом], которая и поныне видима по левую сторону Лавры, неизвестно когда и по какому случаю около сего времени происходило. но с 1072 года учрежден при оной мужеский Спасский монастырь.

Преемник св.Михаила митрополит Леонтий благоразумием своим склонил Владимира князя завести при разных церквах школы для обучения грамоты и християнскому закону, дабы новораспространяющееся благочестие от воспитания больше получало твердости. Стриковский упоминает, что заведено два мо[с. 37]настыря – мужеский и женский для воспитания обоего пола детей, однако, как обыкновенно при таковых заведениях случается, простодушные родители весьма роптали на сие, толико преполезное для детей; заведение. Кроме того, построены были богодельни, больницы и другие человеколюбивые учреждения, ибо государь с принятием християнского учения совершенно переменился во нравах; из воинственного, корыстолюбивого и властолюбивого сделался человеколюбивым, милостивым и снисходительным. Сия его добродетель до того простиралась, что великого труда стоило митрополиту уговорить его принять строгие меры для истребления умножившихся разбойников [Київська Русь – чи не єдина середньовічна країна, яка не знала смертної кари. Спроба Володимира запровадити цю форму покарання зазнала невдачі. Виданий було акт через кілька років довелося скасувати].

По мере распространения могущества и границ государства распространилась слава государя, так что разные потентаты искали его союза или дружества, да и римский двор, ревнуя успеху восточной церкви [за часів Володимира поділу християнської церкви на дві частини – східну (православну) і західну (католицьку) – ще не було. Формально вважалася єдина вселенська церква поділена на п'ять діоцезів – патріархій (Ієрусалимська, Антіохійська, Олександрійська, Костянтинопольська, Римська). У Х ст. Ватікан переживав чи не найважчий період своєї історії і навряд чи становив серйозного конкурента Костянтинополю. Остаточний розрив стався лише 1054 р.], четырежды пытался склонить его к принятию католического закона. Но Владимир колико непоколебимый в догматах православного исповедания, толико не хотел разделять преимущества своей короны с чужестранным первосвященником.

Около 1000 года посыланы были в Рим, Персию, Палестину и Египет нарочные для описания земель тех, наук, нравов и тамошних правлений – таково-то далеко уже простиралось благонамерение великого Владимира для благоденствия своих подданных, когда между тем заключенные с греками и волжскими булгарами торговые договоры приводили купечество в лучшее состояние.