Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

1786 г.

Берлинский М. Ф.

В 1786 году во исполнение высочайшего определения [указ святей. синоду и правит. сенату от 1786 года 18 апреля] последовало в Малороссии учреждение монастырских штатов, по которому упразднены разные монастыри, показавшиеся излишними, и обращены для лучшего государственного употребления [часткова секуляризація монастирських маєтностей становила один з пунктів соціальної політики Катерини II].

При сем случае в Киеве упразднены монастыри следующие: ставропигиальный Межигорский [сей монастырь определен был для лазарета, но после бывшего 1787 году тамо пожара оставался оный в запустении, когда опять в 1798 году возобновлена в оном большая церковь по обстоятельству, когда в сем месте учрежден городской завод фаянсовой посуды [Межигірський монастир («Білий Спас») перебував у віданні Запорожжя і був притулком для перестарілих козаків. Як один з головних осередків козаччини викликав до себе особливу відразу з боку царського уряду. Не дивно, що він опинився одним з перших в списку монастирів, ліквідованих Катериною II]], для монахов которого учрежден тогда же монастырь в Таврической области.

Киевобратский монастырь обращен было по положению его на главную госпиталь с переведением Академии духовной в Лавру, но по вторичному указу [указ святейшего синода от 1787 года 15 марта] на представление митрополита повелено с уничтожением монастыря существовать по-прежнему в сем месте духовной Академии на штате второклассного монастыря с произведением оной ежегодно для содержания и для жалованья из казны по девяти тысяч рублей, а Переясловской семинарии состоять в ведании митрополита и зависимости Киевской академии [зависимость Переясловской семинарии продолжалась до 797 года, до постановления нового положения о переясловской епархии и особливо штата для ее семинарии] [ліквідація Братського монастиря означала ліквідацію єдиного на той час вищого учбового закладу в Україні, що викликало рішучі протести громадськості. Довелося відступити. Але Київська академія була перетворена на духовну академію, тобто у вузько фаховий заклад, покликаний готувати лише кадри духовенства]. При сем случае монашествующие учители оной причислены к штату Киево-Печерской лав[с. 160]ры. По силе того же указа определено эавесть при Академии сей типографию на разных языках и содержать оную в лавре, почему прежняя типография лаврская с 1788 года и назначена для сего употребления.

Кафедральный Киевософийский монастырь переименован Киевософийским собором на равном штате с Архангельским московским собором, при котором в бывшем монастырском строении назначено быть главному Киевской губернии народному училищу [указ из правит. сената об учреждении а России народных училищ состоялся 1783 года 29 августа. По неспособности Софийского монастыря для училища в рассуждении пользы жителей определено состоять ему в Киевоподоле яко многолюднейшей части города] и при сем же соборе оставаться архиерейскому дому [по штату определено быть при архиерейском доме 10-ти монахам] с дикастериею.

В Петропавловский упраздненный монастырь на Подоле переведены монахи из греческого Синайской горы монастыря и для того переименован [в 1787 году последовало сие переименование, когда и архимандрия учреждена в сем монастыре] он Екатерининским греческим, а церковь названа во имя святой великомученицы Екатерины. Прежний же cero имени монастырь, возле рынка бывший, обращен в подворье, ему принадлежащее.

Кириловский мужеский монастырь обращен на инвалидный дом, ныне в оном состоящий [содержание инвалидного дома из заштатной суммы от бывших монастырских имений назначено, и следует определенное ее количество из казенной палаты под распоряжением приказа общественного призрения]. Начало сего монастыря полагается с половины 12-го века, а возобновление со времен батыевых с половины 16-го.

Небольшой девичий Иорданский монастырь, существовавший за Киевоподолом у подошвы горы в смежности с Богословским таковым же монастырем, определен до времени для жительства заштатных монахинь, а церковь его святого Николая, деревянная, назначена приходскою для тамошнего подгородья, называемого Плоского.

Пантелеймоновское с церковью, от 1615 года Межигорскому монастырю на Подоле принадлежащее, подворье совсем упразднено и только оставило по себе название улицы Межигорской. Другое подворье Братского монастыря в Старом Киеве с каменною Трехсвятительскою церковию [перша церква, збудована Володимиром Святим в старому Києві – Василівська. В другій половині XII ст. на її місці збудовано кам'яну церкву на честь трьох святителів (Іоана Златоуста, Василя Великого та Григорія Богослова)] обращено в приходскую вместо упраздненной обветшалой Покровской деревянной церкви [о сей церкви см. Местное описание города Киева, стр. 238].

Кроме разных приписных Киево-Печерской лавры монастырей и пустынь, существовавших как в Великой, так и Малой России, в Киеве уничтожена Голосеевская [основание сей пустыни в 1631 году положено архимандритом печерским Петром Могилою, где он ради приятности местоположения на месте бывшего называемого Гуласиева хутора [сучасне Голосієво] построил деревянную церковь, потом архимандритами Варлаамом Ясинским и Зосимою была устрояема. В оной были две церкви деревянные] пустыня, в десяти верстах к югу от лавры лежащая в месте, рощею окруженном, которая однако предоставлена еще для жительства по смерть последнему Киево-Печерской лавры архимандриту Зосиме Валькевичу [по смерти сего архимандрита Зосимы в 1793 году сия пустыня совершенно упразднена], ибо по силе того же высочайшего указа определено впредь митрополиту киевско[с. 161]му быть вместе и священно-архимандритом Киево-Печерской лавры Кловское с изрядным садом, принадлежавшее также Лавре подворье по пристойности переделано [при сем случае и бывшая тамо небольшая церковь упразднена] и определено для жительства киевского гражданского губернатора.

Таким образом, по штату оставлены монастыри в Киеве следующие: кроме Киево-Печерской лавры, которой содержание назначено против Троицкой Сергиевой лавры [в лавре по штату доложено сту монахам быть] и приписной к оной Китаевской пустыни, два первого класса мужеские монастыри – Пустыннониколаевский и Золотоверхомихайловский и один девичий Флоровский Вознесенский [в первоклассных двух мужеских монастырях определено быть по 33 монаха в каждом, а в женском 72 монахини]; два второго класса монастыри: мужеский греческий [в греческом монастыре вместо штатных 17-ти едва находится 3 монаха] святой Екатерины и девичий Богословский [Богословского монастыря сего монахини переведены потом в Красногорский Золотоношский бывший мужеский монастырь, а церковь сия определена по сие время полковою артиллерийской пребывающей в Киеве команды]; третьего класса один мужеский Выдубицкий монастырь [в сем монастыре определено быть 12-ти монахам], который назначен быть больничным для монахов киевских монастырем и местом их погребения.

В сем году на представление господ сенаторов, по высочайшему повелению осматривавших в прошлом году новоучрежденные в Малороссии заведения, последовало высочайшее повеление [именной указ его сиятельству от 1786 года 2 марта], чтобы в губернском городе Киеве ради его знатности и многолюдства учредить управу благочиния сообразно полицейскому уставу, вследствие которого последовало открытие ее [открытие управы благочиния последовало 19 июля. В сие время город по учреждению полицейскому разделен был на 4 части, но 1790 года сообразно естественному его расположению разделен стал на 3 части: на Печорскую, Старокиевскую и Подольскую, состоя из 15 кварталов. По силе указа от 1797 года 27 декабря содержание полиции происходит из суммы городских доходов] в нарочно определенном на Подоле доме под управлением тогдашнего обер-коменданта Кохиуса.