Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

3. Киевский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»

Во второй половине [18]90-х годов деятельность киевских социал-демократов приобрела еще более широкий размах. Создавались новые марксистские кружки, все чаще происходили стачки. В 1895 г. бастовали киевские сапожники, которые добились 12-часового рабочего дня. В этом же году майские дни отпраздновали рабочие железнодорожных мастерских, завода Гретера и Криванека и ремесленники. Первого мая они устроили собрание за городом, в Кадетской роще, на которое пришло несколько десятков человек.

Активную деятельность развернул созданный в конце 1895 г. Рабочий комитет. На его заседаниях обсуждались вопросы об организации рабочих забастовок в Киеве, об издании листовок, о деятельности пропагандистских кружков, о распространении среди рабочих марксистской литературы. Под руководством комитета в 1896 г. вспыхнула забастовка в пароходных мастерских, где токари в знак протеста против издевательств администрации прекратили работу. В связи с этим событием при участии социал-демократов состоялось несколько собраний рабочих. Комитет выпускал листовки и распространял их среди рабочих. Листовки, издававшиеся киевскими социал-демократами, адресовались к рабочим и заканчивались подписью «Ваш товарищ, рабочий».

Киевские социал-демократы создавали рабочие кружки самообразования, стачечные кассы. Один из уставов стачечной кассы был найден жандармами во время обыска на квартире у братьев Ю.Мельникова [ЦГИА УССР, ф. Прокурора киевской судебной палаты, 1897-1900, д. 1322, л. 41]. «Касса, – говорится в нем, – преследует цель объединить рабочих для борьбы за улучшение их положения и дать им необходимые для такой борьбы средства» [Там же, 1896-1898, д. 1173, л. 210]. Размер членских взносов устанавливали сами рабочие. Одно такое собрание рабочих киевской конки по инициативе Ю. Мельникова состоялось в начале 1896 г. [в апреле 1896 г. Ю. Мельников был арестован, а в 1899 г. сослан в Астрахань, где и умер]. На нем было принято решение организовать кассу. Каждый член кассы должен был внести от 50 коп. до 1 руб. взносов и 10 коп. на приобретение литературы для нелегальной библиотеки.

С целью пропаганды марксизма и критики народнических взглядов в Киеве устраивались диспуты, на которые приезжали социал-демократы и народники из Москвы и Петербурга. Наиболее острыми в то время были вопросы об экономическом развитии России, рабочем классе, крестьянстве, борьбе против царского самодержавия. На диспутах от социал-демократов выступали А.В.Луначарский, Н.А.Вигдорчик, П.Л.Тучапский и другие, умело защищавшие марксистские взгляды [«Каторга и ссылка», 1927, № 37, стр. 57].

Кроме марксистских кружков, объединявших русских, украинцев и евреев, в городе существовали кружки польских рабочих, значительная часть которых находилась тогда под влиянием группы, придерживавшейся взглядов Польской социалистической партии (ППС) – соглашательской, реформистской, националистической организации.

Чтобы вырвать польских рабочих из-под влияния пепеэсовцев, марксисты во главе с Ю.Мельниковым организовали среди них стачечную кассу, вовлекали рабочих-поляков в социал-демократические кружки. Многие участники польских социалистических и социал-демократических кружков вступили в кружки, которыми руководил Мельников, и группа пепеэсовцев вынуждена была прекратить свою деятельность.

Киевские социал-демократы вели борьбу против «легальных марксистов», сторонников Струве. Группа «струвистов», как тогда ее прозвали социал-демократы, пыталась отстранить социал-демократов от руководства рабочими стачками и борьбой рабочих против предпринимателей. «Легальные марксисты» выступали против политической борьбы рабочих, они утверждали, будто бы рабочее движение стихийно, без борьбы, приведет рабочих к политическому господству. В противовес «струвистам» киевские марксисты призывали рабочих соединять борьбу за улучшение экономического положения с борьбой за политические свободы.

В [18]90-е годы в городе распространялись первые труды В.И.Ленина, листовки петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», московских марксистских организаций. Это положительно повлияло на развитие социал-демократического движения в Киеве.

Особенно большое влияние на усиление революционного движения в Киеве оказали забастовки петербургских ткачей в 1896 – начале 1897 г. В одной из листовок киевских социал-демократов говорилось: «Возьмем же пример с наших петербургских товарищей. Вступим в борьбу за улучшение нашего тяжелого положения, за уничтожение тех притеснений, от которых страдаем» [ЦГИА УССР, ф. Киевского губернского жандармского управления, 1896-1899, д. 3443, л. 28].

В связи с усилением социал-демократического движения возник вопрос о необходимости перехода от пропаганды марксизма в кружках к политической агитации среди широких масс рабочих. Киевские социал-демократы в своих листовках и газетах освещали стачечное и социал-демократическое движение в Петербурге, Москве, подчеркивая значение деятельности ленинского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» для рабочего движения всей России.

Нелегальная социал-демократическая газета «Вперед», первый номер которой вышел в Киеве в декабре 1896 г., отмечала, что петербургские события «имеют очень большое значение для всех русских рабочих, а значит, и для нас, киевских рабочих» [«Пролетарская революция», 1927, № 12 (71), стр. 219]. Газета отмечала, что петербургские рабочие создали «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», который учит их, как бороться с фабрикантами за улучшение своего положения. «Если бы везде в России, – говорилось далее, – действовали так, как действуют петербургские рабочие…, то мы скоро добились бы лучшей жизни» [Там же, стр. 221]. Подчеркивая значенне революционного опыта рабочих Москвы, газета призывала рабочих бороться так же смело, как их московские товарищи под руководством «Рабочего союза» [«Рабочий союз» впоследствии был реорганизован в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»].

Во второй половине [18]90-х годов перед киевскими марксистами встал вопрос об объединении социал-демократических кружков и групп в единую организацию – «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Для этого 17-18 (29-30) марта 1897 г. в Киеве было созвано совещание представителей социал-демократических групп. На совещании присутствовал представитель петербургского «Союза борьбы». Совещание приняло решение объединить марксистские кружки и группы в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», организовать в Киеве издание «Рабочей газеты» и повести работу по подготовке съезда с целью создания социал-демократической рабочей партии.

Киевский «Союз борьбы» сыграл большую роль в развитии рабочего и социал-демократического движения в Киеве. Ни одна стачка, ни одно более или менее значительное революционное событие в городе не происходило без участия или влияния «Союза борьбы».

Марксисты Киева уделяли большое внимание изданию и распространению среди рабочих нелегальных листовок и газет. За период с января 1896 по март 1898 г. было выпущено свыше 30 листовок, 5 номеров газет (3 номера «Вперед» и 2 номера «Рабочей газеты»). Только за период с июня по ноябрь 1897 г. на 25 фабриках и заводах города было распространено 6500 экземпляров листовок [«Красный архив», 1939, № 2 (93), стр. 174-175].

В своих листовках и газетах киевские социал-демократы наряду с экономическими требованиями – о сокращении рабочего дня, повышении заработной платы, улучшении условий труда – выдвигали и политические задачи, призывая рабочих соединять экономическую борьбу с политической, бороться за свержение самодержавия.

Листовки и газеты писались от руки или печатались на гектографе. Весной 1897 г. на Подоле (ул. Константиновская, 15) на квартире социал-демократки С.Померанц была устроена подпольная типография [А.Поляк, К истории типографии «Рабочей газеты», «Каторга и ссылка», 1926, № 27, стр. 37]. Здесь она находилась до начала 1898 г., когда типография была вывезена в Екатеринослав.

Листовки, газеты и книги хранились в нелегальной библиотеке. Во время обысков полиция нашла труды К.Маркса и Ф.Энгельса: «Манифест Коммунистической партии», «Нищета философии», «Людвиг Фейербах», «Гражданская война во Франции», «Речь о свободе торговли», «Наемный труд и капитал», «Положение рабочего класса в Англии», «Развитие научного социализма» [ЦГИА УССР, ф. Киевского губернского жандармского управления, 1898-1899, д. 3432, л. 69-71, 79-80, 86], а также переписанную от руки часть книги В.И.Ленина «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» и брошюру «Объяснение закона о штрафах» [Там же, л. 58, 69, 94], листовки петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». [Там же, л. 63-64, 78, 99]

Кроме трудов Маркса, Энгельса, Ленина, было найдено много марксистских работ, изданных группой «Освобождение труда», в частности программа группы [Там же, л. 70, 92], работы Плеханова [«Наши разногласия», «О задачах социалистов в борьбе с голодом в России», «Всероссийское разорение», «Новый поход против русской социал-демократии»], сочинения немецких и французских социал-демократов В.Либкнехта, К.Каутского, А.Бебеля, П.Лафарга, Ж.Геда, а также много другой легальной и нелегальной революционной литературы. Эта литература издавалась на русском, немецком, французском и польском языках.

Киевские марксисты развернули успешную борьбу за переход к массовой политической агитации среди рабочих. «Лучше поднять массу на один дюйм, чем одного человека на второй этаж», – говорил Ю.Мельников, разъясняя значение массовой политической агитации для рабочих.

Тактика перехода революционных марксистов Киева к массовой политической работе встретила сопротивление со стороны так называемой группы «рабочих-революционеров», пытавшихся оторвать рабочих от социал-демократической интеллигенции. Эта группа, как и другие оппортунистические группы, была разоблачена революционными социал-демократами, объединенными в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».

Киевские марксисты дали должный отпор украинским, польским и еврейским националистам, проповедовавшим организацию рабочих кружков и групп по национальному признаку. В частности, такие взгляды защищало большинство киевской «громады», в состав которой в 90-е годы входила буржуазно-националистическая либеральная интеллигенция и часть радикально-демократической интеллигенции. Взгляды ее участников были близкими к взглядам либеральных народников.

Социал-демократы активно боролись против царского правительства и его реакционной националистической политики. Киевская газета «Вперед», разоблачая позорную националистическую политику, призывала рабочих города бороться дружно, «до последней капли крови» [«Пролетарская революция», 1927, № 6, стр. 270]. В первомайской листовке 1898 г. говорилось: «Мы требуем свободы стачек, слова, печати, собраний и союзов. Мы требуем свободы совести и вероисповедания. Мы требуем равноправия всех национальностей» [«Пролетарская революция», 1921, № 1, стр. 107].

Киевским марксистам оказывали помощь украинские прогрессивные деятели и особенно революционные демократы – И.Франко и Леся Украинка. И.Франко перевел на украинский язык некоторые марксистские сочинения, помогал социал-демократам распространять марксистские труды. Леся Украинка в [18]90-е годы была знакома с марксистскими и социал-демократическими трудами, позже принимала участие в переводе их на украинский язык. Леся Украинка поддерживала связи с киевскими социал-демократами, в частности с С.К.Мержинским [С. К. Мержинський постійно жив у Мінську, в Києві бував хіба проїздом. – М. Ж., 26.02.2021 р.].

Под влиянием рабочего движения и деятельности социал-демократов усилилось демократическое движение революционной молодежи Киева. Наиболее активно выступало передовое студенчество. Часть студентов объединял «Союзный совет объединенных землячеств и организаций», возникший в 1894 г. «Союзный совет» через «союзы землячеств» оказывал влияние на студенчество и учащуюся молодежь. Участники «союзов землячеств» пользовались литературой нелегальных библиотек.

Во второй половине [18]90-х годов в связи с усилением рабочего движения в России, и прежде всего в Петербурге, в Киеве, как и в других городах страны, окончательно определился поворот общественной мысли в сторону социал-демократии. Во главе студенческого «Союзного совета» иногда становились социал-демократы или же их сторонники, хотя среди студенчества еще в значительной степени ощущалось влияние народничества. Передовая часть студентов и учащейся молодежи под влиянием марксизма устанавливала связи с рабочими, вступала в социал-демократические кружки, активно участвовала в общедемократическом движении против самодержавия.

В феврале 1896 г., накануне 35-й годовщины отмены крепостного права, «Союзный совет» обратился к студентам с письмом, в котором призывал их отметить 19 февраля – день падения старой крепостнической России [ЦГИА УССР, ф. Киевского губернского жандармского управления, 1896-1899, д 257, л. 131 – 134]. В ответ на этот призыв 19 февраля днем студенты отказались слушать лекции, а ночью группа студентов собралась на Владимирской улице и пела революционные песни. Студенты были разогнаны полицией [Там же, л. 1].

В декабре 1896 г. студенты устроили собрание, на котором обсуждали вопросы о восстановлении университетских свобод, об уменьшении платы за обучение и освобождении арестованных студентов.

18-19 марта 1897 г. в связи с самоубийством в Петропавловской крепости бывшей слушательницы Петербургских высших женских курсов М.Ветровой в Киеве состоялись демонстрации, в которых принимали участие многие студенты и революционная молодежь Киева.

В декабре 1898 г. студенты университета и политехнического института устроили собрание в связи с подготовкой к открытию в Варшаве памятника польскому поэту-революционеру А.Мицкевичу. На этом собрании была одобрена резолюция, отметившая, что «киевские студенты всех национальностей, собравшись 3 декабря по случаю открытия памятника великому поэту-революционеру Мицкевичу, шлют пламенный привет своим варшавским товарищам» [ЦГИА УССР, ф. Киевского, подольского и волынского губернатора (секретная часть), 1898-1899, д. 417, л. 7]. Распространялось также обращение на польском языке. В нем подчеркивалась роль пролетариата в борьбе за свободу, равенство, братство и международную солидарность и указывалось, что место лучшей части польской молодежи, «которая трудится во имя идеалов, а не ради карьеры, для тех, кто носит в сердце слова творца «Оды к молодости», – в рядах польского пролетариата, в рядах международного социализма» [Там же, л. 10].

Передовая революционная часть киевской молодежи активно участвовала в печатании и распространении в Киеве трудов Маркса, Энгельса, Ленина, Плеханова, изданий группы «Освобождение труда». В 1898 г. в Киевском политехническом институте были найдены переписанный от руки «Манифест Коммунистической партии», гектографированная брошюра Энгельса, «Социализм утопический и социализм научный» и отпечатанный на машинке труд Ленина «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал- демократов?» [ЦГИА УССР, ф. Прокурора киевской судебной палаты, 1899, д. 1553, л. 3]. В 1900 г. в доме, где жили братья Шалит, жандармы во время обыска нашли гектографированную брошюру третьего выпуска работы В. И. Ленина «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» [Там же, 1900– 1902, д. 1660, л. 28– 29, 32– 33]. Во время массовых арестов и обысков в связи с разгромом киевского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» у многих студентов – участников социал-демократических кружков была найдена марксистская литература.

Киевские социал-демократы имели связи с марксистами Петербурга, Москвы, Иваново-Вознесенска, Минска, Екатеринослава, Харькова, Одессы, Николаева, Полтавы, Кременчуга и других городов. В эти города из Киева доставлялись марксистская литература, листовки и газеты киевского «Союза борьбы». Поддерживалась связь и с социал-демократами, находившимися за границей, – Г.Плехановым, В.Засулич и др.

Под влиянием деятельности «Союза борьбы» в 1897-1898 гг. в Киеве усилилось стачечное движение рабочих. По призыву «Союза борьбы» в 1897 г. отпраздновали Первое мая свыше 500 рабочих-железнодорожников. «Собравшись небольшими компаниями, они говорили о рабочем деле, пели рабочие песни, провозглашали тосты за свободу, равенство и братство до поздней ночи» [«Рабочая газета», 1897, № 1].

В этом же году произошло несколько забастовок. Дважды бастовали токари завода Гретера и Криванека. Рабочие механического завода Ницкого заставили владельца предприятия оставить старые расценки, которые он пытался снизить. В феврале 1898 г. снова состоялась забастовка рабочих завода Гретера и Криванека. Эта забастовка, проходившая под руководством «Союза борьбы», очень напугала местные органы власти. Киевский губернатор приказал командиру Бендерского полка, находившегося в городе, подготовить военную команду для подавления забастовки.

Киевские марксисты имели довольно тесные связи с социал-демократами России. Известно, что в 1896 г. в Киев должна была приехать Н.К.Крупская. В Киеве намечалось провести совещание представителей социал-демократических организаций для обсуждения вопроса о создании марксистской партии. Однако это совещание состоялось не в Киеве, а в Полтаве, на нем присутствовал и представитель киевских социал-демократов.

Первый номер «Рабочей газеты»

Первый номер «Рабочей газеты». [с. 489]

Киевские социал-демократы принимали активное участие в подготовке и проведении I съезда партии. «Рабочая газета» киевских социал-демократов решительно высказалась за созыв съезда. В передовой статье второго номера газеты, изданного в ноябре 1897 г., подчеркивалось, что «отдельные рабочие кружки должны превратиться в одну общую партию».

В.И.Ленин, приводя цитату из «Рабочей газеты» о необходимости созыва съезда для создания партии, отмечал, что убеждения «Рабочей газеты» киевских социал-демократов разделяло большинство русских социал-демократов [В.И.Ленин, Соч., т. 4, стр. 161].

Киевские социал-демократы разработали проект вопросов, которые должны были обсуждаться на съезде партии, и разослали его социал-демократическим организациям для обсуждения. Подготовка к съезду продолжалась в течение года (с марта 1897 по март 1898 г.).

В марте 1898 г. представители социал-демократических организаций петербургского, московского, киевского, екатеринославского «Союзов борьбы за освобождение рабочего класса» и еврейского рабочего союза «Бунд» собрались в Минске на I съезд партии, который провозгласил создание Российской социал-демократической рабочей партии. Съезд избрал Центральный Комитет в составе трех лиц. От Киева был избран Б.Эйдельман.

Официальным органом РСДРП съезд признал «Рабочую газету», издававшуюся киевским «Союзом борьбы».

Однако партия тогда еще не была создана. Избранный на съезде Центральный Комитет вскоре был арестован. Не были разработаны ни программа, ни устав партии. Марксистское движение в России оставалось, как и прежде, на стадии социал-демократических кружков и групп. Большинство социал-демократических организаций, в том числе и Киевский комитет РСДРП, после съезда находилось под влиянием «экономистов», выступавших против создания революционной партии пролетариата.

Необходимо было устранить от руководства рабочим движением оппортунистов, ликвидировать идейный разброд, политические шатания и организационную разобщенность в социал-демократических организациях и создать марксистскую революционную партию. К решению этой задачи и приступил В.И.Ленин. В статье «По поводу «Profession de foi» В.И.Ленин подверг острой критике Киевский комитет за его оппортунистические утверждения, будто рабочие России в массе еще не созрели к политической борьбе, а поэтому рано «призывать в настоящий момент широкие массы к политическим действиям», то есть к политической борьбе.

«Взгляды Киевского комитета, – писал В.И.Ленин, – несомненно, отражают значительное влияние того нового направления «молодых русских социал-демократов», которое в крайнем своем развитии слилось с бернштейнианством и дало такие продукты, как знаменитое отдельное приложение к «Рабочей Мысли» (сентябрь 1899 г.) и не менее знаменитое «Credo» [В.И.Ленин, Соч., т. 4, стр. 263].

В борьбе за разгром «экономистов», объединение раздробленных социал-демократических кружков и групп в единую марксистскую партию огромная роль принадлежала общерусской нелегальной политической газете «Искре», созданной В.И.Лениным в 1900 г.


По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 1, с. 486 – 493.