Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

1. Начальное, среднее
и профессиональное образование

Дальнейшее развитие капиталистической экономики в конце XIX – начале XX в. требовало расширения и улучшения подготовки квалифицированных кадров для промышленности и транспорта. Вот почему в это время в России значительно быстрее, чем в предшествующий период, росла сеть низших и средних технических и ремесленных училищ. Но полностью удовлетворить потребности в кадрах она не могла. Это заставляло буржуазию настойчиво ставить вопрос о введений всеобщего обучения в стране. Классическая гимназия в конце 90-х годов XIX и в первые годы XX в. вызывала все больше справедливых нареканий. Министр просвещения Боголепов вынужден был в течение 1900-1901 гг. созвать несколько совещаний для обсуждения вопросов реформы средней школы. При министерстве просвещения и при учебных округах были созданы специальные комиссии по подготовке к реформе.

Министр просвещения Ванновский, сменивший убитого Боголепова, заигрывая с общественностью, объявил о некоторых реформах средней школы. Вместо двух типов средней школы (классической гимназии и неравноправного с ней реального училища) обещана была реальная средняя школа с разделением начиная с 4-го класса на два отделения – с латинским языком и без него, но с расширением курса естествознания. Однако дело не пошло дальше проектов.

Ленинская «Искра» решительно разоблачала лживость правительственных обещаний.

«Мы, революционеры, – писал В.И.Ленин, – ни на минуту не поверили в серьезность обещанных Ванновским реформ. Мы не переставали твердить либералам, что циркуляры «сердечного» генерала и рескрипты Николая Обманова представляют лишь новое проявление все той же либеральной политики, в которой самодержавие успело искуситься за 40-летний период борьбы с «внутренним врагом», т е. со всеми прогрессивными элементами России» [В.И.Ленин, Соч., т. 6, стр. 63].

Однако требования времени не могли не сказаться на развитии школьного дела и прежде всего на организации начальных школ. В октябре 1900 г. было создано городское четвертое училище для детей обоих полов, разместившееся на Фабричной улице, 5 (Шулявка). В июле 1900 г. была основана Киевская низшая ремесленная школа. В декабре 1901 г. в Киеве по Фундуклеевской улице, 53, на средства дочери выдающегося русского педагога К.Д.Ушинского – В.К.Пото открылись городские начальные мужские и женские училища им.К.Д.Ушинского. В целом за период с 1900 по 1905 г. в городе открылось около 20 начальных и других школ разного типа как за счет городского бюджета, так и частными лицами.

Реакция, наступившая в стране после подавления революции 1905 г., отрицательно сказалась и на школе. Учителя, принимавшие участие в революционном движении, были заключены в тюрьмы, сосланы или уволены с работы. Оставшиеся на работе вынуждены были подчиниться циркуляру попечителя учебного округа от 8 ноября 1906 г., в котором требовалось, чтобы каждый учитель дал подписку о том, что он обязуется не принимать участия ни в каких политических собраниях и организациях.

«В данном случае, – говорилось в циркуляре, – полицейские меры и меры судебного преследования недостаточны, ибо служебные отношения представляют собой такую своеобразную область, где грани пользы и вреда, дозволенного и запретного осуществляются иначе и более сурово, нежели по отношению к другому населению» [ЦГИА УССР, ф. Канцелярии попечителя Киевского учебного округа, 1910, д. 140].

Несмотря на жестокие репрессии и преследования, возникшие нелегальные кружки и ученические организации сохранялись еще во многих городах, в том числе и в Киеве.

В этот период должность министра просвещения занимали махровые реакционеры – сначала Шварц (1908-1910 гг.), затем Кассо (1910-1915 гг.). Они установили в средней школе строгий режим, усилили религиозную и монархическую пропаганду, проводили реакционную политику в отношении высшей школы.

Революция 1905 г. оказала большое влияние на развитие народного просвещения в России. Даже после подавления революции, в период реакции, развитие начальной и средней школы происходило относительно быстрыми темпами.

Большевики, возглавляемые В.И.Лениным, вели непримиримую борьбу с реакцией как в периодической прессе («Звезда», «Правда»), так и в Государственной думе. Яркая картина реакционной политики царского правительства дана В.И.Лениным в написанном им проекте речи депутата думы большевика А. Е. Бадаева, выступившего при обсуждении доклада министра финансов о бюджете министерства просвещения [В. И. Ленин, Соч., т. 19, стр. 113 – 122].

После революции 1905 г. число школ в Киеве, как средних, так и начальных, особенно частных, увеличилось. В сентябре 1908 г. открылась 6-я, а в июле 1909 г. – 7-я гимназии. Одновременно в июле 1909 г. при 7-й гимназии было открыто 2-е реальное училище. В декабре 1909 г. открылась гимназия «Общества группы родителей», которая в начале 1909/10 учебного года была реорганизована в четырехклассную прогимназию, а 1 июля 1913 г. – в гимназию «Общества содействия среднему образованию в г. Киеве». Кроме того, с 1905 по 1913 г. открылось 17 новых частных женских гимназий [ЦГИА УССР, ф. Канцелярии попечителя Киевского учебного округа, 1917, оп. I, д. 1110, л. 6].

Наряду с общеобразовательными средними школами (гимназиями и реальными училищами) после революции 1905 г. быстро возрастало число специализированных средних школ – коммерческих училищ. Увеличилось также число начальных школ и школ нового типа, так называемых вышеначальных, возникших в начале XX в.

Состояние начального и среднего образования в городе накануне Февральской революции характеризовалось такими данными. На 1 января 1917 г. на содержании городского бюджета и министерства просвещения находилось 79 различных начальных школ, в которых обучалось 6773 мальчика и 6876 девочек, кроме того, 53 частных православных начальных школы (1054 мальчика и 874 девочки), 15 вышеначальных школ (1362 мальчика и 890 девочек), одно казенное еврейское училище (421 ученик), 11 частных еврейских начальных школ (1206 мальчиков и 522 девочки), а также 29 хедеров, в которых обучалось 669 мальчиков. Всего в городе насчитывалось 188 начальных школ с контингентом учеников свыше 20 тыс.

На 1 января 1917 г. в Киеве имелось также 13 мужских гимназий, из них восемь государственных, находившихся на бюджете министерства просвещения, две частные – Л.Н.Жука и коллегия П.Галагана, три общественные – одна «Общества Киевских мужской и женской гимназий» М.А. и М.Ф.Стельмашенко, лесная гимназия в Пуще-Водице, содержавшаяся на средства Киевского городского управления и «Общества благоустройства» в Пуще-Водице, и одна «Общества содействия среднему образованию в г.Киеве». В этих гимназиях обучалось 6236 учеников. Больше всего учеников было в 1-й гимназии (830), меньше всего – в коллегии Галагана (45).

По социальной принадлежности ученики 1-й гимназии делились так: потомственных дворян – 175, сыновей личных дворян и чиновников – 336, из духовного звания – 44, сыновей почетных граждан и купцов -63, сыновей мещан и цеховых – 98, зажиточных крестьян – 82, прочих – 32. В коллегии Галагана: потомственных дворян – 4, сыновей личных дворян и чиновников – 13, из духовного звания – 6, сыновей почетных граждан и купцов – 6, сыновей мещан – 6, казаков – 2 и крестьян – 8 [«Отчет попечителя Киевского учебного округа о состоянии учебных заведений округа за 1916 г.», К., 1917, стр. 30]. Приведенные цифры убедительно свидетельствуют о том, что в средней школе, как и раньше, обучались преимущественно дети привилегированных классов, для детей же трудящихся среднее образование было недоступно. К средним учебным заведениям относились три реальных училища, в которых обучалось 926 учеников, а также открытое 1 января 1916 г. строительно-техническое училище, в котором обучалось 44 ученика, и семь коммерческих училищ.

Женских средних учебных заведений (гимназий) в городе насчитывалось 22 с числом учениц 7785. На средства министерства просвещения содержалась лишь одна женская гимназия, остальные были частными. Социальный состав учащихся в них был приблизительно такой же, что и в мужских гимназиях.

В число средних учебных заведений, кроме указанных, входили также учительский институт, в котором обучалось 52 слушателя, и женская учительская семинария им.К.Д.Ушинского (120 учениц) [Там же].

Плата за обучение как в мужских, так и в женских гимназиях составляла от 100 до 280 руб. в год. В коллегии Галагана плата за обучение и полное содержание в интернате составляла 750 руб. в год.

Городская библиотека. Фото начала XX в.

Городская библиотека. Фото начала XX в. [с. 584]

Для подготовки технических кадров средней и низшей квалификации для разных отраслей промышленности существовало Александровское городское техническое училище (121 ученик), низшая ремесленная школа (78 учеников), электромонтажные двухгодичные курсы при низшей ремесленной школе (40 учеников), школа десятников для дорожного и строительного дела (72 ученика), курсы бухгалтерии А.М.Бобыря (315 учеников), курсы для подготовки учительниц рукоделия (133 ученицы), ремесленные классы и профессиональные курсы при частном 2-го разряда учебном заведении О.В.Кулицкой (288 учеников), школа нянек-фребеличек (83 ученицы) и 34 ремесленных, сельскохозяйственных, музыкальных, художественных школы и училища. Итак, в дореволюционном Киеве сравнительно с другими большими городами Украины насчитывалось немало разного рода учебных заведений, большая часть которых возникла в конце XIX – начале XX в.

Несмотря на это, свыше 40% жителей были неграмотными. Значительная часть детей трудящихся (30-35%) оставалась вне школы, не говоря уже о том, что украинских школ на государственном содержании вообще не существовало.


По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 1, с. 582 – 586.