Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

3. Борьба трудящихся Киева
за выполнение первой пятилетки

Исходя из ленинского плана строительства социализма в СССР, Коммунистическая партия в первой пятилетке доставила задачу перевести народное хозяйство Советской страны на рельсы новейшей техники путем электрификации, создания топливно-энергетической базы, развития тяжелой промышленности и прежде всего машиностроения.

В годы первой пятилетки по всему Советскому Союзу проводилось огромное новое строительство, особенно предприятий тяжелой промышленности, осуществлялась реконструкция старых промышленных предприятий и всего народного хозяйства страны, создавались колхозы и совхозы.

«По важности и сложности задач, новизне и глубине социально-экономических процессов, темпам и масштабам социалистического строительства это был один из труднейших периодов в деятельности партии. По смелости замыслов и творческому разрешению практических вопросов социалистического строительства, гигантскому размаху политической и организационной деятельности партии, богатству форм и методов ее работы, высокой активности и беспримерной самоотверженности трудящихся масс в строительстве социализма это был поистине героический период в истории партии и советского народа» [«История Коммунистической партии Советского Союза», стр. 447].

Трудящиеся Киева под руководством Коммунистической партии энергично взялись за выполнение задач первой пятилетки. Большую помощь в осуществлении величественных начертаний первой пятилетки оказали трудящимся города ЦК ВКП(б) и СНК СССР. В соответствии с постановлением от 5 декабря 1929 г. «О реорганизации системы управления промышленностью» крупные и средние предприятия Киева в 1930 г. были переданы в ведение союзных и республиканских объединений [«Итоги и перспективы киевской местной промышленности (Материалы ко Всесоюзной конференции республиканской и местной промышленности)», К.., 1931, стр. 27]. Они были переведены на централизованное снабжение сырьем и полуфабрикатами, получали централизованные заказы на продукцию. Переход предприятий города в ведение союзных и республиканских объединений способствовал значительному увеличению планов развития киевских заводов и фабрик.

В марте 1931 г. Киевский горком партии обратился в ЦК ВКП(б), СНК СССР и ЦК КП(б)У с просьбой оказать помощь городу в развитии промышленности. ЦК ВКП(б) и СНК СССР, внимательно рассмотрев эту просьбу, поддержанную ЦК КП(б)У, дали указания Госплану и соответствующим наркоматам об оказании помощи Киеву в строительстве промышленных предприятий и в создании здесь центра среднего и точного машиностроения [ГАКО, ф. Киевского горплана, оп. 1, д. 152, л. 20; д. 489, л. 127].

В процессе реконструкции значительная часть киевских предприятий одновременно начала осваивать новую производственную специализацию. До 1932 г. реконструкция завода «Большевик» шла в направлении превращения его в предприятие по изготовлению оборудования преимущественно для сахарной промышленности. С января 1932 г. завод начал специализироваться на изготовлении оборудования главным образом для химической промышленности. Реконструкция завода «Большевик» была приравнена к первоочередным стройкам страны, и ЦКК РКИ СССР установила постоянный контроль за ходом его технической перестройки [ГАКО, ф. Киевского городского отдела РКИ, оп. 1, д. 139, л. 17].

В 1930-1933 гг. на месте старого предприятия фактически был сооружен новый завод. Было выстроено шесть новых корпусов и цехов, в частности огромный механический корпус площадью 12 тыс. кв. м и высотой 15 м. Кстати сказать, дореволюционная механическая мастерская занимала площадь 1900 кв. м, высота ее была 7 м. В новом механическом корпусе установили 400 сложных станков, в нем работало свыше 1 тыс. рабочих [«Боротьба київської промисловості за визволення Країни Рад від чужоземної залежності», К., 1933, стр. 18].

Построили чугунолитейный цех, цех кислотоупорного чугуна, кабельный цех, кузницу, компрессорную станцию и много бытовых учреждений. Рабочие завода «Большевик» под руководством партийной организации освоили технику электросварки по методу советского ученого Е.О.Патона. Если в 1929 г. на предприятии был только один электросварочный аппарат, то в 1933 г. большинство работ в котельном цехе перевели на электросварку. Завод выпустил такие новые изделия, как полимеризаторы, концентраторы, бензольные колонки, реторты, выпарки, сатураторы, диффузоры. Производственники освоили также очень сложный процесс изготовления кислотоупорного и щелочеупорного чугунов и стали. Успехи рабочих в освоении новой производственной специализации дали основание В.В.Куйбышеву на XVII конференции ВКП(б) назвать киевский завод «Большевик» одним из главных предприятий в СССР, которые будут изготовлять химическую аппаратуру во второй пятилетке.

Новый котельный цех завода «Ленинская…

Новый котельный цех завода «Ленинская кузница» (1932 г.). [с. 197]

Новый обмоточный цех завода…

Новый обмоточный цех завода «Укркабель» (1932 г.). [с. 200]

В Киеве были необходимые условия и соответствующая база для развития речного судостроения и среднего транспортного машиностроения. С постройкой Днепрогэса Днепр превращался в сквозной судоходный путь. Это значительно увеличило грузооборот Днепровского бассейна, что вызывало необходимость увеличить и флот. В конце 1930 г. Совет Труда и Обороны СССР специальным постановлением отметил предприятия, которые должны были специализироваться на речном судостроении. Среди них был и киевский завод «Ленинская кузница». 23 июля 1931 г. постановлением ВСНХ СССР реконструкция завода «Ленинская кузница» была приравнена к ударным стройкам страны. До 1928 г. завод «Ленинская кузница» не имел определенной специализации – на предприятии восстанавливали мосты и вырабатывали литье для различных отраслей промышленности; только с 1928 г. завод начал специализироваться на судостроении. В 1931 г. производство различных судовых механизмов на заводе уже составляло 70% производственной программы.

В процессе начатой в 1930 г. реконструкции на заводе «Ленинская кузница» из года в год создавались новые большие цеха. Были выстроены большой котельный цех, кузница, значительно расширены чугунолитейный и сталелитейный цеха. В 1933 г. закончили сооружение большого механического цеха для производства вспомогательных судовых механизмов (штурвалов, брашпилей, конденсаторов и др.) и начали строительство большого механического цеха для выпуска основной продукции завода – паровых машин. В 1931-1932 гг. правительство ассигновало на реконструкцию завода свыше 6,5 млн. руб. [«50 лет «Ленинской кузницы», К., 1946, стр. 17]

В результате реконструкции завод «Ленинская кузница» в 1934 г. дал стране 200 паровых машин и много другого судового оборудования. Уместно вспомнить, что до революции этот завод выпустил только 30 котлов и 45 паровых машин. Рабочие предприятия успешно осваивали новую технику и организовывали производство новых видов продукции (клапанные паровые машины, пародинамо и др.), освобождая Советский Союз от импорта.

Большое внимание было также уделено реконструкции судоремонтного завода, который превращался в базу капитального и среднего ремонта товаро-пассажирских судов, буксиров и барж.

В годы первой пятилетки началась реконструкция железнодорожного транспорта страны. ЦК ВКП(б) и СНК СССР определили ряд заводов, которые должны были освоить массовый выпуск оборудования для железнодорожного транспорта. Среди них были и киевские предприятия. По специальному постановлению Советского правительства проводилась реконструкция Киевского паровозоремонтного завода. 3 октября 1931 г. Главные электротехнические мастерские были превращены в завод всесоюзного значения по изготовлению средств сигнализации для железнодорожного транспорта. Завод получил название «Транссигнал». На предприятии работало свыше 1 тыс. рабочих, которые успешно осваивали новую технику и выпускали жезловые аппараты и автоблокировочную аппаратуру, которую раньше ввозили из-за границы. Стоимость выпущенной заводом продукции в 1933 г. достигла свыше 4 млн. руб.

До 1930 г. на Украине не было ни одного большого предприятия, которое выпускало бы трамвайные вагоны и трамвайное оборудование. Киевские трамвайные мастерские не могли удовлетворить даже нужды самого города. Партийные и советские организации УССР вошли с ходатайством в ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР об ассигновании средств на реконструкцию этих мастерских. Оно было удовлетворено. Переоборудование трамвайных мастерских в Киеве также отнесли к ударным стройкам [ГАКО, ф. Киевского горсовета, оп. 9, д. 946, л. 41]. В результате реконструкции, осуществленной в 1930-1933 гг., Киевские трамвайные мастерские были реорганизованы в трамвайный завод, который в основном удовлетворял нужды трамвайного хозяйства Украинской ССР.

В последующие годы число предприятий, обслуживающих потребности транспорта, увеличилось. В годы второй и третьей пятилеток в Дарнице был построен завод транспортного машиностроения. Киев стал одним из центров транспортного машиностроения Украинской ССР и Советского Союза.

Значительно вырос в период реконструкции киевский завод «Красный двигатель». По указанию ЦК ВКП(б) Наркомтяжпром ассигновал средства на реконструкцию завода и отпустил ему первоклассное оборудование. Уже в 1931-1932 гг. он стал предприятием союзного значения, которое удовлетворяло потребности страны в двигателях внутреннего сгорания. Коллектив рабочих и инженеров завода поставил своей целью заменить некоторые импортные детали мотора. В результате напряженной работы было сконструировано собственное магнето 1-А и организовано массовое его производство. 29 сентября 1931 г. завод «Красный двигатель» рапортовал об освоении производства первого магнето типа ДЧ-1, которое раньше ввозилось из-за границы.

Быстрые темпы электрификации Советского Союза поставили перед промышленностью задачу – как можно скорее обеспечить страну кабелем. В 1931 г. по заданию ЦК ВКП(б) специальная комиссия ВСНХ СССР обследовала Киевский кабельный завод и пришла к заключению, что есть возможность преобразовать его в предприятие союзного значения по производству высококачественной продукции [ГАКО, ф. Киевского горплана, оп. 1, д. 990, л. 8]. Правительство Союза ССР дополнительно ассигновало на реконструкцию Киевского кабельного завода 4,5 млн. руб. На протяжении первой пятилетки на старой территории был построен большой завод, оборудованный новейшей техникой; на нем работало свыше 1 тыс. квалифицированных рабочих. Завод начал вырабатывать продукцию на десятки миллионов рублей (силовые кабели, шахтные подвесные кабели, кабель для врубовых машин, эмалированную, бронированную, шланговую проволоку и др.), которую раньше ввозили из-за границы.

На протяжении 1931-1933 гг. в Киеве было значительно расширено сельскохозяйственное машиностроение. Завод «Красный пахарь» освоил серийное производство универсальных тракторных сеялок, завод им. Письменного – массовое производство сит для комбайнов, что избавило страну от ввоза этой продукции из-за границы. Завод им. Лепсе был реорганизован в предприятие по производству запасных тракторных частей. В 1933 г. этот завод изготовил около 25% запасных тракторных частей, которые выпускались в СССР.

С 1932 г. профиль завода «Красный пахарь» изменяется. После коренной технической реконструкции здесь началось массовое производство траншейных многоковшовых экскаваторов, автобетономешалок, эксцентриковых грохотов [«50-летие завода «Красный экскаватор», К., 1949, стр. 15]. Завод получил название «Красный экскаватор».

При содействии и с помощью союзных и республиканских партийных и советских организаций ряд крупных заводов Киева (Краснознаменный и др.) специализировался на производстве машин и оборудования для легкой и пищевой промышленности. Заводы «Ренток», «Автомат» и др. преобразовывались в предприятия по выпуску лабораторного и медицинского оборудования, точных весов, приборов и аппаратуры для пищевой промышленности и т.д.

Одновременно с реконструкцией предприятий металлопромышленности, развитием среднего и точного машиностроения в Киеве продолжала быстрыми темпами развиваться легкая (особенно швейная, обувная, трикотажная), а также пищевая, полиграфическая, силикатно-керамическая и деревообрабатывающая промышленность.

С 1931 г. проводится работа по техническому переоборудованию обувных фабрик, трикотажной, деревообделочной фабрики им.Боженко, кондитерской фабрики им.К.Маркса; завершается строительство швейной фабрики им.Горького, заводов термосного и «Красный резинщик», консервной фабрики [ГАКО, ф. Киевского горплана, оп. 1, д. 1005, л. 1].

Социалистическая реконструкция киевских предприятий, увеличение количества объектов промышленного и жилищного строительства потребовали создания мощной базы промышленности строительных материалов. В годы первой пятилетки в Киеве были выстроены новые и реконструированы действующие кирпичные заводы.

Исходя из перспектив превращения Киева в большой промышленный центр страны, ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР в ноябре 1932 г. поручили планирование и руководство реконструкцией народного хозяйства города непосредственно Госплану СССР. Это способствовало росту темпов технического переоборудования промышленности и коммунального хозяйства. Из года в год увеличиваются ассигнования на реконструкцию промышленности Киева. За период от XVI до XVII съездов партии промышленность города получила нового оборудования на сумму свыше 50 млн. руб. [там же, д. 991, л. 313] Братскую помощь в реконструкции киевской промышленности оказали предприятия Москвы, Ленинграда, Тулы, Ярославля и других городов Российской Федерации.

Рабочие московского завода «Красный пролетарий», ленинградского «Красный путиловец», горьковского «Двигатель революции» выполняли заказы на оборудование для киевского завода «Ленинская кузница». Завод «Красная Пресня» в Москве, электрозавод в Ярославле, предприятия Тулы и Ижевска оснащали сверлильными и токарными станками Киевский завод «Красный двигатель» [«Пролетарська правда» от 20 октября 1931 г.]. На протяжении 1931-1932 гг. кондитерская фабрика им.Карла Маркса получила из Москвы и Ленинграда 35 первоклассных заверточных и кегельных машин [ГАКО, ф. Киевского областного отдела РКИ, оп. 1, д. 322, л. 115]. Рабочие Ленинграда за короткое время изготовили оборудование для первой очереди Киевской районной электростанции.

В 1932 г. Киевская трикотажная фабрика получила 140 машин, изготовленных на заводах Москвы и Ленинграда. Текстильные фабрики Российской Федерации поставляли сырье швейным предприятиям Киева. Помощь великого русского народа машинами, оборудованием, сырьем, полуфабрикатами имела большое значение для осуществления технического переоборудования киевских предприятий, быстрого превращения Киева в центр среднего и точного машиностроения. В свою очередь киевляне с боль Но в связи с быстрым ростом промышленности электростанции города не удовлетворяли потребностей предприятий в электроэнергии. Нужно было ускоренными темпами реконструировать существующие электростанции и строить вторую очередь КРЭС.

В конце 1932 г. Киевский горком КП(б)У обратился в ЦК ВКП(б) и СНК СССР с просьбой принять меры по улучшению электроснабжения города. Этот вопрос рассматривал Совет Труда и Обороны. 3 апреля 1933 г. СНК СССР утвердил план улучшения снабжения Киева электроэнергией. В первом полугодии были реконструированы действующие электростанции, начато сооружение второй очереди КРЭС и ускорено строительство теплоэлектростанции. На капиталовложения в энергохозяйство в 1934 г. правительство ассигновало 23 млн. руб. против 16 млн. руб. в предыдущие три года [«Матеріали до звіту Київської міської ради XI скликання», К., 1933, стр. 16].

В 1935 г. вторая очередь КРЭС, а в 1936 г. ТЭЦ вступили в строй. Благодаря заботе Коммунистической партии и Советского правительства в Киеве была создана энергетическая база, которая удовлетворяла потребности народного хозяйства города в электроэнергии.

Реконструкция народного хозяйства была неразрывно связана с задачей овладения новой техникой. Нужно было покончить с недооценкой роли техники в социалистическом строительстве, так как без овладения ею невозможно было двигаться вперед.

Важное значение для осуществления этого задания имела Первая всесоюзная конференция работников социалистической промышленности, созванная ЦК ВКП(б) и СНК СССР 4 февраля 1931 г. Здесь был провозглашен лозунг: «Техника в период реконструкции решает все!». Коммунистическая партия призвала рабочий класс, хозяйственников-коммунистов положить конец пренебрежительному отношению к технике, овладеть новой техникой и тем самым ускорить реконструкцию народного хозяйства.

В Киеве, как и в других городах и промышленных центрах, из года в год увеличивалось число промышленных рабочих. На предприятия прибывали крестьяне, которые раньше не работали на производстве, или ремесленники, которые работали до этого в заведениях полукустарного типа. Их нужно было обучить, сделать квалифицированными рабочими, которые смогли бы освоить сложное оборудование и успешно выполнять производственные планы. Для этого была организована широкая сеть кружков массового производственно-технического обучения.

В результате огромной организаторской работы Коммунистической партии и Советского правительства Советский Союз в реконструктивный период, как указывалось на XVII съезде партии, превратился в страну массового технического обучения.

Рабочие Киева под руководством городской партийной организации настойчиво овладевали новой техникой. В 1931 г. на 20 крупнейших предприятиях города постоянно работало 386 производственно-технических кружков [ГАКО, ф. Киевского городского отдела РКИ, оп. 1, д. 155, л. 32].

На заводах «Большевик», «Ленинская кузница», Краснознаменном, кабельном и др. были созданы курсы повышения квалификации мастеров и среднего технического персонала, вечерние техникумы.

На 1 июня 1931 г. в производственно-технических кружках Краснознаменного завода обучалось 1048 рабочих, в вечернем техникуме – 75 [«Червонопрапорник» от 14 июня 1931 г.]. На заводе регулярно работали курсы мастеров, а для руководящих работников был организован постоянно действующий семинар по изучению технологического процесса.

На всех киевских предприятиях были организованы специальные курсы переквалификации кадровых рабочих.

Большую тягу к техническим знаниям проявляли комсомольцы. Например, в апреле 1931 г. в производственно-технических кружках завода «Большевик» обучалось 1200 комсомольцев, на курсах подготовки бригадиров – 50 человек [«Молодий пролетар» от 26 апреля 1931 г.].

Рабочие Киева успешно выполняли план технического обучения. Только с января по декабрь 1931 г. техническо-производственные кружки закончило 8,5 тыс. производственников [ГАКО, ф. Киевского городского отдела РКИ, оп. 1, д. 155, л. 32].

На заводе «Ленинская кузница» в 1931 г. технические кружки закончило 406 рабочих, на трамвайном заводе – 176 человек и т.д. На протяжении 1931-1932 гг. почти все рабочие завода «Ленинская кузница» прошли обучение в производственно-технических кружках первой ступени. В 1933 г. на этом предприятии было создано 30 кружков повышенного типа, в которых рабочие продолжали совершенствовать свою квалификацию [«Ленінська кузня» от 4 февраля 1933 г.]. В 56 таких кружках повышали свое производственное мастерство рабочие Краснознаменного завода.

На предприятиях Киева, как и на всех предприятиях страны, в октябре – декабре 1933 г. были устроены техэкзамены с целью подведения итогов технического обучения рабочих в кружках. Большинство рабочих Киева успешно сдали технический минимум и получили повышенные разряды производственной квалификации. Освоение техники позволяло лучше использовать оборудование и повысить производительность труда, способствовало улучшению благосостояния и подъему культурного уровня рабочих.

Руководствуясь постановлением ЦК ВКП(б) «О постановке производственно-технической пропаганды» (май 1931 г.) Киевская партийная организация уделяла значительное внимание налаживанию технической пропаганды среди рабочих города.

Большую роль в организации технической пропаганды сыграли Дома техники. Первый заводской Дом техники в Киеве был создан на кабельном заводе в феврале 1931 г. На протяжении этого года Дома техники были организованы на всех предприятиях Киева. При Домах техники работали технические библиотеки. Заводские Дома техники популяризировали новейшие достижения науки, рабочим давались консультации, два-три раза в месяц здесь читались научно-популярные лекции по техническим и экономическим вопросам, демонстрировались технические кинофильмы, организовывались выставки лучших изобретений и др. К чтению лекций и проведению консультаций привлекались производственники-специалисты и ученые, в частности перед рабочими с лекциями часто выступал профессор Е.О.Патон. Заводские Дома техники стали центрами технической и экономической пропаганды среди рабочих.

Одновременно с техническим обучением рабочих без отрыва от производства новое пополнение рабочего класса подготавливалось в системе фабрично-заводских училищ.

В Киеве фабрично-заводские училища были созданы на каждом большом предприятии. Подготовленные ими квалифицированные рабочие в большинстве случаев становились новаторами производства, более рационально использовали наличную технику, выступали инициаторами новых форм труда.

В период социалистической реконструкции народного хозяйства особенно остро стала задача подготовки новой, советской, в частности технической, интеллигенции. Рабочий класс должен был создать свою техническую интеллигенцию, способную защитить его интересы на производстве. Для этого была значительно увеличена сеть вузов. По количеству вузов Киев занимал третье место в СССР после Москвы и Ленинграда и первое место в Украинской ССР. В 1932 г. в городе было 15 технических вузов, готовивших инженерные кадры для социалистической промышленности. На учебу посылали передовых рабочих. Так, в 1931 г. завод им. Лепсе направил в киевские вузы 120 человек, завод «Ленинская кузница» – 47, завод «Красный пахарь» – 28, депо им. Андреева – 20 человек и т.д. [ГАКО, ф. Киевского городского отдела РКИ, оп. 1, д. 146, л. 19, 20, 65].

Значительная часть выпускников киевских вузов направлялась для работы на предприятия Киева. Это содействовало увеличению инженерно-технических кадров. Интересны такие данные: если в 1913 г. на предприятиях Киева работало 380 инженерно-технических работников, то в конце первой пятилетки только на заводе «Большевик» было 414 инженеров и техников, на машиностроительном – 106, на заводе «Ленинская кузница» – 406, на заводе «Красный экскаватор» – 112 и т.д. Значительное внимание уделялось повышению квалификации инженерно-технических работников. В Киеве при Доме технической пропаганды работали курсы по повышению квалификации инженерно-технического персонала, где изучались достижения техники и новое оборудование, а также новые технологические процессы производства.

В годы первой пятилетки продолжался процесс дальнейшего расширения промышленности Киева путем технической реконструкции заводов и фабрик и строительства новых предприятий, что обусловило развитие города как одного из наибольших индустриальных центров Советской Украины и Союза ССР.

Об успехах в развитии промышленности Киева за первую пятилетку свидетельствуют такие данные:

Показатели 1929 г. 1930 г. 1931 г. 1932 г.
Количество государственных предприятий к началу года 104 118 123 130
Капитальные вложения (тыс. руб.) 10 339,0 23 110,2 39 339,6 42 559,4
Основные фонды к началу года (тыс. руб.) 25 437,2 40 174, 65 614,4 92 058,5
Валовая продукция в неизменных ценах 1926/27 г. (тыс. руб.) 136 129,0 300 677,5 439 003,6 433 078,0
Количество рабочих (в среднем) 21 202 36 790 50044 48 680

[«Народногосподарський план м. Киева на 1936 р.», стр. 209]

Как видим, за годы пятилетки количество государственных предприятий увеличилось на 26 единиц. В 1929 г. было завершено строительство 4-й обувной фабрики, в 1930 г.- 9-й типографии и 3-го хлебозавода, в 1931 г. -фотоаппаратного и тарного заводов, фотохимической фабрики, швейной фабрики им.Горького, трикотажной фабрики, мясокомбината и других предприятий. В 1932 г. вступили в строй авторемонтный завод № 10, фурнитурный завод, лесохимзавод, басонная фабрика, 1-й хлебозавод и др. [«Народногосподарський план м. Киева на 1936 р.», стр. 217].

Из года в год возрастали капиталовложения в промышленность города. За четыре года они составили 115,3 млн. руб. В результате интенсивного капитального строительства основные фонды киевской промышленности, составлявшие к началу пятилетки лишь 25,4 млн. руб., к концу ее возросли более чем в пять раз, достигнув 132 млн. руб. [там же]

За первую пятилетку вся промышленность города увеличила объем своего производства в 4,2 раза и уже выпускала продукции почти на 500 млн. руб. в ценах 1926/27 г. [«Соціалістичний Київ», 1937, № 10, стр. 18] В государственные промышленные предприятия было привлечено свыше 31 тыс. новых кадровых рабочих. Общая численность их превысила 50 тыс. человек. Главной особенностью в развитии промышленности Киева в первой пятилетке было то, что металлообрабатывающая промышленность стала доминирующей среди других отраслей. Удельный вес этой отрасли возрос с 16 до 28,3%.

За годы первой пятилетки в Киеве значительно выросло машиностроение, главнейшей продукцией которого были: по судостроению – пароходы пассажирские и буксирные, паровые машины, вспомогательные судовые механизмы (завод «Ленинская кузница»); по химическому машиностроению – выпарки, диффузоры, полимеризаторы, редукторы, вакуум-фильтры, изделия из кислотоупорного чугуна (завод «Большевик»); трамвайные вагоны, запасные детали к трамвайным вагонам (завод им. Дзержинского); по точной механике – водомеры, нефтемеры, манометры, газомеры; по сельскохозяйственному машиностроению – универсальные тракторные сеялки, туковые сеялки; по машиностроению для строительной промышленности – кирпичные прессы «Моро», испытательные приборы; по электротехнической промышленности – маломощные электромоторы, электроаппаратура, врубовые кабели, радиоприборы; по машиностроению для пищевой промышленности – хлебопекарные машины, мельничные машины, вальцовые станки; кроме того, предприятия выпускали компрессоры высокого давления, домкраты пневматические, прочесывальные аппараты, ниткошвейные машины, автоматы для взвешивания свеклы, угля, муки, кассовые аппараты типа «Интернационал», фотоаппараты, автоблокировочную аппаратуру и ряд других машин.

Налаживание производства этой продукции было большим достижением в борьбе за экономическую независимость СССР. Если в 1927/28 г. пищевая промышленность более чем в два раза превышала металлообрабатывающую промышленность по объему продукции, то в конце первой пятилетки эти отрасли уже выравниваются [«Народногосподарський план м. Киева на 1936 р.», стр. 209]. В металлообрабатывающей промышленности в 1932 г. уже было сосредоточено 39,4% всех рабочих. Второе место по количеству рабочих (25,2%) занимали обувная и швейная промышленность.

Почти половина всех капиталовложений за первую пятилетку (55,3 млн. руб.) была затрачена на реконструкцию металлообрабатывающей промышленности, свыше 14 млн. руб. вложено в швейную и обувную, около 10 млн.- в кирпичную и около 9 млн. руб.- в пищевую [«Соціалістичний Київ», 1937, № 10, стр. 21].

Таким образом, промышленность Киева развивалась в полном соответствии с директивами Коммунистической партии и Советского правительства об осуществлении социалистической индустриализации страны.

Увеличение выпуска продукции заводами и фабриками Киева, естественно, отразилось и на удельном весе киевской промышленности по отношению к промышленности УССР и всего Советского Союза. Она составляла 10,7% всей промышленности УССР и 2,4% промышленности СССР [«Господарство України», 1932, № 12, стр. 141]. По отдельным отраслям удельный вес промышленности Киева в промышленности УССР уже достигал 20-40%. В 1931 г. продукция легкой промышленности Киева, подчиненной ВСНХ, составляла 22,6% продукции легкой промышленности республики, а удельный вес отдельных отраслей был еще выше, например, кожевенно-обувной – 38,4%, трикотажной – 28,6, швейной – 23,6% [там же].

В первой пятилетке в Киеве была организована и развивалась фотокинопромышленность.

В пищевой промышленности в это время появились новые для Киева отрасли – производство консервов, бекона, крахмала. Резко увеличила выпуск продукции кондитерская промышленность – почти в 25 раз, обувная – в 5,5 раза, швейная – в 19 раз, трикотажная – в 23 раза [«Соціалістичний Київ», 1937, № 10, стр. 19].

Большие капиталовложения, реконструкция старых промышленных предприятий и строительство новых дали возможность киевской промышленности интенсивно развиваться и осваивать новые виды продукции, достичь значительных успехов в ликвидации технико-экономической зависимости СССР от капиталистических стран. Только за первую пятилетку в Киеве было налажено производство свыше 200 новых видов изделий – машин, приборов, инструментов, ранее импортировавшихся. Промышленность города уже к концу первой пятилетки давала ежегодно на 70 млн. руб. продукции, которую раньше ввозили из-за границы.

Наряду с государственной развивалась и кооперативная промышленность. За 1930-1933 гг. ее продукция возросла с 43 до 154 млн. руб., главным образом благодаря росту производства товаров широкого потребления. Осуществив концентрацию и некоторую реконструкцию предприятий (на что было затрачено 5,7 млн. руб.), кооперативная промышленность подняла производительность труда членов артелей, уменьшила количество рабочих в своей системе, передав в государственную промышленность до 10 тыс. человек [«Матеріали до звіту Київської міської Ради XI скликання (1931-1934 рр.) до виборів Рад 1934 р.», К., 1934, стр. 13].

Киев – один из крупнейших транспортных, в частности железнодорожных, узлов Советского Союза с очень развитой сетью железнодорожных путей, рядом депо-мастерских и заводов. Подъем народного хозяйства республики, большой рост экономики города в годы довоенных пятилеток определили интенсивное развитие Киевского железнодорожного узла, обусловили его реконструкцию.

Если накануне первой пятилетки грузооборот железнодорожного узла составлял 1518 тыс. т в год, а число пассажиров – 1900 тыс. человек, то в последнем году первой пятилетки грузооборот увеличился в 2,2 раза, достигнув 3425,8 тыс. т, а количество пассажиров составило 6670,8 тыс. человек, то есть возросло в 3,5 раза по сравнению с 1927-1928 гг. [«Матеріали до звіту Київської міської Ради XI скликання (1931-1934 рр.) до виборів Рад 1934 р.», К., 1934, стр. 17]

В первой пятилетке были приняты меры для увеличения пропускной способности станции и участков, которые граничат с ней, по механизации погрузочно-разгрузочных работ, росту количества складов и внедрению новых видов сигнализации. В 1931-1934 гг. на реконструкцию Киевского железнодорожного узла было затрачено 15663 тыс. руб. [там же, стр. 19]

Киевская районная электростанция (1932…

Киевская районная электростанция (1932 г.). [с. 202]

Вокзал (1932 г.). [с. 208]

Вокзал (1932 г.). [с. 208]

В 1934 г. в Киеве было в основном закончено сооружение первой очереди нового железнодорожного вокзала, строительство которого начали еще в 1928 г. На это в 1934 году израсходовали 15,1 млн. руб. Открытие нового железнодорожного вокзала имело важное значение для улучшения обслуживания пассажиров.

Рост перевозок по Днепру значительно отставал от темпов развития грузооборота на железнодорожном узле. На протяжении первой пятилетки грузооборот киевской пристани (без леса в плотах) увеличился лишь на 86% – с 275 тыс. т до 511 тыс. т [«Матеріали до звіту Київської міської ради 11 скликання (1931 – 1934 рр.) до виборів рад 1934 р.», К., 1934 р., стр. 20]. В первой пятилетке строился Киевский гражданский аэропорт, который вступил в эксплуатацию в первом квартале 1933 г. Вначале проводились лишь случайные рейсы на почтовых самолетах, а с сентября 1933 г. было открыто регулярное почтово-пассажирское движение на линии Киев – Харьков. В последующие годы был открыт ряд новых линий. Гражданский воздушный транспорт приобретал все большее значение.

В 1931-1934 гг. была упрочена техническая база почтовой связи. Количество почтовых автомашин увеличилось с 12 до 30, а городских почтовых отделений с 39 до 50.

Телеграф и телефон получили быстродействующую аппаратуру и новое техническое оборудование (пневматика, новые коммутаторы и др.). В результате этого в 1934 г. Киев получил связь с городами Донецк и Симферополь и дополнительные линии связи с Харьковом и Москвой.

Годы первой пятилетки вошли в историю социалистического строительства как период грандиозного развертывания социалистического соревнования и ударничества, которые стали могучей движущей силой в борьбе за выполнение народнохозяйственных планов.

На 1 октября 1930 г. в Киеве социалистическим соревнованием и ударничеством было охвачено 61,9% общего количества рабочих, а на 1 ноября 1931 г. – 75%. В дальнейшем соцсоревнование продолжало неуклонно расширяться. На 1 января 1932 г. на основных предприятиях металлопромышленности ударники составляли 81,5% рабочих.

На заводе «Большевик» на 1 марта 1932 года было охвачено ударничеством и соцсоревнованием 89% рабочих, на заводе им. Лепсе – 88,4 % [«Ударник», 1932, № 11-12, стр. 1].

Соцсоревнование характеризовалось не только ростом числа участников в нем, но и качественно новыми формами, такими, как встречный промфинплан, сменно-встречное планирование и организация хозрасчетных бригад. Эти формы получили широкое развитие на фабриках и заводах Киева, как и всего Советского Союза.

Встречный промфинплан был самым эффективным методом привлечения всех рабочих к делу социалистического строительства, важнейшим средством борьбы с недостатками в планировании. Производственники заводов «Большевик», Краснознаменного, кабельного, трикотажной фабрики и других предприятий ежегодно выдвигали встречные планы, в выработке которых принимали участие широкие массы рабочих. На заводе «Большевик» выполнение встречного промфинплана в 1932 г. дало 800 тыс. руб. экономии.

Большое значение имело создание хозрасчетных бригад. В условиях планового социалистического хозяйства хозрасчет является тем средством, которое устраняет бесхозяйственность и безответственность в работе цехов, агрегатов, бригад. Хозрасчет объединяет социалистический метод труда с материальной заинтересованностью рабочих. На 1 октября 1931 г. в Киеве было 308 хозрасчетных бригад, на 1 ноября – 715, на 15 декабря – 1500, а в апреле 1932 г. в городе работало около 2 тыс. хозрасчетных бригад [«Ударник», 1932, № 10, стр. 8]. Практика этих бригад доказывала, что посредством бригадного хозрасчета рабочие добивались перевыполнения программы, повышения производительности труда, улучшения качества продукции и увеличения заработка.

На заводе «Большевик» в январе 1932 г. в 69 хозрасчетных бригадах было 517 человек, в феврале в 105 бригадах было 880 человек, в марте в 113 – 951 человек [там же, стр. 2]. Бригады тт. Грезина, Пшенички, Островского, Кравченко, Пашковского, Полозова, Шмигельского, Березняка, Гнездилова, Пустового и др., перейдя на хозрасчет, перевыполняли свои производственные задания, осваивали технику производства сложнейшей аппаратуры, новых видов оборудования для химических и сахарных заводов, которое раньше импортировалось [там же].

Социалистическое соревнование способствовало развитию рационализаторской мысли киевских рабочих и инженеров, которые дали ряд изобретений, имевших огромное значение для всего Советского Союза. Например, рабочий тов. Ющенко изобрел универсальный водомер, что дало предприятию, на котором он работал, 400 тыс. руб. экономии в год.

Химическое машиностроение требовало новых сортов кислотоупорного чугуна. Инженеры завода «Большевик» тт. Немичнов и Яковенко в 1931 г. решили проблему кислотоупорного чугуна, за который приходилось платить Круппу по 12 руб. золотом за килограмм. Его начали вырабатывать на заводе «Большевик». Партячейка сталелитейного цеха в январе 1932 года приняла решение давать ежемесячно не менее 16 т кислотоупорного чугуна [«Ударник», 1932, № 2-3, стр. 9].

Бригада тов. Полозова под руководством коммуниста инженера Пешинца овладела техникой производства сложной аппаратуры – полимеризаторов – для выстроенных в нашей стране впервые в мире заводов синтетического каучука. Такую аппаратуру предполагалось ввозить из США. Этим самым рабочие и инженеры завода «Большевик» сэкономили стране 6,4 млн. руб. золотом [«Ударник», 1932, № 10, стр. 8].

Группа рабочих завода «Госметр» изобрела способ закаливания ленточной стали, что избавляло страну от импорта шведской стали и давало только по одному этому предприятию 40 тыс. руб. экономии.

В 1930 г. на предприятиях Киева было подано 2843 рационализаторских предложения, экономический эффект от которых составлял 960 тыс. руб. В 1931 г. на 60 предприятиях города поступило 17 794 рационализаторских предложения. Экономический эффект от внедрения только 8693 предложений составил 5637 тыс. рублей [«Ударник», 1932, № 33-34, стр. 3].

В борьбе за выполнение заданий первой пятилетки многие заводы и фабрики, широко развернув социалистическое соревнование и ударничество, показали образцы досрочного выполнения планов.

Лучшая бригада фрезеровщиков завода…

Лучшая бригада фрезеровщиков завода «Большевик».[с. 209]

Буксирный пароход, построенный на…

Буксирный пароход, построенный на заводе «Ленинская кузница» (1932 г.). [с. 212]

Киевский машиностроительный завод «Большевик» свою пятилетку выполнил за 3 года 2 месяца и 22 дня [«Ударник», 1932, № 10, стр. 8]. Он дал стране различной продукции на 44 615 тыс. руб. За три с лишним года предприятие увеличило выпуск продукции на 468%, а его основной капитал вырос на 320% [там же]. От программы в 3 млн. руб. к началу пятилетки до 26 млн. руб. в 1932 г. – таков путь настойчивой борьбы коллектива рабочих, инженеров и техников завода «Большевик». Его продукция – это сложное оборудование и аппаратура, преимущественно собственной конструкции, для новостроек первой пятилетки: детали блюминга для завода им.Дзержинского Днепрокомбината, коксовые батареи для Кузнецкого завода, газовые клапаны для Магнитогорского завода, полимеризаторы для Ярославского завода синтетического каучука, газгольдеры для Березниковского химкомбината и т.д. [«За індустріалізацію і колективізацію», 1933, № 3-4, стр. 23] В годы первой пятилетки завод «Большевик» поставлял аппаратуру более чем 20 сахарным заводам, выстроенным в Средней Азии, на Северном Кавказе, на Украине.

Этих успехов коллектив предприятия добился благодаря умелому руководству партийной организации. В авангарде борцов за выполнение плана шли партийные группы. Так, партийная группа тов.Грезина – инициатора сменно-встречного планирования на заводе – правильно расставила силы коммунистов, освоила сложные крутильные станки, успешно выполняла плановые задания. Партийная группа, которую возглавлял тов.Пшеничка, работая на самом ответственном участке – на больших расточных станках, добилась ликвидации брака. Не отставали и партийные группы сталеваров, кузнецов бригады тов.Островского, слесарей бригады тов.Гнездилова и др. Осваивая технику производства, повышая свою квалификацию, бригады тт.Кашпика, Хирмана, Блохи, Дубчака показывали образцы большевистской борьбы за качество, за выполнение всех заказов в срок.

Завод «Ленинская кузница» первую пятилетку выполнил за 3 года 4 месяца 25 дней [«50 лет «Ленинской кузницы», стр. 52]. К началу пятилетки предприятие давало стране продукции на 3 млн. руб. в год, в 1932 г. – в десять раз больше.

В 1931 году котельный цех выпустил 40 котлов, в 1932 г.- 90, а в 1933 – 180 [там же, стр. 54]. Летом 1931 г. рабочие завода «Ленинская кузница» с помощью известного ученого профессора Е.О.Патона построили первый в стране буксир (в 150 лошадиных сил) с цельносварным корпусом. Целыми днями не выходили из цехов Е.О.Патон и его помощники, внедряя в производство электросварку. Своим опытом в этой отрасли производственники завода начали делиться с судостроителями всей страны.

Перед рабочими и конструкторами завода «Ленинская кузница» была поставлена задача создать машину с клапанным парораспределителем. Эта работа была поручена механическому цеху. Мастера Сергей Крюков и Никифор Карпенко, слесари Александр Курек и Петр Негода все свои знания и умение вкладывали в большое и почетное дело создания новой конструкции. В результате настойчивой работы эта машина была создана. Коллектив судостроителей получил благодарность и премию в 300 тыс. руб. Завод начал серийный выпуск отечественных машин с клапанным парораспределителем. Такие предприятия Киева, как кондитерская фабрика им.К.Маркса, кабельный завод, деревообделочная фабрика им. Боженко, кожзавод им. Фрунзе, выполнили свою пятилетку за 2,5-3 года.

За годы первой пятилетки значительно выросло население Киева. Это видно из таких данных:

1929 1930 1931 1932 1933
Общая численность населения к началу года (в тыс.) 518,4 439,5 559,4 585,9 608,0

С 1929 по 1935 г. население города увеличилось на 106,6 тыс. человек, или на 20%, что в основном было следствием индустриализации, которая обусловливала массовый наплыв новых кадров рабочих, прежде всего из сел, особенно с Правобережной Украины.

В социальном составе киевского населения также произошли значительные изменения. Рабочая прослойка города (с семьями) возросла со 132 тыс. человек (27,2%) в 1926 г. до 271 тыс. человек (46,3%) в 1931 г. Значительно увеличилась группа пролетарского студенчества (стипендиатов) – с 7 тыс. человек (1,4%) до 35 тыс. человек (6%). Нетрудовой элемент среди городского населения уменьшился с 29 тыс. человек (6%) до 3 тыс. человек (0,5 %). [«Отчет Киевского горплана Госпланам СССР и УССР», К., 1932, стр. 26]

В связи с развитием промышленности и транспорта в годы первой пятилетки территория Киева увеличилась с 16 тыс. до 44 тыс. га [там же, стр. 27].

Несмотря на заметный рост городского населения, особенно рабочего класса, коммунальное хозяйство Киева не подверглось в годы первой пятилетки значительной реконструкции и уже не удовлетворяло возросших потребностей киевлян.

Ассигнования на коммунальное хозяйство давали возможность только поддерживать его основной фонд и не обеспечивали развития в соответствии с ростом промышленности и культурными запросами населения. В 1931 – 1933 гг. в коммунальное хозяйство Киева вкладывалось в среднем только 11,4 млн. руб. в год [«Матеріали до звіту Київської міської Ради XI скликання…», стр. 29].

В 1931-1934 гг. строительные и реконструктивные работы проводились на киевском трамвае и водопроводе. За эти годы было проложено 11 км новых трамвайных путей, капитально отремонтировано 16,9 км; подвижной состав увеличился на 10 пульманов, 22 одинарных вагона и 52 прицепных; был организован грузовой трамвайный парк общегородского обслуживания (103 вагона).

Передвижение населения вследствие индустриального и культурного развития города все время возрастало. Если в 1913 г. на одного жителя приходилось 127 поездок трамваем в год, в 1930 г. – 168, то в 1934 г. количество поездок достигло 307. В 1934 г. было перевезено трамваем 182 млн. пассажиров по сравнению со 161,6 млн. в 1933 г. [там же, стр. 30-31] Однако, несмотря на достаточно развитую сеть, общая длина которой составляла 186 км, киевское трамвайное хозяйство из-за неудовлетворительного состояния вагонного парка и путей не всегда обеспечивало нормальные перевозки пассажиров, особенно рабочих, к месту работы. В 1934 г. была начата широкая организация обслуживания населения города автотранспортом.

Рост населения и промышленности из года в год увеличивал потребность в воде. Между тем Киев имел устаревший, очень изношенный водопровод. В связи с этим необходимы были большие средства для обновления коммуникаций водопровода, замены старых труб, постройки новых скважин и капитального ремонта старых с целью увеличения пропускной способности сети.

За 1931-1934 гг. на капитальные работы по артезианскому водопроводу было израсходовано свыше 8 млн. руб. Это позволило значительно увеличить водопроводную сеть, количество скважин и общий дебит воды.

Однако перебои в водоснабжении еще ощущались. Из-за недостатка воды приходилось ограничивать поливку улиц, работу бань, которых было уже 10 (вместо 8). Кстати сказать, хотя количество мест в банях увеличилось с 1087 до 1714, обслуживание ими населения в 1933 г. было еще недостаточным [«Соціалістичний Київ», 1933, № 1-2, стр. 2].

Для удовлетворения потребностей города необходимо было увеличить суточный расход воды на одного жителя с 88 до 200 литров. Такого количества воды артезианское водоснабжение обеспечить не могло. Встал вопрос о строительстве нового, Днепровского водопровода, на которое уже в 1934 г. было выделено 1300 тыс. руб.

Расширялась и канализационная сеть. В 1931-1934 гг. в городе было проложено 8,3 км новых линий и заменено 5,6 км линий на большие диаметры. Однако канализационная сеть в 1934 г. охватывала меньше 50% застроенных усадеб и требовала дальнейшей реконструкции и нового строительства [«Матеріали до звіту Київської міської Ради XI скликання», стр. 43].

Несколько отставало и жилищное хозяйство города. Жилищный фонд Киева к началу 1934 г. составлял 3,8 млн. кв. м и состоял из 15,8 тыс. усадеб, 91 тыс. квартир, 209 тыс. комнат [там же].

Большая часть жилищ – около 3 млн. кв. м была национализирована. Удельный вес национализированного фонда вырос с 70,5% на 1 января 1931 г. до 77,5% на 1 января 1934 г. В национализированный фонд входила лучшая часть помещений. 82% его площади приходилось на каменные дома, 10% – на смешанные и только 8% – на деревянные.

Неуклонно возрастала роль жилищной кооперации. За 1931-1934 гг. ей было передано 244 тыс. кв. м жилищ при общем приросте национализированного фонда в 298 тыс. Удельный вес жилищной кооперации в 1934 году составлял 73,9% национализированного фонда. С 1929 по 1931 г. в Киеве было выстроено 120 тыс. кв. м жилой площади. Но темпы строительства значительно отставали от потребностей трудящихся.

Благодаря героическому труду рабочего класса, колхозного крестьянства, всех трудящихся, руководимых Коммунистической партией, первая пятилетка была выполнена за 4 года и 3 месяца. Основная задача пятилетки – создать передовую техническую базу для социалистической реконструкции всего народного хозяйства – была успешно выполнена.

Годы первой пятилетки ознаменовались гигантскими историческими сдвигами в экономической и политической жизни страны, огромными победами социалистического строительства в СССР, в частности в его неотъемлемой составной части – Советской Украине.

Под руководством славной Коммунистической партии был построен фундамент социалистической экономики. СССР вступил в период социализма. Из страны аграрной Советский Союз превратился в индустриальную державу. Окончательно и бесповоротно победил колхозный строй в деревне. Было создано величайшее в мире механизированное сельское хозяйство. Социалистический уклад стал господствующим во всем народном хозяйстве. Резко улучшился жизненный и культурный уровень трудящихся масс. Было ликвидировано ужасное наследство прошлого – безработица в городе и бедность в деревне. Бурно росла и расцветала советская культура – социалистическая по содержанию и национальная по форме.

Объединенный Пленум ЦК и ЦКК ВКП(б) в январе 1933 г. подвел итоги выполнения первой пятилетки. Пленум определил и основные задачи на вторую пятилетку, указав, что одновременно с широким промышленным строительством необходимо ускорить освоение новых, уже выстроенных промышленных предприятий и новой техники.


По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 2, с. 196 – 215.