Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

4. Киев в период борьбы за завершение социалистической реконструкции
народного хозяйства

В 1933 г. Советский Союз вступил во вторую пятилетку (1933-1937 гг.), в которой требовалось завершить реконструкцию народного хозяйства, окончательно ликвидировать капиталистические элементы в стране, значительно улучшить благосостояние и поднять культурный уровень трудящихся.

XVII съезд Коммунистической партии Советского Союза (январь – февраль 1934 г.), который вошел в историю как съезд победителей, отметил решительные успехи социализма во всех отраслях хозяйства и культуры и утвердил второй пятилетний план развития народного хозяйства страны.

Исключительную роль в подъеме промышленности и всего хозяйства города сыграло историческое постановление XII съезда КП(б)У от 22 января 1934 г. по перенесении в Киев столицы Советской Украины.

В постановлении XII съезда КП(б)У указывалось, что упрочение основных промышленных районов Украины (Донбасс, Харьков, Днепропетровск), создание областей, что обеспечивало руководство промышленностью, необходимость приблизить правительство Украины и центральный советский аппарат к важнейшим сельскохозяйственным районам Правобережной Украины, а также потребность дальнейшего широкого развития национально-культурного строительства требуют перенесения столицы Украины в Киев, который является природным географическим центром республики [«Комуністична партія України в резолюціях і рішеннях з’їздів і конференцій», стр. 550-551].

Постановление XII съезда КП(б)У о перенесении столицы в Киев подводило итог великого пути, пройденного рабочим классом и колхозным крестьянством Украины, великих побед, достигнутых на фронте социалистического строительства.

День приезда в Киев ЦК КП(б)У и Советского правительства – 24 июня 1934 г. – превратился в народный праздник трудящихся столицы, в демонстрацию их преданности и беспредельной любви к Коммунистической партии и Советскому правительству, в демонстрацию силы и могущества цветущей индустриально-колхозной Украины, неотъемлемой части великого Советского Союза.

Асфальтирование проезжей части…

Асфальтирование проезжей части Хрещатика (1935 г.). [с. 216]

Г.И.Петровский среди делегатов IX…

Г.И.Петровский среди делегатов IX съезда ЛКСМУ (1936 г.). [с. 217]

После митинга на привокзальной площади члены ЦК КП(б)У и правительства Советской Украины Г.И.Петровский, С.В.Косиор, П.П.Постышев, В.П.Затонский, А.Г.Шлихтер и др. прибыли на правительственную трибуну возле оперного театра, где они приняли военный парад и приветствовали многотысячные колонны демонстрантов.

Превращение Киева в столицу республики способствовало еще более быстрому развитию его промышленности, городского хозяйства, социалистической культуры, его благоустройству, росту и укреплению партийной и комсомольской организаций города.

Благодаря непосредственному руководству и постоянной помощи ЦК КП(б)У и Совнаркома УССР промышленность Киева еще более быстрыми темпами двинулась вперед и досрочно выполнила свою вторую пятилетку.

В 1934 году прирост промышленной продукции столицы составил 27%, в 1935 г. – 24, в 1936 г. – почти 32%. В 1936 году объем продукции государственной промышленности Киева достиг 880,6 млн. руб., вдвое превысив уровень 1932 г. Только годовой прирост продукции в 1936 г. был почти вдвое больше, чем весь выпуск продукции в дореволюционное время, и вдвое больше, чем в 1927-1928 гг. [«Соціалістичний Київ», 1937, № 10, стр. 20].

Во второй пятилетке металлообрабатывающая промышленность Киева прочно занимала ведущее место, она давала 31,6% всей промышленной продукции города. Сохранила свое значение пищевая промышленность. Объем производства швейных и обувных предприятий увеличился больше чем вдвое, удельный вес силикатно-керамической промышленности возрос с 1,7 до 2,7%, химической-с 3,9 до 6,3%, текстильной – с 2,3 до 3%.

В целом промышленность Киева за годы второй пятилетки увеличила выпуск продукции в 2,5 раза, в том числе металлообрабатывающие предприятия – почти в 3 раза, химические – в 4 раза, пищевые – в 2,5 раза [там же].

На протяжении второй пятилетки объем капиталовложений в промышленные предприятия города значительно увеличился. В 1933 г. киевские предприятия освоили 36,5 млн. руб. капиталовложений, в 1934 г. – 56,2 млн. руб., в 1935 г. – 78,9 млн., в 1936 г. – 96,8 млн. руб. За четыре года капиталовложения составили 263,4 млн. руб., т. е. увеличились втрое по сравнению с первой пятилеткой [«Соціалістичний Київ», 1937, № 10, стр. 20].

Во второй пятилетке в Киеве был сооружен ряд новых предприятий, в том числе завод станков-автоматов им.Горького, на строительство которого было затрачено 29 млн. руб., и Дарницкий вагоноремонтный завод стоимостью в 41 млн. руб. [Архив Киевского обкома КП Украины, ф. 1, оп. 1, д. 32, л. 21]

Завод станков-автоматов им.Горького выделялся среди объектов нового промышленного строительства в Киеве своей производственной мощностью. Он имел важное значение для народного хозяйства всего Советского Союза. Во второй пятилетке этот завод был единственным предприятием в стране, которое выпускало токарные автоматические станки типа «Индекс». С пуском завода на полную мощность он должен был выпускать свыше 2 тыс. таких станков в год [«Соціалістичний Київ», 1934, № 5-6, стр. 38].

Дарницкий завод должен был стать одним из крупнейших вагоноремонтных заводов страны. Проектная мощность первой очереди предприятия предусматривала (при работе в две смены) выпуск из капитального ремонта 6 тыс. товарных вагонов в год. После пуска второй очереди планировалось выпускать из капитального ремонта 12 тыс. товарных вагонов в год [там же].

За эти годы были построены завод контрольно-измерительных приборов, кирпичный завод № 7, фабрика детской одежды, химзавод, асфальтобетонный, керамический, хлебозавод № 5 и др.

Во второй пятилетке в новое промышленное строительство Киева было вложено 150 млн. руб. [там же] Одновременно, в соответствии с поставленной XVII съездом партии задачей – завершить во второй пятилетке техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства, проводилась дальнейшая реконструкция и наращивание производственных мощностей действующих больших и средних промышленных предприятий, на что было затрачено около 130 млн. руб. [Архив Киевского обкома КП Украины, ф. 1, оп. 1, д. 32, л. 22]

Новое промышленное строительство, коренная реконструкция старых киевских предприятий и на этой базе значительный рост выпуска продукции определили профиль города как центра среднего машиностроения и легкой промышленности. Его удельный вес среди других городов Украины во второй пятилетке значительно увеличился. Возросло также значение Киева как административного центра большой области и столицы УССР, как центра научного и учебного. Открытие прямого судоходства по Днепру и рост товарооборота железных и водных дорог еще более усилили роль Киева как транспортного узла.

С развитием промышленности рос и рабочий класс Киева. За период второй пятилетки количество рабочих увеличилось с 48,6 тыс. человек в 1932 г. до 73,7 тыс. в 1937 г. Вместе с подсобными рабочими и учениками рабочий класс Киева насчитывал в 1937 г. 81,8 тыс. человек [«Соціалістичний Київ», 1937, № 10, стр. 20]. В эти годы население города увеличилось больше чем на 100 тыс. человек и на конец второй пятилетки превышало 700 тыс. человек.

Все больше улучшалось материальное положение рабочих столицы. Развитие советской торговли, снижение цен на промышленные товары и продукты сельского хозяйства значительно повышали реальную заработную плату рабочих.

Реконструкция промышленности и сельского хозяйства в годы второй пятилетки привела к оснащению народного хозяйства новой техникой. Нужны были кадры, которые могли бы овладеть этой техникой и максимально ее использовать. На новом этапе технического прогресса Коммунистическая партия Советского Союза выдвинула лозунг: «Кадры решают все!», который вызвал огромный трудовой подъем и мощное движение передовых рабочих за освоение техники, за выращивание многочисленных кадров, которые в совершенстве владели бы ею. Этот трудовой подъем проявился в новой форме социалистического соревнования – стахановском движении.

Всенародное стахановское движение было блестящим ответом рабочего класса на призыв Коммунистической партии Советского Союза о воспитании кадров, способных овладеть техникой и двигать ее вперед. Стахановское движение создало неслыханные возможности для роста производительности труда.

Рабочие киевских фабрик и заводов, борясь за выполнение и перевыполнение государственных планов, повышение производительности труда, улучшение качества и снижение себестоимости продукции, одними из первых включились в стахановское движение. На заводах Краснознаменном, «Большевик», «Ленинская кузница», КПВРЗ, 4-й обувной фабрике и многих других предприятиях были воспитаны тысячи стахановцев. Если в начале 1936 г. на заводах и фабриках Киева стахановцы составляли лишь 17% от общего числа рабочих, то к началу 1937 г. – 43% [Архив Киевского обкома КП Украины, ф. 1, оп. 1, д. 32, л. 23].

На Краснознаменном заводе одним из инициаторов стахановского движения был токарь-коммунист Г.Я.Царик, который, усовершенствовав приемы резания металла, выполнял нормы на 300%. Его средний заработок в 1937 г. составлял свыше 1000 руб. в месяц. Формовщик завода «Большевик» тов.Лабенский систематически перевыполнял нормы на 80-100%. Одним из инициаторов стахановского движения в обувной промышленности Киева был рабочий-обтяжчик 4-й обувной фабрики комсомолец А.Я.Гомулько. В честь открытия XIV Всеукраинского съезда Советов он установил рекорд по обтяжке обуви. Вместо установленных паспортом машины 800 пар он дал 4860 пар. 25 марта 1937 г. А.Я.Гомулько добился нового рекорда, он дал 5100 пар обуви.

Работница КПВРЗ орденоносец тов.Прудько на болторезке выполняла нормы на 300%. Прокатчик другого завода С.Э.Луфер перевыполнял в среднем норму на 132%. Его месячный заработок составлял 1500 руб. [Там же, л. 23-24]

Передовые рабочие обувной промышленности впятеро перевыполняли нормы, установленные для немецких обтяжных машин. Токари завода «Большевик» не только освоили сложное производство тюбингов для московского метро, но и вдвое сократили время, установленное для обработки тюбинга.

Наиболее показательным в успехах 1936 г. был необыкновенный, даже для нашей страны, рост производительности труда рабочих. Стахановское движение могучей волной распространялось по всему необъятному Советскому Союзу и охватило все отрасли хозяйства.

Промышленность столицы УССР, охваченная стахановским движением, совершила в 1936 г. огромный шаг вперед.

Своим самоотверженным трудом стахановцы подготовили условия для досрочного выполнения планов второй пятилетки на предприятиях Киева. 12 декабря 1936 г. промышленность города рапортовала о досрочном выполнении годового плана выпуска продукции.

Строительство завода станков-автоматов…

Строительство завода станков-автоматов им. Горького (1935 г.). [с. 219]

Многоковшовый экскаватор производства…

Многоковшовый экскаватор производства завода «Красный экскаватор». [с. 220]

Многие отрасли промышленности и ведущие предприятия добились значительного роста производительности труда. В металлообрабатывающей промышленности Киева, в частности на таких передовых предприятиях, как заводы «Ленинская кузница», «Большевик», КПВРЗ, судостроительный завод, завод трамвайного машиностроения, «Красный экскаватор» производительность труда возросла на 25-45%. В кожевенно-обувной промышленности, в частности на кожкомбинате и 4-й обувной фабрике производительность труда возросла на 20-45%. На 2-м кирпичном заводе производительность труда увеличилась на 45%.

Пассажирский пароход «20 лет Октября»,…

Пассажирский пароход «20 лет Октября», построенный заводом «Ленинская кузница» (1937 г.). [с. 221]

Рабочие завода «Ленинская кузница»…

Рабочие завода «Ленинская кузница» отчисляют часть заработка в пользу детей Испании (1936 г.). [с. 222]

1936 год был годом подъема материального благосостояния всех трудящихся столицы. Заработная плата рабочих киевских фабрик и заводов в целом возросла на 25%.

В 1936 г. рабочие Киева приступили к производству новых сложных машин, которые раньше не изготовлялись в Советском Союзе, а также к выпуску разнообразного ассортимента новых предметов массового потребления. Завод «Большевик» в этом году выпустил новых машин на 9 млн. руб., что составляло 20% годовой программы. Предприятие освоило выпуск печей «Вагнер» для бумажно-целлюлозной промышленности, гигантских вакуум-фильтров, автоклавов для сушки торфа, прессов для кирпичной промышленности. Только за освоение печей «Вагнер» завод получил премию в сумме 85 тыс. руб. На эти деньги он приобрел 11 новых станков и измерительную аппаратуру.

Машиностроительный завод освоил производство строгальных машин и машин для чистки кож. Завод хлебопекарного оборудования выпустил 70 новых типов печей для хлебозаводов Союза ССР и новые тестоделительные машины.

В 1936 г. в больших масштабах развернулось капитальное строительство на левом берегу Днепра – комбинатов искусственного волокна и тонкосуконного, резинорегенераторного завода и др. предприятий. В капитальное промышленное строительство Киева было вложено 100 млн. руб., что на 25% превышало соответствующие капиталовложения 1935 г.

Во второй пятилетке производительность труда рабочих Киева, вооруженных новой техникой, благодаря стахановским методам повысилась в среднем на 62.5% [«Соціалістичний Київ», 1937, № 10, стр. 20]. Это было огромным достижением рабочего класса столицы в его борьбе за укрепление и развитие социалистического общества

Борьба рабочего класса, трудящегося крестьянства под руководством Коммунистической партии за социализм, проведение линии партии на индустриализацию страны и коллективизацию сельского хозяйства привели к упрочению могущества Советского государства, к радостной и счастливой жизни народа.

В 1937 г. трудящиеся Киева вместе со всей Советской страной отметили 20-летие Великой Октябрьской социалистической революции как праздник величайших побед во всех областях народного хозяйства, культуры и искусства.

О гигантских успехах социалистического Киева свидетельствуют факты и цифры роста промышленности, коммунального хозяйства и культуры. Объем промышленного производства города по сравнению с довоенным периодом вырос в 15,7 раза, а за последние 10 лет – более чем в 10 раз. Металлообработка и впредь оставалась ведущей отраслью промышленности. Выпуск продукции легкой промышленности Киева в 1937 г. увеличился более чем в 200 раз по сравнению с довоенным периодом.

Основные фонды киевской промышленности составили в 1937 г. 400 млн. руб., т. е. превысили приблизительно в 20 раз довоенный уровень [там же, стр. 21].

По сравнению с 1913 г. валовая продукция промышленности Киева увеличилась в 16 раз. Только в 1937 г. капиталовложения во все отрасли народного хозяйства города составляли 417 млн. руб., то есть в пять раз больше, чем в 1933 г. [там же, стр. 23]

Из города, в котором хозяйничали купцы и попы, из города церквей и монастырей Киев в годы Советской власти превратился в большой образцовый социалистический город, значительный индустриальный центр, столицу цветущей Советской Украины. За годы социалистического строительства трудящиеся создали новую, мощную индустрию, десятки учебных заведений, Дворцов культуры, больниц, сотни новых жилых домов. Хозяевами советского Киева стали трудящиеся: свыше 70 тыс. рабочих, 40 тыс. студентов – детей рабочих и колхозников, десятки тысяч советских служащих, инженеров, техников, педагогов, артистов и других трудящихся, занятых в различных отраслях хозяйства и культуры.

Если дореволюционный Киев славился огромным количеством церквей (140) и монастырей, то в Киеве социалистическом в 1937 г. было свыше 150 средних и начальных школ, 78 научно-исследовательских учреждений, десятки институтов, техникумов и рабфаков, много театров, рабочих клубов, Академия наук УССР.

Осуществлялось социально-культурное строительство, строились новые больницы, санатории, дома отдыха и др. Одновременно проводилось огромное коммунальное строительство. Если в 1913 г. расходы на городское хозяйство составляли 518 тыс. руб., то в 1936 г. они достигли 89,5 млн. руб. (в соответствующих ценах) [там же].

До Великой Октябрьской революции трудящийся не имел возможности жить на центральных улицах города, где занимали квартиры буржуазия и духовенство. В Киеве до революции средняя жилая площадь буржуазной семьи достигала 130-150 кв. м. Семь капиталистов города занимали 173 комнаты общей площадью 7077 кв. м, в то время как трудящиеся жили преимущественно в небольших домах без канализации, водопровода и электрического освещения, в подвалах.

За 20 лет Советской власти в Киеве было построено свыше одной тысячи новых домов со светлыми, благоустроенными квартирами. К началу первой пятилетки построили и ввели в эксплуатацию 45 195 кв. м новой жилой площади, в первой пятилетке – 125061, во второй – 366275 кв. м [«Соціалістичний Київ», 1937, № 10, стр. 24]. За эти годы снабжение города электроэнергией возросло в 13,3 раза, а потребление электроэнергии на одного жителя – в 10 раз.

Существенно перестроили намного выросший городской транспорт. В 1936 г. на одного киевлянина уже приходилось свыше 300 поездок на год. Появились новые виды городского транспорта: автобус, троллейбус, такси. Только за годы второй пятилетки количество автобусов в городе увеличилось более чем в шесть раз. Однако потребностей киевлян городской транспорт еще не удовлетворял, и в третьей пятилетке было запроектировано его дальнейшее развитие

За годы второй пятилетки большой размах получила радиофикация, значительно возросло количество и повысилась мощность радиовещательных станций. С наиболее отдаленными местностями Союза и мира держали связь радиолюбители города. В 1937 г. в Киеве насчитывалось свыше 33 тыс. радиоточек.

За годы Советской власти были проведены большие работы по благоустройству Киева. Вдвое больше стало улиц с твердым покрытием. Было заасфальтировано свыше 1045 тыс. кв. м. Больше стало садов, парков, зеленых насаждений на улицах. Была построена большая гранитная набережная, речной вокзал. Киев превратился в один из наиболее благоустроенных городов Союза ССР.

Во всем городе осуществлялось огромное промышленное, коммунальное, жилищное и социально-культурное строительство. На окраинах Киева строились крупные промышленные предприятия, новые школы, больницы, жилые здания, магазины; прокладывались водопроводные магистрали, электрические и телефонные линии.

Естественно, что административно-территориальное деление Киева на пять районов, существовавшее много лет, уже не удовлетворяло постоянно возрастающих потребностей города и его районов. Хозяйство городских районов намного разрослось, стало разнообразным и сложным, и поэтому райсоветы не могли уже охватить и обеспечить гибким и действенным руководством все его участки.

Кроме того, административное районирование города имело существенные недостатки: границы отдельных районов не соответствовали природному рельефу и их экономике. Особенно серьезным недостатком старого территориального деления Киева было расхождение между административным и партийным районированием, что затрудняло руководство районами.

Назрела необходимость в новом административном районировании столицы, схема которого была разработана Киевским горсоветом и утверждена постановлением ЦИК УССР 4 апреля 1937 г. Оно устраняло недостатки старого административного деления города и учитывало те существенные изменения, которые произошли в хозяйстве Киева и его отдельных районах.

В Киеве было создано восемь административных районов: Ленинский, Шевченковский, Петровский (теперь Подольский), Октябрьский, Радянский, Московский, Кировский (теперь Печерский) и Дарницкий.

Ленинский район охватил небольшую центральную территорию города, прилегающую к Крещатику,- 280 га, 0,6% всей площади Киева. Здесь размещалось много республиканских, областных и городских учреждений, театров, кино, гостиниц, лучших и самых больших магазинов.

Шевченковский район, выделенный из территории Октябрьского района, включил в основном всю Лукьяновку с ее главной магистралью – ул. Артема и часть центра – Советскую площадь, ул.Владимирскую от ее начала до ул.Ленина. Общая площадь Шевченковского района составляла 980 га. Крупнейшим предприятием района был кабельный завод.

Петровский район, кроме небольшой нагорной части, переданной Шевченковскому району, оставался в старых границах. По территории это был самый большой район города – его площадь вместе с Пуще-Водицей составляла 13 738 га (в том числе пущеводицкий лес – 8731 га). Петровский район сохранял свое значение как центр водного транспорта (порт, судоверфь, судоремонтные мастерские, разные организации водного бассейна), энергетики (здесь были расположены самые большие электростанции города), а также центр пищевой и легкой индустрии и промысловой кооперации.

Октябрьский район включил в свои границы Шулявку, Караваевы Дачи, Сырец, поселок им.Шевченко и Святошино. Общая площадь района составляла 10 тыс. га, из них 4,4 тыс. га приходилось на Святошино с окружающим лесом. Здесь были расположены крупнейшие машиностроительные предприятия города: заводы «Большевик», «Красный экскаватор», новый завод станков-автоматов. Всего в районе насчитывалось 20 предприятий государственной промышленности.

В Радянский район входила привокзальная часть города (от ул.Ленина), Соломенка, железнодорожная колония, Первомайский поселок и Александровская слобода. В районе было 11 предприятий государственной промышленности, на которых работало около 13 тыс. рабочих. Здесь расположен один из самых больших машиностроительных заводов – «Ленинская кузница», Академия наук УССР, университет и другие вузы Киева.

Московский район охватил территорию города, прилегающую к улицам Красноармейской и Пролетарской (теперь ул.Горького), а также Демеевку, Забайковье, Совки, Голосеево и Мышеловку. Общая площадь района составляла 5480 га. Тут находились предприятия пищевой и силикатно-керамической промышленности. В частности, в районе были расположены большая кондитерская фабрика им.К.Маркса, пивоваренный и термосный заводы, основные киевские кирпичные заводы.

Кировский район был создан в основном на базе Печерска, Зверинца и Телички. Его общая площадь составляла 2120 га. В район входил Первомайский парк, парк Героев революции, Аскольдова могила и несколько небольших скверов. В нем было только пять промышленных предприятий.

В Дарницкий район входила вся левобережная часть города. Его общая площадь составляла 8580 га. В результате большого промышленного строительства, которое в годы второй пятилетки производилось на левом берегу Днепра, этот район превратился в значительный промышленный центр.

В 1938 г. по постановлению Центрального Исполнительного Комитета УССР в Киеве за счет разукрупнения Радянского и Московского районов был создан новый (девятый) район – Железнодорожный. На его территории расположены железнодорожный вокзал, ряд крупных предприятий (КПВРЗ, депо им.Андреева, трикотажная фабрика им.Розы Люксембург, фабрика им.Горького и др.) и несколько учебных заведений.

Новое районирование улучшило руководство социалистическим строительством в Киеве и способствовало успешному выполнению народнохозяйственных планов.

Вторая пятилетка была выполнена досрочно – за 4 года и 3 месяца, что явилось большой победой в социалистическом строительстве. В результате успешного выполнения второй пятилетки была завершена техническая реконструкция всего народного хозяйства, созданы многочисленные кадры, которые успешно освоили современную технику, окончательно ликвидированы все эксплуататорские классы в СССР.

Почетное место в борьбе за выполнение второй пятилетки принадлежит рабочему классу и всем трудящимся Киева – столицы Советской Украины.

Огромную роль в мобилизации киевлян на выполнение второй пятилетки сыграла политико-воспитательная работа партийных организаций города под руководством Центрального Комитета ВКП(б) и ЦК КП(б)У.

К началу 1936 г. в экономической и общественной жизни Советского Союза произошли коренные изменения. Целиком была ликвидирована капиталистическая собственность на средства производства, и в СССР победила новая, социалистическая экономика, не знающая эксплуатации, кризисов и безработицы, нищеты и разорения.

В соответствии с этим изменилась и классовая структура советского общества. Эксплуататорские элементы (капиталисты, купцы, кулаки, спекулянты) во всех областях народного хозяйства были ликвидированы.

Коренные преобразования в экономической и общественно-политической жизни, достигнутые советским народом под руководством Коммунистической партии, вызвали необходимость внести изменения в Конституцию СССР и конституции союзных и автономных республик в соответствии с новым соотношением классовых сил, состоянием социалистической экономики, производительных сил и характером производственных отношений в стране.

В зале заседаний XIII съезда КП(б)У…

В зале заседаний XIII съезда КП(б)У (1937 г.). [с. 225]

Изучение проекта новой Конституции в…

Изучение проекта новой Конституции в комсомольской политшколе порта (1936 г.). [с. 226]

Вопрос о внесении существенных изменений в Советскую Конституцию обсуждался на Пленуме ЦК ВКП(б) и на VII Всесоюзном съезде Советов (февраль 1935 г.). ЦИК СССР во исполнение постановления VII съезда Советов СССР образовал Конституционную комиссию для разработки проекта новой Конституции.

5 декабря 1936 г. Чрезвычайный VIII Всесоюзный съезд Советов утвердил Конституцию – Основной Закон СССР. День принятия Конституции СССР был объявлен ежегодным всенародным праздником, знаменующим торжество социализма. Всемирно-историческое значение Конституции СССР заключается в том, что она закрепила факт вступления Советского Союза в период завершения строительства социализма и постепенного перехода к коммунизму.

30 января 1937 г. на XIV Всеукраинском съезде Советов, состоявшемся в Киеве, была утверждена новая Конституция Украинской ССР.

Н.С.Хрущев выступает на стадионе…

Н.С.Хрущев выступает на стадионе «Динамо» на митинге, посвященном выборам в Верховный Совет УССР (1938 г.). [с. 227]

Введение новой Конституции означало поворот в политической жизни страны. Этот поворот заключался в полной демократизации избирательной системы, в переходе от ограничительных выборов к всеобщим, от неполностью равных – к равным, от многоступенчатых – к прямым, от открытых- к выборам с тайным голосованием.

Первые выборы в Верховный Совет СССР (12 декабря 1937 г.), Верховный Совет Украинской ССР (26 июня 1938 г.) и в Верховные Советы других республик были ярким проявлением торжества социалистического демократизма, морально-политического единства советского общества, советского патриотизма и дружбы народов.


По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 2, с. 215 – 228.