Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

2.1. Существование, материя

Мельников В.И.

В известных трактовках понятие существование предполагает наличие, бытие, экзистенцию чего-то реального, объективного независимо от чего-либо другого. Это, казалось бы, чисто философское понятие, но в чисто интуитивном (если не инстинктивном), очевидном понимании применяется во всех науках безо всякого определения и обоснования его смысла, свойств и границ применимости в каждой из них. Этот же термин необходим практически во всех бытовых описаниях. Во всех случаях это, как правило, не влияет на эффективность решения практических задач.

Основной причиной этого является двойственный смысл этого понятия: информационный (без реального действия) и реально действующий и соответственно меняющий что-то. В зависимости от задачи эти две стороны используются по отдельности или совместно. В решении количественных задач не используется второе значение. По ТЗС реальное действие всегда относительно. Действовать объекту с сосредоточенным (цельным) состоянием самому на себя нельзя, т.к. нет разницы уровней. Действовать можно только в соответствии с разницей уровней и сопротивлением разделительной зоны, т.е. любое реальное действие – это конкретная, однозначная величина, определяемая строго в рамках данной задачи. В этом смысле существование всегда субъективно.

Первая, информационная интерпретация существования всегда «объективна», т.к. практически во всех случаях пренебрегается информационным действием. В этом случае понятие существования определяется какими-то едиными эталонами времени и размера. А поскольку информация – это всегда некоторая знаковая система, не отождествленная с оригиналом, а соответствующая ему, то информационное существование всегда «приблизительное», только отражающее оригинал и прогнозирующее его поведение (реальное действие) в тех или иных случаях и задачах. Отсюда солипсизм не отрицает существование других людей, а «почти отрицает».

При решении практических задач нас интересует, прежде всего, реальное действие, которое связано с конкретной ЗС и, следовательно, оно относительно. Таким образом, реальное существование – субъективно, но конкретно и точно, а информационное существование – объективно, но приблизительно и только соответственно. В этом смысле понятие материи как разновидности объективной реальности само по себе не означает какое-то конкретное, реальное и точное действие. Но в сочетании с наработанными экспериментальными механизмами и зависимостями перевода информационного действия в реальное это понятие становится реальностью. Поэтому материальные объекты могут быть с достаточной точностью интерпретированы как источники реального действия. Но о системе перевода обычно не говорится, она прикладывается как бы сама собой. Поэтому создается иллюзия существования объективного, реально действующего материального объекта, т.е. разделение на реальное субъективное действие в рамках одной ЗС и информационное, справедливое для всех ЗС (т.е. объективное) остается справедливым.

Таким образом, понятие «материя» имеет двойной смысл, объективный и субъективный, информационный и реальный.