Логотип Мысленного древа

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

НАУКА

ОБРАЗО
ВАНИЕ

ЛИТЕРА
ТУРА

Письмо на сайт
Версия для печати
Лента новостей (RSS)
Образование / Студентам / Marketing management организации / Приложение 1. Социально-психологический практикум

Marketing management организации

Приложение 1.
Социально-психологический практикум

Бритченко И.Г., Бритченко Г.И.

Самотестирование: Что в имени моем:

А. Каков Я (к окружению и на сомом деле)?

В. Кто Я (уверенность: самоуважение и уважение людей)?

С. Зачем Я (самостоятельность бизнесмена)?

Д. Досуг.

Человек – существо, обладающее самовыражением, самосознанием

Закон магической звездной пробы:

1. Делай сказку

2. Будь самим собой

3. Помни, что ты ничего не сделал

4. Останься в истории

Заговори, чтобы я тебя увидел

(Сократ)

Кто хочет работать – ищет средство, кто не хочет – причины.

(С.П.Королев)

Чтобы найти общий язык, свой следует немного прикусить.

Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам.

Оставайся спокойным, когда другие нервничают.

Все тайное становится явным.

Находишь всегда то, что не искал.

Соседская очередь всегда движется быстрее.

Стоит запечатать письмо, как в голову приходят свежие мысли.

А. Каков Я (к окружающим и на самом деле)?

Ответь, пожалуйста, на каждый вопрос: «да» или «нет». Не надо долго думать, пиши первое, что приходит в голову.

А1. Есть ли у тебя чувство юмора?

А2. Доверчив и откровенен ли ты с друзьями?

АЗ. Легко ли тебе просидеть больше часа, не разговаривая?

А4. Охотно ли одалживаешь свои вещи?

А5. Много ли у тебя друзей?

Б1. Умеешь ли занять гостей?

Б2. Точность, пунктуальность тебе свойственны?

Б3. Делаешь ли денежные сбережения?

Б4. Любишь ли строгий стиль в одежде?

Б5. Считаешь ли, что правила внутреннего распорядка необходимы?

В1. Проявляешь ли публично свою антипатию к кому-либо?

В2. Заносчив ли ты?

В3. Силен ли в тебе дух противоречия?

В4. Стараешься ли стать центром внимания в компании?

В5. Подражают ли тебе?

Г1. Употребляешь ли грубые слова, разговаривая с людьми, которых это шокирует?

Г2. Любишь ли похвастать накануне экзамена, что отлично все знаешь?

Г3. Имеешь ли обыкновение делать замечания, читать нотации и т.п.?

Г4. Бывает ли желание во что бы то ни стало поразить друзей оригинальностью?

Г5. Доставляет ли удовольствие высмеивать мнение других?

Д1. Предпочитаешь ли профессии жокея, актера, телевизионного диктора профессиям инженера, лаборанта, библиографа?

Д2. Чувствуешь ли себя в обществе малознакомых людей непринужденно?

Д3. Предпочитаешь ли заняться вечером спортом вместо того, чтобы посидеть спокойно дома и почитать книгу?

Д4. Способен ли хранить секреты?

Д5. Любишь ли ты праздничную атмосферу?

Е1. Строго ли соблюдаешь в письмах правила пунктуации?

Е2. Готовишься ли заранее к воскресным развлечениям?

Е3. Можешь ли точно отчитаться в своих покупках и расходах?

Е4. Любишь ли наводить порядок?

Е5. Свойственна ли тебе мнительность?

Анализ ответов

В тех частях текста, где большинство ответов «Да», ставьте их индекс: А, Б, В, Г, Д, Е. Там же, где большинство ответов отрицательны, ставьте нуль (0).

Ответы «Каким ты кажешься окружающим?»

А00 (по трем первым группам).

Тебя часто считают надежным человеком (хотя в действительности ты лишь чуть-чуть легкомыслен). Ты весел и разговорчив, делаешь подчас меньше, чем обещаешь. Друзьям нетрудно увлечь тебя за собой, и поэтому они иногда думают, что ты легко поддаешься влиянию других. Однако в серьезных вещах умеешь настоять на своем.

А0В (то же самое).

Ты производишь впечатление человека не слишком застенчивого, иногда даже, прости, невежливого. Стремясь к оригинальности, противоречишь другим, а подчас и себе, и опровергая сегодня то, что утверждал вчера. Ты кажешься человеком беспечным, неаккуратным, необязательным. Но стоит захотеть – станешь проворным и энергичным. Тебе не хватает того, что называется уравновешенностью.

АБ0

Ты очень нравишься окружающим. Ты общителен, серьезен, уважаешь мнение других, никогда не оставляешь друзей в трудную минуту. Но (к сведению окружающих) дружбу твою заслужить нелегко.

АБВ

Ты любишь командовать окружающими, но неудобство от этого испытывают только самые близкие люди. Со всеми остальными ты сдерживаешься. Высказал свое мнение, не думаешь о том, как отзовутся на людях твои слова. Окружающие подчас избегают тебя, боясь, что ты обидишь их.

Ответы 000 (для трех групп вопросов)

Ты сдержан, замкнут. Никто не знает, о чем думаешь. Понять тебя трудно.

00В

Не исключено, что о тебе говорят: «Какой несносный характер!» Ты раздражаешь собеседников, не даешь им возможности высказаться, навязываешь мнение и никогда не делаешь уступок. Похоже? Не совсем? Тогда хорошо.

0Б0

Такие люди, как ты, в школьные годы бывают примерными учениками, вежливыми, аккуратными, дисциплинированными, всегда с хорошими отметками. Учителя уважают их и доверяют им. Что же касается товарищей, то одни считают таких «задаваками», другие предлагают им дружбу.

0БВ

Возможно, кое-кто считает тебя человеком, которому постоянно кажется, что его обижают. Ты ссоришься из-за пустяков. Иногда бываешь в хорошем настроении, но это случается нечасто. В общем ты производишь впечатление обидчивого и мнительного человека.

Ответы «Каков ты на самом деле?»

000

(Большинство отрицательных ответов в группах Г, Д, Е). Тебя привлекает все новое, у тебя пылкое воображение, однообразие в тягость. Но мало кто доподлинно знает твой характер. Тебя считают человеком спокойным, тихим, довольным своей судьбой, тогда как в действительности ты стремишься к жизни, наполненной яркими событиями.

00Е

Скорее всего ты застенчивый человек. Это видно, когда тебе приходится иметь дело с незнакомыми людьми. Самим собой бываешь только в кругу семьи или ближайших друзей. В присутствии посторонних чувствуешь себя скованно, но стараешься скрыть это. Ты добросовестен, трудолюбив, у тебя есть много хороших замыслов, идей, проектов, но из-за своей скромности ты нередко остаешься в тени.

0Д0

Ты очень общителен, любишь встречаться с людьми, собирать их вокруг себя. Как только ты остаешься один, все пропало! Тебе трудно даже запереться в комнате, чтобы написать какую-нибудь важную бумагу. Очень силен дух противоречия: постоянно хочется сделать что-нибудь не так, как другие. Иногда поддаешься такому порыву, но большей частью сдерживаешься.

0ДЕ

Ты сдержан, но не робок, весел, но в меру, общителен, вежлив со всеми. Привык, что тебя часто хвалят. Хотел бы, чтобы тебя любили безо всяких усилий с твоей стороны. Без общества друзей тебе не по себе. Тебе приятно делать добро людям. Но тебя можно упрекнуть в некоторой склонности к витанию в облаках.

Г00

Ты склонен высказывать и яростно защищать весьма парадоксальные мнения. Поэтому у тебя немало противников, даже друзья не всегда понимают. Но тебя это мало волнует. Очень жаль!

Г0Е

Тебе придется выслушать не очень приятные слова. Как это тебе удалось подобрать такое сочетание букв? Характер довольно трудный. Крайне неуступчивый.

Недостаточно развито чувство юмора, не переносишь шуток. Часто критикуешь чужие действия и заставляешь других поступать на свой лад. А если тебе не подчиняются, начинаешь злиться. Поэтому у тебя мало друзей.

ГД0

Ты – большой оригинал и любишь удивлять друзей. Если кто-нибудь даст совет, делаешь все наоборот только ради того, чтобы посмотреть, что из этого получится. Тебя это забавляет, а других раздражает. Только самые близкие друзья знают, что ты не так самоуверен, как кажется.

ГДЕ

Ты энергичен. Всюду чувствуешь себя на своем месте. Всегда владеешь собой. Общителен. Но похоже, что любишь общество друзей только при условии, что ты играешь в нем главную роль. Любишь быть арбитром в спорах и организовывать игры. Окружающие признают твой авторитет, так как в твоих суждениях всегда есть большая доля здравого смысла. Но тем не менее твое стремление вечно получать – утомляет окружающих.

В. Кто Я (уверенность; самоуважение и уважение людей)?

Если ты – уверенный человек, то:

Чаще добиваешься того, к чему стремишься. Чаще, чем не добиваешься.

Умеешь высвобождать энергию, что делает тебя сильнее и высвобождает подавленные чувства.

Свободно высказываешь свою точку зрения и добиваешься того, чтобы тебя слушали. Уважая при этом права слушающих.

Легче принимать решения.

У тебя минимальные страх и тревога перед будущим.

Ты оптимистичен, как правило.

Отношения с людьми развиваются в желаемом тебе направлении.

Не путай уверенность с агрессивностью.

Шесть рецептов уверенного поведения

Уверенность – спокойное, зрелое самоуважение и уважение людей.

1. Говори о своих чувствах, мыслях, мнениях и правах предельно просто. Например, «Я хотел бы сейчас уйти» или «Вы мне очень нравитесь».

2. Всегда учитывай чувства, желания, позицию другого человека. Например, «Я знаю, ты хочешь, чтобы мы пошли вместе, но на этот раз я пойду один».

3. Постепенно переходи от минимальных к категоричным утверждениям. Например, «Мне кажется, что он не прав… По-моему, он не прав потому, что… Он не прав, во-вторых, потому…».

4. В ситуации конфронтации всегда оставляй шанс другому человеку для того, чтобы он сделал желаемое тобой. «Я думал, что ты принесешь деньги сегодня, но ты их не принес. Когда ты сможешь принести их?»

5. Если тебе надо отрицательно оценить поведение или поступок другого человека, выразить свои чувства по этому поводу, делай это четко и ясно, чтобы он понял чего ты хочешь.

6. Если предстоит кого-то убедить или переубедить, сделать это надо своевременно и тактично.

Что мешает быть уверенным?

1. Твои комплексы.

2. Смутное представление о будущем деле: нет четких образцов, как сделать и сам не знаешь конкретно чего хочешь.

3. Страхи и опасения за последствия, ожидание враждебности, гнева и отрицательных реакций со стороны других людей.

4. Недооценка себя. Не чувствуешь за собой права занимать твердую позицию и требовать корректного и честного отношения к себе.

5. Плохая «самопрезентация»: обычно выражаешь свои мысли смутно, неубедительно, противоречиво или эмоционально.

Первые уверенные шаги

Самоанализ

В твоей жизни нередко бывают затруднения, в которых и выясняется, что тебе не хватает уверенности. Рецепт тут единственный – эти затруднительные для тебя ситуации надо преодолеть.

Примерный перечень ситуаций, где обычно не хватает уверенности:

войти в аудиторию или комнату, наполненную людьми. Ты опоздал к началу доклада, заседания;

сделать замечание, высказать недовольство:

сказать «нет», не обидев, человека, которому не отказывал раньше;

разрешить конфликт;

сказать комплимент;

высказать критику;

противостоять обману;

отстоять свое право на что-либо;

договориться с неприятным человеком;

не поддаваться уговорам приятных тебе людей;

сказать или сделать не то, чего ждут от тебя, не испытав затем угрызений совести или чувства вины;

ты вполне можешь расширить перечень аналогичных ситуаций. Все они каждый раз дают тебе мини-, миди- или макси- стресс.

Два пути из неуверенности

1. Ты ежедневно вспоминаешь и даже выполняешь свои обязанности перед близкими людьми, коллегами, партнерами, руководителями. А часто ли вспоминаешь свои права? И знаешь ли их?

Ты имеешь право:

быть независимым;

быть выслушанным и принятым всерьез;

действовать в стиле уверенного в себе человека;

отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым и эгоистичным;

просить то, чего хочешь;

делать ошибки и быть ответственным за них;

не быть напористым, не напоминать, не настаивать на своем, и не иметь дела с теми, кто желает сделать тебя таким.

2. Вся жизнь – спектакль. Играй в нем роль независимого человека. И вся твоя застенчивость, неуверенность исчезнет.

Умею ли я говорить?

Самоанализ

1. Правильно или нет поняли то, что я сказал?

2. Что сказать, чтобы он подготовился к восприятию главного?

3. Обдумал ли я свои слова, прежде чем их сказать?

4. Доброжелателен ли я, тактичен и выдержан?

5. Слушатель не задал вопросов после того, как я высказал новую мысль. Он не понял ее?

6. Ясно ли я выражаюсь? Мои высказывания были определенными или не очень?

7. Использовал ли я аргументы противника в своих контрдоводах?

8. Поощрял ли я вопросы слушателя? Или был к ним равнодушен?

9. Задавал ли я вопросы, чтобы выяснить о чем думает мой собеседник или считал, что догадываюсь об этом?

10. Был ли я более энергичен в защите своей позиции, когда собеседник привел более сильные доводы?

11. Не злоупотребил ли я профессиональными терминами, непонятными слушателю?

12. Какое впечатление производят мои слова, внимателен ли слушающий меня?

13. А как у меня с преднамеренными паузами в разговоре для того, чтобы собраться с мыслями, обратить внимание на сказанное или дать возможность обдумать мои предложения, задать вопросы?

14. Улавливаю ли я мотивы собеседника?

15. Не были ли мои слова предвзятыми и предубежденными?

16. Не монополизировал ли я разговор?

С. Зачем Я (самостоятельность бизнесмена)?

Независимо от занимаемого в обществе положения человек постоянно задается вопросом: а способен ли он в действительности заниматься собственным бизнесом? Это можно выяснить с помощью теста для самоанализа, приведенного ниже. Проверьте себя, подходите ли вы на роль самостоятельного бизнесмена.

После каждого вопроса поставьте знак-отметку как можно ближе к вопросу. Знак-отметку не требуется ставить точно под вопросом, так как ваше мнение может находиться где-то между двумя ответами. Будьте при этом честными.

Инициативны ли вы по натуре?

1. – Я все делаю по-своему. Мне не нужен никто, кто бы меня подгонял.

2. – Если кто-нибудь подтолкнет меня к действию, я буду хорошо работать.

3. – Придерживаюсь правила «Тише едешь – дальше будешь». Не начну дела до тех пор, пока обстоятельства не заставят.

Ваше отношение к другим людям?

1. – Я люблю людей. Я могу поладить с кем угодно.

2. – У меня масса друзей, и больше я никого не хочу иметь.

3. – Большинство людей меня раздражает.

Можете ли вы быть лидером?

1. – Я могу без особых проблем повести за собой массу людей.

2. – Я могу руководить людьми, если мне удастся с ними об этом договориться.

3. – Пусть кто-нибудь другой займется этим.

Можете ли вы взять на себя ответственность?

1. – Мне нравится отвечать за содеянное.

2. – Я могу ответить, если надо, но все-таки предпочитаю отдать это кому-нибудь другому.

3. – Всегда найдется желающий показать себя. Пусть он и отвечает.

Насколько хороши вы в роли организатора?

1. – Перед началом работы я предпочитаю составить план. Обычно я один из тех, кто выполняет одно за другим намеченные дела.

2. – Я работаю хорошо до тех пор, пока дела не надоедят, после чего я от них устраняюсь.

3. – Я не люблю вмешиваться в дела, пусть все идет своим чередом.

Насколько хороши вы как работник?

1. – Я могу работать сколь угодно долго. Тяжелая работа мне не страшна.

2. – Я буду с усердием работать лишь до определенного момента, пока не получу достаточно за этот труд.

3. – Я не считаю, что усердный труд всегда необходим.

Вы способны принимать решения?

1. – Если необходимо , я могу быстро принимать решения, которые, как правило, оказываются верными.

2. – Могу, если имею для этого достаточно времени. В случае необходимости принять срочное решение я откажусь от этой задачи.

3. – Мне не нравится принимать какие-либо решения. По возможности стараюсь избегать подобных ситуаций.

Могут ли люди верить в то, что вы говорите?

1. – Да, конечно. Я говорю лишь то, о чем думаю.

2. – Я стараюсь быть искренним, но иногда говорю очень простые вещи.

3. – Мне очень жаль, если собеседник верит мне безоговорочно.

Можете ли вы твердо проводить свою линию?

1. – Если я решил что-либо сделать, я не позволю никому себя остановить.

2. – Обычно я заканчиваю начатые дела.

3. – Если работа не «идет», я ее бросаю. Какой смысл изводить свои мозги.

Каково ваше здоровье?

1. – Я никогда не устаю.

2. – У меня достаточно энергии для большинства задуманных дел.

3. – Я выдыхаюсь при работе гораздо быстрее, чем большинство моих друзей.

Не каждый человек способен заниматься собственным бизнесом. И это считается нормальным явлением, В этом тесте нет правильных или неправильных ответов. Он рассчитан на то, чтобы дать вам кое-какие идеи и советы и показать отдельные черты личности, присущие предпринимателю.

Д. Досуг:

1. Какие «хитрости» нерадивых работников проявляются и у МЕНЯ?

2. Деловая беседа.

3. Кодекс поведения современного руководителя.

Каждому приятно работать с обязательными коллегами, добросовестными подчиненными, объективными руководителями. Но не все и не всегда таковыми бывают… Тот излишне самолюбив, этот – пассивен и апатичен. Одного не увлекает данная работа, другой вообще откровенный лодырь, а эти – всегда работали хорошо, но вдруг почему-то «испортились». Один застенчив, другой не любит начальника – и оба весьма квалифицированно ставят ему палки в колеса. И так далее и тому подобное. Всех случаев негативного поведения работников не перечесть.

Но результаты при этом всегда однозначны: конфликты, срывы сроков, некачественная работа.

Бороться с подобными явлениями, ох как сложно!

Выход из положения только один – воспитывать, предугадывая поведение нерадивых работников и нейтрализуя негативные проявления прежде, чем они приведут к тяжелым последствиям. Но как диагностировать подобные случаи и как с ними бороться?

Вы должны знать: любители затянуть дело, уклониться от заданий, переложить их выполнение целиком или частично на других чаще всего используют такие способы:

стремятся брать задания без указания сроков, чтобы потом не быть обвиненными в срыве сроков и невыполнения задания;

добиваются отмены или отсрочки задания;

не закончив одного дела, напрашиваются еще на какое-нибудь, чтобы иметь оправдание невыполнения первого;

при проверке хода работы руководителем не указывают конкретно нерешенные вопросы, а ограничиваются общими ответами:

«Документация еще не совсем готова», «Я хочу показать вам законченную, а не сырую работу»;

пытаются в самый разгар работы уехать в командировку, уйти в отпуск или даже заболеть;

охотно берут много поручений, чтобы иметь возможность сослаться на перегруженность;

затягивая исполнение дела, стремятся перевести его в категорию спешных, так как руководители более склонны реагировать на спешные дела, чем на важные. Это дает возможность работать с прохладцей, а в критический момент пользоваться помощью начальника и коллег;

стремятся доказать, что данный вопрос не входит в их обязанности, и нужно либо поручить его другому работнику, либо передать в другое подразделение, либо сделать самому руководителю;

вступают в спор с руководителем по поводу исполнения дела. Это дает возможность вынудить руководителя передать задание другому лицу или выяснить идеи руководства, связанные с заданием, чтобы использовать их при исполнении дела и выдать за свои;

стараются нарочно рассуждать наивно – при этом у собеседника появляется желание учить и, следовательно, решать за исполнителя часть дела;

занимаются в неположенное время другой работой, не связанной с их прямыми обязанностями.

Для того, чтобы уйти от ответственности, переложить ее на других или разделить с кем-либо, нерадивые работники обычно поступают следующим образом:

стараются держаться подальше от руководителя, уклоняться от руководства, не подвергаться руководству с тем, чтобы всегда иметь возможность сказать, что ими не руководили;

заявляют, что им не помогают. Это позволяет замять вопрос об ответственности и взвалить часть своих функций на руководителя:

утверждают, что у них мало прав, забывая, что права предоставляются для наилучшего использования обязанностей, а не для облегчения командования и оправдания своей нерадивости:

подают докладную записку, чтобы снять с себя всю или хотя бы часть ответственности; .

стремятся выполнить работы в строгом соответствии с имеющимися инструкциями, правилами, положениями без учета их «возраста», конкретных обстоятельств и интересов дела. Это, по существу, разновидность саботажа.

Для оказания психологического давления на руководителя непорядочные, недобросовестные работники склонны:

утаивать информацию, полезную для дела, чтобы когда руководитель допустит промах, вполне аргументировано выступить и раскритиковать его действия;

заметив ошибку или неточность в задании, промолчать, а затем использовать ее в подходящий момент;

делать вид, что дело делается лично для руководителя, а вообще оно ни к чему;

вступать как можно в более тесные дружеские, неформальные отношения с руководителем, исходя из тезиса: «Хочешь управлять начальником – подружись с ним»;

стремиться хорошо узнать слабости руководителя, быть в курсе его отношений с вышестоящим начальником, знать, чем тот недоволен («в слабостях начальника – сила подчиненного»);

обвинять руководителя в том, что его нельзя понять, что он дает глупые задания, сам ничего не может и не делает, а только требует;

давать себе оценку за руководителя – рассуждения типа: «Я думал, что вы догадаетесь ;

стараться всегда быть обиженным, чтобы иметь возможность оправдаться тем, что «в такой обстановке невозможно работать»;

заявлять, что задача им не по плечу. Рассуждения типа: «Я не профессор», «Я институтов не кончал», «Я слабая женщина».

немедленно признавать себя виновным, каяться и давать обещания исправиться;

обвинять руководителя в предвзятости. Рассуждения типа: «Я знаю, что вы хотите меня уволить и ищите, к чему придраться». Это, по существу, разновидность шантажа;

обещать пожаловаться директору и выше.

В отдельных «патологических» случаях для недобросовестных людей характерно даже такое поведение:

напроситься на грубость или спровоцировать незаконные действия, что дает возможность некоторое время работать бесконтрольно;

слыть дураком и вызывать сочувствие;

пустить слезу и умолять о прощении.

Таким образом, знание негативных приемов уже само по себе залог их выявления и предупреждения.

Какие Вы используете методы в борьбе с ними? Здесь многое зависит от Вашего опыта, авторитета, профессиональной подготовки. Учтите только, что нерадивые, недобросовестные работники весьма чувствительны к чужим достижениям и личным успехам, в том числе и к успехам руководителя. Поэтому руководитель должен с особой тщательностью следить, чтобы его поручения не расценивались как необходимые лично ему и не выглядели таковыми. Давая задание такому подчиненному, руководитель должен тщательно разъяснить цель его выполнения, добиться понимания той цели, оттенить возможные выгоды для самого подчиненного.

Диагноз помех, автор которых – Я САМ

1. Смутное понимание цели.

2. Неспособность рассмотреть проблему с разных точек зрения, несистемное, однобокое видение проблемы.

3. Нерешительность, страх перед риском.

4. Излишняя критичность как по отношению к чужим идеям и предложениям, так и к своим.

5. Неспособность отказываться от неправильного подхода к решению (негибкость мышления).

6. Недостаток инициативы. Скованность, шаблонность мышления, неспособность пустить свои мысли на самотек, недостаточное понимание ценности воображения и фантазии.

7. Неспособность различить причину и следствие. Неспособность выявлять причины.

8. Предрассудки, предубеждения.

9. Строгое следование указаниям и правилам, запретам.

10. Слабая способность к анализу проблемы и самого процесса ее решения (слабая рефлексия).

11. Вера в достаточность собственных знаний. Ни один из этих барьеров не мешает тебе? Попробуй посмотреть на себя со стороны и пристально.

12. Стремление останавливаться в поиске решения на первом приемлемом варианте, «закрытость» ума.

13. Неконкретное мышление, оперирование размытыми понятиями, абстракциями и штампами, излишнее теоретизирование.

14 Нехватка факторов.

15. Ориентация на ближайшие выгоды без анализа и прогнозирования последствий (ограниченный временной горизонт).

16. Чрезмерная зависимость от авторитетов, ориентация на вышестоящих (вождизм).

17. Ориентация на поиск виновных, а не анализ обстоятельств.

18. Нетерпимость к противоречиям.

19. Страх показать себя с невыгодной стороны.

20. Пессимистическое мышление («неудачник»).

21. Неспособность к постепенному разрешению клубка противоречий, стремление решить все сразу или не решать совсем.

22. Стремление видеть только чужие проблемы, не замечая своих собственных. Оторвись от самоанализа, изучения методов и правил, если точнее говорить, управления самим собой. Посмотри на окружающих тебя людей и…

Простительные ошибки – тоже ошибки

Каковы типичные ошибки даже опытных руководителей при встрече с кандидатом в работники?

1. Нет перечня качеств работника для данной должности.

2. Ложно воспринимаются внешние качества работника и его ответы.

3. Руководитель «влюбляется» в человека, который умеет рассказывать красивые байки.

4. Уважение к кандидату за его хорошие оценки в учебном заведении, хотя тот мог пройти лишь легкие курсы или «купить» диплом.

5. Настороженное отношение к мужчинам с длинными волосами или наоборот, с короткой прической.

6. Интерес к привлекательным женщинам.

7. Сила или слабость сигнала об одних качествах кандидата очень часто воспринимается как сила или слабость других его качеств.

8. Красноречие приравнивается к руководящим способностям кандидата.

9. Беседа формальна и коротка, мельком взглянул руководитель на заявления и кандидата. При этом информация, подкрепляющая первоначальную оценку усваивается, а данные, противоречащие ей, отсеиваются.

10. Нетерпимость к негативным качествам кандидата, что не позволяет оценить положительные качества.

11. Излишнее доверие к интервью кандидата. Зачастую достаточно теста для проверки кандидата. Тем более, если кандидат – молодой специалист, способности которого еще не известны.

12. Большая спешка: нужно заполнить вакантное место без промедления, руководитель сглаживает отрицательную информацию и слишком верит в обучение как фактор исправления.

13. Отсутствие системы отбора. Несправедливо и незаконно одного кандидата тестировать, встречаться с ним, а другого принимать не глядя.

Деловая беседа: типы ваших собеседников, ваша тактика ведения переговоров

Успех деловой беседы во многом зависит от того, насколько правильно вы уяснили особенности характера своего партнера и выбрали верный тон разговора с ним. Поможет в решении этой задачи нижеследующая классификация основных типов собеседников.

«Взрывной» человек, «Нигилист». Такой собеседник часто выходит за профессиональные рамки беседы. В ходе ее он нетерпелив, несдержан и возбужден. Своей позицией и подходом он смущает собеседников и неосознанно наводит их на то, чтобы они не согласились с его тезисами и утверждениями. По отношению к нему следует вести себя таким образом:

обсудить с ним и обосновать спорные моменты, если они известны, до начала общей беседы;

всегда оставаться хладнокровным и компетентным;

неукоснительно следить за тем, чтобы по возможности решение формулировать его словами (при вашем содержании);

когда есть возможность, предоставить другим опровергать его утверждения, а затем отклонить их;

привлечь его на свою сторону, попытаться сделать из него позитивного участника беседы;

беседовать с ним с глазу на глаз в перерывах и паузах переговоров и совещаний, чтобы узнать истинные причины его негативной позиции;

в экстремальных случаях настоять на том, чтобы деловая беседа была приостановлена, а позднее, когда наиболее горячие головы, и в первую очередь «Нигилист», остынут, продолжить ее;

за столом или в зале заседаний поместить его в «мертвый угол».

«Позитивный» человек. Это, конечно, самый приятный тип собеседника, добродушный и трудолюбивый, он позволяет вместе с ним подвести итоги беседы и спокойно и обоснованно провести дискуссию. По отношению к нему нужно занять следующую позицию:

вместе выяснить и завершить рассмотрение отдельных случаев;

следить за тем, чтобы все остальные собеседники были согласны с этим позитивным подходом в данной деловой беседе;

в трудных и спорных вопросах и ситуациях искать помощь и поддержку в собеседнике этого типа;

в группе собеседников посадить его там, где есть свободное место.

«Всезнайка». Этот думает, что все знает наилучшим образом. Обо всем у него есть свое мнение, он всегда требует слова.

В общении с ним следует придерживаться ниже перечисленных правил:

посадить его рядом с ведущим беседу:

время от времени напоминать ему, что другие тоже хотят высказаться;

попросить его, чтобы он дал и остальным собеседникам немного потрудиться над решением;

дать ему возможность вывести и сформулировать промежуточные заключения;

при смелых и рискованных утверждениях дать возможность остальным собеседникам выработать и выразить свою точку зрения;

иногда задавать ему сложные специальные вопросы, на которые в случае необходимости может ответить тот, кто ведет беседу.

«Болтун». Такой собеседник часто бестактно и без всякой видимой причины прерывает ход беседы. Не обращает внимание на время, которое тратит на свои выпады. Чтобы его нейтрализовать, надо:

как и «всезнайку» посадить ближе к ведущему беседу или к другой авторитетной личности;

когда он начнет отклоняться в сторону, его нужно тактично остановить;

когда он отойдет от темы беседы, спросить его, в чем он видит связь между только что сказанным и предметом обсуждения;

спросить поименно участников беседы, каково их мнение;

в случае необходимости ограничить время отдельных выступлений и всей беседы;

следить, чтобы «болтун» не переворачивал проблемы «с ног на голову» только затем, чтобы посмотреть на них под новым углом зрения.

«Трусишка». Этот тип собеседника отличается недостатком уверенности в себе во время публичных выступлений. Он охотнее промолчит, боясь сказать что-нибудь такое, что, по его мнению, может выглядеть глупо или даже смешно. С таким собеседником нужно обходиться очень деликатно, с чувством меры:

задавать ему легкие информационные вопросы;

одобрить его, чтобы он развил свое замечание или вставленное слово в ряд предложений;

помогать ему формулировать мысли;

решительно пресекать любые попытки насмешки над ним или его высказываниями;

применять ободряющие формулировки типа «все бы хотели услышать и ваше мнение»;

специально благодарить его за любой вклад в беседу или замечание, но не делать это свысока.

Хладнокровный, неприступный собеседник. Такой человек замкнут, часто чувствует себя вне времени и пространства, а также вне темы и ситуации конкретной деловой беседы, так как все это кажется ему недостойным его внимания и умственных усилий. Что делать в таком случае?

Любым способом необходимо:

заинтересовать его в обмене опытом;

спросить его: «Кажется, вы не совсем согласны с тем, что было сказано. Конечно, нам всем было бы интересно узнать, почему?»;

в перерывах и паузах беседы попытаться выяснить причины такого его поведения.

Незаинтересованный собеседник. Тема беседы его вообще не интересует. Он бы охотнее «проспал» всю беседу. Поэтому нужно:

задавать ему вопросы информационного характера;

придавать теме беседы интересную и привлекательную форму;

задавать ему стимулирующие вопросы;

попытаться выяснить, что интересует лично его.

«Важная птица». Такой собеседник не выносит критики – ни прямой, ни косвенной. Он чувствует и ведет себя как личность, стоящая выше остальных собеседников. Существенным элементом нашей позиции по отношению к такому собеседнику является тактика в соответствии с которой:

нельзя позволять ему разыгрывать в ходе беседы роль гостя;

нужно незаметно предложить ему и дать возможность занять равноправное с отдельными участниками беседы положение;

не допускать никакой критики в адрес присутствующих или отсутствующих руководителей и других лиц;

всегда четко понимать, что речь идет об одной деловой беседе, и помнить, кто является инициатором данной беседы;

очень полезно в диалоге с таким человеком пользоваться методом «да – но».

«Почемучка «. Кажется, что этот собеседник только для того и создан, чтобы сочинять и задавать вопросы независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманны. Он просто сгорает от желания спрашивать все и вся. Как справиться с таким собеседником? Здесь может помочь следующее:

всегда все его вопросы, относящиеся к теме беседы, сразу же направлять на всех собеседников, а если он один, то переадресовывать вопрос ему самому;

на вопросы же информационного характера отвечать сразу;

сразу признавать его правоту, если нет возможности дать ему нужный ответ.

Искусство находить хороших работников

Основным элементом отбора кадров было и остается собеседование (иногда серия собеседований). Однако, прежде чем приглашать людей на собеседование, как правило, производят предварительный отбор на основании присланных кандидатом резюме. Иногда тем, чьи резюме отобраны как представляющие интерес, предлагают заполнить более подробную анкету. Содержание и внешний вид резюме сами по себе уже служат своеобразным тестом, много говорящем о кандидате. Прорабатывая резюме заинтересовавшего вас кандидата, сразу же запишите те вопросы, которые возникают у вас при чтении. Их необходимо прояснить во время собеседования.

При этом не следует полагаться исключительно на свою память. В какой бы форме вы не проводили собеседование, обязательно записывайте свои наблюдения, оценки и впечатления о кандидатах. Роберт Рэдмонд в своей книге «Как нанять хорошего менеджера» рекомендует следующую форму для записи результатов собеседования: дата собеседования, имя, наружность (манеры, рост, сложение, одежда, прочие отметки), семейное положение, опыт работы, квалификация, общие замечания (исходя из требований, предъявляемых данной должностью).

Следует обратить внимание на то, что эта или подобная ей форма не является заменой резюме или анкеты, которые составляются и заполняются самим кандидатом. Поэтому, например, по пункту «опыт работы» нужно не перечислять занимаемые ранее кандидатом должности, а оценить соответствие опыта работы кандидата требованиям, которые предъявляются в данном случае.

Существует немало разновидностей собеседования, но есть некоторые основополагающие принципы, которыми желательно руководствоваться во всех случаях.

Пять основных правил проведения собеседования

1. Никогда нельзя допускать, чтобы проведению собеседования что-то мешало (телефонные звонки, заглядывания в дверь посторонних и т.п.).

2. Нельзя проводить собеседование в спешке.

3. Предпочтительно проводить собеседование на рабочем месте (иначе создается впечатление, что вы пытаетесь что-то скрыть).

4. Никогда не пытайтесь расхваливать свою фирму или предлагаемую должность как на базаре. Тем более, не отклоняйтесь от правды и не пытайтесь выдать лакированный вариант, лучше честно сказать о трудностях, если они есть и объяснить как предполагается их преодолеть.

5. Никогда не проводите собеседования без должной предварительной подготовки. Целесообразно иметь перед собой список вопросов, который вы предлагаете задавать всем соискателям данной должности. Это уменьшит вероятность необъективности, а также упростит процедуру сравнения кандидатов. Если кто-то из кандидатов упирает на определенные знания и умения, о которых не было речи в беседе с остальными кандидатами, но которые вас заинтересовали с точки зрения полезности для заполняемой вакансии, разумно задать об этом вопрос каждому.

Искусство собеседования

Создание доверительной атмосферы, которая позволит кандидату преодолеть внутреннюю скованность и напряжение, выбор наиболее подходящей в данном случае формы собеседования, умение моделировать ситуации, позволяющие раскрыть различные стороны личности и профессионального уровня кандидата приходят, как правило, с длительной практикой и свидетельствуют о высокой степени профессионализма интервьюера.

Четыре ступени к совершенству интервьюера

(по книге Мартина Иейта «Нанимать лучших»)

1. Неосознанная некомпетентность (интервьюер не знает, что он не умеет интервьюировать).

2. Осознаваемая некомпетентность (знает, что интервьюирование – это гораздо более сложное искусство, чем ему казалось и старается совершенствоваться).

3. Осознаваемая компетентность (знает, что, как и зачем делает, все вопросы и все поведение выверено и соответствует).

4. Неосознаваемая компетентность (когда все, что делает интервьюер не только соответствует цели, но и естественно как дыхание).

Кандидат должен сосредоточить свои усилия на ответах на ваши вопросы, а не на расшифровке самих вопросов. Вопросы должны быть четко и ясно сформулированы. Используйте простые и ясные слова. Не задавайте по несколько вопросов на одном дыхании. Задавайте вопросы по темам, плавно переходя от одной к другой, соблюдая единство беседы. Если нужно, подчеркните это:

«Теперь, когда мы выяснили вопросы, связанные с вашим образованием, поговорим об опыте работы». Не давайте беседе сбиваться с заданного вами курса. Если ответ увел в сторону от сути вопроса, переспросите: «Простите, я имел в виду…»

Интервьюер должен руководствоваться правилом 20:80 (20 % времени задавать вопросы и 80 % – слушать).

Кодекс поведения современного руководителя

На чем основывается деятельность руководителя? Образование? Да. Практические навыки? Да. Общая культура? Да. Можно еще долго продолжать данный перечень – хороший руководитель должен обладать многими качествами. Но главное все же, на наш взгляд, – это знание и выполнение кодекса поведения современного руководителя, который предлагается вниманию читателей.

Итак, уважаемые руководители, внимание!

1. У него есть видение будущего и вожделенная мечта, которую он «оседлал» и ежедневно преследует ее. Он настойчив, целеустремлен и нацелен на практический результат.

2. Он безгранично верит в коллектив своих сотрудников, планируя их успех на несколько лет вперед.

3. Он изобретателен и постоянно стремится сделать что-то новое, крайне восприимчив к новым идеям.

4. Он лучше, чем кто-то другой знает свои достоинства и недостатки.

5. Он самокритичен и никогда не боится начать все сначала. Он предпочитает управление самим собой, а свое начальственное положение воспринимает как особое служение людям.

6. Деньги для него не главный и не единственный стимул, на первом месте – человеческий фактор, на втором – управление, а затем – все остальное.

7. Он необязательно идеален, у него есть свои «слабые места», и поэтому он меньше всего рассчитывает на легкие удачи в жизни. Ему свойственно быть ментором. В прошлом он был либо трудным ребенком, либо имел трудное детство, либо – неблагоприятную семью.

8. Он умеет «бросить вызов» профессиональным качествам своих сотрудников.

9. Он поощряет плюрализм мнений, что выбранный им стиль управления не обязательно означает – наилучший, так как не существует универсального по отношению ко всем стилям управления.

10. Предъявляя высокие требования к качеству работы, он, в тоже время, поощряет и разумный риск.

11. Он терпим к ошибкам и промахам других, не карает слишком строго, справедливо судит принятие ошибочных решений.

12. Он изучает и учитывает индивидуальные особенности и интересы сотрудников, ценит и подчеркивает способности (компетентность) каждого в отдельности, относится к ним как к экспертам в своей области, фокусирует усилия на достижении конечных целей, а не на значимости вклада каждого в достигнутое.

13. Он легко замечает и понимает значение даже небольших изменений, влияющих на успех деятельности его коллектива, крайне восприимчив к этим переменам и строит свою тактику в соответствии с меняющейся жизненной ситуацией.

14. Он желает для себя и своих близких прежде всего творческого роста в профессиональном плане.

15. Он никогда не думает, что идет на большой риск ради ближнего по духу и устремлениям. Он знает, как потратить «последнюю копейку» и как поставить «капкан».

16. Он прекрасно понимает, что хотя в любом деле неизбежны трудноразрешимые проблемы, их появление всегда предсказуемо.

17. Он просит от людей всегда того, что он действительно хочет, не требуя лишнего.

18. Его невозможно запугать ничем, кроме опасности ухудшения здоровья родных и близких.

19. Он движим мотивацией извне и изнутри, умея соединить в одно целое идеалы, намерения (внутренний замысел) и поступки.

20. Он очень вдохновенно, продуманно и эффективно использует свою власть над людьми. В этом отношении он долго выжидает и не поддается на провокации с их стороны.

21. Он обладает чувством неуемного оптимизма, глубочайшего реализма и способен быстро менять в ряде случаев Правила Игры, ориентируясь на обстоятельства. Он остро и болезненно чувствует время, место и направление развития событий, а также – мотивацию высших и низших (базисных) целей.

22. Он не только никогда не стремится выдавать желаемое за действительное, но и, наоборот, – пытается «сделать» из действительного желаемое, часто предвидя внутренний замысел и предрешая поступки окружающих.

23. Он обладает удивительной внутренней скромностью и никогда не дает оснований своему начальству думать, что он умнее его.

24. Он никогда не ищет, Кто не прав, но всегда может найти Что не так, тем самым атакует проблему, а не личность, выясняя не кто виноват, а что нужно сделать, чтобы исправить положение, не ища «козлов отпущения» или «громоотвод». Никогда не провоцирует другого и не переходит на личное.

25. В каждом конкретном случае он легко дифференцирует в принятии решений знание (тем самым накапливая информацию, опыт и принимая правильные решения при нехватке информации) и интуицию (когда принимает правильное решение, казалось бы, при полном отсутствии информации).

26. Он исповедует постулат: простая и приемлемая ложь полезней сложной и непонятной истины. Чужие факты его никогда не запутают. Он удивительно искренен, лжет в исключительных случаях и только во спасение ближнего.

27. Он использует принцип «кнута и пряника» только для людей с мотивацией низших (базисных) потребностей. К лицам высокой ментальности он применят стимулы, активизирующие мотивацию высших потребностей и создавая условия максимального благоприятствования.

28. Он утверждает, что нельзя узнать «ум» и «сердце» сотрудника, не сделав его главой над всеми или не дав ему большие деньги, ибо уверен, что «власть -деньги» раскрывает внутреннюю сущность человека, выявляя мотивы низших потребностей (ценностей).

29. Он глубоко убежден, что вселять страх во всех без исключения подчиненных не просто антигуманный акт, деформирующий психологическое состояние личности, но и сильный деморализующий фактор и причина замедления темпов творчества, снижения качества трудовой деятельности и человеческих отношений.

30. Он великодушен, сострадателен, милосерден и добр к самому слабому и одинокому человеку, не унижает человеческих достоинств и «не копается в грязном белье».

31. Он знает, что в коллективе, нацеленном на максимальное достижение результата, часто царит авторитетная атмосфера, при которой «кого любит господин, того ненавидят слуги» и, наоборот, «чтобы Вас любил господин, он должен держать Вас в Ежовых рукавицах и черном теле». Предпочитает во многих случаях – партисипативный стиль управления, видя несомненные преимущества его перед демократическим и авторитарным стилями управления людьми и высокотворческом коллективе, нацеленном на инновации.

32. Ему ведомо то положение, при котором многое о ком или о чем мы говорим – это всего лишь игра, а вот что мы делаем и как мы к этому относимся – это уже жизнь.

33. Он убежден и проверил неоднократно на опыте, что начальник, который не может подчинить себе непосредственных подчиненных либо глуп + туп + ленив, либо жесток + унизителен, либо жалок + аморален.

34. Он тонко чувствует людей, понимает их кредо и уважает табель о рангах, а поэтому считает, что похвалить от души не опасно, вредно – незаслуженно очернить, поступить несправедливо, обидеть и т.п.

Предыдущий раздел | Содержание | Следующий раздел

Понравилась страница? Помогите развитию нашего сайта!

© 1999 – 2019 Группа «Мысленного древа», авторы статей

Перепечатка статей с сайта приветствуется при условии
ссылки (гиперссылки) на наш сайт

Сайт живет на

Число загрузок : 244

Модифицировано : 18.11.2018

Если вы заметили ошибку набора
на этой странице, выделите
её мышкой и нажмите Ctrl+Enter.