Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Выводы

Харишин М. В.

Итак, давайте снова попытаемся подытожить наши исследования. Наверно будет правильным сказать, что могилянский период оставил важный и в тоже время непростой след в жизни украинского народа и его православной церкви.

Межконфессионная вражда, охватившая практически всю Киевскую митрополию, и шляхетский раздор, вызванный в большей мере религиозным противостояниям, поглотили все общество Речи Посполитой, представляя серьезную опасность внутренней стабильности государства, лишая его правительство возможности проводить активную внешнюю политику.

Особо опасными для Речи Посполитой были внешние влияния, прежде всего соседнего, неприятельского Российского государства, с которым значительная часть украинского православного духовенства и мирян связывала свое национальное и религиозное освобождения. Для стабилизации внутренней жизни страны, ликвидации угрожающих государству разрушительных процессов необходимы были радикальные изменения, главным образом в решении церковной проблемы. Репрессивные меры правительства короля Сигизмунда ІІІ наглядно доказали свою несостоятельность в улучшении ситуации в государстве.

После смерти Сигизмунда III, убежденного противника православия, престол занял его сын Владислав IV. В поисках поддержки в своей борьбе с крайним деспотизмом шляхты и желая спокойствия в Речи Посполитой, он согласился на значительные уступки православным. Новому королю удалось склонить депутатов парламента, фактически представляющих христианские конфессии всей страны, к компромиссу и принять ряд законодательных актов, согласно которым государство официально признало существование на своей территории Украинской православной церкви. Кроме того, гражданам страны гарантировалась свобода вероисповедания на всей территории Речи Посполитой. Основные права и привилегии православной церкви были зафиксированы в «Статьях успокоения», «Дипломе» короля и в других государственных документах. Законодательным путем между греко-католическим и православным духовенством было проведено окончательное распределение церковных владений. Принятые решения больше не подлежали пересмотру.

Легализация православия была бы невозможной, если бы украинская общественность прекратила свою борьбу за православную веру. Казачество, мещанство, духовенство беспрерывно добивались от властей права на свободное исповедование православного обряда. Казачество откровенно угрожало польскому правительству решить религиозную проблему силовыми методами. Правительство было вынуждено считаться с нуждами православных. Победа, по сути, была всенародной. Поэтому, она и приостановила на некоторое время переход православных Речи Посполитой на территорию Российского государства.

После длительной борьбы пришло время примирения, которое было использовано митрополитом Петром Могилой для проведения реформ в Украинской православной церкви: обновилась структура церковного управления, упорядочивались догматические вопросы религии, реформировалась школа, прочее. Все изменения происходили под эгидой церкви и имели весьма положительные результаты для украинского народа. Авторитет православия настолько возрос, позиции православной церкви настолько укрепились, что начались разговоры об учреждении собственного Украинского патриархата. Идея очень полезная и нужная для консолидации народа, тем не менее, уже изначально была невыполнимой. В условиях отсутствия украинской государственности, создание Поместной церкви было невозможным. Однако, главная цель была достигнута – реформированная Киевская митрополия могла успешно обороняться от католической экспансии.

Вместе с тем, высшая православная иеpapxия митрополии, получив большие права и привилегии, постепенно отрывалась от общественной жизни своего народа, сосредоточилась на своих узких интересах и абсолютно не обращала внимания на назревшие, болевые общенациональные проблемы украинского общества. И это в то время, когда казачество открыто стало на путь вооруженной борьбы с правительством Польши (восстание 1637-1638 годов). Высшее духовенство не только не поддержало его, но и выступило посредником на переговорах между властями и недовольными.

Будучи легализованным, православие, тем не менее, не избежало преследований. Не знало границ своеволие католической общины в Украине. Поводом для погромов православных служило любое действие со стороны «схизматов». Не лучшим образом складывались отношения между православными и греко-католиками, особенно на местах. Борьба, которая затрагивала в основном церковные храмы, приводила к вражде и непримиримости между верующими обеих украинских конфессий.

К религиозным притеснениям прибавлялось национальное и социальное угнетение. Король, как глава государства, продолжал рассматриваться высшим распорядителем «хлебов духовных». Очень часто он передавал право патроната местным органам власти, частным лицам, преимущественно католикам. Последние, в силу своего права, могли дать православным согласие на избрание священника или же отказать; земли священников не были освобождены от налогов, а собственно белое духовенство нередко вынуждено было отрабатывать даже панщину.

Не лучшим было положение православных низов и на землях, принадлежавших высшей иерархии Киевской митрополии. Православные владыки, шляхтичи по происхождению, безжалостно взыскивали подвластное им население. Не имея возможности больше терпеть религиозный, национальный и социальный гнет, многие православные украинцы с конца 30-х годов ХVП века возобновили переселение в юго-западные окраины Российского государства.

Московское правительство, заинтересованное в расширении круга своих приверженцев на территории Речи Посполитой, разрешило беглецам поселяться. Многие из них в скором времени заняли весомые позиции в российском обществе, особенно в духовной сфере. Действия России, на фоне тяжелых условий проживания в Польше, содействовали быстрому распространению москвофильских настроений среди православных украинцев. К концу 40-х годов XVІІ столетия польско-католическое угнетение украинского народа достигло своего апогея. Речь Посполитая оказалась на грани социального взрыва.