Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

1496 г.

Берлинский М. Ф.

В продолжении с Россиею перемирия Киев отдан был во владение и охранение с прочими волостями в удел Сигизмунду [сей принц после Александра вступил под именем Сигизмунда на польский престол], брату государей литовского князя Александра и короля польского Иоанна [Иоанн Алберт, сын Казимира IV, в 1492 году вступил на польский престол] Казимировичей.

Начало шестого надесять века [около сего же времени открылись начала протестантского учения в Германии. Лютер начал свои проповеди с 1517 года] было некоторым образом эпохою изуверства энтузиастов в принуждении православных к закону католическому. Усердный сын римской церкви Александр Казимирович, князь литовский, все способы употреблял уничтожить приверженность русского народа к его одноземцам. Из числа сих способов было, чтобы отторгнуть его от отеческой грекороссийской православной церкви и [1497] обратить к костелу. Для сего, по-первых, новопоставленного в Киев митрополита Иосифа II всячески нудил сделаться униятом, хотя же его таковым Ян Дубович в своем каталоге и почитает, но книга Палинодия признает его непоколебимым в православии.

Были разные причины возобновленной польско-российской войны, а ушедшие в Россию из подданства литовского от католицкого приневоления знатные особы ускорили ее начало. Тогда открылись с обеих сторон жестокие действия [1500], в продолжении которых известный польский герой князь Острожский Александр и прославился и потом попался в полон. Менгелигиреевы татаре разоряли южные области обще с российскими стрелецкими полками, которые, заняв город Киев, удерживали его за собою до вступления князя Александра Казимировича на престол польский и возобновления постоянного мира. В которое время [1503] по смерти Димитрия Путятича определен от нового короля в Киев воеводою Юрий Монтовтович.

Между тем, для ободрения и приласкания киево-подольских жителей, недавно пред сим населившихся в городе, вл. князь литовский первую жаловал грамоту [грамота в 1500 году. Метрика вл. княжества Литовского, книга II, короля Александра, лист 15] киевоподольскому мещанству, увольняющую их в тогдашних обстоятельствах от некоторых тяжестей военных и прочая. Сие обстоятельство было поводом к учреждению в последующее время настоящего магистрата, который в течение времени надавае[с. 95]мыми грамотами приобретал разные права, владения и вольности [магдебурзьке право було надано Києву за Вітовта, тобто на початку XV ст. Але оригінал грамоти не зберігся (його не було вже за часів М.Берлинського)].

Впрочем во время сего правления вообще малороссийская история представляется преисполнена жалобами на поляков за насилие, пренебрежение данных прав, угнетение в вольностях и собственностях, а особливо за принуждение православных к католической вере. Происшедшее от того неудовольствие было причиною заговоров, возмущений и побегов, похожих на преселения народные, ибо всяк изгнание и убогую жизнь предпочитал таковому беспокойству. Тогда множество народа переселилось в степи к нижним странам рек Днестра и Буга и ниже порогов Днепровских [М.Берлинський правильно вважає, що причиною виникнення козацтва були соціальні утиски з боку феодалів, але даремно приписує їх самим тільки полякам. До Люблінської унії 1569 р. польських магнатів на Україні майже не було, а процес полонізації українського магнатства. ще не; починався. Антипольська позиція Запорожжя викристалізувалася в кінці XVI – на початку XVII ст. На той час козацтво вже становило собою визначну військово-політичну силу. Козацька республіка взяла на себе функцію носія української державності (але вже не феодальної, а ранньобуржуазної]. В сем последнем месте основали потом главное свое становище, существовавшее до 1775 года под именем Запорожской Сечи [по рукописи св.Димитрия Ростовского начало запорожских козаков последовало в 1516 году. Манифест об уничтожении Сечи 1775 года августа 3 дня, когда и жалованье по 660 руб., отпускаемое из Киевской губерн. канцелярии для сих козаков, отрешено. Известия сии и последующие о малороссийских обстоятельствах взяты из Истории г-на Рубана и другой рукописной Истории г-на Симоновского о козацком малороссийском народе; сия последняя около 1750 года собрана из разных иностранных историй и рукописей российских].