Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

1523 г.

Берлинский М. Ф.

Сей благодетельный король, удовлетворяя справедливым желаниям без различия веры своих под данных, в сие же время на просьбу некоторого благочестивого игумена Макария и ходатайство о нем разных киевских боляр дал предписание воеводе киевскому, чтобы поручил в управление оному игумену в запустении лежащий еще от времени батыевых Золотоверхомихайловский монастырь, который его своим старанием тогда починял и, собрав братию, учредил обыкновенные православным монастырям обряды. Сверх того его величество, внимая желаниям усердных просителей, всемилостивейше повелел [привилегии от 1522 и 23-го годов, в коих определяются грунта тому монастырю на урочище Кудрявском и возле самого монастыря. В привилегиях от 1578 года и 1639 еще упоминается о восстановлениях Михайловской церкви, которая наконец в конце XVII века настоящее устроение получила, между тем в 22-х привилегиях и разных универсалах описываются их дачи и права], дабы ни митрополиты киевские, ни воеводы в распоряже[с. 97]ниях сего святого места, кроме королевского двора, никогда власти не имели.

Что касается до Пустыннониколаевского монастыря, то он в сие время на прежнем своем месте ниже теперешнего в весьма ветхом состоянии существовал, ибо пространство настоящее его местоположения недавно пред сим временем воевода Юрий Радзивил особенным предписанием сему монастырю жаловал. Потом от Андрея Немеровского [привилегия от 1518 года июля 5-го короля Сигизмунда] и другие ему на нынешнем Печерском форштате [в сем месте кроме лаврских и Никольских земель, с их двумя слободками, называемыми поликами, до половины XVII века ничиих владений не бывало, что видно из старинного плана Николаевского монастыря, между документами хранимого] почти до самого Хрещатицкого оврага места жалованы. С сего времени также обыкновенными средствами владения сего монастыря умножились [первая грамота князя Александра от IV Индикта 28 февр. и многие последующие королевские привилегии, воеводские листы и гетманские потом универсалы означают его владения].

Хотя в сие время киевские митрополиты никакого на политические дела, кажется, влияния не имели, однако для непрерывности их преемничества можно упомянуть: по смерти Иосифа II в 1516 году из архимандрита минского произведен в митрополиты константинопольским патриархом Иона IV, по нем в 1526 году по благословению патриарха Иеремии посвящен епископ полоцкий Иосиф III, мужи оба добродетельные. Потом в 1598 [? може, 1528 ?] году произведен Макарий II, бывший до того придворным епископом у польской королевы Елены, дочери вл. князя Ивана Васильевича.

Благочестивый князь Острожский, гетман великого княжества Литовского и воевода Троцкий, Константин Иванович [каменный монумент сего князя, погребенного в 1633 [? описка замість 1533 ?] году в великой Печерской церкви, и поднесь видим на левой стороне в углу со входа в церковь] в сходственность благих расположении своего государя из усердия к православию, которому явил великие в жизни свой услуги, подарил [1531] Киево-Печерской лавре из Острожской типографии все буквы и орудия, к печатному делу принадлежащие, и на построение при лавре типографии определил многие села и деревни в княжестве Литовском состоящие. По привезений оных букв и орудий построен был, по мнению некоторых, вне лавры против Николаевского монастыря дом деревянный и при нем церковь деревянная же св.Екатерины, в коем производилось книгопечатание с 1593 года по 1706 год [в сем году при заложении крепости книгопечатня сия переведена в лавру, напротив того из польской книжки и плана при ней, в лавре 1638 года напечатанной, явствует, что типография внутри лавры на настоящем месте и тогда уже существовала] [перша лаврська друкарня заснована Єлісеєм Плетенецьким на початку XVII ст.].