Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

1633 г.

Берлинский М. Ф.

На другой год по избрании его Владислав IV дал приказание униятскому бискупу, чтобы возвратил бесспорно [спор между униятами и православными о владении сим храмом всегда продолжался; и никогда не могли унияты свободно в оном священнодействовать, что видно из позова духовных православных на униятского митрополита Вельямина Руцкого, который в 1630 году 10 генваря наглым образом выломал церковные запертые двери и служил насильно. См. Город. архив, книга того года] и навсегда архиерейскую церковь с.Софии сему митрополиту, однако до возобновления сей церкви и устроения при оной монастыря преосвященный Петр имел обыкновение пребывание в лавре, которой также он архимандритом назывался. Находившееся до сего времени еще от прошедшего столетия во управлении униятов Выдубицкий [Выдубицкий монастырь до 1635 года был во владении униятов] и Пустыннониколаевский монастыри также от оных отобраны и в домство и распоряжение митрополита сего отданы, на что и привилегия королевская сему митрополиту в 1635 году жалована [Собрание конституций, том Ш, стр. 778]. Ему же, яко архимандриту киево-печерскому, по обыкновенному некоторому праву поручен властию королевскою в подсудствие и Кириловский монастырь [привилегии игумену Софронию Жеребиле от 1626 и 1633 годов], который не прежде 1605 года возобновлен [привилегия 1609 года 7 августа на воссоздание Кириловского монастыря, впусте бывшего, Василию Красовскому. В 1687 году митрополит Гедеон подчинил Кириловскому монастырю Иржицкий [Ірдинський ?] с имениями его состоявший в Польше монастырь] из опустения старанием и иждивением некоторого доброхотного шляхтича Василия Красовского, который, собрав туда братию, был потом оной игуменом и возвратил принадлежавшие до разорения его грунта с церковию Иорданскою с Николая и с ее принадлежитностями, находившимися во владении некоторых приходских священников.

Впрочем, архиерейские недвижимые имения оставались всегда во власти униятских митрополитов [Городской Киевоподольский архив, справ. 283].

Сей преосвященный возобновил также Десятинную церковь, к падению уже клонившуюся, которая теперь составляет только придел древле бывшей ее огромности [П.Могила спорудив на руїнах Десятинної церкви невелику каплицю, яка ще стояла за часів М.Берлинського. Пізніше, в 1828-1842 рр. коштом поручика Аненкова була збудована нова Десятинна церква у псевдовізантійському стилі (архітектор В.Стасов); її розібрано в середині 1930-х років]. Об открытии сим митрополитом при сей церкви мощей св.равноапостольного князя Владимира повествуется так [Краткое описание Киево-Печерской лавры, стр. 86]: имея помянутый преосвященный обыкновение посещать святые храмы, каждую субботу, в некоторое время пошел он в церковь сию, где отправил обычную свою молитву и по выходе из оной, обозревая окружности ее, увидел нечаянно близ церкви небольшую яму, которую из любопытства приказал глубже разрыть. Тогда в оной найдены два мраморные гроба, в которых, по свиде[с. 110]тельству положенных на них надписей, лежали кости св.Владимира и супруги его греческой царевны Анны.