Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

1. Народное образование

Великая Октябрьская социалистическая революция ликвидировала буржуазно-помещичью систему образования и обеспечила условия для создания новой, социалистической системы народного образования. Строительство советской школы на Украине, и в частности в Киеве, проходило в условиях острой классовой борьбы против внешней и внутренней контрреволюции, против украинских буржуазных националистов.

Сразу же после своего установления на Украине Советская власть проявляет заботу о школе. В январе-марте 1918 г. в губернских и некоторых уездных городах были созданы отделы народного образования при местных Советах рабочих депутатов. Но лишь после изгнания немецких оккупантов и буржуазно-националистической Директории широко развернулась работа по организации народного образования на новых началах. 14 февраля 1919 г. было опубликовано сообщение коллегии народного образования при исполкоме Киевского Совета рабочих депутатов об осуществлении декрета Временного рабоче-крестьянского правительства Украины «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Коллегия народного образования определила порядок передачи всех церковно-приходских школ органам народного образования и указала сроки постепенного перехода школ на новые основы, в соответствии с принципами «Положения о единой трудовой школе», принятого в РСФСР [ГАКО, ф. Киевского губернского отдела народного образования, оп. 1, д. 16, л. 6].

4 марта 1919 г. в газете «Киевский коммунист» была опубликована беседа с народным комиссаром просвещения Украины В.П.Затонским, который сообщил, что в основу перестройки школы в УССР будут положены принципы светской единой трудовой школы, то есть начала, на которых перестраивалась школа в РСФСР. Это было практическое использование первого опыта в области народного просвещения, приобретенного Советской Россией. Решающее значение в перестройке школы имело осуществление национальной политики партии большевиков. Исключительное политическое влияние имело постановление Народного комиссариата просвещения УССР в деле развития Декларации Временного рабоче-крестьянского правительства Украины об организации обучения в школах Украины на родном языке учащихся. Это постановление призывало учителей активно работать в области развития украинского языка, украинской советской культуры, вести борьбу за осуществление идей пролетариата – перестройки общества на социалистических основах [ГАКО, ф. Киевского губернского отдела народного образования, оп. 1, д. 13, л. 54].

Одним из первых организационных мероприятий, связанных с перестройкой системы руководства школами, явилось создание школьных советов, в состав которых привлекались, кроме педагогов, также представители фабрик, заводов и других организаций. Руководство школами осуществлялось через городской отдел наробраза, который, в свою очередь, разделил школы по коммунальным комитетам (в Киеве их было около 20).

Занятия красноармейцев в школе по…

Занятия красноармейцев в школе по ликвидации неграмотности (1919 г.). [с. 81]

Развернулась работа по обучению рабочих. Лучшие педагогические силы принимали участие в организации школ для рабочих и красноармейцев. Передовые ученые работали над созданием научно-популярных книг для народа. К активной культурно-просветительной работе привлекалась ученическая молодежь. В марте 1919 г. на Соломенке была открыта общеобразовательная вечерняя школа для взрослых, имевшая своей целью подготовку слушателей в Народный университет. В школу принимались только члены профсоюзов. На протяжении месяца профсоюзы открыли еще четыре вечерних школы для взрослых (на Шулявке – на бывшей фабрике Когена, на Большой Владимирской, 6, на Лукьяновке – на бывшем заводе Чоколова и на Златоустовской улице).

Большую работу по организации школ для взрослых проводил и отдел внешкольного образования городского отдела народного образования. Ко второй половине 1919 г. кроме существующих было открыто 13 новых школ для взрослых. В этих школах обучались мужчины и женщины. Занятия проводились на родном языке (украинском, русском и др.). Для неграмотных курс обучения продолжался три года, для грамотных – два. Обучение было бесплатным. Изучались родной язык, арифметика, геометрия, естествознание, история, география, политическая экономия, право и т.д. Занятия проходили в вечернее время три-четыре раза в неделю. В воскресные и праздничные дни читались лекции на научные и общественно-политические темы, проводились беседы. Для учащихся организовывались экскурсии [«Киевский коммунист» от 18 апреля 1919 г.]. В мае 1919 г. было открыто еще 10 школ для взрослых. С целью подготовки рабочих к поступлению в высшие школы создавались курсы, так называемые «нуль-семестры».

Одной из первоочередных задач в области строительства новой системы образования в Киеве, как и по всей Украине, была реформа школы, преобразование ее в общедоступную обязательную единую трудовую школу. Первым этапом на этом пути явилось создание в Киеве при школьном отделе Наркомпроса УССР комиссии для выработки и осуществления «Положения о единой трудовой школе».

Перестройка системы народного образования происходила в условиях жестокой классовой борьбы. Работники органов народного образования и профсоюза учителей понимали, что без активного участия педагогов и учащихся новой школы не построить. Большая работа планировалась на лето 1919 г. Во время летних каникул предполагалось провести многочисленные лекции и митинги для всестороннего разъяснения значения школьной реформы. Органам народного образования необходимо было решать и такие вопросы, как организация летних курсов для массовой переподготовки педагогов единой трудовой школы, снабжение школ Украины учебниками (для этого в Москве было создано специальное агентство) и т.д.

В мае 1919 г. коллегия Киевского губернского отдела народного образования наметила план организации летних трудовых колоний для оздоровления детей. Для этого были использованы дачные местности вокруг Киева – Дарница, Пуща-Водица, Ирпень, Святошино и др. Снабжение детей продуктами взяли на себя местные продовольственные органы. Планировалось также организовать трудовые летние колонии для 5 тысяч детей. Работа в колониях была рассчитана на три месяца. Кроме того, около 20 тыс. детей предполагалось охватить летними детскими площадками. Эта работа была прекращена в связи с наступлением на Киев деникинцев и петлюровцев.

С приходом деникинцев городская управа закрыла половину школ, прежде всего украинских. В детских приютах, для которых не отпускали продовольствия, топлива, создалось очень тяжелое положение, и большинство из них прекратило свое существование. (В Киеве насчитывалось около 100 приютов, в которых содержалось почти 6 тыс. детей.)

После изгнания из Киева деникинских банд возобновилось строительство советской школы. Ближайшей задачей органов народного образования после освобождения города было обеспечение школы топливом, а их работников – продуктовыми пайками. Само собою разумеется, прежде всего следовало направить работу школ и культурно-просветительных учреждений в интересах диктатуры пролетариата. А это не могло быть осуществлено без борьбы со всякого рода врагами, в особенности с украинскими буржуазными националистами.

Враждебные элементы всячески стремились использовать просветительные учреждения в своих классовых интересах. Так, с 1917 по 1920 г. в Киеве выходил общепедагогический профессионально-учительский журнал «Вільна українська школа». Это был орган так называемого Всеукраинского учительского союза. На VIII Всероссийской конференции РКП(б) В.И.Ленин в заключительном слове по вопросу о Советской власти на Украине настаивал на необходимости разогнать этот союз учителей Украины, потому что он, как и Всероссийский учительский союз, «не проводил принципов пролетарской диктатуры, а защищал интересы и проводил политику мелкой буржуазии» [В.И.Ленин, Сочинения, т. 30, стр. 172]. На страницах журнала пропагандировались националистические проекты строительства школы, восхвалялась буржуазная школа Западной Европы и Америки, тенденциозно освещалась школьная жизнь в Советской России.

Вооруженные программными установками партии большевиков, работники народного образования Украины преодолевали большие трудности. В ленинской резолюции ЦК РКП(б) «О Советской власти на Украине», подтвержденной VIII Всероссийской партийной конференцией, указывалось, что

«ввиду того, что украинская культура (язык, школа и т. д.) в течение веков подавлялась царизмом и эксплуататорскими классами России, ЦК РКП вменяет в обязанность всем членам партии всеми средствами содействовать устранению всех препятствий к свободному развитию украинского языка и культуры… Члены РКП на территории Украины должны на деле проводить право трудящихся масс учиться и объясняться во всех советских учреждениях на родном языке, всячески противодействуя попыткам искусственными средствами оттеснить украинский язык на второй план, стремясь, наоборот, превратить украинский язык в орудие коммунистического просвещения трудовых масс» [«КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», ч. I, Госполитиздат, М., 1954, стр. 459].

В свете этих установок партии и развертывалась в Киеве работа в области школьного и культурно-просветительного строительства.

В первые же дни после освобождения города от белогвардейцев органы народного образования стали налаживать работу учебных заведений, снова открылись украинские школы, ликвидированные деникинцами. В начале января 1920 г. в Киеве уже работало 150 начальных школ, 19 вышеначальных, 20 мужских гимназий, 8 реальных училищ, 23 других средних учебных заведения, 9 коммерческих училищ, 2 торговых училища, учительский институт, 25 женских училищ [ГАКО, ф. Киевского губернского отдела народного образования, оп. 1, д. 496, л. 1-4].

Губернский отдел народного образования отменил приказы и распоряжения, изданные во время хозяйничания деникинских войск (о закрытии украинских школ, изменении в персональном составе учителей и внутреннем распорядке школьной жизни и т.п.). Одновременно вступили в силу все декреты и распоряжения Советской власти в области образования, были приняты меры для устранения от должностей директоров, инспекторов средних школ, председателей педагогических советов и начальниц женских гимназий, враждебно относящихся к Советской власти; были также закрыты восстановленные во время деникинщины институт благородных девиц, пансион Левашовой, духовная семинария, епархиальная и духовная школы. Шла работа по восстановлению единой трудовой школы, проводились перевыборы учительского персонала.

Вместе с профсоюзами губернский отдел народного образования открыл школы для взрослых. В начале января 1920 года уже функционировали три русские, две украинские и две польские школы для взрослых. Готовились к нормальным занятиям и другие школы и курсы для взрослых (показательная школа Наркомпроса на Печерске, при 1-м реальном училище, Новостроевская, школы на Куреневке, на Подоле и другие). Возобновилась работа и в области театрально-музыкального и художественного образования. Открылись клубы: городской коммунистический, при Союзе коммунистической молодежи, районные, при райкомах КП(б)У.

Вся эта работа проходила в исключительно тяжелых материальных условиях. В отчете губернского отдела народного образования за период с 23 декабря 1919 г. по 10 февраля 1920 г. указывалось:

«В вопросах, касающихся снабжения различных учреждений, подведомственных губнаробразу, продовольствием и вообще теми или иными материалами, необходимыми для них, отделом приняты меры: 1) составлены списки на продукты питания и другие материалы, которые надо закупить у соответствующих органов государственных заготовок или на рынке; 2) возбуждено ходатайство об отпуске для детских садов и клубов жиров, круп, овощей, хлеба и соли, а также лесоматериалов, красок, канцелярских принадлежностей; 3) начата массовая закупка дров в количестве 426 500 пудов, что вместе с ранее закупленными будет на 68 240 000 рублей; 4) начаты ремонт мастерских, наглядных пособий и памятников, разрушенных деникинцами, а также работа над сооружением монумента Т.Шевченко» [ГАКО, ф. 142, оп. 1, д. 141, л. 8-10].

По представлению коллегии губернского отдела народного образования, занимавшейся школьными делами города, губревком выделил школьному подотделу 1 млн. руб.

Ярким проявлением заботы Советской власти о детях трудящихся было проведение в январе 1920 года праздника елки для 40 тыс. детей. Детские елки были организованы в коммунистическом клубе, в кинотеатре на Крещатике, в Лукьяновском народном доме, в инженерной школе (Зверинец), в Голосеевской школе и во многих других местах. Для каждых пяти школ устраивалась одна елка. На елках организовывались концерты, детям раздавали подарки с надписью: «Советская власть – детям».

Хозяйственная разруха не позволяла широко устраивать для нужд трудовой школы мастерские, где учащиеся могли бы работать, показательные сады и т.д.

1 марта 1920 г. в Киеве открылся Рабочий университет, который должен был дать законченное среднее образование широким рабочим массам и подготовить работников в области советского строительства, а также слушателей для единой трудовой высшей школы (так тогда назывались вузы). Курс университета был двухгодичный. Его слушатели учились без отрыва от производства. Преподавание проводилось на разных языках (русском, украинском и др.). Учащиеся выбирали язык преподавания по собственному желанию. В университет принимались в первую очередь рабочие предприятий и лица, которых делегировали профессиональные союзы.

Одновременно в марте были национализированы все фактически существующие школы первой ступени, а начальные школы присоединены к младшим классам общеобразовательных средних учебных заведений.

Вся эта творческая работа была прекращена в связи с вероломным нападением на Советскую страну войск панской Польши и оккупацией Киева. Она возобновилась лишь после освобождения города от белополяков.

8 августа 1920 г. в бывшем царском дворце открылся Дом красноармейского ребенка. Там же состоялся детский праздник по случаю открытия нового культурно-просветительного учреждения для детей, названного именем великого Ленина. На праздник собрались дети со всех школ и приютов, для них были устроены представления, игры, танцы; им раздавали подарки.

Организация и проведение Недель защиты детей, Недель образования, «походы за просвещение», широко тогда практиковавшиеся,- все это было направлено на то, чтобы как можно скорее наладить работу школ, детских домов и т.д.


По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 2, с. 77 – 82.