Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

4. Музыка

Великая Октябрьская социалистическая революция ознаменовала новую эру в истории культуры нашей Отчизны. Впервые за всю многовековую историю украинский народ получил возможность свободно строить свою национальную по форме, социалистическую по содержанию музыкальную культуру. После установления Советской власти Киев стал крупным центром культуры и искусства республики. Здесь сосредоточиваются выдающиеся художественные силы и коллективы, играющие исключительно важную роль в развитии всей украинской музыки и вносящие значительный вклад в сокровищницу искусства Советской страны.

Л.В.Собинов. [с. 120]

Л.В.Собинов. [с. 120]

Н.Д.Леонтович. [с. 121]

Н.Д.Леонтович. [с. 121]

Напряженный творческий труд над упорядочением музыкальной жизни Советской Украины развернулся в начале февраля 1919 г., после изгнания из Киева немецких захватчиков и контрреволюционной Директории. Здесь был создан Всеукраинский музыкальный комитет отдела искусств при Народном комиссариате просвещения УССР (Вукмузком). Одним из первых его председателей был выдающийся русский певец Леонид Собинов. При Вукмузкоме начали работать специальные секции, ведавшие различными областями музыкальной работы в республике: хоровая, педагогическая, инструментальная, этнографическая, историко-теоретическая, секция производства музыкальных инструментов. Эти секции возглавляли украинские музыкальные деятели и композиторы Н.Д.Леонтович, Я.С.Степовой и др. По заданию Вукмузкома значительную работу проводили композиторы К.Г.Стеценко, музыкальные этнографы-фольклористы П.Д.Демуцкий и К.В.Квитка, композитор и хормейстер Я.М.Яциневич, а также киевские педагоги, руководители художественных кружков. Большую помощь в налаживании музыкального образования на Украине оказывали деятели русской музыки, работавшие в те годы в Киеве, в частности выдающийся русский композитор профессор Р.М.Глиэр, теоретик музыки профессор Б.Л.Яворский.

Вукмузком начал издание «Музыкального вестника», где материалы и статьи печатались на украинском и русском языках. «Музыкальный вестник» разъяснял политику Коммунистической партии в области искусства, энергично отстаивал «право трудящихся на эстетическое развитие и наслаждение прекрасным». В передовой статье первого номера указывалось: «Основной и первостепенной задачей Советской власти в деле народного просвещения было приобщить к культуре эти массы, которые до сих пор держали в темноте и невежестве», и далее: «Со стороны Комитета будет сделано все, чтобы эта [классическая – Ред.] музыка достигла сердца неподготовленного слушателя».

Большую роль в те годы сыграли политические и художественные комиссары, помогавшие музыкальным организациям правильно ориентироваться в вопросах подбора репертуара, кадров, форм художественно-пропагандистской работы среди трудящихся. Так, при созданной в 1919 г. республиканской хоровой капелле под руководством Я.С.Калишевского комиссаром был украинский композитор Н.Д.Леонтович, при Киевском оперном театре – артист театра и профсоюзный деятель И.Н.Летичевский. Серьезная реорганизация была произведена в концертном деле. В центре внимания художественного обслуживания стали пролетарские окраины, рабочие районы города и поселки. Наиболее популярными формами художественной работы к тому времени стали так называемые районные концерты, для проведения которых направлялись лучшие музыкально-артистические силы Киева, студенты музыкальных учебных заведений. Районные концерты часто сочетались с митингами, собраниями, докладами, лекциями на политические и культурно-просветительные темы. Поэтому главенствующими видами районных концертов были «концерты-митинги» и «концерты-лекции».

На городских площадях, улицах, в садах и парках Киева организовывались массовые праздники, митинги, демонстрации, в которых принимали участие хоры, артисты театров, духовые и симфонические оркестры. После выступлений ораторов эстрады и импровизированные подмостки занимали актеры, музыканты, художественные коллективы. Своим искусством они зажигали в сердцах трудящихся чувство советского патриотизма и преданности социалистической революции. Массовые праздники-концерты устраивались в честь знаменательных событий и дат: годовщины Октябрьской революции, международного праздника трудящихся 1 Мая, дня Парижской коммуны, в честь побед Красной Армии над врагами революции, а также в память выдающихся деятелей украинской литературы и искусства. Так, например, по постановлению Народного комиссариата просвещения УССР от 7 марта 1919 г. «О праздновании памяти Тараса Шевченко» впервые на Украине свободно и торжественно была отмечена 58-я годовщина со дня смерти великого Кобзаря.

Защита Страны Советов от контрреволюционных войск Антанты и буржуазно-националистических банд требовала мобилизации всех материальных и духовных сил народа. Перед работниками искусства Украины встала серьезная задача – организовать культурное обслуживание частей Красной Армии. В Киеве при политическом управлении Красной Армии Украины была создана «Музыкальная секция Наркомвоена». Плодотворную работу проводили в ней композиторы Б.Н.Лятошинский, И.А.Виленский и многие другие музыканты Киева.

В контакте с Всеукраинским музыкальным комитетом «Музыкальная секция Наркомвоена» издавала партитуры революционных песен и маршей для военных духовых оркестров, создавала передвижные фронтовые концертные бригады. Репертуар этих бригад состоял из революционных и народных песен, произведений классической музыки и литературы, политико-сатирических скетчей. Как пример художественной работы на фронте можно привести деятельность 1-й концертной фронтовой труппы, сформированной в Киеве в начале 1919 г. За четыре месяца она дала свыше 60 концертов. Газета «Красная Армия» писала, что репертуар труппы состоял из оперных квартетов, трио, дуэтов, арий, романсов, рассказов, произведений для скрипки, фортепьяно, балалайки, даже бандуры и что эти концерты коллектива всегда вызывали восхищение бойцов.

Несмотря на большие испытания, которые переживала молодая Советская республика, тяготение широких народных масс к культуре и искусству возрастало с каждым днем. Чтобы удовлетворить его, Советское правительство содействовало развитию профессиональных и самодеятельных художественных коллективов. В 1919 г. в Киеве был создан первый республиканский симфонический оркестр им. Н.В.Лысенко, ряд хоровых капелл.

Весной и летом 1919 года композитор Н.Д.Леонтович проводил значительную работу по организации хорового дела в рабочих районах Киева. В этом большую помощь ему оказывали районные партийные организации. При участии композитора на Украине были созданы многие профессиональные капеллы, в частности хоровая капелла им.Н.Лысенко, руководимая Я.Калишевским и Я.Яциневичем. П.Демуцкий создал хор железнодорожников. Я.Стеновой организовал смешанный вокальный ансамбль, который под его руководством обслуживал рабочих сахарной промышленности Украины. По инициативе К.Г.Стеценко было создано несколько так называемых «мандривных» (передвижных) хоровых капелл, обслуживавших периферию Украины, в частности глубинные сельские местности. Одна из таких хоровых капелл была организована в 1920 г. при хозяйственно-кооперативном и культурном обществе «Днепросоюз»; потом она перешла в ведение Киевского губернского отдела народного образования, получив наименование «Думка» (т. е. «Державна українська мандрівна капела»). «Думка» стала одним из лучших профессиональных художественных коллективов республики, гордостью хорового искусства Советской Украины.

Оперные театры, ранее подчиненные императорскому театральному обществу или частным антрепренерам, в годы гражданской войны были национализированы. Однако советское государство в ту пору еще не располагало достаточными средствами для материального обеспечения музыкальных театров. Поэтому частная антреприза, деятельность и репертуар оперных трупп контролировались отделами народного образования, отчасти профсоюзами. Киевский театр оперы и балета совместно с репертуарным отделом Вукмузкома наметил в 1919 г. осуществить несколько представлений отечественной и зарубежной классики специально для рабочей аудитории. Особенно ценным мероприятием было введение общедоступных оперных и балетных спектаклей для рабочей и трудовой интеллигенции Киева и бесплатных представлений для бойцов Красной Армии.

К числу интересных попыток создания национального оперного театра принадлежала инициатива Всеукраинского театрального комитета Народного комиссариата просвещения УССР. Весной 1919 г. в Киеве была учреждена «Государственная украинская музыкальная драма».

В театр были приглашены украинские певцы, обладающие выдающимися вокальными и музыкальными данными: М.Литвиненко-Вольгемут, М.Донец, М.Микиша, русский певец Л.Собинов и др. Режиссерами были назначены Л.Курбас и М.Бонч-Томашевский. Были созданы хор и оркестр. Музыкальной частью руководил композитор Я.Стеновой. В репертуаре театра значились оперы «Утопленница» и «Тарас Бульба» Н.Лысенко, «Галька» С.Монюшко, «Князь Игорь» А.Бородина, «Аскольдова могила» А.Верстовского и др.

Открытие первого украинского национального оперного театра состоялось 17 августа 1919 года. С большим успехом прошла несколько раз опера «Утопленница» Н.Лысенко. Подготовленную к постановке оперу «Галька», как и постановки других опер не удалось осуществить. В связи с наступлением на Киев деникинских и петлюровских банд деятельность «Государственной украинской музыкальной драмы» прекратилась.

Коренные изменения произошли и в области профессионального музыкального образования. Советская власть предоставила возможность рабочим и трудовому крестьянству учиться музыке. Прием нетрудовых элементов в музыкальные школы всех типов был ограничен или прекращен. Плата за обучение с рабочих и крестьян не взималась. Основные учебные заведения были взяты на государственный бюджет. Тысячи юношей и девушек, детей трудящихся, стремились получить музыкальное образование. Характерной особенностью этого времени явился массовый рост музыкальных учебных заведений различных типов. Открывались музыкальные академии, студии, курсы, школы, институты, консерватории, народные консерватории и т.д.

Особое внимание было обращено на подготовку руководителей хоровых коллективов, ибо хоровое искусство на Украине имело давние и богатые традиции. В подготовке таких специалистов большая роль принадлежала Киевскому музыкально-драматическому институту им.Н.Лысенко, организованному в годы гражданской войны на базе музыкально-драматической школы им.Н.Лысенко. Наряду с этим учебным заведением подготовкой хормейстеров занимались Народная консерватория и ее филиалы, организованные в рабочих районах Киева. Инициатором их создания и внедрения новых, прогрессивных методов преподавания был русский деятель, теоретик музыки и педагог Б.Л.Яворский.

К числу инициативных молодых педагогов Народной консерватории принадлежали Е.Скрипчинская, Г.Веревка, С.Протопопов и др. Активную помощь в деле воспитания украинских национальных музыкальных кадров оказывали деятели русской музыки. Так, в Киевском музыкально-драматическом институте им.Н.Лысенко, в Киевской консерватории тогда преподавали композитор Р.М.Глиэр и Б.Л.Яворский. У Глиэра в свое время учились композиторы-киевляне Л.Ревуцкий, Б.Лятошинский, у Яворского – Ф.Козицкий, Г.Веревка, М.Вериковский и многие другие.

Среди выдающихся местных профессоров – преподавателей института им.Н.Лысенко – следует назвать Г.М.Беклемишева (фортепьяно), С.В.Вильконского (виолончель), М.О.Муравьеву (вокал), Г.Л.Любомирского (теория музыки), И.И.Козлова (виолончель), В.В.Бердяева (дирижирование), В.М.Яблонского (духовые инструменты). В Киевской консерватории педагогическую работу проводили К.М.Михайлов, В.В.Пухальский (класс фортепьяно) и др. Тогда же в консерватории преподавал и выдающийся украинский композитор Я.С.Степовой.

П.Д.Демуцкий. [с. 123]

П.Д.Демуцкий. [с. 123]

В первые послеоктябрьские годы украинские кадры композиторов были еще слишком малочисленны. Но уже тогда Киев стал основным на Украине центром их творческой деятельности. Из наиболее известных композиторов старшего поколения следует назвать уже ранее упомянутых Н.Д.Леонтовича, Я.С.Стенового и К.Г.Стеценко. Композиторская молодежь или только начинала свою творческую деятельность или еще училась в музыкальных учебных заведениях – музыкально-драматическом институте им.Н.Лысенко и консерватории (Б.Н.Лятошинский, Ф.Е.Козицкий, М.И.Вериковский, Г.Г.Веревка, Ф.М.Надененко, Г.П.Таранов и др.).

Николай Дмитриевич Леонтович (1877-1921) – гениальный самородок, подлинный народный композитор открыл новые пути развития украинской музыки, создал новое направление в области хорового а капелла искусства. Леонтович был последователем школы выдающегося русскою композитора и теоретика С.Танеева и ряд лет обучался под руководством его ученика – Б.Яворского. Композитор Леонтович радостно встретил пролетарскую революцию и отдал молодой Советской республике все свои силы и дарования. Преимущественное большинство лучших произведений Н.Леонтович написал или окончательно доработал после Октябрьской революции. Это свыше пятидесяти новых обработок украинских народных песен, среди которых такие шедевры, как «Пряля», «Із-за гори сніжок летить», «Ой темная та невидная ніченька», «Козака несуть», «Женчичок-бренчичок», «Гра в зайчика», около двадцати новых редакций песен, четыре новых оригинальных хора: «Льодолом», «Літні тони», «Моя пісня», «Легенда». Первые два произведения были прямым откликом на революционные события того времени. Тогда же композитор начал работать над сказочно-фантастической оперой «На русалчин Великдень». Для художественной самодеятельности Н.Леонтович аранжирует пролетарский гимн «Интернационал» и ряд революционных песен – «Варшавянку», «Мы кузнецы», «Мы курсанты молодые».

Большинство хоровых произведений Н.Д.Леонтовича построено на основе народных текстов и народных мелодий. Автор называл этот жанр своего творчества «розкладками» – аранжировками. Однако, работа композитора над народными песнями выходила далеко за пределы простой гармонизации и приобрела характер оригинального и самобытного искусства. Своеобразный творческий метод Леонтовича глубоко проникал в тайники народной поэзии, вскрывал возможности интонационного строя народной музыки. Немного было таких художников, которые так чутко улавливали бы тончайшие эмоциональные переливы и нюансы в народной мелодике, а главное, так искренне любили бы народную песенную стихию, понимали ее непреходящее значение в труде, жизни и быте народа. Вот почему каждая «обработка» народной песни как бы превращалась в руках талантливого художника – то в выхваченную из самой жизни эпическую картинку, то в чудесный родной пейзаж, нередко – глубоко скорбный портрет или искрящуюся радужными красками и блеском картинку народного быта.

Леонтович отлично владел техникой профессионального мастерства. В своем творчестве он органически слил особенности народного многоголосия с разнообразными приемами имитационной полифонии, умело применял колоритные лады народной музыки и реалистические средства выразительности современной гармонии. Длительная работа с хоровыми коллективами воспитала в нем исключительную чуткость к возможностям каждой хоровой партии и сделала его подлинным чародеем звуковой палитры хора. Фактура хорового письма Леонтовича – изящна, нежна, сочно-многоцветна. В ней каждый голос ведет свою самостоятельную выразительную мелодическую линию, а все они, подобно чудесно расшитой ткани, сливаются в цельный многокрасочный узор.

Новое направление в украинском хоровом искусстве а капелла восторженно было принято всеми любителями большого музыкального искусства и невольно вовлекло в свою орбиту всех композиторов-профессионалов и музыкальных деятелей. В первые послереволюционные годы имя выдающегося украинского мастера Леонтовича не сходило со страниц печати, произведения его расхватывались всеми самодеятельными и профессиональными музыкальными коллективами. Многих композиторов захватил новый метод полифонического мышления и они начали применять его не только в работе над фольклором, но и в своем оригинальном творчестве. Здесь необходимо подчеркнуть, что только благодаря Октябрьской революции имя скромного, простого труженика, каким был Леонтович, было поднято из народных глубин и только благодаря этой великой революции имя украинского музыканта увенчало родное искусство немеркнущей славой.

Но не суждено было таланту Леонтовича раскрыться в полную силу. Выдающийся композитор погиб от руки бандита в 1921 году в расцвете творческих сил.

Яков Степанович Степовой (Якименко) (1883-1921) получил музыкальное образование в Петербургской консерватории под руководством Римского-Корсакова и Лядова. Октябрьская революция застала композитора в Киеве, где он преподавал в консерватории. Вскоре Я.Степовой разворачивает бурную деятельность в Вукмузкоме.

В киевский период творчество Я.Степового значительно обогатилось, как жанрами, так и тематикой. Ему принадлежит гармонизация и упорядочение сборника пролетарских революционных песен, напечатанного в 1921 г. Я.Степовой, первый из украинских советских композиторов обратил внимание на создание антирелигиозного репертуара («Пришла в церкву стара баба», «На тім світі»), сатирических песен, имевших социально-разоблачительный характер («Гнався постом засідатель»), написал много народных юморесок («Та куди їдеш, Явтуше», «Задумала вража баба», «Мужик з мазницею», «Музика на весіллі»). Композитор внес значительный вклад в вокально-концертный репертуар. В рабочих центрах с передвижных подмостков и в концертах зазвучали революционные песни-романсы о труде рабочего класса («Каменярі» – на слова И.Франко, «Коваль», «В шахте»), произведения для голоса и фортепьяно на темы о гражданском долге, непоколебимой воле и силе нового человека («Слово», «Гетьте думи» – на слова Леси Украинки), а также другие образцы вокальной лирики на тексты Т.Г.Шевченко, И.Франко и др.

Выдающийся знаток хорового искусства Кирилл Григорьевич Стеценко (1882-1922) в годы гражданской войны отдал много сил организации хорового дела на Украине и развитию хоровых жанров музыкального творчества. После революции значительно активизировалась деятельность композитора, который почти прекратил творчество перед 1917 г., доведенный до тяжелого морального состояния непрерывными преследованиями и издевательствами со стороны царских властей. В послеоктябрьский период К.Г.Стеценко написал ряд музыкально-драматических произведений. К числу лучших образцов этого жанра необходимо отнести его фрагменты из музыки к драматической поэме «Гайдамаки» Т.Шевченко, музыку к драме «Две семьи» М.Кропивницкого и драматический этюд – одноактную оперу «Ифигения в Тавриде» на текст Леси Украинки. Перу композитора принадлежит несколько обработок пролетарских революционных песен, большое количество обработок украинских народных песен, а также кантата на текст Т.Г.Шевченко – «У неділеньку у святую», где высоко поднят образ народного героя запорожца Павла Наливайко. Таким образом, в большинстве произведений К.Стеценко советского периода находит глубокое отражение тема народной героики.

Так, в общих чертах, рождалось и развивалось новое музыкальное искусство в годы гражданской войны и становления Советской власти на Украине.


По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 2, с. 119 – 126.