Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

5. Театр

Великая Октябрьская социалистическая революция, осуществив коренные социальные преобразования в нашей стране, не только вывела искусство из того безвыходного положения, в каком оно оказалось в эпоху империализма, но и создала неограниченные возможности для развития социалистической культуры, для духовного роста трудящихся масс.

В годы величайшей революционной ломки старого мира и строительства нового, социалистического общества, несмотря на трудности, переживаемые страной, Коммунистическая партия уделяла большое внимание вопросам искусства.

Коренным образом изменилось положение театров в советской стране. Впервые в истории человечества театры из частных, коммерческих предприятий превратились в культурно-просветительные учреждения государственной важности. Перед ними была поставлена задача систематически проводить массовую пропаганду идей борьбы за коммунизм.

Советское правительство декретом от 26 августа 1919 г. «Об объединении театрального дела», на основе которого все театры со всем их имуществом были объявлены национальным достоянием, полностью взяло на себя заботу о театрах.

Становление советского театра на Украине происходило в чрезвычайно сложных условиях борьбы за власть Советов. После октябрьского восстания 1917 г. власть в Киеве, как известно, захватила буржуазно-националистическая Центральная рада. Украинские театры будто бы и получили «свободу», но положение их не улучшилось. Наоборот, актерская безработица, непомерные налоги, достигавшие 40% от сбора, частная антреприза, преследовавшая исключительно коммерческие цели, зависимость репертуара от кассы, утеря связи с народным зрителем еще больше углубляли кризис, охвативший киевские театры в предреволюционные годы, отрицательно сказывались на творческой деятельности лучших дореволюционных театральных коллективов.

На сцене театра «Соловцов», например, еще не так давно осуществлялись постановки лучших образцов классической драматургии – пьес Н.Гоголя, А.Островского, А.Чехова, Л.Толстого, А.Сухово-Кобылина, И.Тургенева, А.Грибоедова. Но уже накануне революции театр начал деградировать. Во времена Центральной рады и гетманщины, а затем деникинщины он продолжает терять демократическую направленность своего искусства и становится на путь беспринципности в выборе репертуара, снижения требовательности к культуре сценического исполнения. И хотя на его театральных афишах 1917-1919 гг. остаются некоторые старые спектакли классических пьес, они в значительной степени утрачивают свою художественную ценность.

Руководствуясь интересами кассы и в угоду буржуазному зрителю, искавшему главным образом развлечений, театр заполняет свою сцену пошлыми антихудожественными пьесами, такими, например, как «Английский шарабан», «Голодный Дон-Жуан», «Вокруг любви» и др. В его репертуаре встречаются «модные» в то время пьесы Дымова, Арцыбашева, Рышкова. Кроме того, поспешность в постановке спектаклей, огромное количество премьер, бенефисов, предоставление сцены разным опереточным гастролерам, вечера «цыганской песни» – все это приводило к еще большему упадку театра.

Еще худшим было положение в театре «Бергонье», со сцены которого в недалеком прошлом киевлян не раз очаровывала игра великих мастеров русского и украинского искусства – Ленского и Савиной, Кропивницкого и Заньковецкой. Теперь театр ставил антихудожественные пьески. Пошлые фарсы и водевили, пустые оперетки, шаблонные буффонады и скетчи, дешевые миниатюры, такие, как «Добродетельная Сусанна», «Любовные экивоки», лубочные памфлеты и злободневные куплеты, цыганские романсы и американские эксцентрические танцы – все это составляло репертуар театра.

Общий кризис киевских театров углубляло также чрезвычайно большое количество заведений кафешантанного типа с их вульгарным, почти порнографическим репертуаром, уйма театров-миниатюр, фарсов, легкой комедии, оперетт, рассчитанных на вкусы городского обывателя.

Не лучшим было положение украинских трупп. Еще продолжал свою деятельность театр Николая Садовского, который сплотил вокруг себя наиболее способную часть украинских артистических сил. Н.Садовский, как и всегда, показывал киевскому зрителю произведения украинской классической драматургии: пьесы И.Карпенко-Карого, М.Кропивницкого, М.Старицкого, Т.Шевченко, И.Котляревского, Г.Квитки-Основьяненко, П.Мирного, а также И.Франко и Леси Украинки; пьесы русских и иностранных авторов: «Ревизор» Н.Гоголя, «Медведь» А.Чехова, «Доходное место» А.Островского, «Проданная невеста» Б.Сметаны, «Галька» С.Монюшко. Однако в годы общего упадка искусства в Киеве во времена Центральной рады и гетманщины театр Николая Садовского, хотя и сохранял славные реалистические традиции демократического украинского театра, не мог устоять против натиска реакции, буржуазно-националистического влияния.

В этой сложной обстановке возникали и новые театры, например, так называемые Национальный театр, Государственный драматический театр, Государственный народный театр. Национальный театр был вызван к жизни интересами буржуазно-националистических кругов. Просуществовав несколько месяцев (16 сентября 1917 г. – май 1918 г.), он распался.

Государственный драматический театр (открылся 28 сентября 1918 г.), который возглавили русские режиссеры А.Загаров и Б.Крживецкий, несмотря на прогрессивные начинания, также долго не просуществовал. Стремясь очиститься от так называемой бытовщины и «малороссийщины», захлестывавших в годы общего кризиса искусства украинские театры, выйти на широкую дорогу, творческий коллектив обращался главным образом к произведениям западноевропейской драматургии, показав на своей сцене в первый же сезон спектакли: «Столпы общества» и «Привидения» Г.Ибсена, «Ткачи» и «Возчик Геншель» Г.Гауптмана, «Мирандолина» К.Гольдони, «Тартюф» Ж.-Б.Мольера. Но все эти пьесы, хотя сценически и интересно осуществленные, были слишком далеки от политических событий того времени, не отражали революционных настроений и потому не привлекали широкие массы народного зрителя.

Только Государственный народный театр, возглавляемый П.К.Саксаганским, просуществовал несколько лет, продолжая свой творческий труд и после окончательного установления в городе Советской власти. Свою деятельность театр начал 1 сентября 1918 г. в помещении Троицкого народного дома пьесой И.Котляревского «Наталка Полтавка» при участии знаменитых украинских артистов М.Заньковецкой (Терпелиха) и П.Саксаганского (Выборный).

Отдав всю свою жизнь служению родному искусству, Саксаганский и Заньковецкая, несмотря на преследования со стороны буржуазно-националистических прихвостней, оставались верными идее создания подлинно народного театра и искренне стремились всячески поддерживать связи с народным зрителем, постоянно обращаясь к пьесам классического репертуара («Наталка Полтавка» И.Котляревского, «» Т.Шевченко и др.).

На сцене этого театра зритель увидел также несколько пьес западноевропейской классики («Разбойники» Шиллера, «Уриэль Акоста» Гуцкова). Они имели большой успех благодаря талантливой игре самого П.Саксаганского и особенно благодаря заложенным в них идеям протеста и вольнодумства, таких близких и понятных революционной массе.

Кроме Заньковецкой, принимавшей участие в нескольких спектаклях театра, разделяя успех вместе с П.Саксаганским, в труппе работали и такие выдающиеся актеры, как Л.Линицкая, Ф.Левицкий, И.Замычковский, А.Затыркевич-Карпинская и др. Здесь прошли хорошую школу актерского и режиссерского мастерства тогда еще молодые Б.Романицкий, А.Хорошун, И.Садовский и другие, со временем ставшие известными зрителю советского украинского театра.

Революционные события, открывшие трудовому народу новую свободную жизнь, требовали не только соответствующего репертуара, но и новой трактовки пьес классической драматургии. Спектакли Государственного народного театра, хотя и привлекали блестящим художественным исполнением отдельных ролей Саксаганским, Заньковецкой, Линицкой, Левицким, полностью удовлетворить запросы нового зрителя не могли.

Сцена из пьесы «Царь Эдип» в…

Сцена из пьесы «Царь Эдип» в постановке «Молодого театра». [с. 129]

Сцена из пьесы «Гайдамаки» в…

Сцена из пьесы «Гайдамаки» в постановке театра им.Т.Г.Шевченко. [с. 132]

Своеобразное место в театральной жизни Киева занимал «Молодой театр», возникший весной 1916 г. как Товарищество молодых украинских артистов, во главе с Л.Курбасом. Не имея вначале своего помещения, студия молодых актеров показывала спектакли в бывшем театре «Бергонье», в театре Н.Садовского, в Лукьяновском народном доме или в летнем театре в Святошино. В 1918 г. труппа приобрела постоянное помещение (ул. Прорезная, 19) и в ноябре начала представления как «Молодой театр», открыв сезон трагедией Софокла «Царь Эдип».

В «Молодом театре», который был фактически театром-студией, исполнитель приобретал определенные навыки сценического мастерства во всех его составных элементах, овладевал искусством движения, жеста, мимики, слова, пластики тела, выразительности сценической композиции, т.е. познавал все то, что можно было бы назвать технологией актерского искусства, он знакомился также с историей мирового театра, с его практикой, драматургией. Работа в «Молодом театре» была примером творческой дисциплинированности, неисчерпаемого энтузиазма и горячей веры в искусство будущего.

Деятельность «Молодого театра» будила творческую мысль работников сцены, содействовала поискам новых средств сценической выразительности и формы, борьбе с рутиной и штампом, с устаревшими приемами актерской игры. И в этом его определенное положительное значение в ранний период истории украинской советской сцены.

В то же время идейная платформа «Молодого театра» была неопределенной, художественные принципы эклектичными и не всегда оригинальными. Замкнутый характер экспериментальной работы мешал установлению связей театра с широким зрителем. Именно поэтому и этот театр долго не просуществовал.

Выйти из состояния идейно-творческого упадка киевским театрам помогла Советская власть. После освобождения Киева в феврале 1919 г. рабоче-крестьянское правительство Украины приняло ряд мер для налаживания и дальнейшего развития культурной жизни города.

В июне 1919 г. Совет Народных Комиссаров Украины утвердил «Положение о Народном комиссариате просвещения», на который возлагалось руководство всеми культурно-просветительными учреждениями, в том числе и учреждениями искусства. Народный комиссариат просвещения создал Совет искусств, при котором был организован Всеукраинский театральный комитет.

Перед национализированными театрами были поставлены задачи – приблизить искусство к пролетарскому зрителю, проводить агитационно-воспитательную работу среди масс.

Исходя из решений VIII съезда РКП(б) «сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда и находившиеся до сих пор в исключительном распоряжении эксплуататоров» [«КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», ч. I, стр. 420], в киевских театрах были введены низкие расценки на билеты, а красноармейцы и рабочие обслуживались бесплатно.

Отдел искусств создал комиссию, которая должна была составить проект создания специального театра для детей и разработать для него репертуар. Театр «Кривой Джимми» был превращен в детский. Представления для детей давались и в других театрах города на украинском и русском языках. С успехом шли «Коза-дереза» Н.В.Лысенко, «Снежная королева» по Андерсену и др.

Забота Советской власти о развитии театрального искусства в Киеве нашла яркое выражение в мерах, направленных на улучшение условий жизни и труда работников сцены. Много делалось для ликвидации безработицы среди актеров; была ликвидирована частная антреприза; отменен театральный налог, лежавший бременем на театрах; повышена заработная плата и зачислены в штат актеры, работавшие у антрепренеров без определенной заработной платы; еженедельно актеры получали выходной день. Для повышения художественного качества спектаклей было уменьшено их количество в сезоне.

Советская власть всячески поддерживала те творческие коллективы, которые, искренне отдав свое искусство советскому народу, включились в борьбу за создание социалистической культуры. Такие театры, как русский драматический, украинский драматический, украинский театр музыкальной комедии (в его состав вошла часть актеров труппы Н.Садовского), детский театр, были взяты на государственное содержание, а их деятельность серьезно реорганизована. С целью улучшения руководства театрами избирался совет, в состав которого входили наиболее опытные режиссеры и актеры. Работники государственных театров освобождались от призыва в Красную Армию.

Бывший театр «Бергонье» был превращен в драматический театр Красной Армии и передан в распоряжение Киевского губвоенкомата. В связи с этим была сформирована новая труппа, избраны режиссерская коллегия, репертуарная комиссия.

Вместо пошлых, безыдейных пьесок, заполнявших сцену театра «Бергонье», на сцене театра Красной Армии начали появляться лучшие произведения отечественной и зарубежной драматургии: «Без вины виноватые», «Гроза» А.Островского, «Медведь», «Хирургия» А.Чехова, «Свадьба Кречинского» А.Сухово-Кобылина, «Каменный гость», «Моцарт и Сальери» А.Пушкина и др.

С целью очищения театров от антихудожественных пьес и подбора репертуара, который отвечал бы идейно-воспитательным целям, объявлялись конкурсы на советскую пьесу.

Придавая особое значение проблеме создания нового, советского репертуара, Коммунистическая партия в то же время боролась и против нигилистического отношения к классическому наследию, за критическое освоение лучших достижений культуры прошлого.

Репертуар театров все более обновлялся пьесами революционного содержания, при этом использовались даже известные произведения классической драматургии. Наглядным примером является постановка «Овечьего источника» Лопе де Вега, осуществленная весной 1919 г. К.Марджановым на сцене русского драматического театра. В нем были заняты лучшие актеры театра: В.Юренева, С.Кузнецов, Ю.Яковлев, М.Соснин, М.Светловидов, создавшие блестящие образы главных героев пьесы. Но особый интерес представляли народные сцены.

«Народ бездушный, вялый, лишенный всякого смысла, каким он обычно выглядит в массовых сценах, под рукой Марджанова ожил, стал единым красочным и темпераментным коллективом. Народ… живет, а не «безмолвствует». И этот народ заражает чувством толпы всю публику», – писала тогда же газета «Известия».

Идейно-художественный подъем чувствовался и в деятельности Государственного народного театра. Он продолжал ставить пьесы классического украинского репертуара, однако сценическая трактовка их стала более глубокой, по-новому начали раскрываться социальные мотивы. Но с уходом в 1922 г. П.Саксаганского деятельность этого театра по существу прекратилась. Из одной группы его актеров образовался новый коллектив, названный именем гениальной украинской актрисы Марии Заньковецкой.

В 1919 г. в Киеве возник Первый драматический театр УССР им.Т.Г.Шевченко (теперь Днепропетровский государственный украинский драматический театр им.Т.Г.Шевченко). В его труппу вошли известные в то время деятели украинской сцены – А.Борисоглебская, И.Марьяненко, А.Загаров, И.Садовский, Ф.Левицкий и др. В поисках пьес социального содержания театр вначале обращался к зарубежной драматургии – произведениям Гауптмана, Ибсена, Мирбо, Шницлера, Бергера, Мольера.

В апреле-мае 1919 г. с коллективом шевченковцев объединилась труппа «Молодого театра». Во главе этого объединения были два режиссера – А.Загаров и Л.Курбас. Искусственное слияние различных по своим творческим направлениям коллективов не дало положительных результатов.

Деникинское нашествие дезорганизовало культурную жизнь Киева. «Военное положение в городе, – вспоминает актер театра им.Т.Г.Шевченко Г.Маринич, – терроризовало общество. Было не до театра. Даже в сад на симфонические концерты шли неохотно, так как часто проверяли документы при выходе из сада и этим терроризировали зрителя. А к тому еще и непосильные налоги в 40%, которые накладывала добрармия на театры, крайне обессилили театральные дела. Пять киевских театров постепенно прекратили свое существование, в том числе и шевченковцы».

Только после освобождения Киева Красной Армией в декабре 1919 г. театры возобновили творческую работу.

Политика Коммунистической партии и Советского правительства в области театрального искусства определила новое идейное направление в деятельности театров, помогла очистить их репертуар от разного рода антихудожественной макулатуры, оказала благотворное влияние на их творческий рост, на совершенствование актерского и режиссерского мастерства.

Ленинская формула «искусство принадлежит народу» нашла широкий отклик среди трудящихся масс Киева. Во всех рабочих районах города, на заводах, в воинских частях возникали сотни самодеятельных коллективов. История еще не знала такого гигантского пробуждения творческих сил народа. Освобожденная от цензурных ограничений и преследований, художественная самодеятельность трудящихся Украины начала бурно развиваться, приобретая новую идейную направленность и своеобразные формы. Именно в любительских рабочих и красноармейских кружках впервые начали ставить революционные пьесы-агитки, принадлежавшие неизвестным авторам из пролетарской среды.

Созданный при Всеукраинском театральном комитете специальный отдел народных театров всячески помогал их развитию. Были открыты трехмесячные режиссерско-инструкторские курсы, начато издание пьес известных авторов для рабоче-крестьянских театров. Уже в 1919 г. в Киеве было создано шесть районных рабочих театров: на Лукьяновке, Демеевке, Куреневке, Подоле, Печерске, станции Киев-1.

Значительным успехом пользовался рабочий железнодорожный театр (ул.Бульварно-Кудрявская, 36), в репертуаре которого были пьесы Горького, Луначарского, Островского, Леси Украинки, Карпенко-Карого.

Активную деятельность развернул клуб 1-го коммунистического полка, которому было передано помещение бывшего кафешантана «Аполло». Клуб имел три секции: школьную, библиотечную и театральную. Театральная секция ставила пьесы Л.Толстого, А.Островского и молодых пролетарских драматургов из красноармейской среды.

Одной из форм художественно-агитационной работы отдела пропаганды при Всеукраинском театральном комитете были массовые народные зрелища. Особой популярностью пользовались театрализованные концерты-митинги на злободневные темы из жизни молодой Советской республики: о борьбе с интервентами и белогвардейцами, строительстве нового общества, международной солидарности трудящихся. Известна, например, массовая инсценировка на тему «Интернационал», проведенная в Киеве на Софийской площади. Концерты-митинги чаще всего организовывались силами художественной самодеятельности трудящихся города и профессиональных трупп. Они происходили преимущественно в дни революционных праздников на площадях, в парках, на улицах, иногда в помещениях театров, рабочих клубов и даже в цехах заводов и фабрик. Билеты на такие театральные зрелища распространялись среди населения бесплатно.

Проведение различных политических кампаний – Недели фронта, Дня красного командира, Дня рабочей молодежи, Недели защиты детей, Дня культуры, Недели культуры, Дня культуры Красной Армии и Флота и др.- также сопровождалось широкой агитационно-художественной программой.

Эти массовые театрализованные зрелища пробуждали творческую инициативу трудящихся. В театр приходили молодые драматурги, актеры, режиссеры. Появлялись интересные драматические произведения и инсценировки из жизни рабочих и крестьян, из истории борьбы за Советскую власть.

Политическая актуальность, классовая заостренность большинства театральных зрелищ-инсценировок сыграли значительную роль в формировании украинской советской драматургии. Так, уже в годы гражданской войны и военной интервенции, в годы борьбы за жизнь социалистического государства народ закладывал первые кирпичи в фундамент советского искусства – социалистического по содержанию, национального по форме.


По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 2, с. 126 – 133.