Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

7. Кино

Великая Октябрьская социалистическая революция создала исключительно благоприятные условия для развития всех отраслей национальных культур. Вместе с литературой, живописью, театром и музыкой партия призвала служить народу и киноискусство.

В Киеве в наследство от дореволюционной кинематографии украинскому советскому кино перешли киностудии «Светотень», находившаяся на Лукьяновке, и «Художественный экран» (ул. Крещатик, 36).

В марте 1919 г. в Киеве развернули активную деятельность по созданию советской кинематографии Всеукраинский кинокомитет Наркомпроса и киносекция политуправления Наркомвоенмора. Перед кинематографом были поставлены те же проблемы, что и перед советской печатью – разъяснять политику Коммунистической партии и Советского государства, информировать трудящихся о важнейших событиях в стране, мобилизовывать население на защиту молодой Советской республики, на социалистическое строительство. Все это надо было делать оперативно, в кратчайшие сроки.

Основной базой для производства кинокартин стала киностудия «Художественный экран». Она была «на ходу», имела квалифицированные кадры. Здесь работали режиссеры М.Бонч-Томашевский, М.Вернер, А.Лундин, операторы В.Добржанский и А.Майне.

Киностудия «Красная звезда», организованная на базе «Художественного экрана», получила оборудование и аппаратуру «Светотени».

Кинолистовки, кинофельетоны, киноплакаты, хроника и агитационные фильмы, которые выпускались «Красной звездой», по своему характеру очень близко стояли к советской печати и произведениям изобразительного искусства.

Съемки производились в павильоне студии, который освещался прожекторами, получавшими электроэнергию от военных автомашин с динамо, или на натурных площадках – во дворе студии и в Десятинном переулке. Одним из первых в 1919 г. был снят фильм «Мир хижинам – война дворцам» по сценарию Льва Никулина. Его ставил режиссер М.Бонч-Томашевский, снимал В.Добржанский.

Особенно широкий размах приобретает производство кинокартин после VIII съезда партии, который дал указание использовать кинематограф для коммунистической пропаганды и культурно-просветительной работы. Как известно, в утвержденную съездом программу Коммунистической партии был внесен пункт, где сказано, что наряду с другими средствами просвещения народа кино должно служить «самообразованию и саморазвитию рабочих и крестьян» [«КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», ч. I, стр. 420].

Партия, В.И.Ленин в то время придавали особое значение кинохронике, которая в доходчивой форме «образной публицистики» отображала жизнь молодого Советского государства. В Киеве съемку хроникальных фильмов, кроме киностудии «Красная звезда», осуществлял и Всеукраинский кинокомитет, Киевский кинокомитет, киностудия Народного комиссариата пропаганды Украины, теакиносекция политотдела 12-й армии, киносекция агитпросвещения окрвоенкомата и др. В проникнутых оптимизмом документальных фильмах периода гражданской войны страстно звучал призыв партии к защите завоеваний революции и строительству нового общества.

Украинская документальная кинематография, показывавшая новых людей, борьбу Красной Армии с внутренними и внешними врагами, жизнь советских городов и сел, имела большое влияние на развитие художественной кинематографии, которая также начала черпать свои сюжеты и темы из советской действительности, в гуще народа отыскивала своих героев, на жизненных противоречиях строила свою драматургию.

Большинство агитационных фильмов 1919-1920 гг. освещало тему Красной Армии. Фильмы «Красноармеец, кто твой враг?», «Красный генерал», «Жизнь красных курсантов», «Под красной звездой», «Красные по белым» разъясняли, что защищает Красная Армия, с кем и почему она борется, какому классу служит.

Разоблачению врагов революции, мобилизации классовой бдительности советских людей, разъяснению революционного долга трудящихся были посвящены фильмы «В царстве палача Деникина», «Революционный держите шаг», «Это будет последний и решительный бой», «Мир хижинам – война дворцам», «Вставай, проклятьем заклейменный».

О воспитательном значении труда рассказывал агитационный фильм «Советское лекарство», поставленный режиссером М.Вернером по сценарию Л.Никулина. Герой фильма – зажиточный человек, вследствие паразитического образа жизни почти потерявший человеческий облик, не знает настоящих радостей жизни. Советская власть мобилизует его на работу. Труд и общение с советскими людьми превращают тунеядца в другого человека. Серьезная, гуманистическая идея фильма выражена в легкой и веселой форме. По сути, фильм «Советское лекарство» был первой украинской советской кинокомедией.

Принципы новых общественных отношений, права трудящихся, изменения бытовых условий при отсутствии эксплуатации – вот что находило освещение в фильмах «Из подвалов в верхние этажи», «Единая мировая республика труда», «Первое мая» и «Братский союз города и села».

Некоторые агитационные фильмы затрагивали сложные психологические проблемы. Например, в фильме «Прозревший» авторы стремились показать, как изменяется сознание человека, как обновляется и светлеет его внутренний мир под влиянием революционной действительности.

В первые же месяцы своего существования украинская советская кинематография приобретает определенные идейно-художественные качества, глубоко вошедшие в ее плоть и кровь. Это смысловая направленность, стремление к обобщениям с партийных позиций, обращение к темам, которые имеют значение для народа, отражают жизнь народных масс, их дела и свершения, борьбу за коммунистические идеалы.

В агитационных фильмах героями выступают простые советские люди – рабочие, крестьяне, красноармейцы, передовые интеллигенты, которые пришли в революцию с открытой душой.

В то время украинское киноискусство, делавшее первые шаги по пути к социалистическому реализму, еще не могло быть художественно совершенным, но оно сразу же завоевало народную любовь и признание благодаря своей близости к массам: оно глубоко волновало трудящихся, будило их чувства, объединяло волю, побуждало к действию, выступая как трибун революции, как эффективное средство утверждения нового строя жизни.

Демонстрация агитационных фильмов, кинолистовок и хроник собирала огромное количество зрителей. В Киеве фильмы показывались, кроме театров, во многих местах: на Думской и Александровской площадях (теперь площади Калинина и Ленинского Комсомола), на вокзале, в воинских частях, эвакоприемниках, агитпунктах и даже в витринах магазинов, в частности на Лютеранской улице (теперь ул. Энгельса).

Большим успехом у киевлян пользовались трамвайные агитвагоны, которые разъезжали по городу и демонстрировали фильмы прямо на улицах.

В 1919-1920 гг. в Киеве было выпущено, кроме хроникальных картин, много кинолистовок и более двадцати агитационных фильмов. Их создавали опытные работники кино, среди которых были первые советские сценаристы: Л.Никулин, Б.Леонидов, А.Вознесенский, В.Лидии, А.Наумов; режиссеры: М.Вернер, А.Лундин, Л.Замковой, М.Бонч-Томашевский; актеры: Л.Франк-Никольский, Г.Днепровский, Я.Вурманский, В.Градов и др.

Украинская советская кинематография, родившаяся в годы гражданской войны, с первых дней своего существования пошла по пути реализма. Выполняя задания партии и Советского правительства, киевские кинематографисты посвящали свои произведения революционной действительности, отражали героизм народа, несли в массы коммунистические идеи. Кино становилось активным средством просвещения трудящихся, борьбы за построение нового общества.


По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 2, с. 138 – 141.