Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Дворец в Корсуне на Роси

Татьяна Полякова

Корсунь-Шевченковский государственный
историко-культурный заповедник

Свыше двух веков возвышается в городе Корсуне-Шевченковском над одним из островов на реке Роси княжеский дворец. Предание гласит, что в середине XVIII столетия один местный житель решил устроить здесь мельницу. Но живший в Корсуне прорицатель Вернигора сказал ему: «Зачем хочешь строить ты мельницу на том месте, где возвысятся чертоги, которые будут посещать цари и короли, чтобы любоваться нашими красотами?». И прав оказался Вернигора.

С. Понятовский П. Лопухин
С. Понятовский П. Лопухин

В 1780 году князь Станислав Понятовский (племянник последнего польского короля Станислава-Августа), став владельцем Корсунского староства, задумал соорудить на острове дом. Выбор этого безлюдного места сам князь объяснил желанием показать, как он доверяет своим новым подданным. Такой шаг был весьма рискованным, потому что не улеглась ещё память о гайдаматчине, которая захватила и Корсунский край. Но остров гарантировал безопасность – добраться до него можно только через Рось.

В многочисленную свиту Понятовского на правах товарища воходил Ян Генрих Мюнц – военный инженер и художник. Он и стал автором концепции будущего дворцово-паркового ансамбля в Корсуне и первым прорабом на стройке. В своих заметках Мюнц позже писал: «Нет ничего прекраснее этого места со скалами и каскадами, лебедями и мельницами. Тут господский дом, который я построил из дерева и известняка в 1783 году. Месторасположение дома прекраснейшее на острове, между двумя рукавами Роси».

Через несколько лет началось возведение каменного двухэтажного княжеского дворца. Автором окончательного варианта проекта был Ян Дисиор Линдсей – придворный архитектор семьи Понятовских. Под его руководством строительство корсунской летней резиденции князя Станислава в 1787 году было завершено. В дворцово-парковый ансамбль входили двухэтажный каменный дворец, а в нём – 26 комнат и зал в два этажа, ордерная галерея, соединявшая большой и малый господские дома, три кирпичных флигеля, две конюшни. На соседних островах и «материке» расположился ландшафтный парк.

Корсунская резиденция Понятовского с её невероятными коллекциями китайских и татарских вещей, редчайших камней, гемм и камей, собрание которых было одним из известнейших в Европе и насчитывало более 2000 разных камней, стояла в ряду богатейших имений магнатов на украинских землях.

Но в 1797 году Станислав Понятовский вынужден был продать свои украинские владения, и Корсунь за 100 тысяч рублей серебром откупила российская императорская казна. В январе 1799-го Павел I подарил имение Петру Васильевичу Лопухину, отцу своей фаворитки Анны Петровны (в замужестве Гагариной). По занятости государственными делами новый владелец бывал в Корсуне лишь наездами, и покои дворца его вполне удовлетворяли. Единственное, что было изменено в парке – это вид горы Янталка, на которую обращены окна паркового фасада дворца. Там устроили «новейшей архитектуры с открытыми стенами гульбище».

Звёздный час усадьбы настал с приездом в Корсунь в 1835 году четы светлейших князя и княгини Лопухиных. Павел Петрович по переезде в «деревню», т. е. в местечко Корсунь, с присущей ему энергией принялся за обустройство своего нового дома.

Бойскина. Молебен на площади перед… П. Лопухин
Бойскина. Молебен на площади перед Корсунским дворцом в 1861 г. Вид на дворец со стороны реки

Архитектурные сооружения и парк площадью 103 десятин приобрели черты зарождавшегося тогда русского романтизма, и результат превзошёл все ожидания. Дворец увенчался четырьмя башнями в стиле средневековой оборонной архитектуры, выраставшими из квадратных угловых надстроек с фронтонами в форме русских кокошников. Был достроен в длину и высоту (до трёх этажей) деревянный дом Понятовского, появились различные хозяйственные помещения. На восточной оконечности острова, над Росью, было возведено изящное сооружение парадной оранжереи. На крыше юго-западной части дворца устроен зимний сад. В уединённом месте над обрывом, недалеко от дома, сооружена лютеранская часовня. Всё это было гармонично увязано и составляло прекрасный романтический ансамбль, вот только имя автора этой перестройки пока не известно.

По окончании всех работ княжеский дворец поражал своей пышностью. Стены комнат и залов украшали фамильные портреты кисти художников К. Брюлллова и В. Боровиковского. В красивых багетах висели портреты императора Павла I, Авдотьи Лопухиной – опальной жены Петра I (из этой ветви родового дерева происходил светлейший князь П. В. Лопухин), царевича Алексея Петровича, Петра ІІ. Здесь же можно было увидеть полотна старых мастеров и мраморные скульптуры работы Кановы, Торвальдсена и Джорини (Йорини). Каждую субботу во дворце давал концерты большой симфонический крепостной оркестр князя Лопухина.

Ежегодно 28 июня во дворце устраивался большой прием – это в день Петра и Павла отмечались именины светлейшего владельца. Гости, приехавшие со всей округи, дивились новинкам в домашнем музее хозяина. Современники отмечали: «На острове, в чудесном саду, дом роскошный господский со всеми атрибутами роскоши и богатства. Огромный зал в два света, с хорами и мраморными статуями известнейших скульпторов; за южной стеной в тропических растениях порхают и поют редкие птицы; мебель дорогая, возле стен несколько штук пианино, между которыми во фраке и белых перчатках лакеи».

С завершением всех строительных работ и обустройства парка усадьба князя П. П. Лопухина вошла в число известнейших в Европе. «Тут вы на каждом шагу видите, что утонченный вкус самого хозяина руководил архитекторами и садовниками, которые украшали эту поэтическую пустыню, на эти украшения рассыпаны большие богатства; тут все, что придумано, что сделано, есть творение возвышенной мысли поэта и художника».

В 1859 году Корсунь в очередной раз посетил Т. Г. Шевченко. По словам его троюродного брата и свояка Варфоломея (он работал одним из помощников управляющего имением), не осталось ни одного уголка в парке, который бы не зарисовалТарас Григорьевич. Теперь оригиналы рисунков находятся в Музее Тараса Шевченко в Киеве.

Усилиями Павла Петровича Лопухина в его усадьбе была собрана богатая коллекция произведений искусства (живописные полотна, скульптуры, фарфор, серебро), огромная библиотека с большим количеством раритетов. Во дворце был устроен музей, экспозиция которого состояла из нескольких разделов.

Дворец в Корсуне на Роси П. Лопухин
Дворец в Корсуне на Роси Площадка военной техники Музея истории Корсунь-Шевченковской битвы

С 1873 года корсунское имение и княжеский титул перешли к Николаю Петровичу Демидову, и он стал первым светлейшим князем Лопухиным-Демидовым. К сожалению, новый владелец не умел вести хозяйство, что привело его семью на грань банкротства. Финансовые документы начала XX ст. свидетельствуют, что роскошный в недавнем прошлом дворцово-парковый ансамбль находился в запущенном виде. Несколько раз Лопухин-Демидов получал заём под залог имения, оцененного в 1897 году в 4 млн. 167 тыс. рублей. Но это не спасало положения. И если бы не периодическая поддержка со стороны императорского дома, имение было бы продано «с молотка».

В связи с финансовыми трудностями владельцев сократилась «жилая» площадь парка, упростились и порядки. Теперь каждую субботу все желающие могли отдохнуть в княжеском саду. Перед манежем, недалеко от дворца, были установлены качели, лавочки, на которых можно было расположиться и послушать игру еврейского оркестра, оплачиваемого княгиней. Она, Ольга Валериановна Лопухина-Демидова (урожденная Столыпина), после смерти мужа стала владелицей корсунскои усадьбы. Последней ее владелицей…

В октябре 1918 года светлейшая княгиня со старшей дочерью Елизаветой вынуждены были покинуть Корсунь. Младшую Веру расстреляли в 1919-ом, а наследник титула и фамилии Александр ещё в 1917 году выехал с семьёй в Финляндию.

Сама же усадьба была национализирована и в итоге всё, что оставалось после светлейших владельцев, частично было разграблено, а частично передано во «временное пользование» разным государственным учреждениям. И только небольшая часть предметов некогда большого фамильного собрания Лопухиных-Демидовых составила экспозицию местного краеведческого музея. Когда в 1927 году во дворце был устроен Дом отдыха железнодорожников, экспонаты передали в Черкасский краеведческий музей.

Усердно борясь с «пережитками прошлого», строители нового общества толстым слоем краски замазали прекрасные росписи, ранее украшавшие стены парадных залов дворца. Практически полностью были затёрты растительные орнаменты по потолочным карнизам комнат. Время и люди безжалостны…

Фрагмент дворца в Корсуне

Фрагмент дворца

С началом войны в дворцовых помещениях разместился советский военный госпиталь, а с 30 июля 1941 г. – немецкий госпиталь для легко раненых. Территорию парка изрезали окопы. Конечно же, погибли павлины, поражавшие в своё время гостей тем, что брали еду прямо с рук.

28 июля 1945 г. в бывшем дворце светлейших князей Лопухиных был открыт Музей истории Корсунь-Шевченковской битвы (24 января – 17 февраля 1944 г.). А в остальных помещениях что только не располагалось: и больница, и училища, и общежития. Перестройки, достройки и ремонты уродовали когда-то прекрасный ансамбль. О реставрации приходилось, впрочем, как и сегодня, только мечтать.

В 1994 году музей был реорганизован в Корсунь-Шевченковский государственный историко-культурный заповедник. Этот статус оберегает территорию парка от возможных поползновений, но не решает проблем по реконструкции бывшей княжеской усадьбы – в XIX столетии одной из самых красивых в Европе.

28 июля 2005 г. было торжественно отпраздновано 60-летие Музея истории Корсунь-Шевченковской битвы.

Опубликовано : Купола (Киев), 2006 г., вып. 3, c. 66 – 69.