Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Марк Кропивницкий

Портрет М. Л. Кропивницкого

Марк Лукич Кропивницкий (10 (22) мая 1840 – 8 (21) апреля 1910) – украинский драматург и театральный деятель.

Родился Марк в селе Бежбайраки (ныне – Новоукраинского района Кировоградской области) в семье мелкого чиновника. Учился он в разных начальных школах, а в 1853 – 1856 годах – в Бобринецком уездном училище. После окончания училища он поступил на службу в уездный суд и имел намерение сделаться юристом. В 1862 – 1863 годах он учился на юридическом факультете Киевского университета, но не окончил его (прослушал только три семестра).

Из Киева Кропивницкий вернулся в суд в Бобринце, а в 1865 г. в связи с переводом уездных учреждений в Елисаветград переехал в этот город, где служил до 1871 года.

(При российской оккупации Елисаветград долго назывался Кировоградом, а в 2016 г. в рамках выполнения закона о декоммунизации ему дано название Кропивницкий.)

В 1871 г. Кропивницкий продал свое имущество в Елисаветграде, переехал в Одессу и с тех пор занимался исключительно украинским театром, став одним из первых профессиональных театральных деятелей Украины. Умер он в 1910 году, когда ехал в поезде из Одессы в Харьков. Похоронен в Харькове, охраняется как памятник истории.

Склонность к литературному творчеству Кропивницкий обнаружил еще во время учебы в Киевском университете. В 1863 г. он написал свою первую драму «Никита Старостенко», которая тогда же представлялась в театре. (В 1873 г. эта драма была существенно переработана автором и под названием «Дай сердечные волю, заведет в неволю» имела большой успех на сцене.)

Периодом наивысшего расцвета Кропивницкого-драматурга были 1880-е годы, когда были написаны его самые известные произведения, в частности, драма «Кулак, или Паук». Всего Кропивницкий написал 41 драматическое произведение, среди них – драмы, комедии, водевили, инсценировки прозы и переработки пьес других украинских авторов.

Тематика его произведений – жизнь современной ему Украины (от 1850-х до 1900-х годов), от последних лет крепостничества до событий революции 1905 года. Круг его наблюдений – это украинские крестьяне, сельские чиновники, мещане, дворяне (собственно, помещики, которые больше всего сталкивались с крестьянами). Сюжеты пьес строятся на бытовых и социальных конфликтах. Национальной проблематики в своих произведениях он не касался, так же как не писал на исторические темы.

Одна из главных проблем его произведений – это упадок некогда всемогущих помещиков и рождение и укрепление новой категории богачей – кулаков из числа вчерашних крестьян. Эти темы разрабатывались им как в комическом, так и в драматическом плане.

Несмотря на отсутствие украинской национальной проблематики (всегда неприятной для цензуры) пьесы Кропивницкого постоянно подвергались цензурным притеснениям и запретам. Причиной была беспощадно правдивая картина социальных противоречий в Украине. Эти притеснения (наряду с чисто творческими соображениями) понуждали автора к постоянным переделкам своих произведений, часть из которых известна нам в нескольких редакциях.

Написанные Кропивницким пьесы не лежали в ящике – они печатались и постоянно представлялись в театрах. Кропивницкий, выступая на сцене от 1871 года, проявил себя талантливым актером, а вскоре параллельно начал работать и как режиссер.

В 1882 году Кропивницкий в Елисаветграде организовал свою собственную театральную труппу, в которую привлек Николая Садовского, Марию Заньковецкую, Панаса Саксаганского, Ивана Карпенко-Карого и других. Этот коллектив, метко названный «театром корифеев», меняя свои организационные формы, был ведущим в театральной жизни Украины на протяжении более чем 30 последующих лет. Он дал театральную жизнь многим пьесам украинских драматургов того времени, в том числе и самого Кропивницкого.

, который мы приводим, выполнен в 1890-х годах. Он хранится в фондах Кропивницкого областного краеведческого музея.

Н. Ж., 12 декабря 2017 г.