Логотип Мысленного древа

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

НАУКА

ОБРАЗО
ВАНИЕ

ЛИТЕРА
ТУРА

Письмо на сайт
Версия для печати
Лента новостей (RSS)
Наука / Археология / Археологічні дослідження в… / Турецкая фаянсовая и фарфоровая посуда XVI–XVIII вв. из раскопок Очакова в…

Турецкая фаянсовая и фарфоровая посуда XVI–XVIII вв. из раскопок Очакова в 1994 году

Беляева С.А., Якубов В.Н.

Джерело : “Археологічні дослідження в Україні в 1994-1996 роках”, К., 2000 р., с. 7 – 8.

В ходе археологических раскопок исторического центра Очакова существенно дополнена коллекция высокохудожественных изделий из фаянса и фарфора, полученная в результате предшествующих исследований. Это продукция турецких керамических центров Изника и Кютахьи, которая представлена небольшими на кольцевом поддоне кофейными чашечками и пиалами диаметром 5,8-7,7 см, блюдами диаметром 13,6 см, а также фрагментами изразцов.

Рис. 1. Турецкий фаянс и фарфор XVI-XVIII вв. 1-9 – фаянсовые сосуды Изника; 10, 12-19 – фаянсовые сосуды Кютахьи; 20 – изразец; 11, 21-22 – фарфоровая посуда.

Фаянсовые сосуды Изника начала XVI-XVII вв. представлены 14 фрагментами, на которых подглазурная и надглазурная роспись зелеными, синими, желтыми, красными, черными и фиолетовыми красками на белом фоне изображала в основном стилизованный цветочный и растительный орнамент (рис. 1, 1-9). Причем фрагменты пяти пиал, где желтая (рис. 1, 1, 3), зеленая (рис. 1, 2, 4) и фиолетовая (рис. 1, 5) краски наложены по заранее намеченному черным контуром рисунку, по своей манере исполнения напоминают стиль росписи китайского фарфора, который появился в Турции уже в начале XVI в. и служил образцом изникским мастерам. Эти фрагменты являются подражанием ему и могут относиться к наиболее ранним изделиям этого центра, то есть к началу или середине XVI в.

Ко второй половине XVI в. можно отнести три фрагмента фаянсовых сосудов (рис. 1, 6, 8, 9), в цветовой гамме которых преобладают ярко-красный, оливково-зеленый и пурпурный цвета, с излюбленными для изникских мастеров изображениями плодов шиповника и растительными мотивами, выдержанными в стиле этого времени. Это также подтверждает высокое качество глазури, цвет и состав черепка, а также его небольшая толщина – 0,2-0,3 см. Особый интерес представляет фрагмент блюда с профильным изображением юноши, одетого в синий халат и тюрбан красного цвета. Рисунок выполнен под глазурью на белом фоне по заранее намеченному черному контуру. Толщина черепка 0,5 см, диаметр поддона 14,2 см. По своим признакам, по высокому качеству глазури, а также по цветовой гамме, данный фрагмент может быть отнесен к началу – середине XVII в., но из-за отсутствия прямых аналогий окончательная датировка затруднена.

К середине или концу XVII в. относится всего один фрагмент (рис. 1, 7). На это указывает более рыхлый и пористый черепок, толщина стенок до 0,5 см при относительно небольших размерах, а также невысокое качество глазури и красок блеклых оттенков. Подобная техника исполнения характерна для этого времени.

Фаянсовая посуда Кютахьи датируется началом и серединой XVIII в. Она представлена значительно большим количеством фрагментов. Это полусферические на кольцевой ножке небольшие чашечки и пиалки (рис. 1, 10, 13, 14, 16-19) диаметром 4,0-7,8 см, блюда (рис. 1, 12, 15) диаметром 7,6-12,0 см. Данные изделия, в основном, изготовлялись в стиле подражания керамике Изника. Для них всех характерно наличие плотного, хрупкого черепка белого цвета, с толщиной стенок, не превышающей 0,4-0,5 см. Изделия украшались рельефной резьбой в виде мелкой ромбовидной сетки, преобладало высокое качество глазури. Орнамент растительный, а также геометрический, иногда доходит до примитива. Выполнен он синим кобальтом по белому фону и покрыт прозрачной глазурью. На дне почти всех фрагментов с внутренней, а иногда и с внешней стороны нанесен один или два синих концентрических круга, внутри которых имеется марка. Знак или клеймо находится также и внутри кольцевидной ножки (рис. 1, 19).

К этому же времени можно отнести и фрагмент изразца с растительным орнаментом, нанесенным синими красками на белом фоне. Черепок плотный, хорошо обожжен, изготовлен из красной глины толщиной 1,8 см. Найден он на участке “Синагога” на глубине 0,7 м от современной дневной поверхности (рис. 1, 20). Фрагмент второго изразца, найденного там же на глубине 1,20 м от современной дневной поверхности, с голубоватой стекловидной поливой, может относиться и к более раннему времени.

Наряду с многочисленными находками фаянсовой посуды были найдены 5 фрагментов фарфоровых пиал диаметром 7,5-7,7 см (рис. 1, 21, 22). Рисунок выполнен очень тонко – синим кобальтом по белому фону. Глазурь высокого качества с зеленоватым оттенком. С внутренней и внешней стороны имеется по одному или два концентрических круга. Толщина стенок у венчика – 0,2 см, у днища сосуда – 0,4 см. Наличие марки с внутренней и внешней стороны днища дает возможность датировать данные изделия началом или серединой XVIII в.

Предыдущая статья | Перечень статей | Следующая статья

Понравилась страница? Помогите развитию нашего сайта!

© 1999 – 2018 Группа «Мысленного древа», авторы статей

Перепечатка статей с сайта приветствуется при условии
ссылки (гиперссылки) на наш сайт

Сайт живет на

Число загрузок : 4424

Модифицировано : 5.06.2015

Если вы заметили ошибку набора
на этой странице, выделите
её мышкой и нажмите Ctrl+Enter.