Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

6.2.3. Применение методов проведения исследования конфликтных ситуаций

Бритченко И. Г.

Итак, в основе конфликтных ситуаций лежит различие интересов, ценных ориентаций или мировоззренческих представлений, выступающих побудительным мотивом поведения, не всегда принимающего социально благоприятную форму.

Получить информацию о состоянии конфликтной ситуации возможно путем применения потенциала различных методов измерения установок тех групп, которые находятся в ситуации социального противоречия, конфликта.

Социальную установку можно определить как общую ориентацию человека на определенный социальный объект, предшествующую действию и выражающую предрасположенность действовать определенным образом относительно данного объекта.

Установка часто связана с каким-либо интересом, потребностью личности. Но конкретную форму она приобретает только тогда, когда ясно осознан объект интереса. Потребность, которая приобрела конкретную предметную форму, есть установка. Основной характеристикой установки является направленность. Она позволяет делать прогноз массового действия, нацеленного на разрешение социального противоречия. Если установка имеет положительную направленность, то она мотивирует действие созидательного характера, если отрицательную – разрушительного. Например, отрицательная установка работников к командно-административным принципам управления и распределения прибыли может привести к такой крайней мере массового поведения, как забастовка.

Исследование установок методами прикладной социологии важно для прогнозирований возможного поведения групп, выявления степени остроты противоречия, конфликтности ситуации, складывающихся в сфере политических, экономических, экологических и иных отношений.

Однако конструирование определенных шкал для измерения социальных установок – процесс сложный и трудоемкий, требующий высокого профессионализма. Поэтому на практике такие шкалы применяются крайне редко. Но перестройка общественной жизни страны привела к необходимости использования точных и эффективных методик для изучения новых социальных процессов и явлений.

В данном разделе коснемся правил конструирования наиболее известных шкал для измерения установок.

Шкала самооценки. Это наиболее простой вид шкалы измерения установки. Она может быть сконструирована в форме обычного вопроса или в виде некоторой числовой оси с положительными и отрицательными градациями.

При конструировании шкалы самооценки в форме вопроса ее позиции обязательно располагаются симметрично и состоят из равного числа положительных и отрицательных оценок, разделенных нейтральной позицией. На практике чаще всего применяется шкала самооценки с пятью позициями. Приведем пример такой шкалы:

«Как Вы относитесь к работе профсоюзного комитета в Вашем банке?». Ответ:

– полностью одобряю;

– в целом одобряю, хотя его деятельность не лишена недостатков;

– с безразличием (или: затрудняюсь дать оценку);

– в их работе больше отрицательного, чем положительного;

– считаю их деятельность очень вредной (или считаю, что они с работой не справляются).

Шкала в приведенном примере включает две положительные и две отрицательные позиции, разграниченные одной нулевой позицией. Нулевая позиция может иметь две интерпретации: она либо обозначает «нейтральное» состояние установки (позиция типа «с безразличием», «они меня не интересуют»), либо является просто разделительной границей между положительной и отрицательной установками при ответах типа: «затрудняюсь дать оценку».

Числовая шкала самооценки имеет вид числовой оси с положительными и отрицательными делениями. Число делений, расположенных симметрично относительно точки «О», специально не ограничивается. Однако, наиболее оптимальной для исследовательской практики считается шкала, включающая 21 деление. Например,

«Отметьте, пожалуйста, Ваше отношение к нынешней системе налогообложения, зачеркнув крестиком соответствующую позицию на числовой оси»:

Основной недостаток шкалы самооценки – высокая степень ее субъективности. Дело в том, что респонденты, обладающие разной степенью эффективности установки, вполне могут отменить одну и ту же позицию на шкале измерения, а обладающие одинаковой интенсивностью установки – разные позиции.

Сложность конструирования других видов шкал измерения установок связана с попыткой избежать подобной субъективности оценок, а также обосновать равновесие интервалов между позициями шкалы. Ибо без этого математические операции с первичной информацией весьма условны и могут вести к большим погрешностям.

Шкала ранжирования. Результаты измерения установок при ее помощи анализируются в соответствии с правилами, применяемыми для ранговых шкал.

Наиболее простой прием измерения установок по правилам такой шкалы – ранжирование респондентами тех объектов, отношение к которым с их стороны интересует исследователя. Например, для выявления шансов на успех того или иного кандидата при выборах, например, руководителей отделов, респондентам предлагают расположить карточки с фамилиями кандидатов в порядке предпочтения. В этом случае все объекты значимы с точки зрения предмета исследования. Итог ранжирования даст информацию о шансах кандидатов быть избранными.

Когда хотят, чтобы цель выявления установок для респондентов оставалась скрытой, в эту шкалу вводят «фиктивные» объекты. Например, если мы хотим выявить авторитетность руководителя отдела, то можно предложить ее членам проранжировать карточки с фамилиями своих коллег. Место руководителя отдела в ранжированном ряду фамилий будет отражать степень его авторитетности.

Более сложный вариант измерения установок при помощи ранговой шкалы – метод парных сравнений. Его суть заключается в том, что обозначенные на карточках объекты для оценки поочередно показывают респондентам парами, предлагая им указать более предпочитаемые. Такой сравнительной оценке подвергаются все возможные сочетания пар объектов.

Сложность применения этого метода заключается в том, что с ростом числа объектов, подлежащих оценке респондентом, резко возрастает число пар. Например, при изучении отношения к пяти объектам респонденту необходимо предъявить для сравнительной оценки десять пар, а при десяти объектах – сорок пять пар. Количество парных сочетаний (Q), образуемых при изучении установок респондентов относительно некоторого числа объектов (n), вычисляется по формуле:

Метод семантического дифференциала. В основе его лежит принцип ассоциации между понятием, означающим объект оценки, и теми или иными вербальными антонимами, которые характеризуют направленность и интенсивность оценки. Примеры подобных сочетаний: темная – светлая личность, прекрасная – ужасная политика, человечный – бесчеловечный поступок и т.д. В практике наиболее распространен семантический дифференциал, включающий три пары антонимов. Например, для оценки степени «активности»: энергичный – скованный, монотонный – резкий, быстрый – медленный.

Для повышения точности измерения установки при помощи семантического дифференциала между антонимами располагают числовую ось, в результате чего для каждой пары антонимов получают пяти- или семибальную шкалу.

Например, для измерения социально-психологического климата коллектива применяют такой семантический дифференциал: «Что характерно, по Вашему мнению, для состояния социально-психологического климата Вашего коллектива?» (Отметьте, пожалуйста, крестиком соответствующую оценку в каждой строке).

Общая оценка интенсивности и направленности измеренной установки рассчитывается по формуле:

где – среднее арифметическое по i-ой шкале;

i – число шкал (в нашем случае i равно трем);

z – число позиций шкалы (в нашем случае z=7).

W изменяет величину от +1 (полностью положительная установка) до –1 (полностью отрицательная установка).

Для измерения установок используют также тесты. Они бывают графические и текстовые.

Текстовые тесты – это прямые или косвенные утверждения о ценностях, поступках, социальных типах личности. В качестве тестов довольно успешно могут быть использованы общественные пословицы и поговорки, которые отражают те или иные типологические качества или характер поведения личности.

Пример теста, который выявляет разные социальные типы личности: «Истина дороже денег» – правдолюб, искатель истины;

«Хочешь жить – умей вертеться» – предприниматель, делец;

«Моя хата с краю» – космополит, обыватель;

«Лучше воробей в руках, чем голубь в небе» – прагматик, практик;

«После меня – хоть потоп» – эгоист, индивидуалист;

«Все люди – братья» – альтруист, человеколюб.

Графические невербальные тесты конструируются так, чтобы у респондента была возможность зрительно ассоциировать с рисунком, графиком, линией ту или иную черту характера, поведение личности или иное социальное явление.

Существуют и более сложные шкалы для измерения установок, например, шкала Терстоуна, шкала Ликкерта, шкалограмма Гуттмана. С правилами построения таких шкал можно познакомиться в специальной литературе.

Большое число задач связано с изучением процессов, происходящих в малых группах. Например, изучение процесса становления коллектива бригады, небольшого участка, малого предприятия, изучение процесса складывания взаимоотношений в семье или объединении нескольких семей, работающих на основе семейного подряда. В социологии малых групп также изучаются явления, события, характерные для жизнедеятельности постоянных и временных учебных коллективов: студенческая группа, класс в школе, лица, объединенные в кружках по интересам и т.д.

При изучении малых групп используются различные социологические методы, в частности эффективны методы социометрии. Термин «социометрия» образован от двух латинских корней: socius – товарищ, компаньон, соучастник и metrum – измерение. В конце ХХ века его впервые употребили в связи с изучением воздействия одних групп людей на другие. Основная заслуга в создании определенной методологии социометрических исследований, совокупности измерительных процедур и математических методов обработки первичной информации принадлежит американскому социопсихологу Джекобу Морено.

Технический аппарат социометрии находит применение в различных сферах микросоциологии, позволяет повысить производительность труда, смягчить конфликты, способствует выработке и принятию групповых, коллективных решений.

Грамотное использование арсенала социометрических методов позволяет получить серьезные теоретические выводы о процессах функционирования, развития групп, достигать значимых практических результатов в комплектовании коллективов, в повышении эффективности их деятельности.

Методы социометрии применяются, прежде всего, для прикладных социологических исследований малых групп. Реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-либо идентичные условия, обстоятельства и определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию называется малой группой.

Характерной чертой группы является чувство общности, которое цементирует отношения группы и отличает одну группу от другой. К элементарным и обязательным параметрам, или чертам группы относят ее композицию (состав), структуру и процессы, происходящие в ней.

Состав группы зависит от численности и основных признаков ее членов: возраста, пола, образования, профессии, национальности и т.д.

Структура группы зависит от функций, обязанностей каждого члена группы в их совместной деятельности.

Существуют формальная и неформальная структуры группы. Пример формальной структуры: трудовой коллектив включает в себя мастера, заместителя, двух-трех бригадиров, работников, учебный класс – классного руководителя, старосту, учеников класса. Неформальная структура базируется на межличностных отношениях. Их определяют степень уважения, уровень стремления к совместному труду, мера напряженности в личном общении и т.д.

Малая группа имеет одно основополагающее качество: в ней общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов, поскольку ее численность ограничена. В настоящее время ряд исследователей полагают, что «нижняя» граница малой группы равна трем человекам, а не двум. «Верхней» границей принято считать численный состав малой группы – 10..20 человек.

Существует около 50 различных оснований для классификации малых групп. Такие группы различаются по времени существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контактов, по особенностям целей, объединяющих людей, по специфике социально-демографических признаков членов малых групп (молодежь или группы людей пожилого возраста) и т.д. Широко распространено разделение групп на формальные и неформальные.

Для анализа результатов социометрии принципиальное значение имеют такие понятия, как «группа членства» и «референтная группа». Первая включает в себя всех людей, формально входящих в неё. Вторая – тех, кто в совокупности создает «значимый круг общения», нашел и признал друг друга. Признак референтности отношений во многих прикладных разработках становится ведущим для объяснения процессов, протекающих в группах.

По степени развития межличностных отношений, несущих в себе интересы, ценности группы, выделяются четыре типа групп:

диффузная группа, в которой отношения опосредуются прежде всего симпатиями – антипатиями, но не характером деятельности;

ассоциация, для которой «цементирующим составом» отношений выступают преимущественно личностные цели;

корпорация, в которой эти личностно значимые цели антисоциальны по своей направленности;

коллектив, объединяющий людей, связанных между собой личностно значимыми целями и общественно ценными установками.

Эта классификация распространяется и на малые группы.

Рассмотрим два ключевых понятия, характеризующих уже не саму группу, а положение в ней индивида, являющегося членом этого сообщества. Первое понятие – «статус». Оно означает место индивида в системе жизнедеятельности группы, в развитии групповых процессов. Статус прежде всего определяется ведущей функцией члена группы, его обязанностями перед ней. Второе понятие – «социальная роль индивида». Она зависит от функций, возлагаемых на индивида группой. В силу подвижности функций, изменение восприятия индивида окружающими, роста и падения престижа группы эта роль – образование многомерное и динамичное. На изучение социальных ролей внутри малых групп, на измерение структуры взаимоотношений в группе в целом и направлены социометрические методы.

В техническом, узкопроцедурном отношении социометрия – это сочетание опросной методики и алгоритмов для специальной математической обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов.

Все начинается с выбора или создания социометрического критерия, то есть вопроса, задаваемого всем членам изучаемой группы с целью выяснения взаимоотношений между ними. Так как отношения между людьми всегда сложны, зачастую противоречивы и изменчивы, то выбор критерия становится задачей, требующей при своем решении и знания общих законов функционирования малых групп, и понимания, учета конкретных особенностей поведения, жизнедеятельности группы, и владения техникой измерения. Критерий должен быть индикатором взаимоотношений.

Социометрический критерий, будучи одним из вопросов анкеты или интервью, в своем строении, форме должен удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к вопросам социологических анкет. Одновременно на него распространяются и другие требования. Он должен:

– нацеливать субъект выбрать либо отвергнуть другого члена группы на основе заданной задачи совместной деятельности;

– быть понятным всем членам группы и интересным, если не всем, то большинству;

– содержать конкретику, особенно понятную, близкую для членов группы;

– включать в себя предложения по выбору или отчуждению, сформулированные так, чтобы в реакции членов группы проступало их эмоционально-психологическое отношение;

– убеждать человека в практической направленности опроса, в возможности участия в создании, реорганизации группы.

Социологические критерии разделяются на два класса: коммутативные («социометрические тесты») и гностические («тесты социальной перцепции»). Коммуникативные используются для того, чтобы описать, замерить реальные или воображаемые отношения в группе, выявить, как каждый член группы видит свое непосредственное окружение. Гностические предназначены для отражения представлений человека о том, как он видит свою роль, свою позицию в группе, кто, по мнению субъекта, выберет его для совместного решения той или иной групповой задачи, а кто – отвергнет. По гностическим критериям можно определить понимание человеком закономерностей функционирования группы, видение процессов общения между людьми, входящими в нее.

Критерии подразделяются на официальные и неофициальные. Первые позволяют замерить межличностные отношения на уровне формальной структуры группы, производственных отношений, сугубо служебных обязанностей. Вторые открывают перед исследователем «вход» в сферу неформальных отношений.

Существуют также положительная и отрицательная формы критерия. Положительная ориентирована на определение системы предпочтений, выборов, а отрицательная фиксирует негативное отношение одного человека по отношению к другому, отвержение.

Часто используется дихотомический критерий. Он позволяет более точно определить взаимоотношения в малой группе. Вот образец коммуникативного, официального дихотомического критерия: «Кого из членов Вашей бригады Вы выбрали бы бригадиром?» (положительная форма критерия); «Кого из членов Вашей бригады Вы не выбрали бы бригадиром?» (отрицательная форма критерия).

Легко понять, что на основе одного социометрического критерия невозможно дать обоснованную картину межличностных отношений в группе. С другой стороны, большое количество критериев способно утомить отвечающего, внести различные «шумы» в первичную информацию. Практика и ее обобщение выработали следующие рекомендации о числе социометрических критериев:

– чем меньше организованы взаимоотношения в группе, тем меньше должно быть предъявлено критериев, особенно это касается изучения групп с серьезными межличностными конфликтами;

– число применяемых критериев зависит от того, насколько давно члены группы знают друг друга, от опыта общения; чем длительнее контакт между членами группы, тем больше критериев может быть использовано.

Нецелесообразно увеличение критериев свыше семи-восьми: это может вызвать раздражение у опрашиваемых. Сами критерии следует располагать от простого к сложному.

Существует еще одна разновидность социометрических вопросов – критерии ранжирования. Они создают возможность для ранжирования субъектом своих отношений к членам группы. Например, «Укажите по порядку, с кем бы Вы хотели совместно работать? В первую очередь, во вторую, в третью и т.д.»

Социометрическая процедура, при которой отвечающий выбирает в соответствии с заданным критерием столько лиц, сколько он считает нужным (т.е. отсутствуют всякие ограничения на выбор), называется непараметрической. Например, в бригаде из W человек отвечающий может никого не выбирать в качестве бригадира, а может указать n-1 человек. То есть, всех кроме себя. Подобный вариант социометрической процедуры позволяет выявить эмоциональную составляющую взаимоотношений, дать фотографию многообразных межличностных связей в группе.

Параметрическая процедура предполагает выбор с заранее заданными количественными ограничениями. Например, по сформулированному критерию предлагается выбрать из пятнадцати человек двух или трех. Лимит выборов снижает вероятность появления спонтанных решений, непродуманных ответов. Рекомендуются следующие ограничения на число выборов:

Число членов группы Социометрическое ограничение
5 – 7 1
8 – 11 2
12 – 16 3
17 – 21 4
22 – 26 5
27 – 31 6
32 – 36 7

При социометрическом опросе каждому опрашиваемому вручаются социометрическая анкета (или социометрическая карточка) и список членов социометрической группы. Для удобства работы, для простоты последующей обработки фамилии членов группы шифруются, в простейшем случае – кодируются номером в списке группы. Социометрическая карточка начинается с обращения, в котором объясняются цели опроса, его смысл и формулируется просьба об участии в опросе. Далее четко излагается информация о том, как заполнять карточку, есть или нет ограничение на выбор, если есть, то каково оно. Поскольку социометрию невозможно проводить анонимно, постольку следует обязательно предупредить опрашиваемых о научном характере опроса, гарантировать сохранность в тайне его ответов. Завершается карточка благодарностью.

Результаты опроса заносятся в социоматрицу, компактно представляющую первичную информацию и упрощающую математическую обработку отобранных данных. Матрица представляет собой таблицу, в которой по строкам помещаются ответы каждого из членов группы. В таблице приведены итоги непараметрического социометрического опроса шести членов группы по дихотомическому критерию: «+» означает предпочтение, «-» отвержение, «0» фиксирует отсутствие выбора.

Уже визуальный анализ социоматрицы многое говорит о взаимоотношениях в группе. Удобным способом представления содержания социоматрицы являются социограммы, которых имеется множество видов. Рассмотрим одну из простейших – круговую социограмму. В этом случае все члены группы располагаются симметрично на окружности и соответствующие линии отражают межличностные связи между членами группы. Социоматрица, представленная в таблице 3.7, легко прочитывается, если отдельно представить «положительные» связи и «отрицательные».

Таблица 3.7.

Количественными характеристиками межличностных отношений являются социометрические индексы или коэффициенты. Их существует огромное множество, которое можно разделить на два класса. Первый класс – это персональные социометрические индексы. Они отражают индивидуальные свойства личности, проявляющиеся в отношении к членам группы. Второй класс – включает в себя групповые индексы, они характеризуют группу в целом. Приведем некоторые из наиболее распространенных индексов.

Социометрический статус. Он отражает отношение членов группы к каждому ее представителю:

Количество полученных i-ым членом голосов (выборов)

где П – численность группы.

Одновременно считают положительный и отрицательный статусы Ci+ и Ci-.

Индекс эмоциональной экспансивности. Он характеризует то, как человек относится к окружающим его членам группы, сколь активен он на выборах своих:

Аналогично вводятся индексы положительной и отрицательной экспансивности.

Индекс взаимности. Он измеряет сплоченность группы, проявляющуюся прежде всего в количестве взаимных положительных связей:

Следует отметить, что при сборе, обработке, анализе и сопоставлении данных разных исследований используются методы математической статистики. Для них существенны две концепции: рандомизации и редукции (сверстки). Суть рандомизации состоит в реконструкции целого на основе неполной информации о нем, т.е. восстановление целого из частей. К этой группе методов относят описательную статистику, выборочный метод, анализ связей и зависимостей, теорию статистических выводов, оценок и критериев, планирование экспериментов.

В теории выборочного метода разработаны различные способы отбора и виды выборки. Под способом отбора понимают порядок отбора единиц из генеральной совокупности, при этом под генеральной совокупностью подразумевается вся изучаемая совокупность единиц, а под выборочной – отобранная в случайном порядке из генеральной совокупности. Единицами отбора могут служить, например, организация, работник и т.д.

Различают два способа отбора: случайно-повторный и случайно-бесповторный. При повторном отборе каждая отобранная в случайном порядке единица после ее обследования возвращается в генеральную совокупность и при последующем отборе может снова попасть в выборку. При бесповторном отборе каждая единица, отобранная в случайном порядке, после ее обследования в генеральную совокупность не возвращается. На практике использование этих видов отбора не применяется из-за больших размеров генеральной совокупности. Применяют другие виды выборок, каждая из которых не является строго случайной, однако организуются они так, чтобы было обеспечено максимальное приближение к условиям случайного отбора.

Механическая выборка основывается на каком-то нейтральном по отношению к изучаемому признаку порядке, например, по алфавиту. Затем разбивается на равное количество частей прямо пропорциональное отобранным единицам.

Серийная (гнездовая) выборка – это такой вид формирования выборочной совокупности, когда в случайном порядке отбираются не единицы, подлежащие обследованию, а группы единиц (серии, гнезда). Внутри отобранных серий (гнезд) обследованию подвергаются все единицы. Существуют и другие методы выборки – это метод стихийной выборки, целенаправленная выборка, метод основного массива, метод квотной выборки. Смысл перечисленных методов заключен в их названии.

Таким образом, большинство исследований имеет выборочный характер, т.е. проводится операция «выборка», одним из перечисленных методов. От правильности ее осуществления в огромной степени зависит качество и достоверность информации. Так, перед проведением выборки определяются методы и приемы сбора первичной информации (анкетный опрос, интервьюирование, анализ документов, наблюдение и др.). Затем подбирается наиболее подходящий метод выборки. Например, в случае наблюдения удобна механическая выборка по признаку, характеризующему труд (умственный, физический и т.д.), анкетного опроса – серийная выборка по количественному признаку (возрастному интервалу, продолжительности работы и т.д.), анализа документов – квотная выборка по финансово-экономическому признаку (бухгалтерские отчеты, планы и т.д.). В случае достаточно большого массива генеральной совокупности или расширенного исследования применяется несколько видов выборок одновременно.

Редукция представляет собой свертку информации, сжатое представление больших объемов данных на основе выявления внутренних структурированностей, присущих этой совокупности, т.е. выделение из целого существенных частей. Для этой концепции характерны методы многомерной статистики такие как, причинный, корреляционный, факторный анализ, а также большая группа статистических моделей.

Остановимся подробнее на вопросе, как осуществляется свертка собранной информации, полученной в результате группировки. Допустим, в случае исследования состояния социально-психологического климата произведена группировка респондентов по трем признакам – полу, возрасту и квалификации. Сбор первичной информации осуществлялся при помощи универсального инструментария, логическая структура которого имеет вид:

– профессия, квалификация, удовлетворенность работой (7 вопросов);

– определение мотивации возможного конфликта (8 вопросов);

– информированность работников для определения конфликтов коммуникации (5 вопросов);

– организация и условия труда для определения предпосылок коллективного конфликта – забастовок (11 вопросов);

– активность респондента для определения его внутриличностных качеств (8 вопросов);

– отношения с непосредственным руководителем – конфликты власти и безвластья (13 вопросов);

– конфликты призраки – фантомы (3 вопроса);

– деятельность коллектива для определения личных конфликтов (11 вопросов);

– социально-демографические характеристики (6 вопросов).

Измерение установки респондента по любому вопросу инструментария (анкеты) осуществляется согласно шкале измерения – номинальной, ранговой, интервальной. Например, на вопрос – «Ваша профессия?» – тип шкалы измерения будет номинальным; «Ваш стаж работы?» – интервальным; «Владеете ли Вы смежными профессиями?» – ранговым. В дальнейшем, используя кодификатор вариантов ответов, получаем ряд чисел, называемый рядом распределения. Ряды распределения наряду с числовой имеют и текстовую характеристику. Отображение данных с сопроводительным объясняющим текстом осуществляется при помощи таблиц и представляет собой один из видов обобщения первичной информации.

Например, наиболее простая таблица, составленная по одному признаку (Табл.6.8).

Таблица 6.8. Распределение конфликтных личностей среди мужчин и женщин

Пол Мужчины Женщины Всего
Общее количество 20 35 55
Доля в процентах 36,4 63,6 100

Более глубокое обобщение первичной информации предполагает вычисление специальных статистических величин.

В случае, когда ряды распределения строятся по идентичным признакам, то вычисляется средняя арифметическая величина по формуле:

где: xi – числовые значения вариации признака;

i - число вариаций.

Например, по указанной формуле может быть определен средний возраст респондентов как мужчин так и женщин. Если группировка произведена с учетом возрастного интервала, то средний возраст в расчете на одного респондента определяется по формуле:

где: xi – числовое значение i-го признака;

Ni – число респондентов согласно данному признаку;

N – общее число респондентов.

Итак, средний возраст опрошенной группы из 50 человек в возрасте 22 лет, 120 человек в возрасте 28 лет и 30 человек в возрасте 35 лет согласно формуле составляет:

Например, ранжирование ответов в предложенном универсальном инструментарии построено так, что максимальная установка на конфликт обозначается числом 5, а минимальная 1. Тогда средний ранг для конкретной группы также будет вычисляться по формуле . Если ранг ответов на вопрос – «Как бы Вы охарактеризовали Вашу работу?» – будет распределен следующим образом: для 100 человек ранг равен 5, для 30 – 4, 40 – 3, 20 – 2, 10 – 1, то средний ранг обследуемой группы будет равен:

Когда необходимо измерить степень равномерности или неравномерности распределения значений признака, используется формула вычисления степени разброса значений признака, называемого дисперсией:

где: σ2 – сигма квадрат.

Еще более глубокий вид математического анализа характеристик изучаемого явления является сравнение и сопоставление рядов распределения, построенных по различным признакам. Для этой цели используются коэффициенты корреляции. Корреляция означает наличие стохастической связи между признаками, при которой каждому значению одного признака может соответствовать несколько значений другого признака.

Остановимся более подробно на расчете одного из этих коэффициентов – коэффициента ранговой корреляции ρ (ро):

где: d – разновидность рангов;

n – общее число рангов, т.е. вариантов ответов.

Коэффициент ранговой корреляции изменяет свою величину от –1 до +1. Фактически коэффициент ранговой корреляции выявляет степень идентичности распределения ответов двух сравнимых групп, опрашиваемых при ответе на один и тот же вопрос, позиции которого являются показателями ранговой шкалы. При = -1 порядок распределения ответов по двум сравниваемым группам прямо противоположен, а при = +1 он полностью совпадает.

Рассмотрим процедуру расчета коэффициента ранговой корреляции, для чего возьмем средние ранги по двум группам респондентов при ответе на вопрос: «Отношение к труду?»

Таблица 6.9. Распределение ответов респондентов по второму блоку вопросов универсального инструментария

Отношение к труду Ранг ответов по 1-й группе Ранг ответов по 2-й группе Разность рангов
1. Как бы Вы охарактери- зовали Вашу работу? 3 2 1
2. Получаете ли Вы моральное удовлетворение от выполняемой работы? 2 3 -1
3. Как бы Вы отнеслись к тому, что Вам в течение рабочего дня предложи- ли выполнять такие функции, которые не входят в круг Ваших прямых обязанностей? 5 3 2
4. Как Вы относитесь к сверхурочной работе? 2 5 -3
5. Как организован контроль в Вашей организации? 1 1 0
6. Удовлетворяет ли Вас санитарно-гигиенические условия труда? 5 4 1
7. В какой мере удовлетворяют Вас охрана и безопасность труда? 2 4 -2
8. Влияет ли бесперебойность трудового процесса на микроклимат Вашего коллектива? 4 2 2

Число рангов = 5. В соответствии с таблицей 6.9 имеем

По числовому значению полученного коэффициента можно сделать вывод, что отношение к труду в этих группах прямо противоположное. Следовательно, наше исследование необходимо продолжать в двух группах.

Для сравнения и анализа разного рода объектов исследования конструируют индексы. Их построение во многом зависит от находчивости и опыта исследователя. Определенному значению индекса можно заранее определить гипотезу, тогда при его расчете автоматически выдвигается гипотеза. Таким образом, следующим этапом обработки информации является обобщение данных по блокам вопросов и конструирование формулы индекса в соответствии с выдвинутыми гипотезами. Например, вычисляются процентные отношения людей, ответивших в семи блоках вопросов отрицательно на основной вопрос универсального инструментария: «Какие источники конфликтов возможны в Вашем коллективе?» Ранжирование блоков вопросов осуществляется так, чтобы максимальная установка на возможный источник конфликта обозначалась числом 7, а минимальная – 1.

Таблица 6.10. Распределение ответов респондентов согласно универсальному инструментарию по исследованию социально-психологического климата в коллективе

Источники конфликтов Данные по 1-й группе Данные по 2-й группе Ранг вопроса
1. Неудовлетворенность работы 76,9 12,4 2
2. Плохая информированность о результатах труда 91,8 31,1 1
3. Низкая организация и плохие условия труда 97,9 98,2 7
4. Слабая активность в работе 46,2 40,3 3
5. Некомпетентное руководство 55,6 89,5 6
6. Мнимые конфликты 32,0 42,7 4
Плохие взаимоотношения сотруд-ников в коллективе 72,3 30,1 5

Перед расчетом индекса принята гипотеза: если I > 1, то один из возможных источников конфликтности коллектива в некомпетентности руководства. Если условно обозначить буквами А1 – ранг третьего вопроса; А2 – ранг пятого вопроса; В1, В2 – процент респондентов, ответивших положительно на возможный источник конфликта согласно таблице 6.10; А3, А4, А5, А6, А7 – ранги остальных вопросов; В3, В4, В5, В6, В7 – процент респондентов, ответивших отрицательно на остальные вопросы, то индекс может принять вид формулы:

Используя данные таблицы 6.10, получаем по первой группе обследуемых:

что означает, что гипотеза не подтвердилась и, следовательно, необходимо формирование более сложного индекса и выдвижение новой гипотезы и т.д.

По второй группе обследуемых

Гипотеза подтвердилась и следующим этапом является анализ и использование результатов исследования.

Таким образом, данный статистический метод обработки данных, позволяет решать ряд задач:

– измеряет абсолютную и относительную величину изменения явления за определенный промежуток времени;

– дает обобщающие характеристики исследуемого явления;

– выявляет и численно характеризует тенденцию развития явления;

– дает сравнительную числовую характеристику развития данного явления;

– выявляет факторы, влияющие на изменение изучаемого явления;

– делает прогнозы развития явления в будущем.

В заключении отметим, что решение задач регулирования взаимоотношений и обобщения в коллективе, как и собственных отношений с его членами, предполагает понимание руководителем основных закономерностей взаимодействия людей в группе, знание социально-психологических явлений и процессов, его сопровождающих, принципов воздействия на социальную и психологическую сферы жизнедеятельности трудового коллектива.

Следует отметить, что социологи и психологи, связанные с конкретной работой в коллективах, постоянно ощущают интерес руководителей разных звеньев управления к проблемам социологии и психологии трудовых коллективов. Данное исследование ориентировано прежде всего на тех из них, кто рассматривает работу с людьми как дело первостепенной важности, от успеха которого зависит общий успех деятельности. Невозможно, конечно, охватить в одном исследовании все аспекты такой сложной и многогранной проблемы, как общение в трудовом коллективе, поэтому основное внимание уделялось общим принципам взаимодействия людей, встречающимся трудностям и нарушениям нормального общения.

Сегодня людей интересуют вопросы общения, улучшения отношения с окружающими, понимания природы человеческих контактов, закономерностей их формирования. В основе этого интереса – потребность современного человека осознать себя в динамической жизни, наилучшим образом использовать те расширяющиеся возможности, которые имеются у него для самостоятельного, свободного выбора профессии, рода занятий, устройства личной жизни, организации досуга. Реализовать себя, раскрыть свой личностный потенциал – одна из самых мощных потребностей современного человека.