Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Выводы

Харишин М. В.

Итак, давайте вкратце подведем первые итоги нашей совместной разведки украинской действительности во второй половины XVI – начала XVII веков. Как видим, именно в этот исторический период в жизни украинского народа, его православной церкви произошел ряд кардинальных событий, которые в будущем сыграли роль важного фактора при определении своего дальнейшего развития. Появление в 1569 году на политической карте мира нового государства – Речи Посполитой имело громадное значение не только для Европы, польско-литовских земель, но и для Украины. После Люблинской унии сеймовыми постановлениями и грамотами королей украинское православие наравне с католицизмом стало господствующим на всей территории Речи Посполитой. Православная шляхта получила возможность непосредственно управлять государством, а за высшей иерархией Киевской митрополии закреплялись её давние права и привилегии.

Однако, ситуация постепенно менялась. С отходом почти всех украинских земель под власть Польской Короны католическая церковь получила реальную возможность расширить границы своеговлияния в Восточной Европе. В Украину хлынула целая армия различных католических орденов, которые совершали активную миссионерскую работу, открывали школы и коллегии. Вскоре их деятельность пронзила все сферы общественной жизни украинского общества.

Высшая иерархия Киевской митрополии, сосредоточив свою энергию на расширении собственных и церковных «добр», очень мало уделяла внимания подготовке духовных кадров для православной церкви, образованию украинской молодежи в целом. Чрезвычайно узкой тематикой ограничивалась литературно-издательская деятельность православных. В основном печатались произведения церковно-богословского характера, что никак не отвечало потребностям того времени. Как следствие, престиж православия начал неудержимо падать, способствуя тем самым переходу украинской шляхты в католицизм.

Непоправимый вред православию приносило т.н. право «подаяния» короля и «патроната» шляхты. Король, нарушая законы Речи Посполитой, вмешивался в дела Киевской митрополии, назначал на кафедры епископов. Нередко ими становились люди далекие от церковных дел, получая духовный сан и власть за взятки, личные связи, государственные заслуги. Особенно нетерпимым было положение мелкого духовенства и мирян, когда их «патроном» становился римо-католик. Непорядочность, малообразованность, низкий профессиональный уровень были характерными для значительного количества православных священников Киевской митрополии. К концу XVI столетия возникла своеобразная ситуация, когда ведущее сословие могущественных украинских православных фамилий приняло католицизм, а подвластное им население оставалось глубоко преданным православию.

Противоречия в украинском обществе способствовали церковному разладу в Киевской митрополии. Церковная реформа в Украине, проведенная восточными патриархами в 80-х годах XVI столетия, не принесла ожидаемых результатов. Однако, она помогла иерархам Киевской митрополии осознать факт упадка православия на всей территории польско-литовского государства. Начался активный поиск путей выхода из ситуации, в которой оказалась митрополия, и которые гарантировали бы целостность украинского православия, сохранили за высшим духовенством их права и привилегии. В конце концов, их взгляд устремился на Запад. Выход ведущими церковными кругами виделся исключительно через унию с Римом; тем более, что апостольская столица неоднократно заявляла о своей готовности сохранить в границах Киевской митрополии восточный (греческий) обряд вероисповедания.

Брестская церковная уния 1596 года не устранила противоречий в украинском обществе, а наоборот, еще больше их обострила, поставив православие перед проблемой выживания. Правовые позиции православной церкви быстро менялись; все законы, ранее её защищающие, автоматически распространились на новообразованную греко-католическую церковь. Последняя, в свою очередь, пыталась утвердиться среди народа, что приводило к определенным трудностям и недоразумениям.

Церковная уния предоставила возможность Варшаве и Риму открыто вести наступление против украинского православия, оказавшегося фактически вне закона. В силу географической близости их основной удар был направлен на западный регион Украины. Как следствие, из Галичины произошел массовый отток населения на Волынь и Киевщину. Это, в свою очередь, позволило Киеву сконцентрировать главные интеллектуальные силы украинского общества, которые так и не сумели принять унию. В 10-х годах XVII столетия Киев возобновил свою давнюю роль научного, духовного и культурного центра Украины, повел решительную борьбу против католического засилья.

Непримиримыми защитниками украинского православия выступили казаки и мещане, борющиеся против социального и религиозного угнетения. В этой борьбе влиятельной организацией мещанства были православные братства, для которых сохранение отцовской веры являлось идентичным с сохранением украинской народности. Реформированные в конце XVI века, вскоре они возникли по всей территории Украины. Противодействуя католицизму, братства распространяли свою деятельность как на политическом, так и на культурном направлениях. Большую помощь в этом им оказал гетман Украины Петр Конашевич-Сагайдачный, вступив в Киевское братство вместе со своим войском. Поступок гетмана свидетельствовал о высоком авторитете братских организаций. Благодаря энергичной деятельности братчиков, католическая партия так и не сумела посеять среди украинского народа неприятие и неуважение к православной вере.

В начале XVII столетия Украинскую православную церковь берет под свою защиту и казачество. Оно решительно противодействовало любому силовому вмешательству польско-католических властей в дела православных. Благодаря действенной поддержке казачества в 1620 году стало возможным возобновление высшей иерархии Украинской православной церкви. К этому событию были готовы и ждали его все православные слои украинского общества.

Однако, новый епископат Украинской православной церкви не получил от Польского государства официального признания. Варшава, постоянно маневрируя, откидывала всякие попытки украинского православия заявить о себе. Украинская общественность, потеряв надежду добиться справедливости законным путем, начала поиск партнеров в своей борьбе за веру вне пределов Польской Короны.

Ситуация, сложившаяся в Европе на рубеже XVI-XVII веков, способствовала установлению отношений православной громады в Украине с правительственными и церковными кругами соседних государств, прежде всего России. Контакты, установленные еще в 70-х годах XVI века, вскоре переросли в стабильные связи православных украинцев с Московским государством. В период «смуты» и интервенции Польши против России наблюдалось особенно интенсивное сближение и сотрудничество обеих православных церквей (русской и украинской), заинтересованных в ослаблении Речи Посполитой. В Москве понимали, что в случае поражения России, русское православие ожидала такая же перспектива как и украинское.

В 20-х годах XVII века отношения между православной верхушкой украинского духовенства и российскими правительственными и церковными кругами обрели политический оттенок. Непризнанная Польским государством высшая иерархия Киевской митрополии все чаще обращалась за помощью к своему северному соседу. Черное духовенство, более не в состоянии терпеть преследования и унижения, непосредственно находило себе убежище в российских монастырях. Постепенно среди украинских владык и значительной части православных низов возникла и начала укрепляться мысль, что только «единоверная Москва» сможет защитить украинцев от выпавших на их долю бед.

Российское правительство, исходя из национальных интересов своего государства, пыталось как можно полнее удовлетворить просьбы духовенства Киевской митрополии, обещая освободить украинское православие от римо-католического угнетения.