Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Литейное производство

Каргер М.К.

Одним из важнейших способов обработки меди, серебра и их сплавов являлось литье. Киевские литейщики изготовляли самые разнообразные изделия, начиная от мелких медных крестиков или наконечников ножен мечей и вплоть до церковных колоколов достаточно крупного размера, литье которых тре[с. 377]бовало большой технической зрелости мастера. Киевские литейщики древнейшей поры (IX-Х вв.), так же как и деревенские литейщики, преимущественно пользовались техникой литья по восковой модели в двух ее вариантах (по плоской модели с сохранением глиняной формы и по объемной модели с утратой формы). Значительно позже входят в употребление каменные литейные формы [Б.А.Рыбаков. Ремесло древней Руси, стр. 245].

Достаточно ранним примером отливки с потерей формы может служить найденный в княжеском погребении XI в. наконечник ножен меча, украшенный изображением птицы и орнаментом (табл. XLII) [М.К.Каргер. Княжеское погребение 11 в. в Десятинной церкви. – КСИИМК, IV, 1940, стр. 12-20].

Литье с утратой формы применялось в Киеве для изготовления колоколов. Находки колоколов в Киеве [два древних колокола были найдены в 1824 г. при раскопках развалин Десятинной церкви (табл. XLIII, 1, 2) (Н.Закревский. Описание Киева, I. – М., 1868, стр. 289). Еще один почти целый колокол найден в 1937 г. неподалеку от Десятинной церкви, в нескольких метрах к востоку от капища (табл. XLIII, 3). (Отчет о работах Киевской археологической экспедиции в 1936-1937 гг., стр. 55. Архив ИА АН УССР). В том же районе (усадьба Кривцова) обломок колокола найден в 1892 г. раскопками И.Хойновского (И.А.Хойновский. Раскопки великокняжеского двора древнего града Киева, произведенные весною 1892 г. – Киев, 1893, стр. 32). Обломки колокола нашел в развалинах храма XI в. на углу Владимирской и Ирининской улиц К.Лохвицкий (О ходе открытия древностей в Киеве до 1836 г. – ЖМНП, 1836, ч. XII, ноябрь, стр. 268). Хорошей сохранности колокол найден вместе с бронзовым хоросом и некоторыми другими церковными вещами на Хоревой ул. sa Подоле (табл. XLIII, 4). (Древности Приднепровья, вып. VI. Киев, 1907, табл. XLII, № 599). Обломок колокола найден в развалинах древнего храма на Кудрявце (Н.И.Петров. Указатель Церковно-археологического музея при Киевской духовной академии. 2-е изд., Киев, 1897, стр. 87). См. также стр. 41 и 387 настоящего исследования] и в небольших городах Киевской земли [большой медный колокол (до 3 пудов весом) найден на городище Девичь-гора у с. Сахновки (Архив ИИМК, ф. АК, д. № 65/1901, л. 8). На том же городище раскопками В.Е.Гезе найдена верхняя часть колокола с петлеобразным ухом, близко напоминающим колокола, найденные у Десятинной церкви. (Раскопки В.Е.Гезе в Каневском у. Киевской губ. – АЛЮР, т. III, 1901, стр. 201). Обломки трех колоколов происходят с Княжой горы (Каталог украинских древности коллекции Тарновского. – Киев, 1898, стр. 25). Ухо от небольшого церковного колокола найдено раскопками В.Е.Гезе на городище Очаков у дер. Набутово [В.Е.Гезе. Раскопки на городище “Очаков” у дер. Набутово (1901-1902). – АЛЮР, 1904, № 3, стр. 94]. Обломки древнего колокола были обнаружены нашими раскопками так называемой “Летской божницы” (М.К.Каргер. “Летская божница” Владимира Мономаха. – КСИИМК, XLIX, 1953, стр. 18). Кусок колокола был найден при разведках на городище Снепород (П.А.Раппопорт. Археологические заметки о двух русских оборонительных сооружениях XII в. – КСИИМК, вып. 54, 1954, стр. 185)], где едва ли существовали колокололитейные мастерские, достаточно многочисленны [о колоколах в киевских храмах не раз упоминают летописи. Так, в 1146 г. “Изяслав в Киеве взя колокол” (Ипат. лет. 1146 г.). Под 1259 г. в той же летописи говорится о перенесении кн. Данилом Галицким киевских колоколов в Холм (Ипат. лет. 6767 (1259) г.)].

Бронзовая лампада, найденная в “жилище…

Рис. 81. Бронзовая лампада, найденная в “жилище художника”. Раскопки 1938 г. [с. 379]

Однако до недавнего времени не было уверенности в том, что эти колокола действительно местного происхождения. В 1946 г. при раскопках на[с. 378] Б.Житомирской ул. нам удалось близ развалин жилища XIII в. найти обломок колокола, на котором сохранилась часть рельефной надписи русскими буквами (ТЬ…), что свидетельствует о местной (по-видимому, киевской) отливке колокола.

Литьем с утратой формы изготовлялись бронзовые лампады. Интересный образец их найден в “жилище художника” XIII в (рис. 81). Отливкой в двух или трех соединенных вместе глиняных формах изготовлялись булавы и боевые гири – кистени (рис. 82, 83).

Боевая гиря и булавы Глиняные формы для отливки кистеня
Рис. 82. Боевая гиря и булавы. Раскопки 1936—1937 и 1938 гг. [с. 380] Рис. 83. Глиняные формы для отливки кистеня (?). [с. 381]

Особенно широкое распространение имело литье разнообразных медных крестов-энколпионов, амулетов-змеевиков, иконок (табл. XLIV, 1). Нередко эти отливки дополнительно украшались эмалью или чернью (табл. XLIV, 2).

Бронзовый хорос, найденный на Хоревой… Фрагменты бронзового хороса из…
Рис. 84. Бронзовый хорос, найденный на Хоревой ул. [с. 382] Рис. 85. Фрагменты бронзового хороса из Киевской Софии. Раскопки 1940 г. [с. 383]

Наиболее сложными образцами киевского литья являются огромные паникадила – хоросы, обломки которых нередко встречаются при раскопках развалин древних храмов XI-XIII вв. Большой хорос состоял обычно из нескольких десятков отдельных отливок, скрепленных между собой клепкой (рис. 84). Наиболее древний образец монументального хороса, по-видимому [с. 379] киевского происхождения, был найден в 1953 г. в развалинах храма-усыпальницы XI в. в Переяславле Русском [М.К.Каргер. Раскопки 1952-1953 гг. в Переяславе-Хмельницком. – СА, XX, 1954, стр. 17 и рис. 7]. Обломки еще более монументального хороса обнаружены нашими раскопками в Киевской Софии (рис. 85).