Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

1176 г.

Берлинский М. Ф.

Смоленский князь Роман Ростиславич, видя слабость Ярослава, сидящего на киевском престоле, и неудовольствие к нему подданных, захотел возвратить опять сие себе княжение. Для того сперва послал о сем предложение к Ярославу, но сей, убегая дальнейших хлопот, оставив ему сие владение, сам удалился на княжение в Луцк.

Между тем как по убиении Андрея Георгиевича Боголюбского происходили войны и ссоры между искателями великого княжения Владимирского, Киевская страна также одним именем своего великого князя не могла защищаться от половцев и была оными опустошаема.

Тогда удосуживщися Святослав черниговский, видя слабость киевского князя Романа и недоброжелательство к нему граждан, вторично предпринял овладеть Киевом, чему князь Роман недолго и сопротивлялся, рассуждая, что сие великое княжение никаких преимуществ, кроме одного названия, не имело, ибо князи его уже были без уважения от удельных, а окрестные пространные владения достались во власть другим князям, почему доходов и войск, кроме одного города, никаких почти недоставало для защищения сего хлопотного места, уехал по-прежнему в Смоленск [1177], предоставляя его прибывшему уже с войсками Святославу.

Ссора великих князей киевского и Всеволода владимирского [Всеволод Юр'євич Велике Гніздо] за Новгородское княжение была причиною их войны. Но опаснейшее обстоятельство для Киева было нашествие половцев, для чего был ко Святославу съезд других соседних князей, [1180] на котором прекращены только ссоры некоторых удельных князей. в скором после того времени случился в [с. 64] Киеве страшный пожар на верхнем городе, от которого множество церков и домов погорело, да и церковь св.Софии повреждена.

Святослав, владея Киевским и Черниговском княжениями, вздумал лишить Ростиславичев владения их на Вышгороде, Белгороде и Смоленске, но Всеволод владимирский, имевший тогда же с ним ссору, [1181] до того не допустил. Потом Рурик Ростиславич князь Белгородский в отсутствие Святослава захватил Киев и потопил в сражении несколько тысяч его помощных половцев в Черторые под Киевом. После чего удобно бы мог навсегда утвердиться в Киеве, но имея менее честолюбия, для которого бы должно больше в междоусобии убивать людей, удалился на прежнее свое белгородское поместье.

Наконец, между сими князьями мир состоялся и Святославля дружба с Руриком была причиною общего союза северских, черниговского, волынских, галицкого и других князей против половцев, которых, побеждая, удалили за реку Самару и с великим пленом и корыстями возвратились [1183], что и в последующие годы происходило с переменным, однако ж, щастием, ибо иногда половцы прорывались во внутренность российских владений до самого Путивля [після поразки Ігоря Святославича в 1185 р. Цікаво, що сам похід сіверського князя проти половців не згадується М.Берлинським – його книга написана до виходу в світ першого видання «Слова о полку Ігоревім»].

Последние годы княжения Святослава более всего были возмущаемы нашествием клятвопреступных половцев, хотя и одного года притом, не проходило, чтобы их русские войски не посещали и не побеждали.