Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

1194 г.

Берлинский М. Ф.

Святослав при смерти своей не только завещал Киев Рурику Ростиславичу, но и всю фамилию свою ему в покровительство, на что и Всеволод Георгиевич вл. князь владимирский был согласен. Почему хотя Ольговичи, северский и черниговские князи, вознамерились было добывать себе Киева, но опасаясь силы вл. князя, предприятие свое оставили. В сем [1195] году случилось довольно чувствительное в Киеве, а еще того больше в Польше землетрясение. Тогда же туровский князь Глеб Георгиевич, правнук Ярополка, умер и привезен с пути в Киев для погребения в Золоверхомихайловской церкви. Рурик Ростиславич, а особливо княгиня его, Всеволожа дочь, великое прилагали старание о заведении в городе благоустройства и разных тогда употребительных рукоделий, притом возобновили [1198] разоренный Выдубицкий [с. 65] монастырь и их старанием совершена каменная церковь св.Василия в монастыре у Днепра, а потом освящена митрополитом Никифором II, которая еще заложена была лет тому 111 Всеволодом I на его дворе, но местоположение сего монастыря теперь неизвестно.

Зять вл. князя Рурика, галицкий князь Роман Мстиславич [Роман Мстиславич був не галицьким, а волинським князем. Галичину він приєднав до своїх володінь в 1199 р. і то не надовго (лише на чотири роки)], по причине давнего некоего неудовольствия всегда искал случая начать противу тестя войну, но сей к нещастию своему сам был начинщиком оной. Тогда Роман с помощию черниговских князей [Роман був у ворожих стосунках з чернігівськими князями, не без підстав вбачаючи в них небезпечних конкурентів щодо справи об'єднання південноруських (українських) земель під одним скіпетром] и черных, готовых на услуги, клобуков овладел Киевом. Причем самые граждане, более усердствуя галицкому князю [1201], предваряя его успеху, отворили Подольские ворота [по всей вероятности, ворота сии существовали около места теперешнего Андреевского проезда] а Рурика принудили удалиться в удельное его поместье Овруч. Роман Мстиславич, отъезжая в Галич, оставил преданного себе князя на киевском престоле – Игоря Ярославича, внука Изяславля. Пользуясь отсутствием его, Рурик Ростиславич употребил тех же черных клобуков ко овладению Киевом. Множество весьма кстати прибывших половцев способствовало его предприятию. [1202] Город был взят приступом, все недоброжелательствовавшие граждане преданы воинской ярости: монастыри, соборная церковь и митрополичий дом разграблены, причем все драгоценности и древности расхищены. Огорченные половцы, не имея разбору ни в поле, ни в возрасте, без всякого снисхождения множество забрали жителей в полон и сожгли весь Подол. Одним словом, такового зла, по свидетельству летописцев, еще над Киевом не бывало.

Услышав о сем происшествии, галицкий князь поспешал помочь Киеву, откуда Рурик, не предвидя себе ни помощи, ни усердия от кого-либо, завременно также удалился в Овруч, но не довольствуясь сим, Роман Мстиславич принудил его и там учинить присягу верности не себе, но великому владимирскому князю Всеволоду [відомості про клятву Рюрика Ростиславича Всеволоду суздальському є в Лаврентіївському літопису. Вони відбивають суздальську ідеологічну тенденцію, зобразити володимирського зверхника головним сувереном всієї Русі. Роман Мстиславич у ці стосунки не втручався], обещаться притом не быть в союзе с Ольговнчами и половцами, не делать мщения киевлянам и быть спокойным владетелем Киевского княжения.