Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Устроение Киевоподола

Берлинский М. Ф.

Киевподол расположен на низменной равнине, простырающейся от подошвы гор Старокиевской, Киселевки [нарочитый бугор горы, простирающейся на северо-запад от Старого Киева, стр. 106, 181] [інші назви гори: Замкова або Флорівська. Один час з нею ототожнювали літописну Хоревицю] и Скавики [стр. 28, 106, 155] [літописна Щекавиця] до Днепра; кроме того, что все едва способные для поселения удолия и овраги, между сими горами проходящие, заселены домами; да и великое их число настроено по косогорьям сих гор. Наибольшее [с. 243] из сих заселенных удолий урочище есть то, которое простирается от Подола между Скавикою и Киселевкою горами по Кудрявскому ручею, и далее от сего на юг между последнею и Кудрявскою горами лежащее Кожевницкое, а потом Горшечников урочище. Главный приезд в сей город от Печерской части есть Хрещатицкий взвоз, проведенный [стр. 132] по косогорью Кучинской или Михайловской горы [стр. 37] и отделяющий от нее глубокий и крутой яр, в котором находится часовня, построенная над Владимировым источником, прославленным крещением сыновей сего святого князя [стр. 36. В сем колодязе 15 июля в день с.Владимира бывает освящение воды], в котором, однако, охренная вода ко употреблению не годится [через три роки після написання книги М. Берлинського тут споруджено пам'ятник Магдебурзького права, що зберігся до наших днів (нещодавно реставрований). Під середньою аркою цоколя колись було джерело, згодом ліквідоване]. Другой приезд из Старого Киева есть Андреевский спуск [стр. 175]; третий весьма тесный, нисходящий мимо архиерейского Кудрявского дворца; четвертый и того хуже, проходящий мимо Скавицкого кладбища, и пятый, составляющий низменную дорогу, проходящий с западной стороны от села Преорки.

На Подоле улиц и переулков считается более ста тридцати, кои по большей части тесны, и главнейшие только из них вымощены бревнами; однако и о прочих прилагают старание сделать их лучше и попространнее. Домы по большей части деревянные, низкие и обыкновенно в один этаж, без всякой симметрии в городе расположенные, о лучшем устроении которых также сделано определение. Кроме маленьких для стоку воды крытых проведенных канальцев, главный есть только один, проходящий от Кудрявской горы ко Днепру, и разделяющий его на две неравные части. Сей канал [из Кожевницкого урочища и Глубочицкого яру проходящих двух ручаев составляется сей канал] еще в прошедшем веке составлял с западной стороны предел Киевоподола; по одной стороне которого проведен был земляной вал с построенными в проездах его башнями, из коих только одна Воскресенская оставалась до 799 года в существовании, прочие же находившиеся в разных выездных местах из города, давно уничтожены [башты Бискупская и Малая Мещанская существовали на местах близ Царяконстантиновской церкви; Спасская близ Днепра и Преображенской церкви; Духовская тоже близ берега и того названия церкви; Хрещатицкая с приезда от Хрещатика на Подол; Кожемяцкая на перекрестке улиц против Крестовоздвиженской церкви. Сверх того находились разные стрельницы между сими башнями и у берега днепровского] [колишню р.Глибочицю пізніше називали Канавою (зараз її взято в мури і сховано під землею). На плоскій частині Подолу вона робила великий закрут-коліно – аж до нинішніх вулиць Щекавицької та Ратманської. Пізніше була випрямлена і обвалована (нинішні вулиці Верхній вал та Нижній вал). Стародавній подільський вал («Столпіє») проходив в районі Щекавицької та Ратманської вулиць, впираючися одним краєм в Щекавицю, другим – в русло Почайни]. Знатнейшие строения в сей части города суть: академии принадлежащие, магистрата Киевского, девичьего Флоровского Вознесенского и греческого Екатерининского монастырей. [с. 244]