Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

1. Начальное, среднее
и профессиональное образование

В начале [18]60-х годов передовая общественная мысль России решительно выступила за реформу народного образования. Вокруг этого вопроса разгорелась острая борьба. Выступая против крепостнической системы воспитания, прогрессивная общественность страны выдвинула идею бессословного образования и общеобразовательной школы. Великий русский педагог К.Д.Ушинский требовал создания народной школы, основным заданием которой должно было стать изучение родного языка. Н.И.Пирогов выдвинул идею всеобщего обучения, которое бы предшествовало специальному образованию. Однако наиболее последовательную и правильную позицию занимали революционные демократы во главе с Н.Г.Чернышевским. Чернышевский и Добролюбов считали необходимым условием коренной перестройки народного образования революционное преобразование России. Они боролись за введение в школах всех ступеней бесплатного обучения.

Необходимость школьной реформы обусловливалась требованиями экономического развития России. Подготовка к ней продолжалась восемь лет. Наконец в 1864 г. были утверждены «Положение о начальных народных училищах» и «Устав гимназий и прогимназий». Последний в основном учитывал предложения Н.И.Пирогова; были созданы классические и реальные гимназии и прогимназии. Школьная реформа [18]60-х годов явилась важным этапом в истории народного образования в России и представляла собой шаг вперед по пути замены сословной школы классовой.

[18]60-е годы были периодом некоторого сдвига в системе воспитания. В школах появились учителя, которые, пропагандируя идеи передовых педагогов, в частности К.Д.Ушинского, утверждали новое, более гуманное отношение к ученикам. Однако это еще не означало, что не осталось педагогов-чиновников. Бюрократически-чиновничий общественный строй всемерно способствовал их «деятельности», в то же время всячески мешая учителям, выступавшим с передовыми педагогическими идеями. После подавления польского восстания 1863 г. в стране усилилась реакция, прокатилась волна русификации и расправ с прогрессивными деятелями. Усиление реакции отразилось и на жизни учебных заведений.

Царь провозгласил, что основной задачей правительства теперь должна быть «охрана русских людей от тех зародышей вредных псевдоучений, которые со временем могли бы поколебать общественное устройство»; было приказано воспитывать юношество «в духе истин религии, уважения к правам собственности и соблюдения коренных основ общественного порядка» [М.Ф.Даденков, Історія педагогіки, К., 1947, стр. 245]. Проводником этой политики правительства в области народного образования стал министр просвещения граф Д.Толстой, разработавший несколько реакционных школьных уставов.

Народные училища по «Положению» 1864 г. открывались и содержались различными ведомствами, духовенством, а также обществами и частными лицами. Программа и организация их могли изменяться в зависимости от местных условий. К руководству школьными делами были допущены представители местного самоуправления – земств и городских дум. Однако

«земство с самого начала было осуждено на то, – писал В. И. Ленин, – чтобы быть пятым колесом в телеге русского государственного управления, колесом допускаемым бюрократией лишь постольку, поскольку ее всевластие не нарушалось…» [В.И.Ленин, Соч., т. 5, стр. 32].

«Положение» предоставляло приходским священникам право наблюдать за религиозно-моральным направлением в начальных школах. В начальных школах изучались такие предметы: закон божий, чтение по книгам гражданским и церковным, письмо, первые четыре действия арифметики, церковное пение. В 1874 г. было утверждено разработанное Д.Толстым новое «Положение о начальных народных училищах». Согласно с ним, сохранялась учебная программа и деление школ по типам, установленным уставом 1864 г. По этому положению народная школа была отдана под наблюдение правительственных чиновников – инспекторов народных училищ, а уездные училища реорганизованы в шестилетние городские училища. Они должны были давать необходимые знания детям «нижних промышленных классов». Учебные планы и программы училищ строились так, что после окончания их нельзя было поступить ни в одну из средних общеобразовательных школ (гимназию или реальное училище).

Для Киева, Киевской, Подольской и Волынской губерний в 1869 г. было издано специальное «Положение», согласно которому, по-первых, наиболее важные вопросы управления народными училищами решались в совете инспекций под председательством попечителя, то есть усиливалось наблюдение за учениками, а во-вторых, вместо шестилетних школ создавались двухклассные городские школы.

Царская администрация проводила политику русификации. В школах Украины по закону от 18 мая 1876 г., сохранявшему силу почти до Великой Октябрьской социалистической революции, запрещалось обучать детей на родном языке.

Политика самодержавия в области образования, направленная на то, чтобы всячески ограничивать его распространение среди трудящихся, давала свои результаты. Однодневная перепись, проведенная в 1874 г., показала, что в некоторых частях города (Плоская, Лыбедская, Зверинец, Лукьяновка, Куреневка), населенных преимущественно трудящимися, взрослое население было почти полностью неграмотным. Среди детей школьного возраста процент грамотных был незначителен. Так, в Лукьяновском квартале на 7367 человек населения приходилось всего две школы, в то же время в этом районе на 100 жителей был один трактир.

На Демеевке и в Саперной слободке на 3513 человек населения имелась одна небольшая частная школа, которую посещало около 70 учеников, тогда как детей в возрасте от 7 до 14 лет насчитывалось 552, из них неграмотных почти 79%. Из этого числа детей дворян было 32, из них неграмотных – 22%, детей мещан – 110, из них неграмотных – 72%, детей крестьян – 153, из них неграмотных – 84%, солдатских детей – 102, из них неграмотных – 76%. Приведенные данные показывают, что наибольшее количество неграмотных было среди детей трудового народа

Училища, расположенные на окраинах, находились в худших условиях и имели менее квалифицированных учителей. Так, учитель Лукьяновского училища получал в год на 100 руб. меньше, чем учитель такой же школы в центре города [«Киевлянин», № 61 от 23 мая 1874 г.; № 67 от 6 июня 1874 г.].

Пользуясь тем, что существовавшие школы не могли охватить и половины всех детей, различные дельцы, не имевшие необходимого образования и подготовки, с целью наживы открывали тайные школы. В 1874 г. таких школ было обнаружено больше десяти [«Киевлянин», № 67 от 6 июня 1874 г.].

По данным за 1874 г., в Киеве насчитывалось 37 начальных школ, в том числе: министерства просвещения 26 (1467 учащихся), государственного ведомства – 4 (538 учащихся), VI отделения канцелярии царя – 4 (396 учащихся), министерства внутренних дел – 2 (50 учащихся), военного министерства – 1 (300 учащихся). В них обучался 2751 ученик, из них мальчиков – 66%, девочек – 34%. На 2156 жителей приходилась одна школа [«Объяснительный текст к карте народного образования в России в 1874 г.», СПб., 1880, стр. 72-73]. Через 14 лет, в 1888 г., количество начальных школ почти не изменилось [«Киев теперь и прежде», К., 1888, стр. 11].

Здание первой гимназии

Здание первой гимназии. Фото последней четверти XIX в. [с. 410]

Во второй половине XIX в. развивалось также и среднее образование. Дальнейшее развитие капиталистических отношений требовало увеличения не только количества сословных учебных заведений, но и классовых школ. В.И.Ленин в статье «Перлы народнического прожектерства» (1897), анализируя положение образования в России, показал разницу между сословной и классовой школой. Сословная школа ограничивала состав учащихся принадлежностью их к определённому сословию. Типичными сословными учебными заведениями были: институты благородных девиц, кадетские корпуса, духовные училища. Классовая школа формально открыта для всех, независимо от сословний принадлежности, однако фактически в ней имели возможность учиться только дети, родители которых могли платить значительную сумму за обучение. Школа остаётся классовой и тогда, когда она бесплатная, так как плата за обучение – это лишь небольшая часть тех расходов, которые несут родители. Классовая школа не требует особых программ для богатых и бедных, ибо бедные всё равно не могут в ней учиться [В. И. Ленин, Соч., т. 2, стр. 429 – 440.]

Во второй половине XIX в. кроме Института благородных девиц, кадетского корпуса, духовных семинарий и училищ в городе существовало уже определенное количество классовых учебных заведений. К ним относились отдельные классические мужские гимназии, четыре женских гимназии, реальное училище, Александровское ремесленное училище и др. [«Киев теперь и прежде», стр. 11]

В конце [18]60-х годов Киево-Подольское уездное училище было преобразовано в прогимназию, а в 1874 г. – в 3-ю мужскую гимназию. Плата за обучение в ней составляла 60 руб. в год. В 1872 г. открылась еще одна прогимназия, которая в 1883 г. была преобразована в 4-ю гимназию. Плата за обучение в ней достигала 50 руб. в год. В 1885 г. основана восьмиклассная Киево-Печерская гимназия.

Кроме казенных возникали и частные классические мужские средние школы. В 1871 г. открылась средняя школа закрытого типа, так называемая коллегия Павла Галагана, созданная богатым украинским помещиком Галаганом. Воспитателями в нее приглашались люди с университетским образованием, одновременно они являлись и учителями

Еще одна частная средняя школа – шестиклассная прогимназия А.В.Готлиба – открылась в 1897/98 учебном году. Она была реорганизована из мужского училища второго разряда. Гимназия находилась на Тимофеевской улице. Плата за обучение в ней составляла 100 и 120 руб. в год.

Наряду с классическими прогимназиями и гимназиями во второй половине XIX в. создавались также реальные училища. Устав училищ был утвержден в 1872 г. министром просвещения графом Толстым. Согласно ему реальные училища должны были давать ученикам общее образование. В программе училищ не было древних языков, вместо них изучались физика и математика. Кроме того, в программу вводились естествознание и черчение. Однако, несмотря на увеличение числа общеобразовательных предметов, реальные училища продолжали оставаться учебными заведениями, откуда доступ в университеты был закрыт.

Первое реальное училище в Киеве открылось в 1873 г. В конце [18]80-х годов в нем было шесть основных классов и столько же параллельных, два коммерческих отделения и один дополнительный класс общего образования. Плата за обучение в училище в конце XIX в. составляла 250 руб. в год. Второе реальное училище под названием «Училище св.Екатерины» основано в 1894 г. Оно находилось в помещении евангелическо-лютеранской общины и содержалось на средства совета общины, а также за счет платы за обучение. Плата за обучение в разных классах была неодинаковой: в подготовительном – 70 руб., в 1-м – 80 руб., в 4-7-м – 90 руб. в год.

Значительно быстрее, чем раньше, в этот период развивалось женское среднее образование. В мае 1869 г. была создана первая женская гимназия министерства просвещения, однако открылась она только в январе 1870 г. В конце века здесь насчитывалось 14 классов: семь основных, пять параллельных, один педагогический и один подготовительный. Плата за обучение в подготовительном и 1-7-м классах составляла 45 руб., во 2-3-м педагогическом – 60 руб. в год.

В 1890 г. открылась частная женская гимназия А.А.Бейтель, реорганизованная из женского училища первого разряда. Плата за обучение в ней составляла от 80 до 100 руб. в год. В 1897 г. из частного женского учебного заведения второго разряда при евангелическо-лютеранской церкви организована еще одна женская гимназия с платой за обучение в подготовительном классе 50 руб., в 4-м – 70 руб., в 5-7-м – 90 руб. в год. Третья частная женская гимназия А.Г.Дучинской открылась в 1898 г. Плата за обучение в ней составляла 75-125 руб. в год [«Памятная книжка Киевского учебного округа на 1897 год», К., 1897, стр. 32].

Среди киевских педагогов было немало последователей К.Д.Ушинского. Они отдавали все свои силы развитию народного просвещения. Среди них прежде всего следует назвать учителя 4-й гимназии М.Ф.Левицкого.

Заметный след оставил и учитель истории 2-й гимназии Н.С.Тумасов. Он закончил в 1863 г. историко-филологический факультет Киевского университета и был назначен младшим учителем в Немировскую гимназию, откуда его в том же году перевели на должность старшего учителя истории в Черниговскую гимназию. Через год он перешел младшим учителем географии во 2-ю Киевскую гимназию. В 1870 г. Н.С.Тумасов занял должность учителя истории в этой же гимназии, где проработал почти 20 лет. Несмотря на то, что введенная в начале 70-х годов классическая система в значительной степени ограничивала рамки изучения такого предмета, как история, его уроки увлекали учеников. Тумасов сдал магистерский экзамен и в 1872 г. защитил диссертацию на тему «Историко-юридический быт русского крестьянства».

Отношение начальства к таким передовым педагогам, как Тумасов, было недоброжелательным. После многих лет самоотверженной работы они могли быть уволены с работы или переведены по желанию начальства. Так произошло и с Тумасовым. В 1886 г. попечитель учебного округа С.П.Голубцов неожиданно перевел его учителем истории в Полтавское реальное училище. Через полгода больной Тумасов переехал в Петербург, где и умер 23 декабря 1886 г.

Промышленное развитие страны, большое железнодорожное строительство, проникновение капитализма в сельское хозяйство – все это вызвало к жизни школы профессионального просвещения. Если не брать во внимание отдельные профессиональные школы, созданные правительством еще в первой половине XIX в. в государственных усадьбах для подготовки служащих и специалистов низшей квалификации для рудников и других предприятий, то фактически средние и низшие технические школы в России возникли в 60-х годах.

Создавали профессиональные школы, как правило, частные лица и общественные организации. Порядок их открытия был определен законом от 23 августа 1869 г. Позднее, 7 марта 1888 г., были утверждены «Основные положения о промышленных училищах (средних технических, низших технических, ремесленных училищах, общих промышленных училищах)». В 1889 г. министерство просвещения разработало устав трех основных типов промышленных училищ, а в 1893 г. был определен особый тип профессиональных училищ – школ ремесленных учеников.

Первой профессиональной школой в Киеве было железнодорожное училище, открытое в связи с введением в строй в 1870 г. железной дороги Киев – Одесса. Оно должно было готовить квалифицированные кадры различных специальностей для обслуживания железной дороги. В 1874 г. было открыто Александровское ремесленное пятиклассное училище. Последний класс был практическим. Оно находилось в двух помещениях: классы и пансион – в собственном здании по Игоревскому переулку, мастерские – в городском здании на Братской улице. Бюджет училища состоял из сумм, отпускавшихся городской думой, платы за обучение и выручки от продажи изделий мастерской училища. Других средних ремесленных училищ в Киеве до конца XIX в. не было.

Кроме мужских профессиональных школ, с 1865 г. существовало частное женское училище и ремесленные классы. Последние находились на Андреевском спуске, 34. Училище имело два отделения – младшее, общеобразовательное, в составе четырех классов с программой женской прогимназии и старшее, состоявшее из трех ремесленных классов, в которых изучались рукоделие, домоводство и различные сельскохозяйственные работы (садоводство, огородничество и др.). В 90-е годы при частном женском училище открылись вечерние курсы рукоделия для взрослых.

В Киеве по сравнению с другими городами Украины в это время имелось значительно больше общеобразовательных школ, однако они охватывали лишь часть детей школьного возраста. Высокая плата за обучение делала школу недоступной для детей рабочих, мелких служащих. По данным всероссийской переписи населения, проведенной в 1897 г., в Киеве насчитывалось 247,7 тыс. жителей, из них грамотных только 55,4%. Всего детей в возрасте семи лет насчитывалось 4252, из них грамотных – 1595 (37,5%), в возрасте восьми лет – 3761, из них грамотных – 1822 (48,4%), девяти лет – 3688, из них грамотных – 2456 (66,5)%, десяти лет – 3803, из них грамотных – 2788 (73,3%). В целом из 31766 детей и подростков в возрасте 7-14 лет грамотных насчитывалось 21 370, или 67 % [«Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г.», т. XVI, Киевская губерния, стр. 1]. Иначе говоря, каждый третий ребенок школьного возраста был неграмотным.


По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 1, с. 406 – 412.